Крещение Древней Руси и его значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 12:17, контрольная работа

Краткое описание

Смена верований в крупнейшем государстве средневековья, естественно, привлекает, и всегда привлекала внимание историков различных времен. Существует много терминов и понятий выражения «Крещение Руси», приведу лишь одно из них, которое встречается наиболее часто. Крещение Руси — введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году и считать началом официальной истории Русской Церкви.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………1-2
2. Крещение Руси …………………………………………………….2- 14
1.Предыстория принятия христианства на Руси…………………...2-6
2. Князь Владимир – как креститель Руси…………..……………..6-10
3.Официальное Крещение Руси…………………………………...10-14
III. Заключение…………………………………………………….………..14-15
IV. Список использованной литературы………………………………………16

Вложенные файлы: 1 файл

Крещение Руси Контрольная-1.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

     Владимир  решил креститься, но не хотел подчинять Русь грекам. Поэтому Владимир и пошел войной на греков и взял Херсонес. Отсюда он отправил послов в Константинополь к императорам Василию и Константину с требованием руки сестры их, царевны Анны. Те отвечали ему, что царевна может быть женой только христианина. Тогда Владимир объявил, что желает принять христианскую веру. Но прежде, чем невеста прибыла в Херсонес, Владимир был поражен слепотой.

     В таком состоянии, подобно апостолу Павлу, он познал свою духовную немощь и приготовился к великому таинству возрождения. Царевна, прибывшая в Херсонес, посоветовала ему поспешить с крещением. Владимир крестился (988 г.) и был наименован Василием. При выходе из купели, он прозрел душевными и телесными очами и в избытке радости воскликнул: “Теперь я познал истинного Бога!”

     Из  Херсонеса Владимир с пешим войском  вернулся в Киев, а его новая  жена Анна со своей свитой в сопровождении  многих слуг с должным ритуалом приплыла к нему по Днепру позже. До ее прибытия Владимиру надо было решить вопрос со своей первой женой - Рогнедой. И снова две версии. Согласно одной из них, Владимир разлюбил жену, выслал ее из дворца и заточил на берегу Лыбеди, в окрестностях Киева. Согласно другой, он все время любил Рогнеду, пытался объяснить ей, что был вынужден вступить в брак с Анной, и предлагал в подарок Рогнеде в знак своей любви и уважения к ней любой город (в том числе и Полоцк), землю, золото и серебро. Но гордая Рогнеда отвергла все подарки, приняла христианство и ушла в монастырь. 

      3. Официальное Крещение  Руси.

      Приняв  христианскую православную веру, князь Владимир (в крещении Василий) решился "обратить всю Землю в христианство". Великого князя Владимира побуждало к этому не только религиозное воодушевление. Он руководствовался, конечно, и государственными соображениями, ибо для русского народа христианизация означала приобщение к высокой культуре христианских народов и более успешное развитие своей культурной и государственной жизни.

      В 988 году христианство стало господствующей, официально признанной религией. Сначала  крещение приняла дружина великого князя. Также князь Владимир крестил 12 своих сыновей и многих бояр. В назначенный день произошло массовое приобщение киевлян к новой вере, крещение происходило в водах Днепра, недалеко от впадения в него небольшого ручья. Версия некоторых историков о том, что киевляне "охотно принимали христианство, побуждаемые примером князя и бояр", не соответствует действительности. И киевляне, и новгородцы, и население других русских земель первое время открыто сопротивлялось введению христианства. Он приказал уничтожить всех идолов, главного идола - Перуна сбросить в Днепр, а духовенству проповедовать в городе новую веру.

      Для крещения новгородцев в 991 году в Новгород Великий был послан епископ Иоаким Корсунянин в сопровождении новгородского воеводы Добрыни (дяди Владимира по матери). В помощь им была придана киевская дружина во главе с тысяцким князя Владимира Путятой. Узнав об этом, жители Новгорода разрушили мост через Волхов и взялись за оружие. Центром сопротивления стала Софийская сторона. Однако Путята с частью дружинников хитростью проник на Софийскую сторону и захватил предводителей восстания. Но восставшие продолжали сопротивление. Только после того, как тайком переправившийся через реку Добрыня с дружиной поджег дома противников крещения, жители Новгорода покорились и, приняли христианство. Новгородцы с полным основанием говорили, что "Путята крестил их мечом, а Добрыня - огнем". Введение христианства в Киевской Руси в качестве государственной религии вызывало серьезные осложнения  также и  в других некоторых городах (Муроме, Ростове), и там не обошлось без открытой борьбы, начатой предводителями язычества - волхвами.

