Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 16:01, контрольная работа
1.Вопрос. Основные этапы развития древнеегипетского государства, характер власти в нем.
Вопрос 2. Государственный строй Древнего Вавилона.
Вопрос 3. Законы «Ману» Древней Индии.
Ответ: За время своего развития феодальное государство прошло ряд этапов:
1. Раннефеодальная монархия (V-IX вв.) - характерна для периода становления феодальной собственности, когда формирующийся класс феодалов группируется вокруг политически укрепившейся власти короля. В этот период складываются первые относительно крупные феодальные государства.
2. Вассально-сеньориальная
3. Сословно-представительная
4. Абсолютная монархия (XVI-XVII вв.) - характеризуется сосредоточением всей полноты государственной власти, в том числе законодательных, судебных и фискальных функций, в руках короля; созданием большой профессиональной армии и бюрократического чиновничьего аппарата, что обеспечивает ему прямое управление и контроль за страной.
Вопрос 13. Развитие государства и права Индии.
Ответ: На отдельных этапах эволюции правовой системы Древней Индии менялось отношение к царскому узаконению, повелению (эдикту) как источнику права. Ранние дхармашастры (дхармасутры), такие как Гаутам, Васишхта, не говорят о законодательных полномочиях царей и объявляют дхармой правителя лишь наказание преступников и суд над ними в соответствии с положениями "священного закона". В этих дхармасутрах нет свидетельств о вмешательстве царей в деятельность общинных судов. Иначе решается вопрос в "светской" Артхашастре. Здесь эдиктам царей отводится большая сила, чем дхармашастрам. Одна из особенностей поздней из дхармашастр — Нарады в том, что согласно ее предписаниям (XVIII, 24, 25) царские повеления превосходят любые положения смрити. Вместе с тем в Нараде указано, что по мере возможности эдикты царя не должны нарушать фундаментальных принципов и правил, которые содержатся в дхармашастрах. Одновременное появление двух традиционных жанров в правовой литературе было связано с историческими особенностями развития Древней Индии, с той же слабостью государственной власти, автономностью общин, особым положением в социальной структуре варны брахманов. Оно демонстрирует развитие права в Древней Индии как бы двух уровней: государственного (артхашастра) и общинного (дхармашастра). Сами же юридические трактаты, развивающиеся в одной и той же культурной среде, за счет отбора и включения в свои тексты многочисленных обычаев тесно взаимодействовали друг с другом, о чем свидетельствует сходство их многих положений. Как бы ни было велико значение писаных памятников права в Древней Ирдии, следует отметить, что на всех этапах развития страны за обычаем признавалась роль его приоритетного источника. В дхармашастрах содержатся отсылки к обычаю и в общей декларативной форме, и по конкретным нормам права.
Вопрос 14. Особенности становления теократической монархии у арабов. Государственный строй Арабского халифата.
