Контрольная работа по "Истории мировых цивилизаций"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 21:14, контрольная работа

Краткое описание

Задание 1. Рассмотрите варианты периодизации истории российской цивилизации, предложенные Н.М. Карамзиным, В.С. Соловьевым, В.О. Ключевским. Какой из них вам представляется наиболее целесообразным? Обоснуйте свой ответ.
H.M. Kарамзин видел историю как процесс духовного совершенствования человечества, в котором действуют великие люди. Жизнь этих людей и есть история народа. Идею о том, что «Россия основалась победами и единоначалием, гибла от разновластья, а спасалась мудрым самодержавием», Карамзин положил в основу периодизации отечественной истории.
Н.М. Карамзин

Вложенные файлы: 1 файл

история мировых цивилизаций.docx

— 45.86 Кб (Скачать файл)

Социальные факторы проявлялись  в усложнении структуры общества. В нем появились разные социальные слои, отличающиеся друг от друга по профессиональным признакам, по материальному  положению, объему прав и привилегий. Образовалось государство - система  органов управления обществом.

Еще одним важнейшим фактором развития цивилизаций стало появление  письменности.

В отличие от восточных обществ  античное развивалось весьма динамично, так как с самого начала в нем  разгорается борьба между закабаляемым в долевое рабство крестьянством  и аристократией. У других народов  она заканчивалась победой знати, а у древних греков демос (народ) не только отстоял свободу, но и добился  политического равенства. Причины  этого кроются в бурном развитии ремесла и торговли.

В античной цивилизации на первый план вышли частнособственнические отношения, проявилось господство частного товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок.

Появился первый в истории образец  народовластия -- демократия как олицетворение свободы.

В античном мире были заложены основы гражданского общества, предусматривающего право каждого гражданина участвовать  в управлении, признание его личного  достоинства, прав и свобод.

Одной из особенностей цивилизации  классической Греции явился стремительный  подъем материальной и духовной культуры. В области развития материальной культуры отмечалось появление новой  техники и материальных ценностей, развивалось ремесло, сооружались  морские гавани и возникали новые  города, шло строительство морского транспорта и всевозможных памятников культуры и т.п.

Порождением высочайшей культуры древности  является цивилизация эллинизма, начало которой положило завоевание Александром  Македонским в 334-328 гг. до н.э. Персидской державы, охватывавшей Египет и значительную часть Ближнего Востока до Инда и  Средней Азии.

К характерным особенностям цивилизации  эллинизма можно отнести: специфическую  форму социально-политической организации -- эллинистическая монархия с элементами восточной деспотии и полисного  устройства; рост производства продуктов  и торговля ими, развитие торговых путей, расширение денежного обращения, в  том числе появление золотых  монет; устойчивое сочетание местных  традиций с культурой, принесенной  завоевателями и переселенцами -- греками и другими народами.

Цивилизация Древнего Рима по сравнению  с Грецией была более сложным  явлением. Первоначально население  Рима состояло из трехсот родов, старейшины которых составляли сенат; во главе  общины стоял царь (по-латыни-reve). Царь являлся верховным военачальником и жрецом. Позднее присоединенные к Риму жившие в Лациуме общины латинов получили наименование плебеев (плебс-народ), а потомки старых римских родов, составлявшие тогда аристократический слой населения, получили название патрициев.

  

Задание 4.  Перечислите основных правителей Руси IX — XV вв. Кто из них, с вашей точки зрения, внес наибольший вклад в развитие российской цивилизации? Обоснуйте свой ответ.

Игорь (912—945) — древнерусский князь. Продолжал деятельность Олега, подчиняя восточнославянские племена. Совершал походы в Константинополь, в 941 г. — неудачный, в 944 г. заключил договор с Византией. Был убит древлянами при попытке собрать с них дань вторично.

Ольга (945—962) — киевская княгиня, жена Игоря. Подавила восстание древлян. Установила размер дани (урок) и устроила места сбора дани (погосты). В 957 г. приняла христианство, крестилась под именем Елена. Канонизирована Православной церковью.

Святослав (962—972) — древнерусский князь, выдающийся полководец. С 964 г. совершал походы из Киева на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы; подчинил вятичей, воевал с Волжской Булгарией, разгромил Хазарский каганат, в 967 г. воевал с Болгарией за Подунавье. В союзе с венграми и болгарами вел русско-византийскую войну 970—971 гг. Укрепил внешнеполитическое положение Киевского государства. Был убит печенегами у днепровских порогов.