      Вслед за Киевом постепенно христианство приходит в другие города Киевской Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-Волынский, Полоцк, Туров, Тмутаракань, где создаются епархии. При князе Владимире подавляющее большинство русского населения приняло христианскую веру, и Киевская Русь стала христианской страной.

      Крещение  Руси создало необходимые условия  для образования Русской Православной Церкви. Из Византии прибыли епископы во главе с Митрополитом, а из Болгарии - священники, привезшие с собой богослужебные книги на славянском языке; строились храмы, открывались училища для подготовки духовенства из русской среды. Летопись сообщает (под 988 год), что князь Владимир "приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где раньше стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определить в них попов и приводить людей на Крещение по всем городам и селам".

      С помощью греческих мастеров в  Киеве был построен величественный каменный храм в честь Рождества  Пресвятой Богородицы (Десятинный) и перенесены в него святые мощи равноапостольной княгини Ольги. Храм этот символизировал собой истинный триумф христианства в Киевской Руси и вещественно олицетворял собою "духовную Русскую Церковь".

      Равноапостольный  князь Владимир заботился и о  просвещении своего народа. По свидетельству летописи (под 988 год) он велел "собрать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное". С Крещением Киевской Руси еще более расширились и углубились ее государственные и культурные связи не только с Византией, но и с Балканскими странами и другими государствами Европы. Вступив в Брак с греческой царевной Анной, князь Владимир породнился и с немецким императором Оттоном II, который ранее женился (в 971 году) на сестре Анны - Феофании. Летописец отмечает (под 996 год): святой Владимир "жил в мире с окрестными князьями - с Болеславом Польским, и со Стефаном Венгерским, и с Андрихом Чешским. И были между ними мир и любовь". В той сложной иерархии государств, которую представлял собой средневековый мир, Русь после крещения заняла новое, высокое место. Совершенно по-новому, более широким потоком вливаются и глубже проникают в жизнь христианской Руси блага византийской христианской культуры. Вечные основы европейской культуры, те античные - римские и эллинские - начала, хранительницей которых была Византия, открываются Руси вместе с воспринятым из Византии православием. С ним Русь воспринимает из Византии первоосновы богословской и философской мысли, первые элементы образованности, литературы и искусства, основные правовые нормы и политические идеалы. Здесь начало того процесса, который, возвысив Русь, подготовил ее к принятию великого христианского наследия, а позднее, после падения старой империи, поставил Московское царство во главе православного мира. В иконописи и архитектуре возникла на Руси самобытная школа, связанная с национальным характером, с народно-религиозным пониманием "меры и красоты".

     Первые  века становления православия на Руси были временем рождения отечественных  форм его понимания, выраженного  в красках, в камне, в слове.

     В отличие от западного образования, получившего еще до православия  целую систему культурных и философских  начал от времен языческого Рима, наша отечественная образованность, кроме  самобытных народных взглядов, имела  единственным источником Священное  Писание, окруженными многими  трудами Отцов Вселенной Православной Церкви. Богослужения и книги Священного Писания, в отличие от Запада, Русь, благодаря подвигу славянских первоучителей святых Кирилла и Мефодия, изначально получила на родном, понятном языке, переведенным с греческого. Книги священного писания и толкования к ним святых Отцов Церкви Православной и стали основой христианского мировоззрения, просвещения умственного и нравственного воспитания народа. Поскольку христианизация древнерусского общества была идеологической акцией, предпринятой великокняжеской властью в целях освещения феодальных отношений, то приобщение Киевской Руси к христианству стимулировало социально-культурное развитие наших предков не прямо, а косвенно. Развитие процессом христианизации одних видов социально-культурной деятельности сопровождалось одновременным противодействием по отношению к другим. Например, поощряя живопись (фрески и иконы нужны были для культовых целей), ново утвердившаяся церковь осуждала ваяние (скульптуре в православном храме места нет). Культивируя пение акапелла, которым сопровождается православное богослужение, она порицала инструментальную музыку, которой не находилось богослужебного применения. Преследовался народный театр (скоморошество), подвергалось осуждению устное народное творчество, истреблялись как "языческое наследие" памятники дохристианской славянской культуры. По поводу принятия христианства на Древней Руси можно сказать однозначно только одно: она стала новым витком в развитии общественных отношениях восточных славян.

