Контрольная работа по дисциплине "История государства"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 16:01, контрольная работа

Краткое описание

1.Вопрос. Основные этапы развития древнеегипетского государства, характер власти в нем.
Вопрос 2. Государственный строй Древнего Вавилона.
Вопрос 3. Законы «Ману» Древней Индии.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа История государства.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

1.Вопрос. Основные этапы развития древнеегипетского государства, характер власти в нем.

Ответ: Древнеегипетское государство было централизованным почти на всех этапах своего развития, за исключением непродолжительных периодов распада. Объединение Египта в конце IV тысячелетия до н.э. под началом единого царя ускорило создание здесь централизованного бюрократического аппарата, который на региональном уровне был организован по древним традиционным номам и представлен правителями-номархами, храмовыми жрецами, вельможами и царскими чиновниками различных рангов. С помощью этого аппарата происходило дальнейшее укрепление могущества фараона, который не просто обожествлялся, но считался равным богам. На всех этапах развития. Египта особая роль в управлении государством принадлежала царскому двору.

 

Вопрос 2. Государственный строй Древнего Вавилона.

Ответ: Крупнейшим и важнейшим по своему политическому влиянию в регионе стало с конца XIX в. до н.э. Древневавилонское царство, трехсотлетнее существование которого (1894—1595 гг. до н.э.) составило особую эпоху в истории Двуречья. Вавилон, достигший своего социально-экономического и политического расцвета при царе Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.), предстает в качестве государства-империи, идеологической базой которой стал культ единого бога, “царя над богами” — Мардука. Государственный строй Древневавилонского царства напоминает государственный строй Древнего Египта. В руках царя сосредоточена судебная, исполнительная власть, законодательная и верховная религиозная власть.

 

Вопрос 3. Законы «Ману» Древней Индии.

Ответ: В источниках права Древней Индии особое место принадлежит дхармашастрам - сборникам религиозно-правовых предписаний. Нормы поведения одновременно наполнены религиозным, моральным и правовым содержанием. Появление дхармашастр связано с социально-классовым расслоением. Первое  упоминание о законах Ману относится к  9-му  веку до н.э. Современным  исследователям  законы  Ману  известны  лишь  в списках  3-го века до н.э. Объем - 12 глав, 2685 стихов (стих на санскрите - шлока). Полное название - Manavadharmasastra (sastra - откровение; dharma - разум, идея, закон, право, нравственность, религия  пр.). Поэтому  часто  данный памятник именуется  “Откровения  царевича  Ману”. Из такого  названия  очевидно  прослеживается  глубинная  связь  права  и  религии,  особенно  характерная  для древнеиндийского общества. Законы  Ману  - это  памятник  сакрального  права. Законам Ману принадлежит особое место среди дхармашастр. Законы Ману закрепляли рабство и др. формы эксплуатации. Собственно праву посвящены главным образом VIII и IX главы. Делается попытка систематизировать нормы права, при этом смешиваются частные правонарушения и преступления. На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + неприкасаемые). В законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. Указывается наследственно-профессиональный характер варн. Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество, в них рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора - поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества. Найм - рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма.

 

Вопрос 4. Традиционные черты государственного строя императорского, деспотического Китая.

Ответ: Реформы способствовали установлению определенного равновесия государственного и частного землевладения. Деспотические черты правления стали складываться еще в иньском Китае, где сначала не существовало строгого порядка престолонаследия – наследовали братья, сыновья, племянники. В конце Инь престол стал передаваться старшему сыну. В это время складывался и административный аппарат, в котором чиновники из поколения в поколение занимали одни и те же должности, передаваемые по наследству, однако с соизволения вана. В раннечжоусском Китае власть и личность вана окончательно сакрализуется. Он носит титул «сына Неба», который «управляется Небом», его называют «отцом и матерью» своих подданных. Ван — первосвященник. Центром управления в чжоусском Китае был двор вана. Дворцовая система управления замыкала на дворце всю деятельность по обслуживанию самого вана и по управлению государственными делами. Близко к вану стоял цзай — управитель, который вместе с подчиненными ему чиновниками был глашатаем воли вана внутри дворца, ведал дворцовыми ремесленниками, следил за храмами предков вана и пр. Особое место при дворе занимали шаньфу (стольники), обслуживающие личные нужды вана, выполняющие универсальную и особо доверительную работу по выполнению его различных административных и военных поручений. Ряд должностей был связан с функциями контроля над государственной хозяйственной деятельностью. Леса, воды, пастбища, например, были объектом забот особых чиновников, подчиненных «надзирателю земель».

 

Вопрос 5. Государственный строй Рима в период республики.