Владимир I Святой (?—1015 гг.) — великий князь киевский с 980 г., младший сын Святослава. Покорил вятичей, радимичей и ятвягов, воевал с печенегами, Волжской Булгарией, Византией и Польшей. При нем сооружены оборонительные рубежи на южных и юго-западных границах. Около 988 г. ввел в качестве государственной религии христианство. При Владимире I Древнерусское государство вступило в период своего расцвета, усилился международный авторитет Руси. В русских былинах князя называли Красным Солнышком. Канонизирован Русской православной церковью.

Ярослав Мудрый (ок. 978—1054 гг.) — великий князь киевский (с 1019 г.), сын Владимира I. Изгнал Святополка Окаянного, боролся с братом Мстиславом, разделил с ним государство в 1026 г. После смерти Мстислава в 1036 г. Русь вновь объединилась. Рядом побед обезопасил южные и западные границы Руси. Установил династические связи со многими странами Европы. При нем составлен общерусский свод законов Русская Правда.

Владимир Мономах (1053—1125 гг.) — князь смоленский (с 1067 г.), черниговский (с 1078 г.), переяславский (с 1093 г.), великий князь киевский (с 1113 г.). Сын Всеволода I и дочери византийского императора Константина Мономаха. Призван киевскими боярами во время восстания. Боролся против княжеских междоусобиц. Разработал «Устав», ограничивавший произвол ростовщиков. В «Поучении» призывал сыновей укреплять единство Руси.

Юрий (Георгий) Влади́мирович, по прозвищу Долгорукий (1090-е годы — 15 мая 1157 года, Киев) —князь ростово-суздальский и великий князь киевский, шестой сын Владимира Всеволодовича Мономаха. Традиционно считается основателем Москвы.

Александр Ярославич  Невский ( 13 мая 1221, Переславль-Залесский — 14 ноября 1263, Городец) — князь Новгородский (1236—1240, 1241—1252 и 1257—1259), великий князь Киевский(1249—1263), великий князь Владимирский (1252—1263), знаменитый русский полководец.

Иван Данилович Калита (ок.1283 — 31 марта 1340 или 1341, князь Московский с 1325 (фактически с 1322), Великий князь Владимирский (ярлык от хана в 1331), Князь Новгородский c 1328 по 1337. Второй сын Московского князя Даниила Александровича. Прозвище «Калита» по одной из версий получил за своё богатство и щедрость (калита (небольшая поясная денежная сумка).

Дмитрий Иванович Донской (1350—89) — вел. князь моск. (1359—89), вел. кн. владимирский (1362—89, с перерывом). Сын Ивана II Ивановича Красного. После смерти отца (13 февр. 1359) стал моск. кн. В малолетстве Д. И. фактич. главой моск. пр-ва был митрополит Алексий. В 1362 при помощи моск. бояр получил ярлык на вел. княжение. В 1367 при Д. И. построен первый белокам. моск. кремль. Продолжал объединит. политику своих предшественников моск. князей, добиваясь признания за Москвой первенства среди сев.-вост. кн-в. В союзе со своим тестем Дм. Конст. Суздальским совершил в 1376 успешный поход на волжских булгар и мордву. Возглавил вооруж. борьбу рус. народа против монголо-татар, руководил их разгромом в битве на р. Вожа (1378). Объединив воен. силы мн. рус. кн-в, 8 сент. 1380 разгромил в Куликовской битве вторгшиеся на Русь тат. войска Мамая. За победу получил в народе прозвище Донской. После поражения Мамая в Зол. Орде воцарился чингизид Тохтамыш, к-рый сумел вновь объединить Орду. Летом 1382 Тохтамыш предпринял успешный поход на Русь. Оставив Москву, Д. И. ушел в Кострому собирать полки. Во время его отсутствия Тохтамыш обманом взял Москву 6 авг. Город был разграблен и разрушен, большая часть жителей перебита или уведена в плен. Д. И. вынужден был признать власть Тохтамыша, заплатить большую контрибуцию, отправить в Орду заложником ст. сына Василия. Д. И. после смерти в 1378 митрополита Алексия активно вмешивался в церк. дела. В своем завещании оставил вел. княжение Владимирское как "свою вотчину" своему сыну Василию без санкции Зол. Орды. В июне 1988 причислен Поместным Собором Рус. правосл. церкви к лику святых. 

Иван III (в крещении Тимофей) Васильевич Великий, Святой (22.01.1440 - 27.10. 1505), великий князь Московский и всея Руси. Сын Василия II Васильевича Темного и вел. кн. Марии Ярославны, дочери серпуховского князя.

