Контрольная работа по «Отечественная история»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:36, контрольная работа

Краткое описание

1.Первобытная история: предпосылки формирования Возникновение и развитие древнерусского раннефеодального государства

Вложенные файлы: 1 файл

отечественная история(контрольная).docx

— 108.54 Кб (Скачать файл)

Ещё в 30 годах XVII века появились «полки нового строя», то есть солдатские, рейтарские и драгунские полки, сформированные по западноевропейскому  образцу. К концу века их число  составило свыше половины численности  всех войск, которые составляли свыше 180 тысяч человек (не считая более 60 тысяч казачества). Реформа армии  была проведена при Петре Первом. В 1698—1699 годах были расформированы стрелецкие полки, вместо которых сформированы регулярные солдатские. Готовясь к войне со Швецией, Пётр велел в 1699 году произвести общий рекрутский набор и начать обучение новобранцев по образцу, заведённому у преображенцев и семёновцев. Этот первый рекрутский набор дал Петру 25 пехотных полков и 2 кавалерийских — драгунских. Поначалу он сформировал офицерство из своих друзей, в прошлом входящих в «потешные полки», а позднее — и из дворянства. Армия разделялась на полевую (пехота, кавалерия, артиллеристы, инженерные войска), местные (гарнизонные войска и ландмилиция) и иррегулярные (казачество и степные народы) войска. В сумме её численность превосходила 200 тысяч человек. В пехоте было примерно вдвое больше людей, чем в коннице. В 1722 введена система званий — Табель о рангах.

Вооружение так  же было изменено на европейский лад. Пехота была вооружена гладкоствольными ружьями со штыками, шпагами, тесаками, гранатами. Драгуны — карабинами, пистолетами и палашами. У офицеров были ещё протазаны и алебарды, не лучшее оружие для боя. Аналогичным  образом была изменена и униформа.

20 октября 1696 года  Боярская дума постановила основать  военно-морской флот. Корабли строились  с помощью европейских инженеров,  и уже к 1722 году у России  был хороший флот из 130 парусных  и 396 гребных кораблей.

После этого, вплоть до середины XIX века, особо серьёзных  изменений в устройстве армии  не происходило. 

8. Либерализм в России.

Либеральные идеи проникли в Россию в XVIII в., практически сразу  после их появления и теоретического оформления в Европе, и неверно  относить либерализм лишь к западному  заимствованию, как считает большинство  зарубежных исследователей. Либерализм является одной из интеллектуальных традиций русской общественной мысли, связанной с новыми условиями  развития России, а именно — с  ее «вхождением» в новый исторический цикл, появлением ростков буржуазной цивилизации, а значит, и со вступлением  на путь общеевропейского развития, с  подчинением тем же историческим законам, которые определяют развитие Европы. Идеи либерализма стали наиболее адекватной формой выражения этого  процесса, что отмечали как выдающиеся русские мыслители, так и некоторые  зарубежные исследователи.

Русский либерализм прошел три волны, три этапа в  своем историческом развитии. Каждый из них имел свои особенности.

Первый этап —  «правительственный» либерализм, инициируемый «сверху» — охватывал периоды  правления Екатерины II и Александра I: по содержанию являлся либерально-просветительским, уповал на просвещенную ограниченную монархию (конституционные проекты  М. М. Сперанского), вызвал оппозиционное самодержавию движение декабристов.

Второй этап (волна) — либерализм постреформенного периода, т. е. «охранительный», или консервативный либерализм отличается своими политико-социологическими и философскими теориями (концептуальные основы — К. Д. Кавелин, систематическая разработка — Б. Н. Чичерин, П. Б. Струве). Он повлиял на мировоззрение С. Л. Франка, С. Н. Булгакова в традиции либерального консерватизма. Он вызвал земское, а с начала 90-х годов — буржуазное либеральное движение.

Третий этап —  «новый» либерализм начала века (до Октября 1917 г.), т. е. социальный либерализм, провозгласивший необходимость  обеспечения каждому гражданину «право на достойное человеческое существование». Он дал толчок новому осмыслению проблем правового государства и «правового социализма» в обстановке идейной борьбы как с представителями консервативных, так и леворадикальных сил (Н. И. Кареев, П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский, С. И. Гессен, М. М. Ковалевский, П. Н. Милюков, Л. А. Петражицкий, С. А. Муромцев и др.), подготовил, наряду со вторым направлением, образование либеральной партии кадетов, а впоследствии — ее раскол. Условно политико-социологическое и философско-правовое содержание идей либерализма первой волны можно охарактеризовать как официальный вариант. Второй волны — как более «правый» по сравнению с классическим либерализмом (синтез идей и ценностей либерализма и консерватизма), а третьей волны — как более «левый» вариант (синтез классического либерализма и некоторых социалистических и социал-демократических идей) по сравнению с «чистым» экономическим и политическим либерализмом.

