Крещение Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 17:51, реферат

Краткое описание

Крещение Руси – историческое событие не только отечественного, но и общеевропейского значения. Оно – итог долгих и сложных экономических, социально-политических и культурных процессов, в которых Древняя Русь выступает в ее широких международных связях

Содержание

Введение. стр. 3.

Крещение Руси.

Глава 1. Обстановка в Киевской Руси накануне принятия христианства. стр. 7.


Глава 2. Принятие христианства. стр.13.

Глава 3. Историческое значение принятия христианства. стр.20.

Заключение. стр.22.

Список используемой литературы. стр.24.

Словарь терминов и понятий. стр. 26.

Вложенные файлы: 1 файл

Крещение Руси.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

План. 

Введение.                                                                                                          стр. 3. 

Крещение Руси.                                                                                                            

Глава 1.  Обстановка в Киевской Руси накануне принятия христианства.  стр. 7.

                                                             

Глава 2. Принятие христианства.                                                                    стр.13.                                                              

Глава 3.   Историческое значение принятия христианства.                           стр.20. 

Заключение.                                                                                                       стр.22. 

Список используемой литературы.                                                                 стр.24. 

Словарь терминов и понятий.                                                                         стр. 26. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

      Каждая эпоха нуждается в своем осмыслении истории Отечества в тесной связи с мировой историей.

      История – это важнейший способ самоидентификации общества, средство «ориентации» людей в социальном пространстве.

      Крещение Руси – историческое событие не только отечественного, но и общеевропейского значения. Оно – итог долгих и сложных экономических, социально-политических и культурных процессов, в которых Древняя Русь выступает в ее широких международных связях. Крещение Руси как научная проблема чрезвычайно сложна, и ее всесторонняя разработка требует объединенных усилий историков, религиоведов, философов, литературоведов, этнографов и искусствоведов : неоднозначен взгляд исследователей как на сам акт крещения, так и на его долговременные духовные, общественно-политические и культурные последствия.

      Христианство, издавна двуединое – западное и восточное, представленное после церковного раскола 1054 г. двумя церквами – западной (католической) и восточной (православной), имеет специфику при особенностях, обусловленных отличительными чертами генезиса, распространения и утверждения его в качестве господствующей религии на Западе и Востоке. Особенности восточного и западного христианства выявляются в пределах его общего типа как мировой религии. В частности, особый интерес вызывают судьбы христианства восточного, его влияние на социокультурное развитие Руси.

      Христианство возникло как мировая религия, поскольку обращалась ко всем людям безотносительно к их принадлежности, к каждому отдельному человеку, не спрашивая какого он «рода и племени», во что верует, свободный он или подневольный, то есть, к человеку, как таковому, на равных основаниях. Христианство предложило новую систему духовных ценностей и ориентаций, потеснившую идолов ради идеалов, утверждающую связь между Богом и человеком, вверявшую духовному миру человека свободу – прогресс, который был внесен христианством в духовную историю человечества. Свобода волеизъявления человека определена во Второзаконии : «Вот, Я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло…». Культурное наследие (письменность, литература, изобразительные и прикладные искусства, зодчество и т. д.) – все это было тесно связано с духовным возрождением и освобождением. Христианство привнесло эпохальную смену ценностных ориентаций – прогресс в сознании свободы, дающий выход положительному выражению индивидуальности человека.

      Становление древнерусской духовной культуры отличалось значительным своеобразием. Она формировалась в результате синтеза славянской языческой культуры с культурой, доступ к которой открылся Руси с принятием христианства. Причем восприятие этой культуры шло через письменность на славянском языке, понятном населению. Церковная служба в православных славянских государствах совершалась на славянском языке и литература была славяноязычной. Благодаря этому после принятия христианства на Русь поступило (в основном из Болгарии, ставшей христианской страной еще во второй половине 9 века) большое количество славяноязычной, главным образом церковной литературы. Через нее, а отчасти и через переводимые на Руси греческие книги, страна приобщалась к культурам: античной, ближневосточной, раннехристианской, византийской, славянской христианской.