Иван беспощадно боролся с княжеско-боярской оппозицией. Он установил нормы налогов, собиравшихся с населения в пользу наместников. В Москве появились первые приказы, ведавшие отдельными отраслями государственного управления. В 1497 был издан общерусский Судебник, с помощью которого стало проводиться судопроизводство. Большую роль стали играть дворянство и дворянское войско. В интересах дворян-помещиков был ограничен переход крестьян от одного господина к другому. Крестьяне получили право осуществлять переход только один раз в году — за неделю до осеннего Юрьева дня (26 ноября) и спустя неделю после Юрьева дня. При Иване появилась артиллерия как составная часть войска. Сурово расправился Иван с движением “нестяжателей”, чья деятельность была направлена на подрыв государственной мощи.

В правление Ивана Московский Кремль был обнесен могучими кирпичными стенами и башнями и стал неприступной крепостью. В Кремле были построены Грановитая палата, Успенский и Благовещенский соборы. Были воздвигнуты также каменные крепости в Коломне, Туле и Иван-городе.

Наибольший вклад в развитие российской цивилизации внес Ярослав  Мудрый.

Княжение Ярослава ознаменовалось общим подъемом страны: росли города, поддерживались постоянные связи с ведущими странами Центральной и Западной Европы, Скандинавией, Византией, восточными странами, распространялось христианство и укреплялись его позиции, Русь достигла территориально-политического и правового единства.

При Ярославе был составлен  первый сборник правовых норм, так  называемая «Русская правда» и издан новый Церковный устав. Церковь получила новые привилегии, усилившие её значение в социально-общественной и духовной жизни общества. Новгороду была пожалована Уставная грамота на городские права - первый из известных нам подобных документов на Руси.  
Важным идеологическим мероприятием Ярослава стало избрание в 1051 г. киевским митрополитом известного церковного деятеля, философа и писателя, русича по происхождению, Илариона. «И постави Ярослав Лариона митрополитом», - констатирует летопись. Этот акт стал первым шагом на пути к созданию независимой от Константинополя Киевской митрополии. Огромное значение имела и канонизация первых русских святых. Ими были провозглашены князь Владимир за приобщение Руси к христианству и братья Ярослава, мученики Борис и Глеб, погибшие в 1015 г. Канонизация собственных святых стала толчком к развитию житийной литературы, призванной обосновать право кандидатов на эту роль.  
Строительство

При Ярославе начинается активное церковное и гражданское строительство  в Киеве, размах которого отвечал  международному престижу государства  и значению его столицы

С именем Ярослава Мудрого  связано и значительное развитие древнерусской культуры и научных  знаний. Князь заботится об образовании  и летописании, о переводе на древнерусский  язык и переписывании необходимых  книг. Конечно же, в большинстве  своем литература была церковной, богослужебной, но постепенно распространялись и книги  светского характера, в том числе  трактаты по истории, философии, праву, юридическим наукам. Усилиями князя  создается библиотека при Софийском  соборе, где заботливо хранились  не только книги, но и важные государственные  документы. Каждая книга представляла собой значительную ценность. Текст  писали на пергаменте, оправы украшали драгоценными камнями, эмалью, золотом  и серебром. К сожалению, книжное  собрание Ярослава не дошло до наших  дней. Возможно, книги погибли во время монголо-татарского нашествия 1240 г., а может, просто были поделены между несколькими монастырскими  библиотеками. С Софией Киевской связан и новый этап в развитии киевского  летописания. Статьи этого периода  не только содержат рассказ об исторических событиях, но и подводят итог деятельности князя Ярослава.

 

 

Задание 5. Решите тест. Установите соответствие:

 

1. Древний Китай

1. Возникновение ислама

2. Япония

2. Возникновение иудаизма

3. Средневековый арабский Восток

3. Возникновение конфуцианства  и даосизма

4. Древняя Индия

4. Возникновение синтоизма

5. Древний Израиль

5. Возникновение буддизма


Ответ:

1. Древний Китай

3. Возникновение конфуцианства  и даосизма

2. Япония

4. Возникновение синтоизма

3. Средневековый арабский Восток

1. Возникновение ислама 

4. Древняя Индия

5. Возникновение буддизма

5. Древний Израиль

2. Возникновение иудаизма 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Всемирная история: учебник для вузов / под ред. Г.Б. Поляка и А.Н.Марковой. – М., 2009.
  2. Валькова В.Г., Валькова О.А. Правители России. – М., 1999.
  3. Уткин А.И Россия и Запад: история цивилизаций. – М., 2000.
  4. http://www.bibliotekar.ru/polk-20/20.htm
  5. http://alfa2omega.ru
  6. http://history.vn.ua/book/person

Информация о работе Контрольная работа по "Истории мировых цивилизаций"