Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 20:28, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является исследование крепостей Древней Руси с момента их появления в IX веке до XV века. Мы выбрали этот период, чтобы проследить за развитием крепостного строительства до и после татаро-монгольского нашествия. Важно определить особенности происхождения городов, так как этот процесс сильно отличался от Европейских стран. Кроме того, вопрос о том, как появились города на Руси, до сих пор не имеет однозначного ответа. Ученые выдвигают множество теорий, зачастую противоречащих друг другу. Следует подробно остановиться на особенностях строительства кремлей на Руси, так как именно они являлись наиболее ярким примером крепостного строительства.
Содержание: 2
Введение 3
1.Проблема возникновения древнерусских городов. 12
1.1.Социально-экономическая концепция 15
1.2. Концепция развития городов из родоплеменных центров 19
1.3. Концепция нескольких путей образования городов. 23
1.4. Явление «переноса городов» 25
1.5. Концепция динамичного образования городов. 28
2. Особенности строительства кремлей на Руси 31
2.1. Общие особенности кремлей на Руси 31
2.2. Частные сведения о городах 42
2.2.1. Особенности кремля в Рязани 42
2.2.2. Особенности кремля в Изборске 44
2.2.3. Особенности кремля в Костроме 47
2.2.4. Особенности московского кремля 49
2.2.4. Особенности Псковского кремля 55
2.2.5. Особенности кремля в Новгороде 56
2.2.6. Особенности Ярославского кремля 58
2.2.7. Особенности кремля в Ивангороде 60
2.2.8. Особенности Смоленского кремля 62
2.3.Роль кремля в жизни древнерусского города 64
3. Монастыри на Руси. 73
3.1. Общие особенности монастырей 73
3.2. Частные сведения о монастырях 81
3.2.1. Особенности строительства Киево-Печерского монастыря 81
3.2.2. Особенности строительства Троице-Сергиевой лавры 83
3.2.3. Особенности строительства Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле 85
3.2.4. Особенности строительства Вознесенского Печерского монастыря Нижегородской губернии 86
3.2.5. Особенности строительства Валаамского Спасо-Преображенского монастыря 88
Заключение 92
Список использованной литературы: 96
Список использованных источников:
Здесь четыре церкви: 1) собор Вознесения Господня; 2) Успения Богородицы, теплая; 3) Макария Желтоводского, больничная; 4) Евфимия Суздальского, над западными вратами.
В прежней обители, от которой уцелела доныне только одна часовня, пострижены в иночество, в XIV веке: ученик св. Дионисия св. Евфимий Архимандрит Суздальский и св. Макарий Желтоводский и Унженский. В особой каменной палатке находится гробница Иоасафа Затворника, уважаемого по благочестивой его жизни; он был иноком и жил в затворе при прежнем монастыре; при падении ж его, гроб сего отшельника, в том самом затворе поставленный, раздавлен и засыпан, а найден уже в 1795 году.81
В церковно-исторической науке не существовало и не существует однозначного ответа на вопрос о времени возникновения Валаамского монастыря. Отсутствует важнейший источник датировки – древнее житие преподобных Сергия и Германа. Архивные изыскания XIX-XX вв. опирались на косвенные данные, упоминания тех или иных событий из жизни монастыря в различных памятниках русской письменности.
В ряде современных изданий
(путеводители, энциклопедии и т.п.)
указаны зачастую противоречивые сведения
о времени основания
Рассмотрим две основные, существующие на сегодняшний момент, концепции возникновения монастыря.
Первая из них относит
основание монастыря к XII-XIV вв. Эту
датировку в своих
Вторая концепция относит основание монастыря к X – XI векам. Она опирается на одну из редакций жития преподобного Авраамия Ростовского, содержащую упоминание о пребывании преподобного на Валааме в X веке, а также на ряд летописных упоминаний о переносе мощей преподобных Сергия и Германа с Валаама в Новгород в 1163 году. Следует отметить, что историкам XIX века (Н.П. Паялин, И.Я. Чистович) была известна лишь одна запись из Уваровской летописи о переносе мощей. Архивные изыскания последних лет позволили обнаружить и другие подобные упоминания: в собрании Российской Национальной Библиотеки и в Институте Истории материальных культур. Таких записей в общей сложности насчитывается восемь. Наибольший интерес, как самая информативная, представляет запись из собрания Лихачева (ф.238, оп. 1, № 243): "О святых великоновгородских епископах и архиепископах, и преподобных чудотворцах" XVIII в. В рукописи отмечена память прп. Сергия и Германа, указано на современное (XVII в.) разорение обители, дана ссылка на древний соборный Летописец, где указаны даты обретения (1163 г.) и возвращения (1182) мощей на Валаам.
Церковная и монастырская традиции придерживаются последней концепции, утверждающей, что основание обители произошло в эпоху Крещения Руси.
Представляется возможным совместить два взгляда на время возникновения обители: древняя монашеская жизнь на Валааме после XI века могла прекратиться, а затем возобновиться на рубеже XIV – XV вв. Возможно в дальнейшем учеными будут открыты новые исторические источники, более полно освещающие древнюю историю Валаамской обители.
