Контрольная работа по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 01:15, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос1 : В период феодальной раздробленности части расколовшейся Киевской Руси испытывали влияние с востока (Золотой Орды) и запада (Великого княжества Литовского и Русского). Проанализируйте, какие сходные этапы прошли Древнерусское государство, татаро-монгольские государства, Великое княжество Литовское и Русское? Выскажите свое мнение о схожести, отличии и взаимовлиянии в развитии их государственности.
Вопрос2: В конце XIX — начале XX вв. среди государственных деятелей-реформаторов выделяются С.Ю. Витте и П.А. Столыпин. Проанализируйте их деятельность на государственных постах и ответьте на вопросы: какие преобразования, задуманные ими, были успешны, и как эти преобразования повлияли на общественно-политический строй России?

Вложенные файлы: 1 файл

Витте и столыпин.docx

— 51.04 Кб (Скачать файл)

События "Кровавого воскресенья" произвели коренной переворот в  мышлении рабочих масс, разорвали  те духовные узы, которые связывали  царя и простых рабочих.

17 января 1905 года Николай II, обращавшийся  за советом к Витте и другим  министрам, приказал ему составить  из них совещание по "мерам,  необходимым для успокоения страны", и о возможных реформах. Именно  осенью 1905 года (в октябре) впервые  обсуждалась на совещании Витте  с "общественными деятелями"  кандидатура Столыпина на пост  министра внутренних дел. С  этого периода они находились  на политической арене одновременно.

П.А.Столыпин (1862-1911 гг.) - выходец из старого дворянского рода, известного с конца XVI века. Род Столыпиных дал России выдающихся политических и литературных деятелей. Бабушка М.Ю.Лермонтова - урожденная Столыпина. Прадед - сенатор А.А.Столыпин - друг М.М.Сперанского, крупнейшего государственного деятеля начала XIX века. Отец - Аркадий Дмитриевич - участник Крымской войны, друг Л.Н.Толстого, навещавший его в Ясной Поляне. Мать П.А.Столыпина - Анна Михайловна - урожденная Горчакова - племянница канцлера России А.М.Горчакова, одноклассника А.С.Пушкина по лицею. Жена Петра Аркадьевича - правнучка А.В.Суворова. Таким образом, семья Столыпиных в XIX - XX веках была в родстве и дружбе со знаменитейшими людьми России. Семья П.А.Столыпина владела поместьями в Нижегородской, Казанской, Пензенской и позже Каунасской губерниях.

Петр Аркадьевич Столыпин не пошел  по традиционной для его фамилии  службе, он не стал ни дипломатом, ни военным, окончив Виленскую гимназию, неожиданно для всех родственников и друзей, он поступает на физико-математический факультет Петербургского университета. После окончания университета он служит в министерстве государственного имущества, но через год переводится в Министерство внутренних дел и попадает, предводителем дворян, в Ковенскую губернию, где на собственном опыте познает заботы и тяготы аграрной России.

В 1902 году Столыпин участвовал в особом совещании, на котором говорилось о  нуждах сельскохозяйственной промышленности. Там он решительно высказался за уничтожение  общинной чересполосицы и расселение по хуторам. Это заявление явилось  неким начальным положением его  в будущем обширной "аграрной реформы". Надо отдать должное смелости Столыпина: когда разгорелась полемика о путях аграрной реформы между  Витте и Плеве, он не поддержал  позиции своего начальника, хотя в 1902 году убеждения Столыпина были еще  весьма далеки от четкой программы  Витте, которая была отклонена накануне революции 1905-1907 года.

В марте 1903 года Столыпина назначают  губернатором в более крупную  и важную саратовскую губернию. Здесь  и застала его первая революция, в которой проявились две его  характерные черты: во-первых, он не смущался карать не только левых, но и  правых, если их деятельность переходила за рамки дозволенного. Во-вторых, в  отличие от большинства высокопоставленных деятелей Столыпин был лично храбр  и не боялся оставаться лицом к  лицу с разгневанной толпой. Он не просто заявил революционерам с трибуны  Государственной Думы: "Не запугаете!", но и на самом деле вел себя бесстрашно.

В апреле 1906 года Столыпин назначен министром  внутренних дел и вся борьба с революцией ложится на его плечи. Вскоре он сменяет Горемыкина на посту председателя Совета министров. Ему было доверено проложить политический курс в новых исторических условиях - обеспечить сожительство дотоле ничем не стесненного самодержавия с "народным представительством". Подключившись к работе, он начал политику успокоения народа.

