Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 21:15, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является исследование содержания концепции развития потребительской кооперации в период до 2010 года.
Основными задачами для написания данной курсовой работы является:
Изучить концепцию устойчивости развития потребительской кооперации в период до 2010 года
Рассмотреть преимущества потребительской кооперации в России как кооперативной системы
Изучить концепцию совершенствования организационного построения структуры органов потребительской кооперации
Изучить концепцию правового обеспечения деятельности потребительской кооперации
Райпо следует обобщать данные по магазинам, использованию трудовых ресурсов. Они активно сотрудничают с центрами занятости на местах.
Потребительские общества образуют потребительские союзы всех уровней - районный, областной, краевой, республиканский, Центросоюз. Существование потребительских обществ не изолировано, а в единой системе, объединение потребительских обществ в союзы - одно из существенных их конкурентных преимуществ, позволяющих потребительской кооперации динамично развиваться.
Конечная цель деятельности союза любого уровня - обеспечение защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, представление интересов в государственных органах и органах местного самоуправления, оказание потребительским обществам правовых, информационных и иных услуг.
В законе прописана вертикаль ответственности, которая выражается в ответственности потребительских обществ перед союзами и союзов перед союзами более высокой степени иерархии. Закон предусмотрел создание контрольно-ревизионных управлений союза для проверок деятельности организаций потребительской кооперации. Контрольно-ревизионные управления имеют целью предотвращение злоупотреблений и защиту имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов.
Высший орган потребительских обществ и союзов – общее собрание, значение которого возрастает. Для повышения уровня демократии следует обеспечить на собраниях в составе присутствующих более 50% неработающих в потребительской кооперации пайщиков. Предстоит отказаться от устаревшей практики проведения собраний, овладеть новой культурой организации обсуждений и принятия решений.
В период между общими собраниями управление союзом и потребительским обществом осуществляет совет, выступающий представительным органом. Исполнительным органом союза и потребительского общества является правление союза или потребительского общества.
Советы должны стать органами общественного самоуправления пайщиков. Для этого в их составе должно быть более 50% пайщиков, не связанных трудовыми отношениями с организациями потребительской кооперации.
Правления являются органами профессионального менеджмента. Правление областного (краевого, республиканского) потребсоюза не реже одного раза в квартал отчитывается на заседании совета о работе, с учетом рекомендаций, выработанных на научно-практических конференциях «Кооперативная самобытность в новом тысячелетии» и «Самобытность потребительской кооперации: опыт и проблемы управления».
Задача новой структуры управления в потребительской кооперации - реализовать единство и эффективное взаимодействие общественного самоуправления пайщиков и профессионального управления менеджеров, обеспечить эффективный менеджмент под контролем пайщиков
В единстве общественного самоуправления и профессионального менеджмента первенство принадлежит общественному самоуправлению.
При формировании состава (штата) правлений следует отказаться от старой отраслевой структуры управления, предусматривать минимальное количество заместителей председателя правления, возложив на них руководство соответствующими службами, определить в потребсоюзах и потребительских обществах штатные должности специалистов, ответственных за реализацию социальной миссии
Рекомендуемая на перспективу структура управления в потребсоюзе видится более простой. В ней исключаются заместители, правление руководит непосредственно начальниками функциональных служб (рис. 7).
Концепция предполагает разграничение функций, полномочий, а также раздельную оценку деятельности советов и правлений. Это можно сделать с помощью показателей, раскрывающих качественные различия деятельности советов и правлений.
Деятельность совета направлена на осуществление социальной миссии (основного предназначения) потребительского общества или союза. Критерий оценки деятельности совета - защита интересов и удовлетворение спроса пайщиков на товары и услуги. Данный критерий конкретизируется следующей системой показателей: демократизация управления, информированность пайщиков, экономическое участие пайщиков, создание новых рабочих мест, обеспечение занятости, возможность получения кооперативного профессионального образования, предоставление услуг населению, льгот и кооперативных выплат.
Работа правления должна оцениваться по тому, как оно обеспечило создание экономических условий для выполнения социальной миссии, сформированной советом.
В соответствии с законом разработаны новые уставы, принципиально отличающиеся от предыдущих тем, что регламентируют работу системы на основе принципов международного кооперативного движения, в первую очередь демократизации управления и экономического участия пайщиков в деятельности кооперативов.
Остается актуальной оптимизация организационной структуры каждого уровня управления, прежде всего, сокращение числа хозрасчетных организаций, перевод их на единый баланс, развитие внутреннего хозрасчета, что приведет к повышению внутрихозяйственной эффективности.
Потребсоюз в соответствии с рекомендациями конференций «Кооперативная самобытность в новом тысячелетии» и «Самобытность потребительской кооперации: опыт и проблемы управления» должен:
Координирующая
роль сохраняется за Центросоюзом.
4.Концепция правового обеспечения деятельности
потребительской кооперации
Законотворческая деятельность в системе потребительской кооперации. Требуются принципиально новые подходы к регулированию кооперативных отношений. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 года «Об общеправовом классификаторе отраслей законодательства» кооперативное законодательство, не выделено в самостоятельную отрасль, но реально существующие разновидности кооперативных организаций, принятые и готовящиеся законы о различных видах кооперации свидетельствуют о фактическом признании этого сектора экономики.
Законодательной базой жизнедеятельности всех видов кооперативных организаций Российской Федерации, помимо отраслевых законов, в перспективе должен стать Федеральный закон «о кооперации в Российской федерации»
Для
укрепления правового статуса
потребительской кооперации
Отношения, возникающие при
Широко практикуется
Однако необходимо формирование законодательной базы для регулирования взаимоотношений потребительских обществ и союзов с органами государственной власти и органами местного самоуправления на региональном уровне.
Повышение роли уставов
С выходом новых, более
В статьях 9 и 32 закона о потребительской кооперации указаны обязательные положения, которые должны присутствовать в уставе потребительского общества и союза. Кроме перечисленных в законе требований к уставу, в него могут быть включены иные сведения, не противоречащие законодательству.
Уставы потребительских
Принятые с учетом местного законодательства, особенностей региона, сложившихся обычаев делового оборота, уставы в своей основе должны соответствовать примерным уставам потребительского общества, союза. Новое видение организаций потребительской кооперации, выработанное на российских научно-практических конференциях: расширение видов деятельности, усиление социальной направленности, активизация работы с пайщиками, повышение роли участковых кооперативных комитетов, магазинов - центров кооперативных участков, комиссий кооперативного контроля, решение проблемы занятости путем создания рабочих мест, должно найти отражение в уставах потребительских обществ, их союзов.
Особое внимание следует
В уставах потребительских
Закрепление этих положений в
уставах обеспечит целостность
системы и управляемость
Контрольные и
Потребительские общества и их союзы объединены в систему общностью целей и задач. Потребительские общества, являясь элементами системы, объединяются в союзы, на уровне которых обеспечивается согласованное функционирование системы в целом.
Согласно Закону Российской
Информация о работе Концепция развития кооперации до 2010 года