Крещение Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 17:51, реферат

Краткое описание

Крещение Руси – историческое событие не только отечественного, но и общеевропейского значения. Оно – итог долгих и сложных экономических, социально-политических и культурных процессов, в которых Древняя Русь выступает в ее широких международных связях

Содержание

Введение. стр. 3.

Крещение Руси.

Глава 1. Обстановка в Киевской Руси накануне принятия христианства. стр. 7.


Глава 2. Принятие христианства. стр.13.

Глава 3. Историческое значение принятия христианства. стр.20.

Заключение. стр.22.

Список используемой литературы. стр.24.

Словарь терминов и понятий. стр. 26.

Вложенные файлы: 1 файл

Крещение Руси.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

      Большинство монастырей и церквей на Руси строились князьями или боярами в качестве официальных государственных храмов, или в качестве фамильных усыпальниц, или для обслуживания культов излюбленных святых. Конечно, основатели церкви брали их на свое содержание. Так Владимир после крещения в Киеве поставил церковь Богородицы, на содержание которой отдал десятую часть своих доходов и обязал своих приемников под угрозой проклятия соблюдать это обязательство. Новый христианский бог мыслился князьям, как их специальный княжеский бог, заменивший собой прежнего Перуна. Он – верховный повелитель князей, дающий им власть венчающий их на княжение, помогающий им в походах, принимающий их души в свои чертоги. Духовенство, осуществлявшее связь светской власти с богом, это скорее слуги князей, чем слуги бога. Часто княжеская власть, не стесняясь, показывала свою силу : князья не раз сгоняли с кафедры неугодных им епископов. Это преобладание светской власти над церковной во многом определило особенность развития Руси, где церковь никогда не стояла выше государства. (9).

      Для русского народа, сравнительно недавно вступившего на путь исторического развития, принятие христианства означало приобщение к многовековой культуре Византии, но мы должны четко отделять культуру (сложившуюся еще в языческий период) от религиозной идеологии. Византия не тем превосходила древних славян, что была христианской страной, а тем, что являлась наследницей античной Греции, сохраняя значительную часть ее культурного богатства. В этом смысле христианство нельзя противопоставлять язычеству, так как это только две формы, два различных по внешности проявления одной и той же идеологии. Формально Русь стала христианской. Погасли погребальные костры, угасли огни Перуна, требовавшего себе жертв, но долго еще насыпались языческие курганы тайно молились Перуну и огню-Сварожичу, справляли буйные праздники родной старины. Автор начальной летописи вынужден сознаться, что люди только «словом нарицающиеся христиане», а на деле – «поганьске живущее», на игрищах людей «многое множество», а церкви во время службы их обретается мало. В конце 11 века киевский митрополит Иоанн жаловался, что церковный обряд венчания соблюдается только боярами да князьями, а простые люди заключают браки свои по прежнему обычаю – «поимают жены своя с плясанием и гудением и плесканием» и некоторые «без срама» имеют две жены. Не будучи в силах достичь действительного и быстрого превращения новообращенных в христиан, греческие священники пошли на уступки прежней вере : они признавали реальность существования всех славянских богов, приравняв их к бесам, признали святость традиционных мест и сроков старого культа, выстраивая храмы на местах прежних кумиров и капищ и назначая христианские праздники приблизительно на те же дни, к которым приурочивались ранее языческие. Язычество сливалось с христианством. (10). 

Новая русская  церковь стала новым и обильным источником доходов для ее духовной матери – константинопольской церкви и новым орудием эксплуатации в руках верхов киевского общества. За эти материальные выгоды можно было заплатить приспособлением христианской идеологии к язычеству славян. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

(1), (2). А. Нечволодов. Сказания о Русской земле. М., 1991 г.

(3), (5). Р. Г. Скрынников. История Российская 10 – 17 вв. М., 1993 г.

(4). С. Н. Бурин. Крещение Руси. Вопросы истории и культуры. – М.,Наука и жизнь, 1988. – 23.

(6), (7), (8). Н. М. Никольский. История русской церкви. М., 1983 г.

(9). С. М. Соловьев. История России с древнейших времен. М., 1962 г.

(10). Б. А. Рыбаков.  Язычество Древней Руси.. М., 1987. 
 
 
 
 
 

Глава 3. Историческое значение принятия христианства. 