Ответ: Халифат как средневековое государство сложился в результате обьединения арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров. Характерной чертой возникновения государственности у арабов в VII в была религиозная окраска этого процесса, который сопровождался становлением новой мировой религии - ислама. Политическое движение за объединение племен под лозунгами отказа от язычества, многобожия, объективно отражавшие тенденции зарождения нового строя, получило название «ханифского». В истории средневековой империи, получившей название Арабский халифат, обычно выделяют два периода: дамасский и багдадский, которые соответствуют и основным этапам развития арабского средневекового общества и государства. Развитие арабского общества подчинялось основным -закономерностям эволюции восточных средневековых обществ при определенной специфике действия религиозных и культурно-национальных факторов. Характерными чертами мусульманского общества были доминирующее положения государственной собственности на землю с широким использованием рабского труда в государственном хозяйстве (рудники, мастерские), государственная эксплуатация крестьян посредством ренты-налога в пользу правящей верхушки, религиозно-государственная регламентация всех сфер общественной жизни, отсутствие четко выраженных сословных групп, особого статуса городов, каких-либо свобод и привилегий. На первом этапе развития халифат представлял собой централизованную теократическую монархию. В дальнейшем главным советником и высшим должностным лицом при халифе стал визирь. Согласно мусульманскому праву, визири могли быть двух типов: с широкой властью или с ограниченными полномочиями, т.е. только исполняющие приказания халифа. В раннем халифате обычно практиковались назначение визиря с ограниченной властью. К числу важных чиновников при дворе относились также начальник личной охраны халифа, заведующий полицией, особый чиновник, осуществляющий надзор за другими должностными лицами. Центральными органами государственного управления являлись специальные правительственные канцелярии - диваны. Диван военных дел ведал оснащением и вооружением армии. В нем велись списки людей, входивших в состав постоянного войска, с указанием получаемого им жалования или размеров пожалований за военную службу. Диван внутренних дел контролировал финансовые органы, занятые учетом налоговых и других поступлений, с этой целью собирались необходимые статистические сведения. Особые функции выполнял диван почтовой службы. Он занимался доставкой почты и государственных грузов, руководил строительством и ремонтом дорог, караван-сараев и колодцев. Более того это учреждение фактически выполняло функции тайной полиции. Распад халифата на эмираты и султанаты - независимые государства в Испании, Марокко, Египте, Средней Азии, Закавказье - привел к тому, что багдадский халиф, оставаясь духовным главой суннитов, к X в. фактически контролировал лишь часть Персии и столичную территорию. В X и X I вв.
Вопрос 15. Характеристика государства и права Парижской коммуны 1871 г.
Ответ: Коммунальный демократический переворот в марте 1871 г. в Париже не имел с самого начала четкой социалистической ориентации. Высший орган новой власти, Совет Коммуны, состоял из выборных на основе всеобщего избирательного права по различным округам Парижа городских гласных. Они были ответственны перед избирателями и в любое время могли быть отозваны со своих постов. Совет Коммуны выбирал из своего состава 10 комиссий: военная, общественной безопасности, комиссия труда, продовольственная, финансов, просвещения, юстиции и др. Коммуна провозгласила равный для всех суд, выборность суда, суд присяжных, которыми могли быть лишь национальные гвардейцы. Демократизации судопроизводства Коммуны способствовало предоставление довольно широких прав обвиняемым. Судебные процессы становились гласными, освещались в печати. Парижская коммуна просуществовала всего 72 дня, но ее воздействие на развитие социалистического движения в Западной Европе было несомненным. Она внесла свой вклад в исторический опыт развития демократии, обогатив его новыми государственными и правовыми институтами.
Вопрос 16. Основные направления развития национальных государств Центральной и Юго-Восточной Европы.
Ответ: В годы второй мировой войны во всех странах Центральной и Юго-Восточной Европы были образованы Национальные (Народные) фронты, в которых сотрудничали рабочие, крестьянские, мелкобуржуазные, а на последнем этапе в некоторых странах и буржуазные партии. Сплочение столь разнородных социальных и политических сил стало возможным во имя общенациональной цели - освобождения от фашизма, восстановление национальной независимости и демократических свобод. Эта цель была достигнута в результате разгрома нацистской Германии и ее союзников Вооруженными Силами СССР, стран антигитлеровской коалиции и действий антифашистского движения Сопротивления. В 1943-1945 годах во всех странах Центральной и Юго-Восточной Европы к власти пришли правительства Национальных фронтов, в которых впервые в истории принимали участие коммунисты, что отражало их роль в борьбе против фашизма. В Албании и Югославии, где ведущую роль в народно-освободительной борьбе и Национальных фронтах играли коммунисты, они и возглавили новые правительства. В других странах были созданы коалиционные правительства. Сотрудничество различных партий в рамках Национальных фронтов объяснялось трудностью задач, стоявших перед освобожденными от фашизма странами. В новых условиях требовалось объединение усилий всех демократических партий и организаций. Необходимость расширение социальной базы и признания западными державами возникших еще в период освободительной борьбы правительств Югославии и Польши обусловила включение в их состав представителей эмиграции и тех внутренних сил, которые не принимали участия в Национальных фронтах, руководимых коммунистами. Усилия всех правительств были направлены на решение первоочередных общенациональных задач: ликвидацию последствий господства оккупационных и местных фашистских режимов, возрождение разрушенной войной и оккупацией экономики, восстановление демократии. Был уничтожен созданный оккупантами государственный аппарат, государственные учреждения в Болгарии, Венгрии и Румынии очищены от фашистских элементов, деятельность фашистских и реакционных партий, на которых лежала ответственность за национальные катастрофы, была запрещена. Восстанавливались демократические конституции, упраздненные в 30-е годы авторитарными режимами. Начали функционировать парламенты, в некоторых странах была разрешена деятельность партий, не входивших в Национальные фронты. Наряду с прежними структурами государственной власти стали действовать новые, родившиеся в ходе освободительной борьбы, национальные комитеты, советы.
Вопрос 18. Государственно-правовой механизм фашистской диктатуры в Германии.
Ответ: Обстоятельства, способствующие установлению фашистской диктатуры в Германии:
- монополистическая буржуазия нашла в ней желанный выход из острой
политической ситуации, созданной экономическим кризисом.;
- мелкая буржуазия и мелкие слои крестьянства видели в обещаниях гитлеровской партии
осуществление надежд на смягчение экономических трудностей, вызванных ростом монополий и усугубленных кризисом;
- рабочий класс в Германии - это едва ли не главное, оказался расколотым и поэтому разоруженным: коммунистическая партия была не достаточно сильна, чтобы остановить фашизм помимо и против социал-демократии.
Центральные и местные органы фашистской партии имели правительственные функции. Партия имела особое устройство. Члены партии должны были беспрекословно подчиняться приказам местных «фюреров», которых (как и в Италии) назначали сверху. В непосредственном подчинении партийного центра находились палатческие «штурмовые отряды» (СА), охранные отряды (СС) и некоторые особые воинские части, укомплектованные фанатичными сторонниками Гитлера. Особое место в системе репрессивного аппарата заняли гестапо, располагавшее огромным аппаратом, значительными средствами и неограниченными полномочиями.
Вопрос 19. Основные направления развития государственно-правовых систем стран Запада в послевоенный период.
Ответ: С начала XX в. введены трудовое и социальное законодательства. В 1910 г. был принят Трудовой кодекс. Однако становление трудового права в большей степени связано с послевоенным периодом развития. В 1973 г. был введен новый Трудовой кодекс, позднее в него были внесены поправки. Этот кодекс представляет собой собрание многочисленных законодательных актов по труду, принятых в разное время. В трудовом кодексе регулируется сама организация работы государственных органов в сфере трудовых отношений, отношения между работодателем и работником, коллективные трудовые отношения, а также создание и деятельность профессиональных объединений и работодателей. В послевоенный период значительные изменения произошли в сфере социального права, в основе которого лежал Кодекс социального страхования 1956 г. с последующими добавлениями. Право социальной помощи предусматривало поддержку тех категорий лиц, которые оказались в бедности и нищете. Если право социального обеспечения обосновывалось на государственной системе страхования, то социальная помощь выступала как государственная благотворительность. В XX в. существенно изменилось уголовное право. Если перед второй мировой войной изменения касались главным образом частных вопросов (разрушение исторических памятников, проституция, обман во время государственных экзаменов), то во второй половине XX в. появились абсолютно новые нормы, отвечающие запросам времени (экологические преступления, терроризм и т.д.).
Вопрос 20. Основные тенденции развития государства и права в современных условиях.
Ответ: Внешняя деятельность государств современности базируется на международно-правовых нормах, максимально учитывает коренные интересы и национальные особенности всех народов, входящих в мировое сообщество.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "История государства"