Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 12:58, курсовая работа
Периодизация перестройки. В истории перестройки можно условно выделить три этапа:
март 1985 - январь 1987 - период экономических реформ, разрабатывающихся в рамках традиционных механизмов хозяйствования. Главным принципом было объявлено «ускорение социально-экономического развития», разрабатываются планы по схеме директивного планирования;
1987 - 1988 гг. Лейтмотивом периода стали решения январского пленума ЦК КПСС, на котором заявляется о намерении партии радикально демократизировать общество и внутрипартийную жизнь. Данные решения были дополнены резолюциями XIX партконференции (июнь 1988 г.), направленными на создание гражданского общества;
1989 - 1991 гг. Период размежеваний и расколов в лагере перестройки, ознаменовавшийся резким изменением соотношения сил в пользу радикальных реформаторских группировок. Кризис политики Горбачева приводит к неудавшейся попытке консерваторов предотвратить распад СССР.
ВВЕДЕНИЕ 3
§ 1. СССР В ГОДЫ ПЕРЕСТРОЙКИ. 1985-1991 ГОДЫ 5
1.1. Начало политики перестройки 5
1.2. Реформы политической системы 6
1.3. Политика «гласности» 6
1.4. 1990-1991гг. кризис политики Горбачева. Предпосылки переворота августа 1991 года 7
1.5. Перестройка: причины провала 9
1.6. Августовский переворот 1991г. 9
1.6.1. Распад СССР и образование СНГ. Оценки августовских событий 9
1.6.2. СССР накануне августовских событий 10
1.6.3. Ход событий 11
1.6.4. Причины поражения ГКЧП 12
1.6.5. Последствия поражения ГКЧП 12
§ 2. Создание правовых основ новой российской государственности 14
2.1. «Шоковая терапия» 15
2.2. Общественно-политическое развитие в 1991-1993гг. 16
ВЫВОД 19
Список использованной литературы 20
1.6.4. Причины поражения ГКЧП
Попытка ГКЧП сохранить союзное государство потерпела сокрушительный провал в силу целого ряда причин. Одна из них - двусмысленность позиции, занятой президентом СССР. Как подчеркивают сторонники одной из последних версий, никакого заговора против Горбачева не было, и его изоляция в Крыму носила условный характер. Более того, сами путчисты действовали с полублагословения президента, отсюда неподготовленность, неуверенность в действиях. В дальнейшем Горбачев отмежевался от своих бывших сподвижников.
Введя в Москву войска, члены ГКЧП не собирались их использовать иначе как средство психологического давления, демонстрации силы. Они не предприняли штурма «Белого дома», не арестовали Ельцина и других российских руководителей, не позаботились об установлении реального контроля над средствами массовой информации.
Противники ГКЧП, главным образом российское правительство во главе с Ельциным, напротив, вступили с ним в жесткую схватку, преимущественно, на информационном поле. Б результате им удалось переломить общественное мнение (в особенности жителей Москвы) на свою сторону. Это и предопределило победу демократов.
1.6.5. Последствия поражения ГКЧП
Некоторые политологи в настоящее время считают, что неудачная попытка «дворцового переворота», предпринятого верхушкой союзного руководства, фактически обернулась для страны подлинным государственным переворотом, приведшим к радикальным изменениям общественно-политической системы, последующей ликвидации СССР. Власть президента Горбачева, лишившегося практически всех государственных структур, оказалась чисто условной. 23 августа от Горбачева потребовали подписать указ о роспуске КПСС, он был вынужден распустить союзный совет министров, съезд народных депутатов СССР, отказаться от должности генерального секретаря, ЦК КПСС объявил о самороспуске.
Все попытки президента СССР сохранить союзное государство, возобновить работу по подписанию нового союзного государства оказались безуспешными. Особую роль в ликвидации Союза сыграли политические элиты России и Украины. Факты свидетельствуют, что ни у российского, ни у украинского руководства не было желания подписывать союзный договор ни в одном из предлагаемых вариантов.
1 декабря на Украине состоялся референдум, в ходе которого граждане республики, видя сложившуюся ситуацию, поддержали идею образования независимого государства. Ельцин немедленно заявил о признании независимости суверенной Украины. Российское руководство в этих условиях взяло на вооружение концепцию Бурбулиса о провозглашении эфемерного Содружества Независимых Государств для окончательного разделения полностью суверенных республик. 8 декабря в белорусской резиденции «Беловежская Пуща» тайно от Горбачева и от всех народов тремя президентами - России, Украины и Белоруссии были подписаны документы о прекращении функционирования СССР и создании СНГ, о чем немедленно первому сообщили президенту США Бушу. Эти решения не оставляли места для создания союзных органов управления и планировали только координацию действий в ряде стратегических направлений внешней и внутренней политики. Оскорбленный Горбачев расценил эти решения как конституционный переворот, однако не стал сопротивляться его осуществлению. Выторговав у Ельцина пенсию и здания для своего фонда, он объявил по телевидению о снятии с себя полномочий президента СССР. Последним аккордом в драматических событиях 1991г. стало решение сессии ВС РСФСР о переименовании страны, ставшей отныне Российской Федерацией - Россией. Наступил принципиально новый этап в развитии российской государственности и управления.
