Коррупция и участие чиновников в бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 00:03, реферат

Краткое описание

На первый взгляд может показаться, что коррупция - это просто взяточничество, но значение этого слова более всеобъемлюще. Хотя слово и происходит от латинского “corruptio” (что означает “подкуп”), словарь Ожегова определяет его следующим образом: “Коррупция – моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами”.

Содержание

1) Вступление
2) История коррупции в России.
3) Коррупция сегодня.
4) Правовая борьба с коррупцией.
5) Правовая борьба с коррупцией.
6) Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

эссе по истории.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

В результате, с помощью  быстро разрастающего бюрократического аппарата распределительная функция  обособилась и превратилась в  объект притяжения чиновников всех уровней, поскольку открывались грандиозные перспективы обогащения. Распределительно-бюрократический аппарат возрос с 1 миллиона человек в 1917 году до 4 миллионов в 1928 году.

И.Сталиным был рожден новый социальный слой - номенклатура, занимающий особое положение в обществе, обладающий собственными, в том числе и экономическими интересами, отличными от интересов общества, а зачастую противоречащие им. Призванный исполнять волю трудящихся, аппарат зажил собственной жизнью, продолжая декларировать общенародные интересы, рождаяполитику двойных стандартов. Постепенно проявилось, а затем усилилось стремление к узурпации власти, подчинению себе всей экономической и политической жизни в стране.

Во времена правления  Л.И.Брежнева номенклатура стала всепроникающей, захватив все ступени власти не только в экономической, но и в общественно-политической жизни, окончательно выйдя из-под какого-либо контроля. Как следствие - ее посредническая роль повсеместно оплачивалась без страха наказаний. Формируется система взяток снизу вверх, впоследствии легализованная. Именно в этот период появляется новая черта российской коррупции - сращивание государственного аппарата с преступным миром, что придало власти черты классической мафии.

Основными преступлениями советских коррупционеров стали: отпуск дефицитной продукции; выделение оборудования и материалов; корректировка и снижение плановых заданий; назначение на ответственные должности; сокрытие махинаций.

Таким образом, советская  номенклатура стала своеобразным инкубатором мафиозных структур, которые окрепли и легализовались в постперестроечный период. Коррупция стала нормой.

 

Коррупция сегодня…

Здесь я хотел бы обратиться уже не только к ярким примерам коррупции в России, но и во всем мире. Здесь, прежде всего, следует отметить, что коррупция процветает безусловно по всему миру и составляет одну из глобальных проблем человечества, ибо несет в себе прямую угрозу развитию общества: от продажи прав на монопольную торговлю на рынках до продажи в частную собственность ядерных заводов или боеголовок.

Последние два десятилетия коррупционные  скандалы свирепствуют во всех странах. Вот несколько примеров.

° В результате разоблачения незаконных действий диверсифицированного западногерманского концерна “Флик А.Г.” в отставку ушли видные политические деятели, оказавшиеся замешанными в этом деле. В первую очередь, министр хозяйства ФРГ О.Ламбсдорф, которому предъявили обвинение в необоснованном предоставлении льгот концерну. Всего в ходе расследования этого дела привлечено к ответственности более 1700 человек - представителей правящих партий. Оказался замешанным и Г.Коль, бывший в то время федеральным канцлером ФРГ.

° В Японии со своим постом расстался К.Танака, бывший в 80-е годы премьер-министром. Судебный процесс, длившийся более 13 лет, подтвердил причастность видного японского деятеля к афере с поставкой в страну недоброкачественных самолетов американской фирмы “Локхид”.

° В феврале 1992 года в Италии началась операция “Чистые руки”. Судебные органы проверили деятельность более 4 тысяч человек, 1063 из них было предъявлено обвинение в коррупции, вина 440 была полностью доказана. Среди них бывший премьер-министр Бетини Кракси и бывший министр иностранных дел Джанни де Минелис.

