Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 02:38, реферат
Но, будучи распространено по всей Руси, языческое моровоззрение наших предков, в то же время, воспринимало посторонние религиозные влияния. Если славяне легко примешивали к своим старым суевериям суеверия диких финов и попадали под влияние финских шаманов - "волхвов" и "кудесников", - то тем более должна была влиять христианская вера на тех из славян, которые могли ее узнать. Торговые отношения с Грецией облегчали для Руси знакомствос христианской верой. Варяжские купцы и дружинники, раньше и чаще славян ходившие в Царьград, прежде славян стали там обращаться в христианство и приносили на Русь новое учение, передавая его славянам. В княжение Игоря в Киеве была уже христианская церковь святого Ильи, так как, по словам летописца, много было в Киеве варягов-христиан.
1.Введение.
2.Предыстория.
3.Крещение Руси.
4.Образование Поместной Русской Православной Церкви.
5.Влияние принятия христианства на дальнейшее развитие Руси.
6.Современный взгляд на причины принятия христианства на Руси.
7.Юбилейные празднования.
8.Заключение.
9.Источники.
Следует отметить, что Ярослав Мудрый (1015 - 1054), как сообщает летописец, собрал многих писцов, поручил перевести на "словенский" язык многие "элинские" книги, и тем самым Русь пожала плоды деятельности Владимира Святославича, просветившего Русь "крещением" и посеявшего "книжное слово".
В "Поучении к детям" Владимира Мономаха (великий князь с 1113 по 1125 г.) следующий вариант христианской морали: "Научись, верующий человек, быть делателем благочестия, научись, по евангельскому слову, иметь очам управление, языку воздержанность, уму смирение, телу порабощение, гневу погибель, хранить мысль чистою, побуждая себя на добрые дела ради Господа. Будучи лишаем, - не мсти, ненавидим, - люби, гоним - терпи, хулим - моли, умертви грех. Избавьте обидимого, дайте суд сироте...". По его мнению, не пост, не уединение, не монашество приносят спасение людям, а именно благодеяния. Мономах - сторонник безусловного соблюдения принципа "не убий"; примечательно, что Мономах советовал учить иностранные языки, хорошо принимать иностранцев, чтобы они прославляли гостеприимных хозяев у себя. Призыв Мономаха "Укройся от зла и делай добро, и будешь жить вечно" - противопоставлен строгому аскетизму. Мораль Мономаха "приземлена", направлена на решение земных дел, тогда как аскетическая мораль требовала ухода из жизни, смотрела на земную жизнь как на подготовку к "жизни вечной".
Летописец Нестор (1056 - 1114), знаменитый автор "Повести временных лет", монах Киево-Печерского монастыря, считал, что все на свете совершается "по божию изволению". Что же касается зла, то его людям, по Нестору, желает дьявол. "Кознями дьявола" объясняются такие проявления зла, как языческие пережитки, трубы, скоморохи, гусли, верования в приметы и т.д. "...Бесы ведь не знают мыслей человека, а только влагают помыслы в человека, тайны его не зная. Бог один знает помышления человеческие. Бесы же не знают ничего, ибо немощны они и скверны видом".
После принятия христианства Русь сумела не только освоить весьма значительное, общее для всего христианского мира наследие, но уже с ХI в. стала выдвигать оригинальных (насколько оригинальность вообще возможна в рамках одной, считающейся единой христианской доктрины) религиозных писателей и мыслителей. Можно сказать, что процесс становления философии задержался на Руси по сравнению с рядом других христианских стран. Это произошло вследствие более позднего принятия христианства и особенно вследствие огромности по историческому значению выбора, который Русь должна была сделать, а именно выбора между двумя разновидностями христианства - восточной и западной, а также как следствие выбора Русью способа сохранения религиозных связей с остальным христианским миром и способа защиты своей политической независимости и культурной самобытности. Закономерности становления и развития древнерусской идеологии и философской мысли являются порождением специфических социокультурных условий древнерусской действительности.
С христианством обязательно
Религиозная идеология пронизывала все сферы жизни, религиозные установления охранялись государством. Общественное сознание и духовная культура, однако, не могли быть абсолютно однородными.
Устанавливался религиозный
Можно выделить гениального русского живописца Андрея Рублева (ок. 1370 - ок.1430), который далеко не всегда следовал сложившимся иконографическим традициям. Проявляя творческую индивидуальность как в построении композиций, так и в цветовых решениях икон, он воплощал новую идейную направленность искусства. Как показали исследования, неповторимой гаммой своих творений, даже новыми оттенками цветов Рублев как бы расширял границы канона. Например, в отличие от мрачноватых, темных по колориту икон Феофана Грека палитре Андрея Рублева присуща светлая гамма цветов, его иконы и фрески проникнуты трепетной солнечностью и воплощают радостное мироощущение, любование и умиление миром. В мировоззрении Андрея Рублева счастливо сочетались духовные традиции домонгольского наследия, проникнутого отзвуками эллинистического искусства, связанного с византийским стилем, с одной стороны, и общеевропейская предвозрожденческая эстетика, с другой. Подобное цельное и глубокое понимание классического канона наиболее полно выразилось в рублевских фресках, в "Троице".