§ 2. Создание правовых основ новой российской государственности
Фактически свершившийся в декабре 1991 г. распад СССР, прекращение его существования как единого союзного государства, субъекта международного права и геополитической реальности, падение союзного центра остро поставили перед Российской Федерацией, как и перед другими республиками бывшего Союза, проблему обеспечения самостоятельного государственного существования, задачи становления новой российской государственности.
При этом приходилось одновременно строить новое государство и выводить из паралича механизмы управления в условиях крушения административно-командной системы, а также всеобъемлющего кризиса власти и общества, раздираемого экономическими, политическими и социальными противоречиями. Продолжающиеся во многом по инерции центробежные процессы, стремление ряда субъектов РФ к «суверенизации» ставили под вопрос само существование Российского государства как единого целого.
В связи с этим перед руководством страны, общественно-политическими партиями и движениями, заинтересованными в демократической и сильной России, остро встала задача поиска цивилизованной системы ее государственного устройства в условиях современных преобразований - перехода к социально ориентированной рыночной экономике и демократическим методам руководства, создания правовой основы российской государственности.
Это была и остается сложнейшая задача построения государства, не являющегося собственностью исключительно одной политической силы, такого, которое не диктует обществу, как жить, а лишь надежно и эффективно служит ему: устанавливает и гарантирует в нем порядок, охраняя от анархии и произвола, защищает от любых угроз извне, гарантирует комплекс социальных благ, и прежде всего тем, кто сам не в состоянии реализовать предоставленные государством возможности.
Правовая основа российской государственности в конце 1991 - начале 1992г. была весьма разнородной и противоречивой. Она базировалась на законах, унаследованных от СССР и РСФСР как составной части Союза, и на правовых актах, принятых новыми демократическими правительством и парламентом. Такая двойственность конституционной базы России была объективно обусловлена ее эволюционным переходом к новым принципам построения государства, общества и взаимоотношений между ними.
2.1. «Шоковая терапия»
К 1992г. необходимость перехода к рыночной экономике казалась неизбежной. Частичные меры по «вживлению» элементов рынка в плановую экономику лишь усугубляли ее кризис. Повседневными явлениями стали пустые прилавки магазинов, бесконечные очереди.
Зачастую дефицитный товар, исчезнув с прилавков магазинов, втридорога продавался с рук на рынке или в коммерческом ларьке. Социальная напряженность нарастала день ото дня.
Руководство России во главе с Б.Н. Ельциным единственным выходом из критического положения считало макроэкономическую стабилизацию - достижение баланса между платежеспособным спросом и предложением товаров. Был взят курс на «шоковую терапию». Идеологом и основным проводником этой политики стал Е. Гайдар, получивший пост вице-премьера в новом правительстве. В «команду» Е. Гайдара входили так называемые «молодые реформаторы» - А.Шохин, А.Чубайс, А.Нечаев, а также Г.Бурбулис, один из лидеров партии «Демократическая Россия».
Для проведения рыночных реформ не было создано соответствующей политико-правовой базы: отсутствовали необходимые рыночные законы, а ведомства и министерства работали по-старому. Тем не менее «реформаторы» считали проведение радикальных реформ насущной задачей. Около 50% населения страны готовы были принять «временные издержки» реформ (безработица, рост цен и т.д.) ради будущего процветания страны. Уверенность команде «реформаторов» придавала и позиция Запада. Правительство рассчитывало на получение крупных кредитов от международных финансовых институтов - Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР).
Программа стабилизации экономики состояла во введении свободной торговли, отпуске цен, приватизации государственной собственности. С начала января 1992г. цены на большинство товаров были отпущены. С целью сбалансировать бюджет правительство пошло на резкое сокращение важнейших государственных программ. Резко упало государственное финансирование армии, снизился до опасной черты государственный оборонный заказ, что поставило на грань краха наиболее наукоемкие производства. До крайне незначительного уровня упали социальные расходы, что в первую очередь ударило по малообеспеченным семьям.