По данным американской прессы, в  середине 80-х годов при конгрессе CШA было зарегистрировано 7200 лоббистов только иностранного бизнеса. В их числе оказались десятки бывших высокопоставленных чиновников, которые за проталкивание интересов зарубежных фирм получили гонорары в сотни тысяч долларов в расчете за год. Среди таких лоббистов был, например, У.Колби, бывший директор ЦРУ, который так объяснял свою новую роль: “Когда входишь в джунгли, нужен проводник. Наилучший лоббист действует как сборщик информации и советчик”.

В подобных скандалах могут быть замешаны не только высокие чины государства, но и высшие. Яркий пример - скандал вокруг южнокорейского президента Ро Де У. История такова.

Некто Ха Чжон Вук - мелкий сеульский бизнесмен, в частной  беседе посетовал на неудобства, которые  ему приходится испытывать из-за введенного в прошлом году запрета на анонимные банковские счета. Он, мол, не подумав, дал согласие перевести с анонимного счета экс-президента страны Ро Дэ У на свое имя некую сумму денег, и теперь ему придется платить фантастические налоги. А отказаться уже нельзя. К несчастью для рассказчика (и к еще большему несчастью для экс-президента) разговор этот слышал один из депутатов парламента, сообразивший, что эти деньги вполне могут быть частью тех средств, которые, по слухам, за время своего президентства (с 1988 по 1993 годы) собрал Ро Дэ У. На следующий день депутат поднял этот вопрос в Национальной ассамблее.

Сеул превратился в  разбуженный улей. Как и в любой  посттоталитарной стране, почувствовавшие  себя свободными граждане Южной Кореи  требовали примерно наказать бывшего  президента. Не выдержав, Ро Дэ У публично признал существование тайного фонда, сообщил его размеры (более $650 млн.) и покаялся перед страной. Он указал на источник денег - крупнейшие корпорации страны - и на то, как эти деньги расходовались. $72 млн. пошли на нужды Демократической либеральной партии, которую организовали Ро Дэ У и нынешний президент страны Ким Ен Сам, более $400 млн. - на финансовую помощь другим политическим партиям страны. Самому Ро Дэ У остался лишь $221 млн. ($42 млн. вложены в недвижимость, остальное распределено между секретными счетами бывшего президента, членов его семьи и ближайших друзей). На следующий день после заявления экс-президента нынешний президент Ким Ен Сам назначил специальное расследование. Бывший президент, несколько министров его правительства и высших армейских чинов были арестованы. Чем дальше продвигалось расследование, тем яснее проявлялась опутавшая страну паутина довольно специфических деловых отношений. В ходе следствия было официально признано, что практически все корейские концерны до 1% дохода перечисляли в качестве взяток должностным лицам разного уровня. Такая уж сложилась в стране традиция. К сегодняшнему дню обвинение официально предъявлено руководителям двенадцати крупнейших промышленно-финансовых конгломератов (в том числе входящих в число крупнейших в мире корпораций Daewoo, Samsung).

Для справки: Daewoo - одна из сильнейших корпораций Южной Кореи. По данным 1994 года, оборот корпорации составил $35,71 млрд. В рейтинге Fortune - 500 крупнейших корпораций мира она занимает 52-е место. Глава группы Daewoo - Ким Ву Чун. Согласно материалам дела, глава Daewoo Ким Ву Чун санкционировал передачу Ро Дэ У $14 млн. в обмен на многомиллиардный контракт на постройку базы для подводных лодок.

Samsung Electronics - одна из крупнейших южнокорейских корпораций. Глава группы Samsung - Ли Кун Хи. Основное ее подразделение - Samsung Eliectronics с оборотом в $14,76 млрд и прибылью в 1,25 млрд - заняло 221-е место в рейтинге Fortune-500. Признав случаи передачи денег Ро Дэ У, руководство Samsung назвало это “нормой” для того времени.

В целях отслеживания и хоть какого-нибудь контроля за международной  коррупцией передовые западные страны в 1993 году создали организацию “Тrаnsparency international”. Самый известный результат ее деятельности - ежегодная публикация своеобразного табеля о рангах: классификации государств по степени коррумпированности ее чиновников. Список впервые появился в 1996 году и почетное первое место получил Пакистан. Какие это имело последствия? А такие, что правительство Бенезир Бхутто вынуждено было подать в отставку: ее заподозрили в том, что вместе с мужем госпожа Бхутто “умыкнула” $1 млрд.

