Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 12:17, контрольная работа
Смена верований в крупнейшем государстве средневековья, естественно, привлекает, и всегда привлекала внимание историков различных времен. Существует много терминов и понятий выражения «Крещение Руси», приведу лишь одно из них, которое встречается наиболее часто. Крещение Руси — введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году и считать началом официальной истории Русской Церкви.
1. Введение………………………………………………………………1-2
2. Крещение Руси …………………………………………………….2- 14
1.Предыстория принятия христианства на Руси…………………...2-6
2. Князь Владимир – как креститель Руси…………..……………..6-10
3.Официальное Крещение Руси…………………………………...10-14
III. Заключение…………………………………………………….………..14-15
IV. Список использованной литературы………………………………………16
Автономная некоммерческая образовательная организация
Высшего профессионального образования
ОДИНЦОВСКИЙ
ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
Кафедра
социально-гуманитарных
дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по
дисциплине «Отечественная
история»
на
тему: «Крещение Древней Руси и его значение»
Одинцово
- 2009
Содержание:
1.Предыстория принятия христианства на Руси…………………...2-6
2. Князь Владимир – как креститель Руси…………..……………..6-10
3.Официальное Крещение Руси…………………………………...10-14
III. Заключение……………………………………………………
IV. Список использованной
литературы………………………………………16
"История христианства и, в частности, Крещение Руси - тема неизменно
актуальная".
Смена верований в крупнейшем государстве
средневековья, естественно, привлекает,
и всегда привлекала внимание историков
различных времен. Существует много терминов
и понятий выражения «Крещение Руси»,
приведу лишь одно из них, которое встречается
наиболее часто. Крещение Руси — введение
в Киевской Руси христианства как государственной
религии, осуществлённое в конце X века
князем Владимиром Святославичем. Традиционно,
вслед за летописной хронологией, событие
принято относить к 988 году и считать началом
официальной истории Русской Церкви.
Сегодня нет никаких сомнений в том, что крещение Руси было событием огромной исторической важности не только в политическом и социальном отношении, но и в культурном. По существу, история русской (древнерусской) культуры только началась после принятия Русью христианства, и дата крещения Руси (988 г.) становится, таким образом, начальной точкой отсчета национального культурно-исторического развития России. На месте разрозненных и слабо развитых в экономическом, социальном и политико-государственном отношении восточнославянских племен, разбросанных на окраине европейского континента, на границе между оседлыми поселениями и Великой Степью - жизненным пространством кочевых народов, - возникло европейское феодально-монархическое централизованное государство, сплоченное единой идеологией и созидательными устремлениями. Так, в самом общем виде обычно определяется значение христианизации Руси в отечественной истории.
Принятие
Русью христианства стало идеологической
основой феодальной культуры и оказало
воздействие на всю средневековую культуру.
По своей сути это событие представляет
собой момент принципиального культурно-исторического
выбора, который на столетия предопределил
важнейшие черты русской культуры и повлиял
на развитие социально-экономических,
политико-правовых процессов
II. Крещение Руси
1.
Предыстория принятия
христианства.
Традиция
связывает распространение
Славяне неоднократно совершали набеги, вторгаясь в пределы Византийской империи. В 860 году русский флот появился прямо под стенами Константинополя. Ответом на военную акцию славян стала активизация миссионерской деятельности Византийской церкви среди соседей империи. В 963году святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий были посланы в славянские земли и начали свою апостольскую миссию в Великой Моравии. Косвенные данные говорят о том, что Русь также вошла в сферу деятельности Кирилла и Мефодия. Окружное послание патриарха Константинопольского Фотия (IX в.), обращенное к главам Восточных церквей, свидетельствует, что «народ, превосходящий все прочие свирепостью и кровожадностью, именуемый Рос, принял епископа и пастырей, а также с великим рвением и радостью воспринял христианское богослужение». Это было т.н. первое крещение Руси. Однако практических последствий оно не имело, за исключением того, что усилились контакты славян с христианской империей. Источники изобилуют сведениями о крещеных купцах «из россов», посещавших Константинополь, о варягах, которые поступали на военную службу к императору и возвращались на Русь христианами, способствуя распространению христианства в русском государстве. О первых святых русских мучениках святом Федоре и его сыне Иоанне летопись сообщает: «Бе же варяг той пришел из грек и держаше веру хрестеянску».
