Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 12:17, контрольная работа
Смена верований в крупнейшем государстве средневековья, естественно, привлекает, и всегда привлекала внимание историков различных времен. Существует много терминов и понятий выражения «Крещение Руси», приведу лишь одно из них, которое встречается наиболее часто. Крещение Руси — введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году и считать началом официальной истории Русской Церкви.
1. Введение………………………………………………………………1-2
2. Крещение Руси …………………………………………………….2- 14
1.Предыстория принятия христианства на Руси…………………...2-6
2. Князь Владимир – как креститель Руси…………..……………..6-10
3.Официальное Крещение Руси…………………………………...10-14
III. Заключение…………………………………………………….………..14-15
IV. Список использованной литературы………………………………………16
Владимир решил креститься, но не хотел подчинять Русь грекам. Поэтому Владимир и пошел войной на греков и взял Херсонес. Отсюда он отправил послов в Константинополь к императорам Василию и Константину с требованием руки сестры их, царевны Анны. Те отвечали ему, что царевна может быть женой только христианина. Тогда Владимир объявил, что желает принять христианскую веру. Но прежде, чем невеста прибыла в Херсонес, Владимир был поражен слепотой.
В таком состоянии, подобно апостолу Павлу, он познал свою духовную немощь и приготовился к великому таинству возрождения. Царевна, прибывшая в Херсонес, посоветовала ему поспешить с крещением. Владимир крестился (988 г.) и был наименован Василием. При выходе из купели, он прозрел душевными и телесными очами и в избытке радости воскликнул: “Теперь я познал истинного Бога!”
Из
Херсонеса Владимир с пешим войском
вернулся в Киев, а его новая
жена Анна со своей свитой в сопровождении
многих слуг с должным ритуалом приплыла
к нему по Днепру позже. До ее прибытия
Владимиру надо было решить вопрос
со своей первой женой - Рогнедой. И
снова две версии. Согласно одной из них,
Владимир разлюбил жену, выслал ее из дворца
и заточил на берегу Лыбеди, в окрестностях
Киева. Согласно другой, он все время любил
Рогнеду, пытался объяснить ей, что был
вынужден вступить в брак с Анной, и предлагал
в подарок Рогнеде в знак своей любви и
уважения к ней любой город (в том числе
и Полоцк), землю, золото и серебро. Но гордая
Рогнеда отвергла все подарки, приняла
христианство и ушла в монастырь.
3. Официальное Крещение Руси.
Приняв христианскую православную веру, князь Владимир (в крещении Василий) решился "обратить всю Землю в христианство". Великого князя Владимира побуждало к этому не только религиозное воодушевление. Он руководствовался, конечно, и государственными соображениями, ибо для русского народа христианизация означала приобщение к высокой культуре христианских народов и более успешное развитие своей культурной и государственной жизни.
В 988 году христианство стало господствующей, официально признанной религией. Сначала крещение приняла дружина великого князя. Также князь Владимир крестил 12 своих сыновей и многих бояр. В назначенный день произошло массовое приобщение киевлян к новой вере, крещение происходило в водах Днепра, недалеко от впадения в него небольшого ручья. Версия некоторых историков о том, что киевляне "охотно принимали христианство, побуждаемые примером князя и бояр", не соответствует действительности. И киевляне, и новгородцы, и население других русских земель первое время открыто сопротивлялось введению христианства. Он приказал уничтожить всех идолов, главного идола - Перуна сбросить в Днепр, а духовенству проповедовать в городе новую веру.
Для крещения новгородцев в 991 году в Новгород Великий был послан епископ Иоаким Корсунянин в сопровождении новгородского воеводы Добрыни (дяди Владимира по матери). В помощь им была придана киевская дружина во главе с тысяцким князя Владимира Путятой. Узнав об этом, жители Новгорода разрушили мост через Волхов и взялись за оружие. Центром сопротивления стала Софийская сторона. Однако Путята с частью дружинников хитростью проник на Софийскую сторону и захватил предводителей восстания. Но восставшие продолжали сопротивление. Только после того, как тайком переправившийся через реку Добрыня с дружиной поджег дома противников крещения, жители Новгорода покорились и, приняли христианство. Новгородцы с полным основанием говорили, что "Путята крестил их мечом, а Добрыня - огнем". Введение христианства в Киевской Руси в качестве государственной религии вызывало серьезные осложнения также и в других некоторых городах (Муроме, Ростове), и там не обошлось без открытой борьбы, начатой предводителями язычества - волхвами.
Вслед за Киевом постепенно христианство приходит в другие города Киевской Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-Волынский, Полоцк, Туров, Тмутаракань, где создаются епархии. При князе Владимире подавляющее большинство русского населения приняло христианскую веру, и Киевская Русь стала христианской страной.
Крещение Руси создало необходимые условия для образования Русской Православной Церкви. Из Византии прибыли епископы во главе с Митрополитом, а из Болгарии - священники, привезшие с собой богослужебные книги на славянском языке; строились храмы, открывались училища для подготовки духовенства из русской среды. Летопись сообщает (под 988 год), что князь Владимир "приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где раньше стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определить в них попов и приводить людей на Крещение по всем городам и селам".