Рис 3.Икона А.Рублёва «Троица»
Светлая радость переполняет сердце от встречи с этим бесценным памятником отечественной духовной и художественной культуры, великим мировым шедевром, исполненным исключительной образной силы и гуманистического пафоса. Отличающаяся глубоким психологизмом, "Троица" внушает ощущение внутреннего спокойствия, ясной простоты, гордости и великой нравственной силы. Достигается это прежде всего классически уравновешенной статичной композицией расположения фигур трех ангелов, певучестью четких линий рисунка, гармонией колористической гаммы и жизнерадостностью общего цветового фона иконы.
Служение высоким идеалам, устремленность к совершенству отличали мастеров русского религиозного искусства.
Постепенно формировалась, написанная
специально для сопровождения религиозно-
Прикладное, декоративное искусство и культовые предметы, используемые во время богослужения или постоянно присутствующие в интерьерах храмов, подчас
обретали не церковное звучание. Жертвенники, подсвечники, кресты, рясы, подрясники, митры, все одеяние священников являлось не столько культовыми произведениями, сколько прикладного искусства.
В образах церковного зодчества в органичное единство сплавлялись не только искусство и религия, но и практически все виды других искусств: живопись, музыка, поэзия, скульптура, прикладное, декоративное искусство, дизайн (особенно во время богослужения в храме).
Именно в эпоху средневековья на Руси были достигнуты значительные успехи и в развитии научной, инженерно-технической мысли, особенно связанной с зодчеством, строительным искусством (Софийский собор в Киеве датируется 1037 г., София Новгородская - 1045-1050 гг. Однако наиболее древняя из сохранившихся построек Киевской Руси находится в Чернигове. Это Спасский собор 1036 г.).
Высокие образцы средневекового искусства - литературы, зодчества - составили эпоху в развитии мировой культуры, неповторимую, дарственною всем последующим поколениям, - такую, как древнерусское искусство, воплощенное, например, в киевской и новгородской Софии, Дмитровском и успенском соборах во Владимире, церкви Покрова на Нерли, шедеврах Рублева и Дионисия. Источником вдохновения великих мастеров средневековья и единственным языком, доступным широкому кругу потребителей культуры этого времени была вера в Христа.[4]
Современный взгляд на причины принятия христианства на Руси.
Почему Русь была крещена?
Современные историки выделяют, в основном, три причины:
1. Усиление роли государства, возвышение его над народом, что вступало
в непримиримое противоречие с общинными языческими представлениями древних
славян.
2. Несовместимость установившегося государственного единства
разнородных языческих культов отдельных восточнославянских племен, а также
неславянских народов. Это противоречие необходимо было преодолеть: единому
государству должен был соответствовать и единый религиозный культ.
3. Языческая Русь не могла входить, как полноценный член ни в какие
международные союзы и была обречена на политическую изоляцию, прежде всего
в Европе, где не хотели заключать династических браков, а также торговать с
язычниками. Здесь уже затрагивались экономические вопросы жизни
государства, вопросы дальнейшего развития и сохранения Руси как единого и
могучего, способного защитить себя государства.[6]
Юбилейные празднования.
Впервые юбилей события официально праздновался в Российской империи в 1888 году. «Летопись церковных событий» епископа Арсения(Иващенко) упоминает открытие 15 июля того года благотворительных заведений для приюта старых и калек. Центром торжеств был Киев; присутствовал обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев.
В русском зарубежье отмечалось 950-летие Крещения Руси.
1000-летие крещения
1020-летие праздновалось в Кие
Рис 4.Празднование 1020-летия со дня принятия христианства в Киеве
Заключение.
Крещение Руси дало мощнейщий толчок к дальнейшему её развитию. Ведь древнерусское государство не являлось прогрессивным, оно принадлежало к старому времени. Оно нуждалось в укреплении экономических, политических и других сторон. При ком это было сделано, при Владимире или при каком-то другом правителе – это не столь важно. Важно, что Русь стала современной, сохранившей себя страной.
Для утверждения Руси, как современного государства на политической
карте мира, необходимо было перестроить страну на новый лад, который был
принят в большинстве
те времена главным
Церковь, и только через нее это было сделано.
Говоря словами Л.Н.Гумилёва: «Добро и мудрость христианства в 988 году сразилось с Перуном и стремлением к наживе - действительным богом рахдонитов. Крещение дало нашим предкам высшую свободу - свободу выбора между Добром и Злом, а победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю».[7]
Источники:
1.Платонов С. В. "Лекции по русской истории", С.- Петербург, сенатская типография, 1913.
2.http://ru.wikipedia.org/
3.Татищев В. Н. "История Российская", т.2, Москва, 1962.
4.Щапов Я. Н. "Церковь в древней Руси", политиздат, 1989.
5.http://www.edrus.org/
6.http://www.bibliofond.ru/
7.Гумилев Л.Н. «От Руси до России», М., «ДИ ДИК», 1997г.