Каждое из трех направлений  русского либерализма имело свои особенности и отличия от западноевропейского  либерализма, свою логику развития, обусловленную  политической историей России и отечественной  политико-философской мысли. Представители  каждого этапа имели различные  философско-теоретические основания  своих концепций и свое видение  общественного и политического  идеалов, статуса личности и социально-политических институтов, способов преобразования общества, связанных с тенденцией реформирования и эволюционной социальной методологией. Наивысшее развитие русского либерализма приходится на период 60—80-х  годов прошлого века и на начало XX в., т. е. охватывает второй и третий этапы, когда оформляются его  собственные концептуальные основы. Именно тогда крупнейшие представители  либерального консерватизма и «нового» либерализма разработали наиболее интересные, значимые и оригинальные политико-правовые идеи, вписывающиеся  в общую картину классического  либерализма и обогащающие его  основные идеи. 

9. Идеи конституционной монархии в России (XIX – XXвв.) 

Государственно-правовая наука в России начинает формироваться  в XIX в. и долгое время пребывает  в зачаточном состоянии. Попытки выработки конституции, предложения некоторых начал выборного правления, сочетаемого с монархической властью, т.е. конституционной монархии в России предпринимались. Однако они заканчивались безрезультатно.

Осуществление проекта  М. М. Сперанского могло бы способствовать началу конституционного процесса в  России. В основу государственного устройства Сперанский положил принцип  разделения властей – законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них, начиная с самых нижних звеньев, должна была действовать в  строго очерченных рамках закона. Создавались  представительные собрания нескольких уровней во главе с Государственной  думой – всероссийским представительным органом. Дума должна была давать заключения по законопроектам, представленным на её рассмотрение, и заслушивать отчёты министров. Реальная законодательная  власть по проекту Сперанского оставалась в руках царя. Но Сперанский подчёркивал, что суждения Думы должны быть свободными, они должны выражать «мнение народное».

По проекту Сперанского  избирательными правами пользовались все граждане России, владеющие землёй или капиталами, включая государственных  крестьян. Мастеровые, домашняя прислуга и крепостные крестьяне в выборах  не участвовали, но пользовались важнейшими гражданскими правами.

К крепостному праву  Сперанский относился отрицательно.  «Крепостничество, - писал он, - несовместимо с цивилизованной государственностью. И нет никакого основания, считать, что в России оно не могло бы уничтожиться, если будут приняты  к тому действительные меры».

Реформы Сперанского  были восприняты отрицательно в кругах высшего дворянство. Ими было оказано  не малое влияние на решение Императора отстранить Сперанского от дел и сослать в ссылку.

Сперанский - сторонник  конституционной монархии. В записке  «О коренных законах государства» он прямо указывает, что будущим  строем должны быть или «ограниченная  монархия, или умеренная аристократия», основанные на конституции. Это означает: «1) что коренные законы государства  должны быть творением народа; 2) что  коренные законы государства полагают пределы самодержавной воли».

Говоря о конституционных  идеях в России нельзя не отметить и самого Александра I. В марте 1818 г. Александр I прибыл в Польшу на открытие сейма, где произнес речь, которая произвела впечатление разорвавшейся бомбы. Царь объявил, что «законно-свободные учреждения», которые он «даровал» Польше, были предметом его постоянных «помышлений» и что он надеется распространить их на всю страну.

Конституционный проект получил название «Государственная Уставная грамота Российской империи». У Александра I и в 1818-1819г. существовали серьезные намерения по конституционному переустройству российской империи, и «Государственная Уставная грамота Российской империи» рассматривалась как законодательная база для этого переустройства. Правда, в дальнейшем эти, как впрочем, и другие либеральные проекты эпохи царствования Александра I реализованы не были.

Говорится о конституционной  монархии и в «Конституции»  Муравьёва.  Свою политическую и социальную программу Н.М.Муравьев изложил в трех проектах «Конституции», последний из которых написан уже в тюрьме по требованию властей и является самым радикальным из всех его проектов. «Конституция» Никиты Муравьева явилась плодом длительной работы, начавшейся с осени 1821г. Политико-правовые взгляды Муравьева сложились под влиянием французских просветительских и политических учений, а так же трудов греко-римских мыслителей и русских писателей и историков.