Столыпин был убежденным противником  революционных крутых мер, которые, по его мнению, не будут способствовать развитию экономики и повышения  качества жизни народа. В намерения  Столыпина не входило ни восстановление абсолютизма, ни уничтожение народного  представительства - он стремился лишь к установлению в России консервативной, но строго конституционной монархии. Его мечтой была могучая, централизованная империя, экономически здоровая и культурно  развитая. "Противникам государственности, - сказал он, выступая в Думе, - хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам  нужна великая Россия!"

Судьба монархии зависела от воли и способностей верховной власти осуществить комплекс реформ, которые  объективно стояли перед страной. Решить эту задачу призвана была программа, которую П.А.Столыпин изложил 24 августа 1906 года. Она состояла из двух частей "успокоения и реформ". Новый премьер министр полагал, что 20 лет внутреннего и внешнего спокойствия России радикально преобразят ее. Первая часть правительственной программы предусматривала беспощадную борьбу с революционным движением. Этой цели служило и объявление на военном положении отдельных губерний, введение в них военно-полевых судов, которые разбирали дела и выносили приговоры в течение 48 часов. За август 1906- апрель 1907 было вынесено 1102 смертных приговора(за 30 лет до 1905 их было вдвое меньше). Высылка в административном порядке неблагонадежного в политическом отношении элемента из крупных городов в 1906-1907 годах составила не менее 26 тыс. человек.

Вторая часть правительственной  программы предлагала проведение реформ. Ее стержнем стала аграрная реформа. С 1861 года она была вторым крупным  шагом, призванным изменить положение  крестьянства. Революция показала, что надежды царя на крестьянство как оплот режима оказались несостоятельны. Поэтому Столыпин полагал создать  в деревне слой крупных хозяев (кулаков), которые могли стать  опорой власти в борьбе с революцией. Сохранение в деревне общины препятствовало развитию буржуазных отношений. Разрушение общины и насаждение частной крестьянской земельной собственности составляло главное содержание земельной реформы. Что касается помещичьего землевладения, то его также необходимо было модернизировать  в интересах самих же помещиков - снизить их влияние на ведение  дел в крестьянском хозяйстве, но сохранить господствующее положение  дворянского сословия в российском государстве. Каждый крестьянин отныне мог выйти из общины, объявить своей  частной собственностью надельный  участок земли. Все земли, разбросанные в разных местах, разрешалось соединить  в один участок, присоединив приусадебный участок, и перенести дом с  постройками (хутор). Это вело к тому, что единый деревенский мир (община) исчезал, как исчезала и деревня.

Столыпин разработал и реализовал реформу о добровольческом переселении  крестьян в районы Западной Сибири. Переселение в районы Сибири и  другие малоосвоенные территории России значительных масс населения центральных  губерний решало важную общенационально-стратегическую задачу- укрепление обороны страны и служило средством борьбы с малоземельным перенаселением центральных районов России. В течение 15 лет население Сибири увеличилось на 3 млн. человек. Но во многих публикациях до сих пор утверждают, что аграрные преобразования, осуществленные под руководством Столыпина, не принесли желаемых результатов.

 

В 1906 - 1907 году указаниями царя часть  государственных и удельных земель была передана Крестьянскому банку  для продажи крестьянам с целью  ослабления земельного дефицита. Кроме  того, с размахом проводилась Банком покупка земель с последующей перепродажей их крестьянам на льготных условиях, посреднические операции по увеличению крестьянского землепользования. Он увеличил кредит крестьянам и значительно удешевил его, причем банк платил больший процент по своим обязательствам, чем платили ему крестьяне. Разница в платеже покрывалась за счет субсидий из бюджета, составив за период с 1906 по 1917 год 1457,5 млрд. рублей.

Банк активно воздействовал  на формы землевладения: для крестьян, приобретавших землю в единоличную  собственность, платежи снижались. В итоге, если до 1906 года основную массу  покупателей земли составляли крестьянские коллективы, то к 1913 году 79,7% покупателей  были единоличными крестьянами.

Ссуды крестьянского банка не могли  полностью удовлетворить спрос  крестьянина на денежную массу. Поэтому  значительное распространение получила кредитная кооперация, которая прошла в своем движении два этапа. На первом этапе преобладали административные формы регулирования отношений  мелкого кредита. Создавая квалифицированные кадры инспекторов мелкого кредита и ассигнуя значительные кредиты через государственные банки на первоначальные займы кредитным товариществам и на последующие займы, правительство стимулировало кооперативное движение. На втором этапе сельские кредитные товарищества, накапливая собственный капитал, развивались самостоятельно. В результате была создана широкая сеть институтов мелкого крестьянского кредита, ссудосберегательных банков и кредитных товариществ, обслуживавших денежный оборот крестьянских хозяйств. К 1 января 1914 года количество таких учреждений превысило 13 тысяч.