Новый этап в христианизации Руси наступил после смерти князя Игоря, когда бразды правления взяла его супруга княгиня Ольга (ок. 945г. – ок. 969г.). Существует предание о крещении княжны: она, решив принять крещение, отправилась в Царьград, чтобы принять крещение у патриарха. Но император Константин не сразу ее принял, ее ладьям долго пришлось стоять в Суде. Послов из разных стран и князей допускали во дворец по очереди, и Ольга не была исключением. Будучи женщиной властной, своим стоянием на Суде она проявила удивительное смирение. Но когда Константин встретился с княжной, он был восхищен ее красотой, умом и хотел взять ее в жены и сделать императрицей. Ольга же, боясь обидеть императора, по преданию, прибегла к хитрости: язычница не может выйти замуж за императора-христианина, пока он ее не крестит. Патриарх крестил Ольгу, а Константин стал ее крестным отцом. Когда опять встал вопрос о женитьбе, Ольга ответила: как ты хочешь взять меня женою, если сам меня крестил и назвал дочерью? Император подивился уму Ольги и отпустил ее с большими дарами. Эта классическая версия одного из самых эпохальных событий крещения Руси известна давно. Но все же точно мы не знаем, где и когда приняла крещение Ольга. Легенда и русская летопись связывает это событие с посещением Константинополя (955 или 957 годы), где Ольга вела переговоры с императором Константином.
Некоторые ученые считают обращение Ольги в христианскую веру тактическим ходом в сложной и запутанной дипломатической игре с Византией, но это не совсем справедливое суждение. Конечно, переход главы любого государства (и в особенности монархического) в то или иное вероисповедание всегда имеет определенное политическое значение, но мотивы обращения могут быть и далекими от политики, связанными с духовной жизнью человека. Расчет был точным, но главным фактором было, возможно, личное побуждение Ольги. Не следует видеть в каждом поступке человека, в том числе и государственного деятеля, только расчет; и Ольга, и ее внук Владимир, при котором христианству было суждено стать официальной религией Руси, руководствовались не только политическими соображениями. Другое дело, что последствия крещения русских князей выходили далеко за пределы их индивидуальных религиозных переживаний. В ее планы безусловно входило внедрение церковной организации в русское общество. В 959г. Ольга обратилась к германскому королю Оттону I с просьбой прислать на Русь епископа и священников. На Русь был направлен епископ Адальберт. Однако он по неизвестным нам причинам не сумел справиться с задачей устроения новой епархии. И если блаженная Ольга не успела привлечь к правоверию своего единственного сына Святослава, так как на момент принятия ею христианства (944г.) он был уже достаточно взрослым человеком, к тому же поглощённым страстью к военным подвигам, то, не исключено, что преуспела она в отношении своих внуков — Ярополка и Владимира, тем более, что старший из них — Ярополк находился на её попечении лет до 13, а Владимир был ещё несколькими годами младше. Во всяком случае, нам известно, что Ярополк, будучи правителем, политически «некрещеного» государства, весьма покровительствовал христианам: христианом даде волю велику, как читаем в Иоакимовской летописи. Таким образом, есть все основания полагать, что в 80-е годы X века в Киеве уже не только многие варяги и бояре, но и отчасти простые горожане, не говоря уже о купцах, крестились и были христианами. Но большинство жителей, как древней столицы, так и других крупных городов, бесспорно, были язычниками, довольно мирно уживавшимися с христианским меньшинством. Наиболее консервативным было население деревень; культивирование языческих верований здесь сохранялись ещё многие столетия.