XI век стал веком
первых тяжелейших испытаний
для монастыря. Потерпев
Древние новгородские летописи сообщают об обретении мощей преподобных Сергия и Германа и перенесении их в Новгород во время нашествия шведов в 1163-1164 годах. "В лето 1163. О архиепископе Иоанне. Поставиша Великому Новуграду архиепископа Иоанна Перваго, а преж были епископы. Того же лета обретены быша мощи и перенесены преподобных отец наших Сергия и Германа Валаамских, Новгородских чудотворцев при архиепископе Новгородском Иоанне…" Именно тогда состоялось местное прославление основателей Валаамского монастыря и было положено начало церковному почитанию преподобных Сергия и Германа в пределах Новгородской епархии. В 1182 году, когда опасность миновала, иноки перенесли обратно на Валаам святые мощи своих небесных заступников. Опасаясь оскорбления святыни, иссекли глубоко в скале могилу и в ней скрыли святые мощи угодников, где они и поныне пребывают "под спудом". В память возвращения святых мощей в Валаамскую обитель и совершается ежегодно церковное празднество 11/24 сентября. Свидетельства о многочисленных чудесах от мощей святых угодников вносились в монастырские летописи вплоть до закрытия обители
До первого разорения Валаам назывался обителью Пресвятой Троицы, о чем свидетельствует житие преподобного Авраамия Ростовского. По всей вероятности, деревянный Троицкий Валаамский монастырь был уничтожен врагами до основания. Когда опасность миновала, его главный храм заново отстроили из камня и освятили во имя Преображения Господня. На построение монастыря делались большие вклады. "Великая и зело прекрасная и превысокая" каменная церковь во имя Преображения Господня имела приделы в честь Рождества Христова и святителя Николая. Из жития преподобного Александра Свирского, подвизавшегося в монастыре в XV веке, можно заключить, что иноческие кельи были построены довольно удобно, каждая имела предсение, для приходящих же в обитель существовала вне монастырской ограды гостиница.
В ходе работы над дипломной работой нами были выполнены задачи, поставленные в начале исследования:
Работа была разделена нами на три главы, в каждой из которых мы выделили параграфы и пункты.
В ходе первой главы нами
были рассмотрены исследования ведущих
учёных в области вопроса о
происхождении древнерусских
Социально-экономическая концепция, которая выделяет торговлю и отделение ремесла от земледелия как основные движущие силы возникновения городов в Древней Руси. Как и другие концепции, она имеет сторонников и противников и не лишена слабых сторон. Так как она является одной из самых ранних концепций, она имеет некоторые расхождения с современными археологическими данными.
Концепция развития городов
из родоплеменных центров, которая
основывается на преемственности древнерусских
городов с более ранними
Концепция нескольких путей развития городов, которая объединяет в себе несколько предложенных концепций и скорее является компромиссной теорией, но она так же не лишена слабых сторон и имеет своих противников.
Явление «переноса города»,
которая является наиболее археологически
подтверждённой, но не менее дискуссионной
концепцией, так как споры возникают
вокруг трактовки имеющихся
Концепция динамичного
образования городов, которая была
предложена историком Даркевичем, который
выделяет возникновение древнерусских го
В ходе второй главы мы рассмотрели основные особенности кремлей обозначенного нами периода. Мы изучили структуру крепостей, выявили особенности стен, башней и ворот. Также мы обратили внимание на конфигурацию крепостей. Большинство из них были круглыми в плане, но существовали и исключения. Например, на Волыни предпочитали строить крепости в плане напоминающие квадрат со скругленными углами. Существовали и полукруглые крепости. Выбор конфигурации чаще всего объяснялся особенностями рельефа. Далее мы рассмотрели переход от деревянного строительства к каменному и появившиеся в ходе него крепости комбинированного типа. Этот процесс проходил по-разному в различных регионах. Нами были выделены основные направления: крепости, в которых первоначально каменными становились валы (вало-каменный тип); крепости, где прежде всего каменными становились башни; и крепости, где сначала в камне отстраивались ворота и надвратные крепости. Мы также отметили, что многие деревянные русские крепости башен не имели, либо это были единичные башни-столпы. С переходом к каменному строительству вид крепостей меняется. Это продиктовано появлением огнестрельного оружия. Стены становятся ниже, но их толщина увеличивается. Таковы основные особенности строительства кремлей на Руси IX – XV веков.
Далее мы рассмотрели частные особенности кремлей таких городов как Рязань, Изборск, Кострома, Москва, Псков, Новгород, Ярославль, Ивангород, Смоленск. Мы проследили, что крепости в данных городах имеют те общие черты, которые мы выделили в предыдущей главе. Наряду с этим, они сильно отличаются друг от друга, что обусловлено особенностями местности, рельефа, временем постройки и другими факторами. Многие крепости уже разрушены или неоднократно перестраивались, поэтому восстановить их первоначальный облик можно лишь благодаря археологическим раскопкам.
Отдельно мы обратили внимание на то, какую роль играл кремль в жизни древнерусского города. Мы видим, что кремль играл важнейшую роль в жизни городов на Руси. Без него не мыслилось само существование города. Кремль был резиденцией князя и церковного главы города, кроме того, кремль выполнял культовую функцию, там находились также суд и тюрьма, и нередко он служил надежным складочным местом, а в некоторых случаях — и хранилищем городской казны. Но всё таки важнейшей функцией кремля оставалась оборонительная, жители города могли укрыться в детинце во время осады, даже когда посады городов разрослись далеко за его пределы.
В ходе третьей главы
мы рассмотрели строительство
Далее мы обратили особое внимание на некоторые монастыри рассматриваемого нами периода и на их примере изучили частные особенности строительства монастырей. Нами были рассмотрены такие монастыри как Киево-Печерский, Троице-Сергиева лавра, Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле, Вознесенский Печерский монастырь Нижегородской губернии и Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. Все они являются вершинами древнерусского зодчества. Строительство их, как и городов было подчинено общим принципам, но в то же время разительно отличалось друг от друга.82
Информация о работе Крепостное строительство в Русских землях IX-XV века