      Принятие христианства – событие эпохальное. Оно оказало влияние на историю Руси, во многом предопределив ее последующее развитие.

      Христианство позволили во многом преодолеть то противоречие между духовно-нравственной и социально-политической сферами жизни государства и общества, которое образовалось в 10 веке. Это способствовало, с одной стороны, стабилизации новых отношений и институтов, с другой – создавало условия для их дальнейшего развития. Христианство стало той духовной и нравственной силой, которая объединила различные племена и народы, жившие на территории Восточной Европы. Люди стали ощущать себя принадлежащими к одному этносу, одной религии и одному государству. В итоге формировалась новая общность со своими самобытными и неповторимыми чертами и укладом – древнерусская народность.

      Христианство существенно меняло уклад жизни общества. Церковь осудила многоженство и привнесла совершенно новое понятие семьи как пожизненного союза мужа и жены, скрепленного и освещенного церковным венчанием. Роль семьи возрастает, она становится основой общества.

      С принятием христианства началось интенсивное приобщение восточнославянского мира к христианским ценностям и традициям. Получает развитие церковное искусство с его специфическими жанрами и формами. Вместе с христианством пришло и христианское просвещение, письменная культура, школа. Русь начинает воспринимать огромные пласты Греко-византийской культуры, сначала заимствуя и  копируя их, затем переосмысливая и создавая в рамках религиозного искусства совершенно новое и самобытное древнерусское искусство.

      С христианством связано и появление на Руси славянской письменности. Существенно изменилось  международное положение древнерусского государства. Русь языческую сменила Русь христианская, которая со временем на равных вошла в систему европейских христианских государств.

      Существовавшие во времена крещения Руси противоречия между восточным и западным христианством со временем еще более углубились. Это способствовало политическому и культурному отчуждению Восточной и Западной Европы, вело к двум различным вариантам развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

      На тему «Крещения Руси» можно рассуждать очень долго, рассматривая ее и с бытовой, и с социокультурной, и с чисто религиозной точек зрения. Но в рамках данной работы ставилась цель – рассмотреть причины, процесс и исторические последствия принятия христианства в православной форме. Данная цель, как мне кажется, полностью достигнута, все поставленные задачи выполнены.

       Подводя итог о русском православии, нельзя не отметить, что за столетия своего существования оно впитало в себя столько национального, народного, что, по сути дела, превратилось в «национальную религию». Эта связь с историческими и культурными корнями народа неизбежно привела к тому, что на определенном этапе Русское Православие оторвалось от своего фундамента и стало неотъемлемой частью социального процесса в обществе. Преемственность сама в язычестве являлась объектом и формой культа. Все время так или иначе участвовало в сохранении преданий, песен, традиций. Но все это передавалось лишь людьми. Книги же могут пережить и людей, и общества, и государства. Проникновение на Русь христианства разными каналами способствовало обогащению культуры за счет достижений разных народов.

      Прогрессивность перехода к христианству состояла прежде всего в том, что Русь усваивала наиболее демократические его формы, сами по себе предполагавшие широкую веротерпимость, а следовательно, способность сохранять культурное наследие языческого прошлого и обогащать его за счет связей как с Западом, так и с Востоком.

      Когда Византия как государство прекращает существовать, Русь становится как бы законной ее наследницей («Москва – третий Рим»). Но и в это время будет сохраняться собственно «русская» традиция, выражающаяся в относительно широком допуске различных толкований канонических положений, терпимости к бытовым пережиткам язычества.

Список  используемой литературы. 

Бурин С. Н.  Крещение Руси. Вопросы истории и культуры. М., - Наука и жизнь, 1988. –№11, с. 23. 

Карамзин Н. М.  История  государства Российского. М., 1994 г. 

Нечволодов А.  Сказания о Русской земле. М., 1991 г. 

Никольский Н. М.  История русской церкви. М., 1983 г. 

Рыбаков Б. А.  Киевская Русь и русские княжества. М., 1993 г. 

Рыбаков Б. А.  Язычество Древней Руси. М., 1987. 

Соловьев С. М. История России с древнейших времен. М., 1962 г. 

Скрынников Р. Г. История Российская 10 – 17 вв. М., 1993 г. 

Информация о работе Крещение Руси