В 1998 году Россия заняла 76-е место в перечне 85 государств. В нынешнем перечне к этой категории  относится нижняя треть списка - от Аргентины (71-е место) до Камеруна (99-е). Она включает также Молдову, Украину, Армению и Грузию. Вторая треть списка - страны с показателями от 3 до 5 баллов - также оцениваются как имеющие в целом “очень большую проблему” с коррупцией. Менее всего коррумпированы по данным агентства Дания, Финляндия, Новая Зеландия и Швеция. При оценке по десятибалльной системе Россия в 1999 году получила 2,4 балла и поделила с Эквадором 82–83-е места в списке из 99 стран (в Transparency International считается, что любой показатель ниже 3 баллов свидетельствует о том, что страна является “чрезвычайно коррумпированной”). Однако по “продажности” нас опережают партнеры по бывшему СССР: Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Азербайджан.

Так что если говорить о России, то у нас коррупция  поистине процветает.

“Чиновник в наше время - лучший эксперт по бизнесу, - говорит москвич О.В., имеющий небольшое торгово-производственное предприятие. - Он лучше меня знает, сколько я заработаю, и когда я прихожу за разрешением на торговлю, вменяет мне такую взятку, которая (по обстоятельствам) точно соответствует десяти, пятнадцати или двадцати процентам будущей прибыли. Я открыл точку - и он в деле…”.

По официальным подсчетам  в 1996 году генерального прокурора Ю.Чайки, более 4 тысяч чиновников - взяточники, дела на которых были переданы в суд. Наиболее коррумпированной считается банковская сфера, где посредством фальшивых авизо в начале 90-х годов сформированы огромные состояния. Затем - Минздрав. Третье место по коррумпированности занимает Агропромышленный комплекс. Черной дырой в бюджете Минсельхоза России стала Федеральная продовольственная корпорация. Только за 1995-96 годы через нее прошли и осели в зарубежных банках сотни миллиардов рублей, не дошедшие до производителей, которым предназначались. Вот буквально несколько примеров, приведенных Ю.Чайкой в “Общей газете” (21-27 ноября 1996 года):

  1. Председатель Роскомдрагмета Е.Бычков-инкриминируется незаконный экспорт алмазов на сумму 140 миллионов долларов;
  2. Начштаба коллективных миротворческих сил в Таджикистане генерал-майор Ю.Вьюнов - инкриминирована контрабанда на военном вертолете 109 кг опия-сырца на 1 миллион долларов;
  3. Замминистра внешнеэкономических связей А.Догаев-инкриминируется контрабанда меди на сумму 302 тысячи долларов.
  4. И.о.генпрокурора А.Ильюшенко - взятка 40 тысяч долларов.

Но ошибочно было бы думать, что такие случаи единичны и не составляют единой картины масштабов  в России такого явления, как вмешательство  чиновников в бизнес. Особая проблема заключается в том, что большинство  подозрений оказываются недоказуемыми и множество дел “зависает в ящиках”. Вот характерный пример (по материалам сайта “Яблока”).