      В 1988 году прошел тысячелетний юбилей принятия христианства на Руси. Признавая международную значимость этого события в истории, ЮНЕСКО приняла решение широко отметить эту дату. В нашей стране и за рубежом проходили встречи, конференции, выставки.

      Нужно признать,  что  в конце 80-х годов 20 века нельзя было говорить о всеобщем признании христианства. Несколько поколений   воспитанные в неверии, не могли смириться в сопричастности, единства действий церковных организаций и организаций государственных – прежде всего таких, как школа и вуз. Но даже тогда, в преддверии очередного крутого исторического перелома, думающие люди России признавали, что все мы, будь то верующие или неверующие, -- соотечественники и все одинаково заинтересованы в благополучии и лучшем будущем нашей Родины. Вот почему разные люди, независимо от их отношения к религии, должны иметь возможность знать о системах ценностей, мировидении, нравственности друг друга.

      На данном этапе современная действительность начала 21 века позволяет посмотреть на важное историческое событие, принятие христианства на Руси, не через призму религиозности, как это было до 1917 года, не через повальный атеизм, как в середине 20 века, а трезвым взглядом человека свободного от предрассудков в своих суждениях и оценках. Именно это стало главным критерием выбора темы «Крещение Руси» для моей работы. Мне кажется, что моему поколению настало время разобраться в отношении его к религии. Для этого именно сейчас будет актуально рассмотреть первопричины появления и распространения христианства на Руси.

      Цель моей работы состоит в том , чтобы выяснить: что способствовало принятию христианства; была – ли в этом необходимость; почему именно это религиозное течение прижилось на Руси; и наконец, насколько важным было это историческое событие.

      Для достижение поставленных целей передо мной стоят следующие задачи : рассмотреть период ( нач. 10 века ), предшествующий принятию христианства на Руси ; выяснить, какие отношения складывались у Владимира и его предшественников с государствами и народами, представляющими разные религии и конфессии , почему выбор князя пал на православие ; разобраться в процессе христианизации Руси, в причинах долгого слияния православия с язычеством ; и определить, насколько важную роль сыграло появление православия в Древнерусском государстве ; какие исторические последствия это событие повлекло за собой.

      На тему крещения Руси, язычества и христианства существует много современной и старой (запрещенной ранее) литературы такие, как : « Русская Православная Церковь 988 – 1988» издание Московской патриархии; много статей в известных периодических изданиях. Для меня наибольший интерес представила статья С. Н. Бурина (1), в которой, может быть впервые за много лет, в споре о роли принятия христианства столкнулись ученые: историки, археологи, филологи, искусствоведы и представители Русской православной церкви и старообрядчества. Здесь обсуждались вопросы : «язычество и христианство»; «церковь в русской истории»; а самое главное, «мосты сотрудничества» государства и церкви. Н. М. Карамзин в своей работе опирается в основном на материалы летописи и приводит много примеров ее текста . Именно поэтому, его научный труд представляет большую ценность для моей работы.

      Книга Рыбакова Б. А.  «Язычество Древней Руси» помогает окунуться в культуру дохристианского периода нашей истории и дает представление о предпосылках принятия православного христианства. Здесь же можно найти корни традиций и праздников, а также сказочных героев существующих по сей день.

      «История Русской церкви» Н.  М. Никольского позволяет проследить путь православия от подражания Византии до самостоятельного, автокефального состояния. Здесь речь идет о строительстве церквей, о судьбах русских святых, о судьбе церкви в период исторических реформ, в годы революции и войны и т. д.

      Использованная мной литература в основном  имеет обзорный характер, но объединяет ее то, что акцент в ней делается не на описание самого факта крещения Руси как неизбежного этапа цивилизации, а на его историческом значении.

      Моя работа состоит из трех глав. В первой главе говорится об обстановке в Киевской Руси накануне принятия христианства, о внутренней и внешней политике, о вокняжении Владимира. Во второй главе «Принятие христианства», описан процесс перехода - от попытки упорядочить языческий пантеон, к непосредственно крещению. И, наконец, в третьей главе подведены итоги и историческое значение крещения Руси.

Глава 1. Обстановка в Киевской Руси накануне принятия

христианства. 