Последствия проведенных мер оказались очень противоречивыми. Безудержный рост цен и последовавшее за ним обнищание значительной части населения заставило власти весной 1992г. пойти на повышение зарплаты занятым в государственном секторе экономики. При дефиците бюджета и кризисном состоянии экономики в целом начался безудержный рост инфляции.
2.2. Общественно-политическое развитие в 1991-1993гг.
Экономическая политика, проводимая «большевистскими» методами, не могла не привести к росту социальной напряженности в обществе и обострению политической борьбы. Весной 1992г. соотношение политических сил решительно меняется. Социально-экономические трудности реформирования страны приводят к лишению правительства «кредита доверия». Авторитет оппозиционных сил растет. Целью оппозиции становится полный захват власти, установление парламентского контроля над правительством.
Непримиримую позицию к оппозиционным силам занял сам президент, открыто разделивший общество на сторонников демократии, прогресса и силы реванша, «красно-коричневых». Призрак гражданской войны стал витать над Россией. Окружение президента взяло курс на роспуск парламента, ликвидацию Съезда народных депутатов.
К началу осени 1993г. противоборство двух ветвей власти достигло кульминации, когда 21 сентября 1993г. Б.Н. Ельцин своим указом приостановил деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. Одновременно из-под пера президента вышел указ о поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации. Эти меры вызвали незамедлительную реакцию Верховного Совета. Своим постановлением от 22 сентября 1993г. он признал указ президента недействительным, как противоречащий Конституции Российской Федерации. Стало очевидным, что легальными, демократическими процедурами политический кризис не разрешить.
В Москве силами оппозиции были организованы демонстрации, в ряде мест возведены баррикады. Поскольку телевидение, по мнению оппозиции, тенденциозно освещало события вокруг Белого дома, силами оппозиции 3 октября была предпринята попытка овладеть Останкинским телецентром. На первых порах казалось, что оппозиционные президенту силы одерживают победу. Руководство Верховного Совета заявило об отстранении Б.Н. Ельцина от власти. Был приведен к присяге новый президент - А.В.Руцкой, бывший до того момента вице-президентом Российской Федерации. Военное руководство колебалось. Однако вскоре было объявлено военное положение и в город были введены войска.
Белый дом, где обосновался Верховный Совет, был блокирован армейскими частями - президент пошел на насильственный разгром Верховного Совета. 4 октября войска стали прицельно расстреливать здание Верховного Совета. В ходе событий несколько сот человек были убиты, многие ранены.
Основным политическим итогом событий осени 1993 г. стал демонтаж системы советской власти сверху донизу. Был подготовлен текст новой Конституции, существенно увеличивший власть президента. В соответствии с новой Конституцией, которая была принята 12 декабря 1993г., Россия становилась президентско-парламентской республикой. Президент получил полномочия формировать правительство, вносить законодательные инициативы, распускать органы законодательной власти в оговоренных случаях, издавать указы по ключевым политическим вопросам. Законодательным органом власти выступал двухпалатный парламент - Федеральное Собрание. Оно состояло из Совета Федерации, представленного субъектами Федерации, и Государственной думы, депутаты которой избирались как по избирательным округам, так и по партийным спискам.
«Третьей властью», согласно Конституции, стал Конституционный суд. В его компетенцию входит толкование Конституции и осуществление контроля за ее исполнением.
ВЫВОД
В чем заключаются причины провала политики перестройки? Во-первых, необходимо отметить, что горбачевское руководство не смогло выработать четкой стратегии, концепции реформирования. Сами реформы проводились крайне непоследовательно: не завершив преобразований в экономической сферы, Горбачев и его сторонники сразу перешли к реформе политической системы. Государственный аппарат оказался не в состоянии регулировать рыночные отношения, ввести четкие правила их функционирования.
Во-вторых, ошибочной следует признать попытку руководства страны сконцентрировать гигантские ресурсы на подъеме машиностроения. Как известно, львиную его долю составляли предприятия военного комплекса. В итоге на рынок была выброшена огромная денежная масса, не имеющая товарного покрытия. В последующие годы объем денежной массы постоянно возрастал. Этому способствовала и масштабная денежная эмиссия (в 1991 году она была больше, чем за последние 15 лет). Ощущение полной безнадежности дополняли и пустые полки магазинов. Были израсходованы практически весь золотой запас и валютные резервы страны. В результате «шоковая терапия» (радикальные экономические реформы начала 90-х годов) оказалась, как считают сейчас многие ученые, единственным возможным выходом из создавшегося положения.
Список использованной литературы
Информация о работе Крах советской государственной системы СССР в годы перестройки 1985-1991 годы