Коррупция и участие чиновников в бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 00:03, реферат

Краткое описание

На первый взгляд может показаться, что коррупция - это просто взяточничество, но значение этого слова более всеобъемлюще. Хотя слово и происходит от латинского “corruptio” (что означает “подкуп”), словарь Ожегова определяет его следующим образом: “Коррупция – моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами”.

Содержание

1) Вступление
2) История коррупции в России.
3) Коррупция сегодня.
4) Правовая борьба с коррупцией.
5) Правовая борьба с коррупцией.
6) Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

эссе по истории.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

В США для предотвращения коррупции  создана чрезвычайно сложная  правовая система. Для примера, порядок  представления финансовых деклараций американских чиновников регламентирует Акт об этике поведения государственных служащих США 1978 года. Так, специальный исполнительный приказ строжайше предписывает всем служащим Белого Дома и других исполнительных ведомств (§ 100.735-24) не позднее 90 дней со дня вступления в силу данного приказа предоставить руководителям своих ведомств по прилагаемой форме следующую информацию:

a) Список наименований всех корпораций, компаний, фирм и других форм организации бизнеса, организаций, не преследующих цели получения прибыли, а также общеобразовательных и других институтов, с которыми служащий непосредственно или через жену, несовершеннолетних детей или других членов его семьи в настоящий момент имеет дело. (Под “делом” в данном случае понимается “любой сохраняющийся финансовый интерес и любые связи” чиновника с этими организациями независимо от того, в каком качестве он выступает.) 

б) Согласно прилагаемой форме, от чиновника требуется предоставление списка всех его личных кредиторов, кредиторов его жены, малолетних детей и других, проживающих вместе с ним членов семьи. 

в) Информация о наличии у всех вышеуказанных лиц недвижимой собственности. 

г) О своих “длящихся” коммерческих, финансовых и иных интересах.

В ФРГ же госслужащему для всякой иной работы, помимо службы, требуется  предварительное разрешение высшей служебной инстанции. Разрешения не требуется лишь для: принятия опекунства, ухода за больным или немощным, реализации обязанностей по исполнению завещания, “отправления” свободной профессии, управления собственным имуществом, деятельности, связанной с обучением и исследованиями в научных институтах и учреждениях. Государственные служащие не вправе заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в деятельности правления, наблюдательного совета или в ином органе общества, товарищества или предприятия любой другой правовой формы.

Обратимся теперь к федеральному закону “Об основах государственной службы РФ” 1995 г., который с 6ольшими трудностями разрабатывался и принимался около 5 лет. В его ст. 11 и 12определены важные ограничения для чиновников, связанные с государственной службой, и обязанности ежегодного представления ими сведений об имуществе. Из 12-ти пунктовограничений в 10-ти предусматриваются меры, предупреждающие коррупцию. Но этот закон, как и ранее действующее Положение о федеральной госслужбе, утвержденное Президентом, распространяется только на обслуживающий персонал (государственные должности категорий “Б” и “В”). Вне его юрисдикции остаются государственные должностные лица категории “А”, руководители законодательной и исполнительной власти, депутаты, министры, судьи и многие другие высокие чиновники федерального и регионального уровней. Предусматриваемый контроль за имущественным положением должностных лиц названных категорий касается только их самих и не распространяется на их близких родственников, тогда как хорошо известно, что приобретаемую собственность коррупционеры оформляют не на себя.

Статья 12 проекта закона “О борьбе с коррупцией” (до сих пор не принят) причисляет к коррупционным нарушениям использование государственного имущества в личных и других неслужебных целях. Кроме того, данный закон содержит внушительный перечень правонарушений, создающих условия для коррупции. В нём помимо достаточно четко определенных действий содержатся и такие расплывчатые (и повсеместно встречающиеся) как “искусственное создание препятствий физическим и юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов”, и такие экзотические, как “заключение пари, внесение ставок на ипподромах и участие в других азартных играх денежного или иного имущественного характера”.

Несмотря на большое количество пунктов, остается значительное пространство для маневра. Например, в мире общепризнанно, что государственное должностное  лицо после увольнения со службы в  течение установленного периода  времени должно получить разрешение правительства, прежде чем принять приглашение на работу в частном секторе или начать заниматься коммерческой деятельностью, если она имеет отношение к его прежней должности. В России только за последние четыре года сменилось более 15 министров экономики, финансов и заместителей председателя правительства по экономическим проблемам, большинство из которых буквально на следующий день после увольнения с государственной должности занимали руководящие посты в крупных коммерческих банках, компаниях и концернах. За какие заслуги их принимали на столь почетные и денежные должности? - вопрос риторический. Можно ли их привлечь к ответственности за взяточничество? Нет. Но в демократических странах такое поведение рассматривается по факту как коррупционное Можно и далее развивать эту тему, а ведь я еще не называл те фамилии, что у нас постоянно на слуху, но я и не ставлю себе целью обличить всех и вся. (Такого материала предостаточно на compromat.ru. Здесь совсем иная цель - ее стоит отдельно выделить в заключение.

 

Заключение.

Весь мир давно осознал сложность  и масштабность проблемы коррупции  и давно приступил к ее тотальному уничтожению, хорошо осознавая, что  дивиденды от такой победы общество получит колоссальные.

Здесь я нахожу два основных направления борьбы с коррупцией в России.

1). Недавно наш новый президент  провозгласил равноудаление бизнесменов  от власти и тем самым сразу  совершил ошибку, ибо необходимо  обратное. Удалять надо власть  от бизнеса, начиная с огромного  количества государственных компаний, пользующих внерыночными преимуществами и убивающих конкуренцию, и заканчивая чиновниками, кормящимися при коммерческих компаниях. (Хорошо известно, что при возникновении подозрений в незаконных сделках между властью и бизнесом, большинство претензий предъявляется коммерсантам). Здесь не нужно сложных рецептов. Природа предпринимателя такова, что он всегда будет искать выгоду (наша действительность последних лет это ярко продемонстрировала), и основной задачей государства становится выработка таких правил игры, чтобы рентабельность взяток стала ниже рыночных инвестиций, стоимость теневого использования бюджетных денег стала выше стоимости банковского кредита, деньги держать стало бы выгоднее в России (а не Швейцарии, например), а убийство конкурента стало бы слишком опасным предприятием.

2). С другой стороны, гораздо  более сильную отдачу способна  дать идеологическая борьба. Здесь,  как говорится, работы - непочатый  край… Как бы государство не  пыталось бесхитростно навязать  обществу какие-то новые идеи, большинство начинаний обречено на провал, ибо идеи, не овладевшие массой, не становятся реальной сильной. Или, вернее даже, они становятся Разрушительной силой. Конституции, законы, схемы функционирования и разделения властей во многих развитых странах писались кровью, а нам достались как бы бесплатно. Но так не бывает. Должны пройти годы, прежде чем наше общество до них дозреет и сумеет их принять. И роль государства здесь трудно переоценить, ибо в его возможностях этот процесс естественно ускорить и приблизить наше общество к реальной демократизации и “разбюрокрачиванию” госаппарата, о котором многие псевдополитики не устают голосить, видимо, не понимая, что уже прошли времена, когда можно было сказать: “Ну-ка ты, золотая рыбка - пока мы тут на печи хрустим с икоркой калачи, ты уж давай, что ли, разбюрократь нас, вот только сперва мы еще раз все наше - родное - пересчитаем, дачи достроим,………, ну-у-у, и можно тогда начинать…”

 

Использованные материалы:

“Предпринимательство и предприниматели России от истоков до начала времен”, М., 1996 год.


Информация о работе Коррупция и участие чиновников в бизнесе