Читаем в предвыборной программе 1993г. кандидата Илюмжинова (Калмыкия): как универсальный метод  решения всех проблем республики и как средство реализации своих  обещаний кандидат предлагает “взять бюджетные деньги и прокрутить…”(без комментариев). В том же 1993 году, сразу после избирательной кампании, нового президента Калмыкии Кирсана Илюмжинова охватило желание создать оффшорную зону для привлечения в республику больших финансовых ресурсов. Одним из шагов в этом направлении стало создание при калмыцком президенте Агентства развития и сотрудничества (АРиС). За единовременную плату предприятия и организации регистрировались в республике и освобождались от уплаты местных налогов. Тысячи предприятий по всей России, зарегистрированных в калмыцкой “оффшорной зоне”, за несколько тысяч экю в год были освобождены от многих федеральных налогов и целевых сборов. Естественно, возглавили Агентство люди, близкие Илюмжинову, что позволило главе республики и его окружению контролировать столь мощные финансовые потоки. Фонд программ Кирсана Илюмжинова, где аккумулировалась плата за налоговые льготы (а это более 16 миллиардов неденоминированных рублей ежегодно), якобы направлял эти средства на развитие республики и социальные нужды. Увы, проведенная в 1997 году Генпрокуратурой РФ проверка не подтвердила этого. Выяснилось, что значительная часть бухгалтерской документации, по словам руководства АРиС, была похищена при перевозке в Тамбовской области (!). Зато доподлинно известно, что задолженность АРиС по платежам в бюджет составила в 1997 году около 60 миллиардов рублей, в том числе в федеральный - 43 миллиарда. Очевидно, судебного дела не было - за неимением улик и фактов.

Другой пример с многострадального Дальнего Востока: в 1994г. коммиссия заместителя главы ФУДН П.Карпова установила, что некое ЗАО “Транзит” с уставным капиталом в несколько сотен долларов закупило в Китае по $12 за тонну (по сведениям коммиссии, стоимость угля в Китае составляла тогда $10, а отечественного - того дешевле), причем гарантом сделки выступила администрация Приморского края в лице вице-губернатора Савченко. Через два дня он же подписывает контракт на поставку этого же угля администрации уже по цене $16,49 за тонну. На 250 тыс. тонн прибыль составила $1,122 млн. Кроме того, сделка была полностью освобождена от таможенных платежей под предлогом ликвидации последствий от стихийных бедствий. Кто и как разделил этот “черный нал”? Сколько таких сделок было…?

Основной же товар, предлагаемый чиновником (причем, монопольно) - это юридическое, конституционное право. Никакой другой (необходимой бизнесу) собственности у него сегодня нет, но чтобы жестко контролировать любые легальные рынки, ничего другого и не требуется: искусственно созданный дефицит легальных возможностей - самый доходный способ бюрократически-теневого управления (и в бизнесе в том числе).

Поставленные в условия жесткой  зависимости от вмешательства чиновников, предприниматели во многих случаях  ищут и находят пути для развития своего дела не в оптимальной организации законных рыночных операций и открытой конкуренции, но в теневых сделках с чиновниками, способными освободить их от ответственности, когда нарушается закон, предоставить льготные возможности и - в то же время - создать непреодолимые препятствия на пути конкурентов. Таким образом, теневой бизнес и коррумпированная бюрократия оказываются кровно заинтересованными друг в друге, сделки между ними приобретают характер постоянного экономического сотрудничества, которое требует соответствующей рациональной организации и институционального оформления.

В большинстве же стран борьба с  коррупцией является одним из приоритетных направлений политики государства, поэтому обратимся к правовому  аспекту этого вопроса.

 

Правовая борьба с коррупцией.

Большинство государств, как уже  сказано выше, рассматривает коррупцию  как наиболее опасное для общества явление, которое преследуется законом.

Уголовный кодекс Канады приравнивает наиболее откровенную форму парламентской коррупции - взяточничество - к нарушению конституции и акту государственной измены. Уголовному наказанию подлежит как получившее взятку лицо, так и давшее ее. Парламентарию в этом случае грозит тюремное заключение сроком до 14 лет, причем он автоматически лишается депутатского мандата со дня признания его виновным в суде. В ФРГ должностное лицо, получившее взятку, наказывается лишением свободы на срок до 6 лет. Во Франции за аналогичное преступление предусматривается наказание сроком до 10 лет, которое можно заменить денежным штрафом в 2-кратном размере взятки. Наиболее радикальные меры применяются к коррупционерам в Китае. В 1989 году за преступления в этой сфере казнено более 30 человек, 30 тысяч осуждено на различные сроки заключения, более 20 тысяч человек попало под следствие.

Информация о работе Коррупция и участие чиновников в бизнесе