Муравьев предусматривал сохранение монархии, ограниченной конституцией. Будучи противником строго централизованной государственной власти, Муравьев видел Россию федерацией, состоящей из тринадцати держав и двух областей, со столицей в Нижнем Новгороде, переименованном в Славянск. Определение федеративного устройства исходит не из принципа народности, а из хозяйственно-экономических особенностей региона. Кроме того, следует отметить, что у Муравьева вообще не было разделения людей на национальности, все жители России, а так же иностранцы, принявшие гражданство, назывались «русскими».

В проекте торжественно декларировалась ликвидация крепостного  права. «Крепостное право и рабство  отменяются, также он предусматривал упразднение сословной структуры общества, провозглашал всеобщее равенство граждан перед законом, защиту неприкосновенности личности и имущества, широкую свободу слова, печати, собраний, свободный выбор занятий и неотъемлемое право граждан создавать различного рода объединения и сообщества. Сословия уничтожались, однако не каждый становился после этого «гражданином», т.к. в данном случае это определение указывает на право участвовать в общественном управлении, т.е. избирать и быть избранным. Условия гражданства устанавливались довольно жесткие.

Будучи ярым противником  диктатуры, Муравьев, проводит строгое  разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Высшим законодательным  органом должно было стать Народное Вече, состоящее из Верховной Думы и Палаты народных представителей.

Высшая исполнительная власть принадлежала императору, «верховному  чиновнику». Он являлся верховным  главнокомандующим, мог с согласия Верховной Думы назначать министров  и судей верховных судебных мест.

В проекте Муравьева  детально разработано преобразование судебной системы. Вводился гласный  суд с присяжными, адвокатурой, состязательностью  сторон. Суд объявлялся равным для  всех граждан страны. Высшим судебным органом предполагалось Верховное  судилище, в державах - державные  судилища, а в уездах – уездные. Низшей судебной инстанцией являлся  волостной «совестный суд». Так же Муравьем высказал ряд предложений  по усовершенствованию уголовного права  и процесса.

Для внесения изменений  в уставные законы или Конституцию  предусматривается особый порядок. В столице избирается Народный собор, равный по числу составу Народного Вече. Этот Собор обладает только функцией подготовки требуемого законопроекта, после предоставления которого Собор распускается, а документ публикуется и распространяется. Затем каждая область избирает свой Собор. Все заседания областных соборов проходят в один день и обязаны принять или отвергнуть проект Народного Собора. После такой процедуры вводится новый закон, если он не принимается, то сохраняется действие прежнего.

10. Казачество в царской России.

Одной из общественных сил, активно влиявших на развитие централизованного  государства, было казачество. С одной  стороны, казаки были защитниками страны от внешней агрессии, от натиска  степняков. С другой — вожаками народных восстаний, союзниками иноземных захватчиков. С течением времени казаки превратились в серьезную военную силу, которую государство использовало против своих противников.

Основными группами российского казачества были донцы, уральцы, кубанцы, терцы. Ранее всего  появилась донская ветвь казачества (во второй половине XV в.). В казаки шли беглые представители знати, крепостные крестьяне, солдаты. Первоначально казаки не занимались сельским хозяйством, жили полуоседло и промышляли разбоем на торговых путях. Товары проезжих купцов они называли “казацкий хлеб”.

Русское государство  установило связи с донскими казаками еще со времен Ивана IV. Сначала их привлекали на государственную службу подарками, затем — постоянным жалованием. Казацкое войско активно участвовало  в войнах России XVI—XVII вв.

Видную роль в  истории нашей страны сыграл донской  казак Ермак Тимофеевич, который  разбойничал на Волге и, будучи приговорен Иваном IV к смерти, бежал на Каму, откуда богатые купцы-солепромышленники  братья Строгановы послали его в 1582 г. на завоевание Сибирского ханства. Несмотря на то что полного успеха Ермаку добиться не удалось, большое значение для судеб России имел разгром его казаками войск сибирского хана Кучума, проложивший дорогу в Сибирь. В течение XVII в. казаки разведали и присоединили к России земли Сибири и Дальнего Востока. К 1639 г. казаки, пройдя всю Сибирь, вышли на побережье Охотского моря.

Информация о работе Контрольная работа по «Отечественная история»