С помощью греческих мастеров в Киеве был построен величественный каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Десятинный) и перенесены в него святые мощи равноапостольной княгини Ольги. Храм этот символизировал собой истинный триумф христианства в Киевской Руси и вещественно олицетворял собою "духовную Русскую Церковь".
Равноапостольный князь Владимир заботился и о просвещении своего народа. По свидетельству летописи (под 988 год) он велел "собрать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное". С Крещением Киевской Руси еще более расширились и углубились ее государственные и культурные связи не только с Византией, но и с Балканскими странами и другими государствами Европы. Вступив в Брак с греческой царевной Анной, князь Владимир породнился и с немецким императором Оттоном II, который ранее женился (в 971 году) на сестре Анны - Феофании. Летописец отмечает (под 996 год): святой Владимир "жил в мире с окрестными князьями - с Болеславом Польским, и со Стефаном Венгерским, и с Андрихом Чешским. И были между ними мир и любовь". В той сложной иерархии государств, которую представлял собой средневековый мир, Русь после крещения заняла новое, высокое место. Совершенно по-новому, более широким потоком вливаются и глубже проникают в жизнь христианской Руси блага византийской христианской культуры. Вечные основы европейской культуры, те античные - римские и эллинские - начала, хранительницей которых была Византия, открываются Руси вместе с воспринятым из Византии православием. С ним Русь воспринимает из Византии первоосновы богословской и философской мысли, первые элементы образованности, литературы и искусства, основные правовые нормы и политические идеалы. Здесь начало того процесса, который, возвысив Русь, подготовил ее к принятию великого христианского наследия, а позднее, после падения старой империи, поставил Московское царство во главе православного мира. В иконописи и архитектуре возникла на Руси самобытная школа, связанная с национальным характером, с народно-религиозным пониманием "меры и красоты".
Продолжателем апостольской миссии святого князя Владимира был его сын великий князь Киевский Ярослав Мудрый (1019-1054годы), в правление которого христианская вера на Руси, по свидетельству летописи (под 1037 год), продолжала "плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться... и умножались пресвитеры и люди христианские. И радовался Ярослав, видя много церквей и людей христианских..." При Ярославе Мудром построены такие выдающиеся памятники русского церковного зодчества, как киевская София (заложена в 1037 году) и новгородская София (1045-1055 годы), основан знаменитый Киево-Печерский монастырь (1051 год), во многом определивший дальнейшее развитие религиозной и культурной жизни Киевской Руси.
Для
подготовки духовенства Ярослав Мудрый
в 1030 году открыл в Новгороде школу, в которой
обучалось 300 детей. Есть основания предполагать,
что такие школы существовали и при других
архиерейских кафедрах, и прежде всего
в самом Киеве. Предметом особого попечения
Ярослава Мудрого были переводы новой
литературы и умножения книг путем создания
списков с имеющихся рукописей. Сам Ярослав
Мудрый, как утверждает летопись (под 1037
год), "книги любил, читая их часто и
ночью и днем. И собрал писцов многих, и
переводили они с греческого языка на
славянский язык. И написали они книг множество,
ими же поучаются, верующие люди наслаждаются
учением божественным... Ярослав же, как
мы уже сказали, любил книги и, много их,
написав, положил в церкви святой Софии,
которую создал сам", то есть основал
первую на Руси библиотеку.
III. Заключение.
Нет сомнения в том, что культурно-историческая роль Крещения Руси весьма значительна.
Считается, что принятие христианства на Руси в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития. Но у нас нет возможности оценить, как сказалось бы на историческом развитии Руси дальнейшее утверждение язычества.
Самый главный
плюс, который приписывается
Благодаря православной вере в дореволюционной России удавалось поддерживать в массе населения определённый уровень духовности и нравственности. Огромное влияние оказал православный дух на народный характер, на литературу, искусство и философию. Его влияние во многом определило особенности российской цивилизации. Духовно-нравственная влияние православия не исчезло и в период советской власти, когда проводилась политика жёсткого государственного атеизма. Свидетельство тому служит хотя бы тот факт, что своё выступление по радио по случаю падения Германии Сталин вынужден был начать с традиционно христианского обращения: "братья и сестры…". Очевидно, критический момент заставил его интуитивно - прагматически вспомнить о православной душе русского народа.
Православное мировоззрение оказало влияние на сам строй российского мышления и нашло своё выражение как в произведениях культуры, так и в народном характере. Оно не противоречит деловому материализму народа, не противоречит духовно-трезвому взгляду на жизнь.
По поводу принятия христианства на Древней Руси можно сказать однозначно, что это событие стало новым витком в развитии общественных отношениях восточных славян.
Владимир был
IV. Список использованной литературы.
1. «История России», учебник для вузов, Орлов А.С., Георгиев Н.Г., Георгиева В.А., Сивохина Т.А. , 2001, 513 с.;
2. «История Религии», Буряковский А.Л., СПб., 1998, 300 с.;
3. «Сочинения. Книга I». Тома 1-2., Соловьев С.М., изд. Москва, 1988, 797 с.;
4. «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей»,
Костомаров Н.И, изд. Эксмо, 2007, 1024с.;
5. «Очерки по истории русской церкви» Том 1, Карташев А.В, изд. Бел. Экзартаха, 2009, 589с.;