      В 10 - ом веке продолжалось постепенное формирование русской государственности. С одной стороны необходимо было решать вопросы, связанные с расширением влияния киевских князей «внутри» Руси, приводя к покорности еще разрозненные славянские племена, с другой стороны перманентная внешняя угроза требовала большого напряжения только начавшего складываться молодого феодального государства.

      В этой связи вся стремительная деятельность Великого Князя Святослава (отца Владимира) по отношению к Руси не была невниманием к ее интересам, или неосознанным стремлением пренебречь ею (как об этом говорится в некоторых местах летописи). Наоборот – все было рассчитано на решение больших государственных задач. Важнейшая из них, состоявшая в обеспечении безопасности со стороны Хазарского каганата, была решена вполне успешно (он перестал существовать после волжско-хазарского похода). Вторая задача – создание мирного торгового плацдарма на западном побережье Русского (Черного) моря в сотрудничестве с Болгарией – выполнена не была, т. к. здесь Руси противостояли две значительные силы : Византия и печенеги.

      Борьба с печенегами стала в 10 веке насущной проблемой для Руси. Вся плодородная лесостепь, густо покрытая русскими деревнями и городами, была обращена к степям, была открыта внезапным набегам кочевников, раскинувшихся по русской равнине на «месяц конного пути» от Дуная до Жигулей.

      Каждый набег приводил к сожжению сел, уничтожению полей, угону населения в рабство. Поэтому оборона от печенегов была не только государственным, но и общенародным делом, понятным близким всем слоям общества. И естественно, что князь, сумевший возглавить эту оборону, должен был стать народным героем, действия которого воспевались в былинах. Таким князем оказался побочный сын Святослава – Владимир.

      В городе Любече, охранявшем подступы к Киевской земле с севера, жил в середине 10 века некий Малко Любечанин. Дочь его Малуша была ключницей княгини Ольги (матери Святослава), а сын Добрыня, очевидно, служил князю.

      Малуша Любечанка стала одной из наложниц Святослава, и у нее родился сын Владимир (год рождения неизвестен), которого долго потом корили его происхождением, называя «робичичем» и «холопищем». Воспитателем при нем и стал родной дядя Добрыня.

      Неизвестно, как сложилась бы дальнейшая судьба Владимира, но перед очередным и как потом оказалось трагическим походом 970 г., Святослав решил посадить своих малолетних детей на княжение. Ярополку был оставлен Киев, а Олегу – Древлянская земля. В то же время новгородцы, недовольные, может быть, властью княжеских наместников, прислали сказать Святославу, чтобы он дал им сына своего в правители. Ни Ярополк, ни  Олег не согласились княжить в Новгороде. Тогда Добрыня предложил новгородцам просить в князья Владимира. Так юный «робичич» стал князем – наместником в Новгороде.(1).

Через несколько  лет после трагической гибели Святослава между братьями началась усобица, подогреваемая боярским окружением. В результате Олег Древлянский был убит, а Владимир, сбежав из Новгорода и три года пробыв за морем, привел с собой наемную варяжскую дружину и в 980 г. двинулся на Киев. Но кроме того, что он шел войной на Ярополка, он еще решил отбить у него невесту. Дело в том , что, будучи женат на гречанке – красавице, которую привез ему из похода отец, Ярополк сватался и к Рогнеде. Летописец говорит, что в таких затруднительных обстоятельствах Рогволод отдал дело на решение дочери. Но Рогнеда обидно отказала Владимиру, сказав, что не хочет идти за сына рабыни. Дружина захватила Полоцк. Князь Рогволод с двумя сыновьями

Был убит, а Рогнеда  взята Владимиром в жены.(2).

      Из Полоцка Владимир двинулся уже непосредственно на Киев. Не без предательства людей из собственного окружения Ярополк был убит двумя варягами при попытке помириться с братом. Таким образом, Владимир сел на Киевский престол и стал единовластно княжить во всей Руси. Первым его делом была женитьба на вдове убитого брата – гречанке (поскольку многоженство в язычестве не возбранялось). (3).

Информация о работе Крещение Руси