Ответ: В 509 г. до н.э. в Риме после насильственного свержения царя установился республиканский строй. Важную роль в государственном механизме Римской республики играл сенат. Сенаторы не избирались. Специальные должностные лица — цензоры раз в пять лет составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, уже занимавших, как правило, высшие государственные должности. Это делал сенат органом верхушки рабовладельцев, фактически независимым от воли большинства свободных граждан. В распоряжении сената находилась казна государства. Он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы. К компетенции сената относились постановления по общественной безопасности, благоустройству, религиозному культу, объявление и ведение войны, внешняя политика. В Римской республике существовали два вида народных собраний — центуриатные и трибутные.

 

Вопрос 6. Основные характеристики государственного строя Рима в период монархии.

Ответ: Начальный период монархии назывался принципиатом (I в. до н.э. — III в. н. э.), от "принцепс-сенатус" — первый сенатор. Этот титул впервые получил от сената основатель империи Октавиан Август, поставленный первым в списке сенаторов и получивший право первым выступать в сенате, что позволяло предопределять решения последнего. Последующий период монархии назывался доминатом (III—V вв.), от "доминус" — господин, владыка, что свидетельствовало об окончательном признании абсолютной власти императора. В начальный период республиканские учреждения формально ещё сохранились, однако их самостоятельность была утрачена. Магистраты фактически стали чиновниками принцепса. Действовал разветвлённый аппарат тайной полиции. Роль народных собраний утратила свою значимость, а их функции перешли к принцепсу и сенату. Компетенция сената существенно изменяется. Из органа, представлявшего Рим, он сделался своего рода общеимперским «органом». Фактическое же его положение было незавидно, а полномочия ограниченными. Окончательный переход к доминату датируется 284 г. и приходом к власти Диоклетиана, приказавшего именовать себя Доминусом. Окончательное разделение империи на две части – Западную (со столицей в Риме) и Восточную (со столицей в Константинополе) – было произведено в 395 г. Восточная империя продержалась до 1453 г., а Западная просуществовала до 476 г., когда власть римского императора была свергнута германцами во главе с Одоакром.

 

Вопрос 7. Специфика правовых систем и источников права в странах Древнего Востока.

Ответ: Особенности права стран Древнего Востока обусловлены историческими условиями его возникновения, культурой и цивилизацией этих стран. Древнейшие правовые системы были тесно связаны с обычаями и религиозными нормами той цивилизации. Поддержка религией и государством обычаев, сложившихся в период становления древних цивилизаций, привела к созданию одного из важнейших источников права древних государств — правового обычая и обычного права. В них, как правило, сохранялись остатки обычаев родового строя и одновременно закреплялись нормы патриархального быта сельской общины с ее неравенством членов “большой семьи”. Кастовые (освящаемые религией) привилегии высших сословий и обязанности низших, нормы купли-продажи земель и другого имущества, прежде составлявшего общинную собственность, жестокие наказания для низших каст и сословий при допущении выкупа или ритуального действия для высших каст и для богатых. Закрепление кастовых привилегий в правовых системах древневосточной цивилизации — это особенность обусловленная тем, что видом социальной дифференциации того общества являлось не деление на рабовладельцев и рабов, а деление на замкнутые касты (варны, сословия и т.п.). Это особенно ярко проявилось в Древней Индии, но социальная стратификация имелась в Древнем Египте и Древнем Иране. Общественная жизнь древнего индуса определялась его принадлежностью к варне: профессия, должность, размер получаемого наследства, процент по договору, займу и даже тяжесть наказания. Варна определяла имя человека, одежду, порядок принятия пищи. Принадлежность к той или иной варне устанавливалась рождением, переход из одной варны в другую в принципе был не возможен. Характерной чертой цивилизации Древнего Востока являлось формирование государственной власти в виде восточной деспотии. Отсутствие частной собственности на землю, незащищенность прав собственника приводят к деспотичной власти государства. Так было в Древнем Египте, Древней Месопотамии, Ассирии, Персии и в других странах Древнего Востока.

 

Вопрос 8. Характеристика традиционного права Китая.