      Продолжателем апостольской миссии святого князя  Владимира был его сын великий  князь Киевский Ярослав Мудрый (1019-1054годы), в правление которого христианская вера на Руси, по свидетельству летописи (под 1037 год), продолжала "плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться... и умножались пресвитеры и люди христианские. И радовался Ярослав, видя много церквей и людей христианских..." При Ярославе Мудром построены такие выдающиеся памятники русского церковного зодчества, как киевская София (заложена в 1037 году) и новгородская София (1045-1055 годы), основан знаменитый Киево-Печерский монастырь (1051 год), во многом определивший дальнейшее развитие религиозной и культурной жизни Киевской Руси.

      Для подготовки духовенства Ярослав Мудрый в 1030 году открыл в Новгороде школу, в которой обучалось 300 детей. Есть основания предполагать, что такие школы существовали и при других архиерейских кафедрах, и прежде всего в самом Киеве. Предметом особого попечения Ярослава Мудрого были переводы новой литературы и умножения книг путем создания списков с имеющихся рукописей. Сам Ярослав Мудрый, как утверждает летопись (под 1037 год), "книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого языка на славянский язык. И написали они книг множество, ими же  поучаются, верующие люди наслаждаются учением божественным... Ярослав же, как мы уже сказали, любил книги и, много их, написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам", то есть основал первую на Руси библиотеку. 

      III. Заключение.

     Нет сомнения в том, что культурно-историческая роль Крещения Руси весьма значительна.

        Считается, что принятие христианства на Руси в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития. Но у нас нет возможности оценить, как сказалось бы на историческом развитии Руси дальнейшее утверждение язычества.

         Самый главный  плюс, который приписывается принятию  христианства на Руси – это  объединение Руси, т.е. образование Киевского государства и укрепление государственного аппарата. Владимиром было произведены действия по защите русских земель от набегов многочисленных печенежских племен, для чего по рекам Десне, Осетру, Суле, Стугне был сооружен ряд крепостей.

     Благодаря православной вере в дореволюционной  России удавалось поддерживать в  массе населения определённый уровень  духовности и нравственности. Огромное влияние оказал православный дух  на народный характер, на литературу, искусство  и философию. Его влияние во многом определило особенности российской цивилизации. Духовно-нравственная влияние православия не исчезло и в период советской власти, когда проводилась политика жёсткого государственного атеизма. Свидетельство тому служит хотя бы тот факт, что своё выступление по радио по случаю падения Германии Сталин вынужден был начать с традиционно христианского обращения: "братья и сестры…". Очевидно, критический момент заставил его интуитивно - прагматически вспомнить о православной душе русского народа.

        Православное мировоззрение оказало влияние на сам строй российского мышления и нашло своё выражение как в произведениях культуры, так и в народном характере. Оно не противоречит деловому материализму народа, не противоречит духовно-трезвому взгляду на жизнь.

      По  поводу принятия христианства на Древней Руси можно сказать однозначно, что это событие  стало новым витком в развитии общественных  отношениях восточных славян.

        Владимир был канонизирован  церковью как святой и за заслуги  в крещении Руси именуется равноапостольным. 
 
 
 
 
 

        IV. Список использованной  литературы.

1. «История России», учебник для вузов, Орлов А.С., Георгиев Н.Г., Георгиева В.А., Сивохина Т.А. , 2001, 513 с.;

2. «История  Религии», Буряковский А.Л., СПб., 1998, 300 с.;

3. «Сочинения. Книга I». Тома 1-2., Соловьев С.М., изд. Москва, 1988, 797 с.;

4. «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей»,

Костомаров  Н.И, изд. Эксмо, 2007, 1024с.;

5. «Очерки по истории русской церкви»  Том 1, Карташев А.В, изд. Бел. Экзартаха, 2009, 589с.;

Информация о работе Крещение Древней Руси и его значение