Владимир Святославич стал князем киевским после продолжительной усобицы сыновей Святослава (братьев Владимира) - Ярополка (князя киевского в период с 972 по 980 год) и Олега (князя в древлянской земле). Старшего, Ярополка отец ещё при жизни посадил в Киеве (предпочитая проводить жизнь в военных походах вдали от столицы), Олега — в Овруче, а младшего, Владимира — в Новгороде. Но по малолетству назначил им в управители своих воевод: Ярополку — Свенельда, а Владимиру — его дядю, Добрыню. В точности не известно, в силу каких причин между братьями возникла ссора. И после смерти отца Владимир находился в далеком Новгороде, куда никто из старших его братьев идти на княжение не захотел. Узнав об убийстве Ярополком Олега, Владимир, опасаясь за свою жизнь, бежал за море к варягам и вернулся с войском. Посватав за себя Дочь полоцкого князя Рогнеду, и получив отказ, он взял Полоцк и женился на Рогнеде. Вместе с варягами он вошел в Киев, брат его Ярополк был убит, и Владимир сел на киевский стол.
Во время усобиц княжеская власть ослабла. Князю Владимиру Святославовичу пришлось покорять вятичей, радимичей и ятвягов; воевал с печенегами, Волжской Болгарией, Византией и Польшей. При нем сооружены оборонительные рубежи по рекам Десна, Осетр, Трубеж, Сула и др., заново существенно укреплен и застроен каменными зданиями г. Киев. Отношения с тюркоязычными печенегами в начале X в., занявшими причерноморские степи от Дуная до Дона, были также важной составной частью древнерусской внешней политики. Особенно силен был печенежский натиск на южнорусские земли в конце X в.. Владимир сумел организовать оборону южных границ, построив сторожевые крепости вдоль пограничных со степью рек - Десны, Сейма, Сулы, Роси.
При Владимире I все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, в 981 году присоединил к русскому государству так называемые "Грады Червенские" - земли на юго-западе, захваченные ранее польским князем Мешко I. Происходило дальнейшее укрепление государственною аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры.
Таким образом, формирование территориальной структуры государства Русь завершилось в конце X века. К этому времени была ликвидирована «автономия» всех восточнославянских союзов племенных княжеств. Изменилась и форма взимания дани. Теперь уже не было необходимости в полюдьи - объездах, исходящих из Киева. Дань собиралась наместниками киевского князя. Две трети сопранной дани отправлялось в Киев, оставшаяся часть распределялась между дружинниками князя- наместника. Территории в рамках единого раннефеодального государства, управляемые князьями-вассалами киевского правителя, получили название волость. В целом же в X в. государство именовалось "Русь", "Русская земля". Это название распространилось со Среднего Поднепровья на всю территорию, подвластную киевским князьям.
В
этих условиях сохранившиеся следы
былой независимости стали
Вторая религиозная реформа, проведенная в 988-989 годы, заключалась в принятии христианства. Владимир и его окружение прекрасно осознавали необходимость отказа от язычества в пользу православия, как одного из условий ликвидации изоляции Руси от европейского христианского мира. Провозглашение монотеизма укрепляло позиции главы государства и освящало сословную иерархию, складывающуюся в древнерусском обществе. Наконец, христианство формировало новую мораль, более гуманную и высоконравственную. Притягательная сила христианства заключалась еще и в том, что оно очень удачно использовало древнее языческое представление о загробном мире, о "второй, новой жизни", о существовании на небесах "рая" для добрых и верующих и "ада" для злых и неверующих. Христианское вероучение отличалось от язычества не своей религиозной сущностью, а лишь той классовой идеологией, которая была присуща новому общественному строю - раннефеодальному государству с великим князем во главе. Вместе с тем принятие христианства исторически имело положительное значение, поскольку оно уравняло в глазах современников Русь с другими государствами и способствовало широкому проникновению византийской культуры и искусства на русскую почву.
Относительно вопроса о времени и месте Крещения самого князя Владимира есть несколько версий. Согласно общепринятому мнению, князь Владимир принял крещение в 998 году в Корсуни (греческий Херсонес в Крыму). Понять превосходство христианства над язычеством и стать христианином, князю Владимиру было тем легче, что он, по слову Митрополита Илариона, обладал "добрым смыслом и острым умом" и имел возможность ознакомиться с христианством у себя в Киеве, где давно уже существовали христианские храмы и совершались богослужения на славянском языке.