Ответ: Традиционное право Китая развивалось в основном как уголовное  право, нормы которого носили как бы надотраслевой характер.  Они  пронизывали  и сферу семейных и гражданских отношений и  пр.  Одним  из  первых  крупных сводов уголовных законов  средневекового  Китая  стал  Танский  уголовный кодекс ("Тан люй шу и") с комментариями и разъяснениями. Его положения  с

наибольшей полнотой отразили представления ортодоксальных конфуцианцев  о праве. Комментарии  и  разъяснения имеют  не только  большую практическую ценность, но и облегчают ориентирование в обилии законодательных установлений за счет достаточно    подробного    комментирования

классифицируемых особым образом разновидностей преступлений и наказаний. Составление  Танского  кодекса  было  закончено  в  653  г., однако обнародование состоялось только в 737 г. Кодекс династии Сун

"Исправленное и пересмотренное  собрание уголовных законов"  (составлен  вт959 г., опубликован в 963 г.) во многом повторял Танский кодекс. Танский кодекс имеет следующую структуру: 502 статьи были собраны в 30 глав (цзюаней), которые, в свою очередь,  сведены  в  12 тематических разделов. Эти разделы имели следующие области регулирования:

1. Меры наказания и принципы  применения законов;

2. Охрана запретных мест;

3. Должностные обязанности чиновников  и порядок их исполнения;

4. Домохозяйства и бракосочетания;

5. Государственные конюшни и  зернохранилища;

6. Самовольные действия администрации;

7. Разбой и хищения;

8. Драки и тяжбы;

9. Мошенничества и подлоги;

10. Разнородные карательные законоустановления;

11. Задержания и побеги;

12. Судопроизводство и тюремное  содержание.

 

Вопрос 9. Источники римского права на основных этапах его развития.

Ответ: За более чем тысячелетний период истории Римского государства право претерпело в нем глубокие изменения. История римского права, естественно, отразила перемены в государственном строе Рима. Но, будучи связанным и с более глубинными пластами римского общества, оно в своей эволюции испытало на себе влияние все усложняющихся экономических и иных общественных отношений, в том числе связанных и с рабством. Первая римская кодификация права восходит к середине V в. до н.э. Она получила название «Законы XII таблиц». На новом этапе истории римского права его наиболее характерным источником становятся эдикты преторов, на базе которых наряду с цивильным правом (по-прежнему уважаемым, но все менее применяемым) вырастают две новые и совершенно самостоятельные правовые системы: «преторское право» (jus praetorium) и «право народов» (jus gentium). В период домината римское право претерпевает некоторые незначительные изменения, но его основные институты практически сохраняются в прежнем виде. Наибольшие изменения в это время происходят именно в источниках права, среди которых все больший удельный вес приобретает законодательство императоров. В связи с установлением всевластия императоров новые поколения юристов утрачивают право давать обязательные консультации, лишаются возможности формулировать новые правовые нормы, как это уже раньше произошло с преторами. Обширные кодификационные работы начались с составления Кодекса Юстиниана.

 

Вопрос 10. Город и городское право в политической системе феодальной Западной Европы.

Ответ: По мере усиления королевской власти все более важное место среди других источников права занимают законодательные акты королей: установления, ордонансы, эдикты, приказы, декларации и др. Начиная с Филиппа Красивого (конец XIII — начало XIV в.) королевские акты чаще всего стали именоваться ордонансами. Брак и семья в основном регулировались нормами канонического права. Сам брак, хотя по-прежнему фиксировался лишь в церковных книгах, стал рассматриваться не только как религиозное таинство, но и как акт гражданского состояния. Большое значение во Франции в период средневековья имело и городское право, которое рассматривалось как своего рода обычное право. С постепенной централизацией государства и усилением королевской власти в XIII—XV вв. ослабляется сеньориальная юрисдикция и возрастает роль законодательства королей в развитии уголовного права, которое все более приобретает репрессивный характер. Уголовная ответственность того или иного лица непосредственно связывалась с его сословным положением. Наказания не были четко определены в королевском законодательстве, их применение во многом зависело от усмотрения суда, от сословного положения обвиняемого. Вплоть до конца XII в. судебный процесс, как это было ранее у франков, сохранял в основном обвинительный характер.

 

 

Вопрос 11. Специфика канонического права средневековья.

Ответ: Исторически, каноническое право на Западе рассматривалось как понятие более широкое по отношению к церковному праву, поскольку каноническое право касалось не только вопросов внутренней церковной жизни, но и тех правовых норм, которые не касались церковной жизни напрямую, однако входивших в Средние века в юрисдикцию Церкви. С ходом исторического развития и с сужением влияния Церкви на светские вопросы база канонического права постепенно сужалась и в настоящее время практически совпадает с базой церковного права. После победы буржуазных революций в Европе роль канонического права как регулятора общественных отношений значительно снизилась, а в тех странах, в которых законодательством признано отделение церкви от государства — потеряло значение действующего светского права. Феодальное брачно-семейное право Англии в значительной мере определялось интересами охраны и защиты феодального землевладения. Оно находилось под сильнейшим влиянием канонического права. Ряд важнейших норм канонического права, например, церковная форма брака, запрещение двоеженства и пр. нашли непосредственное закрепление в законе.

 

Вопрос 12. Основные этапы развития японского феодального государства и права.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "История государства"