Кредитные отношения дали сильный  импульс развитию производственных, потребительских и сбытовых кооперативов. Крестьяне на кооперативных началах  создавали молочные и масленые артели, сельскохозяйственные общества, потребительские  лавки и даже крестьянские артельные  молочные заводы.

В январе 1916 г. из общины вышло около 3 млн. домохозяйств Поволжья, юга Украины, Сибири. В целом реформа способствовала развитию буржуазных отношений в  деревне. Значительно усилилась  позиция кулака , который давал 50% товарного хлеба и начал осваивать внешний рынок. Посевные площади увеличились на 10%. Экспорт хлеба достиг 20-25%, а в урожайные годы - 40%.

Однако едва ли правомерно относить это только к достижениям столыпинской реформы: отмена выкупных платежей стимулировала развитие аграрного сектора; рост мировых цен на хлеб способствовал его вывозу: сыграли свою роль и погодные условия, когда в 1912-13 гг. были получены очень высокие урожаи.

Власти не удалось главное - разрушить  общину и создать сразу массовый слой крестьян-собственников. Отруба и  хутора сами по себе не являлись еще  условием прогресса, около 50% их оказались  нежизнеспособны. Переселенческая  политика, при всех ее недостатках, вне сомнения, была явлением положительным. Но она не ликвидировала ни перенаселенности, ни земельного голода в деревне.

Бюрократические методы, схематизм  в осуществлении реформы, психология крестьян затрудняли ее успешное проведение. Община обнаружила свою жизнеспособность. Она обеспечила не только защиту от помещика, но и минимальный прожиточный  уровень. Главное же состояло в том, что одна эта реформа, ставшая "осью" всей внутренней политики правительства, не способна была решить проблемы, которые  стояли перед страной. Требовался комплекс реформ.

Они имелись в арсенале Столыпина. Реорганизация земского самоуправления призвана была открыть дорогу в него крепким хозяйствам, проект преобразований местной администрации - губернского и уездного звена - снижал влияние не эти органы помещиков, рабочее законодательство (страхование рабочих, сокращение рабочего дня и др.) должно было перевести рабочее движение с революционного на реформистский путь, в вопросах вероисповедания Столыпин предложил снять ряд ограничений (о старообрядцах, переход из православия, облегчение смешанных браков), что смягчило бы религиозную борьбу в стране.

Предполагая децентрализовать управление Россией, Столыпин был намерен произвести реорганизацию администрации и  полиции России. Преградой к реорганизации  на самых низах государственного управления являлась сословная иерархия. Уезды возглавляли уездные предводители дворянства, многим из которых, однако, по причинам обеднения дворянства, произошедшего еще в конце  прошлого столетия, приходилось служить  в городах и появляться в своих  уездах лишь изредка. Связь между  уездами и дворянством была ослаблена. А между тем, происходил рост других слоев населения - промышленников и  купцов, городской интеллигенции  и др. - которые добивались права  голоса. С учетом этого в проекте  предлагалось вместо предводителей  дворянства поставить во главе уезда  уездных начальников из местной  среды, назначенных министром внутренних дел. На губернском уровне проект предполагал  усиление власти губернаторов, сосредоточения в его руках всего механизма  управления губернией. Параллельно  с этим был разработан проект реорганизации  полиции, численность которой в  те времена была явно недостаточной.

Программа реформ затрагивала все  отрасли государственного управления и была рассчитана, по замыслу Столыпина, на 20 лет. Эти реформы, по мысли Столыпина, делали империю более современной, вели к укреплению монархии. Этой же цели служил и законопроект о введении всеобщего начального образования  в стране.

Однако все эти проекты встретили  ожесточенное сопротивление господствующих классов. Только в национальном вопросе  между Столыпиным и ними разногласия  отсутствовали. Вокруг курса правительства  разгорелась острая борьба. Николай II встал в конце концов на сторону правых. Он опасался, что реформы в конечном итоге поставят под вопрос само существование монархии. В придворных кругах заговорили об отставке Столыпина. Развязка была трагической - 1 сентября 1911 г. П.А.Столыпин был смертельно ранен в Киеве агентом охраны Д.Г.Богровым, при преступном попустительстве высших чинов полиции. Гибель Столыпина означала, что власть, сделав шаг на пути преобразования монархии в буржуазию, отказалась от предыдущих реформ.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории"