Концепция развития кооперации до 2010 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 21:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является исследование содержания концепции развития потребительской кооперации в период до 2010 года.
Основными задачами для написания данной курсовой работы является:
Изучить концепцию устойчивости развития потребительской кооперации в период до 2010 года
Рассмотреть преимущества потребительской кооперации в России как кооперативной системы
Изучить концепцию совершенствования организационного построения структуры органов потребительской кооперации
Изучить концепцию правового обеспечения деятельности потребительской кооперации

Вложенные файлы: 1 файл

курсяк.docx

— 1.54 Мб (Скачать файл)

  Кооперативные выплаты пайщикам за экономическое участие дополняются льготами, которые потребительская кооперация предполагает и далее предоставлять не только пайщикам, но и всему сельскому населению.

  Организационная работа с пайщиками - самая актуальная сфера деятельности, призванная формировать у пайщиков кооперативную идеологию, новое мышление хозяина потребительского общества путем разъяснения кооперативных принципов и ценностей, прав и обязанностей пайщиков. Для успешной организации работы созданы все условия:

  • в соответствии с законом увеличитесь представительство пайщиков в советах всех уровней
  • Центросоюзом РФ издан сборник документов, включающий положения о пайщике, уполномоченном, кооперативном участке, рекомендации по проведению собраний
  • в потребительских обществах и союзах восстановлена должность специалиста-организатора" кооперативно-массовой работы
  • улучшилась информированность пайщиков через газету «Российская кооперация», журнал «Деловой вестник», кооперативные издания потребсоюзов
  • активизировалась деятельность кооперативных   комитетов и комиссий в связи с проводимыми Центросоюзом РФ конкурсами на лучший кооперативный участок
  • обозначены функции кооперативных участков, выработана организационная стратегия работы ; кооперативных магазинов с населением как центров кооперативных участков
  • выработаны рекомендации по проведению собраний пайщиков (представителей) и уполномоченных пайщиков

       Конференции «Кооперативная самобытность в новом тысячелетии» (2000 г.) и «Самобытность потребительской кооперации: опыт и проблемы управления» (2001 г.) приняли ряд рекомендаций, совокупность которых можно рассматривать  как программу действий кооперативных организаций в XXI. веке по усилению роли пайщиков в управлении, контроле и повышении эффективности экономического участия в деятельности кооператива, еe основные положения:

  • воспитывать у пайщика чувство хозяина, формировать новое мышление, кооперативную идеологию и культуру, разъяснять их права и обязанности, кооперативные принципы и ценности
  • укреплять демократические основы потребительской кооперации, направлять усилия советов потребительских обществ и союзов на повышение активности пайщиков, защиту их прав и интересов, строго соблюдать требования закона о том, чтобы в советах более 50% составляли пайщики, не связанные трудовыми отношениями с потребительской кооперацией, а численность членов совета составляла не менее 13 - 15 человек, последовательно увеличивать в составе представителей потребительских обществ и союзов число рядовых пайщиков
  • повсеместно восстанавливать службы организационно-кооперативной работы, укреплять их квалифицированными специалистами за счет штатных и внештатных работников
  • активизировать работу по кооперированию населения, шире привлекать в кооперацию молодежь. Создавать кооперативы в школах и учебных заведениях потребительской кооперации. Совместно с местными органами образования организовывать изучение курса «Основы кооперации» в сельских школах
  • совершенствовать формы кооперативных выплаты льгот, информировать пайщиков о реальном вкладе потребительского общества в повышение их материального благосостояния
  • проявлять заботу о многодетных семьях, инвалидах, пенсионерах, больных, других остро нуждающихся пайщиках, оказывать им моральную и материальную поддержку, в том числе в обработке приусадебных участков, сбыте выращенной продукции, доставке топлива, стройматериалов, предоставлять возможность покупать товары по льготным ценам
  • возродить культурно-массовую и спортивную работу, принимать активное участие в организации досуга населения, особенно молодежи, создавать кружки художественной самодеятельности, кройки и шитья библиотеки, спортивные секции, бары-дискотеки, бильярдные, организовывать фестивали, конкурсы, спартакиады, проводить встречи ветеранов кооперации, не оставлять их без внимания в дни рождения и праздники, иметь в каждом магазине списки таких пайщиков
  • оказывать пайщикам и работникам кооперативных организаций санаторно-курортные, медицинские и образовательные услуги за счет средств социального страхования, шире практиковать обучение детей кооператоров в кооперативных учебных заведениях за счет фонда подготовки кадров
  • шире информировать (используя все доступные средства: собрания, печать, радио, телевидение и др.) пайщиков, население, органы государственной власти и местного самоуправления о социальной защите пайщиков, льготах сельскому населению, благотворительности

      Концепция предусматривает активизацию работы в следующих направлениях

  • организациями "проведение собраний на кооперативных участках и в потребительских обществах по-новому
  • информированность пайщиков об экономической и социальной деятельности кооперативов
  • разукрупнение кооперативных участков и их оформление
  • разработка плана социального развития кооператива и контроль за его реализацией
  • кооперативное образование и обучение кооперативного актива
  • организация в школах изучения курса «Основы кооперации»
  • учет экономического вклада пайщиков в хозяйственно-финансовую деятельность
  • предоставление льгот и кооперативных выплат
  • индивидуальная работа с пайщиками

  На кооперативных участках и в потребительских обществах предстоит отработать порядок и регламент проведения собраний таким образом, чтобы в их подготовке принимали участие пайщики. На собраниях должны обсуждаться наиболее насущные проблемы села и перспективы повышения благосостояния населения с помощью потребительской кооперации.

  Повестка дня должна отражать наиболее актуальные вопросы: занятость, организация новых рабочих мест; помощь подсобным сельским хозяйствам пайщиков; организация сбыта продукции сельских подворий: оказание помощи неимущим: снабжение малой техникой, кормами, молодняком, семенным и посадочным материалом; новые виды производств и направлений деятельности (сельский туризм, торговля медикаментами, препаратами для лечения животных); культурно-массовая и спортивная работа: благотворительность: информированность: возможность обучение детей пайщиков: просветительное кооперативное образование.

     Претворение в жизнь рекомендаций конференции, концепции позволит потребительской кооперации укрепить репутацию социально ориентированной системы, сохранить свою самобытность.

     Потребительская кооперация - социально ориентированная система. Это означает, что, во-первых, она реализует социальную миссию, во-вторых социальной миссии отдается приоритет.

     Концепция провозглашает социальную миссию, борьбу с бедностью как главное стратегическое направление деятельности потребительской кооперации.

     Задача кооперативных организаций - сосредоточить усилия на социальной миссии как важнейшем факторе роста устойчивой динамики хозяйственной деятельности, стабилизации местного бюджета, формирования денежных доходов сельского населения, увеличения товарных ресурсов.

     Следует сохранить экономическую поддержку пайщиков и всего сельского населения в следующих формах:

  • доставка социально значимых товаров в отдаленные населенные пункты и их реализация по ценам райцентров
  • содержание планово-убыточных магазинов
  • обслуживание бюджетных организаций (школ, детских домов, приютов, больниц и т.д.)
  • организация школьного питания
  • товарный кредит населению
  • льготные путевки членам кооператива в счет кооперативных выплат
  • наборы продуктов, подарки ветеранам
  • транспортные и другие услуги

      Социальная миссия должна быть направлена на все сельское население. Российская кооперация, имея членами 11,3 млн. пайщиков, обслуживает 35 млн. сельских жителей. Тем самым формируется имидж потребительской кооперации как социально ориентированной системы, создается возможность кооперирования, то есть укрепления социальной базы.

     Выполнение социальной миссии потребительской кооперации связано с сохранением рабочих мест на действующих предприятиях. Потребительская кооперация обеспечивает занятость работников на действующих предприятиях, открывает новые производства и виды деятельности, привлекает население на временную, сезонную работу, на условиях неполного рабочего дня, возрождает надомный труд, народные промыслы. Эту деятельность следует продолжить. Потребительские общества и союзы должны отслеживать занятость работников, уволенных из системы во время кризиса, инвалидов, пенсионеров, то есть самых незащищенных групп населения и отдавать им предпочтение в трудоустройстве.

     Необходимо реализовывать Соглашение о сотрудничестве Центросоюза с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, которое предусматривает занятость населения, снижение уровня безработицы путем предоставления гражданам возможности участия в общественных работах для получения материальной поддержки. 
Заключать договора с территориальными органами Министерства труда России, располагающими для этих целей средствами. Потребительские общества и союзы могут взять на себя организацию общественных работ (ремонт дорог, уборка территорий, вывоз мусора и т.д.).

      Общее возможное увеличение численности работников составляет по России 380 тыс. человек, в том числе в малых производствах (мельницы, крупорушки, зернодробилки, маслобойки, сепараторы)- 94 тыс., в надомной выпечке хлеба - 44 тыс., подсобных сельских хозяйствах, пасеках - 27 тыс.. службе пастухов - 111 тыс., службе быта - 223 тыс.. магазинах на дому - 47 тыс. человек. Задача потребительских обществ и союзов реализовать эти возможности в полной мере.

      Предстоит большая работа с молодежью, вовлечение ее в деятельность потребительской кооперации. Именно с молодежью система связывает свои планы по реструктуризации производства, техническому перевооружению отраслей, внедрению новых технологий, информатизации управления. Для этого следует обеспечить молодежь возможностями профессионального роста, получения образования, проведения досуга.

      В потребительской кооперации значительное внимание уделяется подготовке кадров. Студенты и аспиранты вузов и колледжей, обучающиеся по направлениям организаций потребительской кооперации, уменьшают социальную напряженность. На период обучения студентов можно отнести к социально защищенной категории населения. И в этой защите значительная роль принадлежит потребительской кооперации. Кооперативное образование следует рассматривать как форму социальной защиты населения. 

      .Количество предприятий по оказанию платных услуг растет. На начало 2001 г. их количество составило 6082. Стоимость платных услуг, оказываемых населению организациями потребительской кооперации Российской Федерации в 2000 г., составила 1403.9 млн. руб., в том числе бытовые - 83,2, услуги производственной деятельности - 32,3, сельскохозяйственные - 1,5, торговли - 10,7, общественного питания - 48,7, медицинские - 5,4, санаторно-оздоровительные - 95,3, образования - 738,0, рынков -349,5, прочие платные услуги - 19,9 млн. руб.

     Социальная миссия предполагает развитие потребительской кооперации как общественной организации. Следует создавать женские советы, комитеты по делам молодежи, библиотеки, в том числе в магазинах, возрождать художественную самодеятельность, народные театры, клубы по интересам, спортивные клубы, секции, устанавливать игровые автоматы.

  Больше внимания следует уделять организации досуга пайщиков и сельского населения (вечера отдыха, в том числе с «Караоке», диспуты, КВН, конкурсы самодеятельных коллективов, спортивные соревнования и т.д.).

  Задача потребительских обществ и союзов - превратить кооперативы в центры духовной жизни сельского населения. 
 
 

     
 
 

2.Преимущества потребительской кооперации в России как кооперативной системы 

      На рубеже XXI века наметилась тенденция глобализации отраслей и видов деятельности. Она означает централизацию, возможность маневрирования финансовыми, материальными, трудовыми ресурсами, внедрение новых технических достижений и новейших технологий. Глобализация способствует росту объемов деятельности, сокращению затрат, увеличению прибыли. Экономика приобретает новый импульс развития. Вместе с тем глобализация несет в себе негативные последствия, так

как на первый план выдвигает финансовые приоритеты, решает проблемы предпринимателя, но не потребителя.

     Глобализация с позиции потребителя означает поляризацию богатства и бедности, рост безработицы, ужесточение нагрузки на экологию. Создаются крупные банковские, промышленные, оптовые предприятия, транснациональные и национальные розничные сети. Негативные последствия этого процесса - свертывание внутреннего рынка, сдерживание или забвение социальной миссии кооперации.

      Потребительская кооперация выражает свое отношение к глобализации экономики с позиции потребителя, пайщика.

     Сила и значимость кооперации в том, что она выступает как форма объединения населения и берет на себя часть функции государства - социальную защиту населения.

  Для потребительской кооперации стратегия развития в условиях глобализации представляется в сочетании крупномасштабного производства на основе самой современной техники и технологии со средними и мелкими предприятиями. Российская кооперация стимулирует увеличение числа магазинов на дому, выпечку хлеба надомниками, развитие народных промыслов. Растет количество малых торговых предприятий с учетом их пешеходной максимальной приближенности для жителей сельской местности и небольших городов.

  Маломасштабное производство неравнозначно кустарному. Следует использовать новые технологии мини-производств в хлебопечении, производстве пива, макаронной продукции, переработке молока и др.

  Чтобы жить, развиваться и успешно выполнять свои функции, потребительская кооперация должна перестраивать деятельность, учитывая приоритет социальной миссии, сохраняя свою самобытность, приверженность кооперативным принципам и ценностям, не допуская перерождения организаций в коммерческие структуры.

Информация о работе Концепция развития кооперации до 2010 года