Крещение Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 21:28, реферат

Краткое описание

Русские славяне поклонялись силам видимой природы и почитали предков. Силы природы воплощались у них в личные божества. Первое место среди них занимало божество солнца - Дажьбог или Даждь бог, Хорс, Велес или Волос. Дажьбога почитали как источник тепла и света, как подателя всех благ; Велеса - как покровителя стад или "скотьего бога" ; "великим Хорсом" называли самое солнечное светило, свершающее путь по небу. Другим божеством был Перун, в котором олицетворялась гроза с страшным громом и смертоносною молниею. Ветер имел свое божество - Стрибога. Небо в котором прибывал Дажьбог, звалось Сварогом и считалось отцом солнца. Божество земли носило имя Мать - Земля сырая; почитая землю как свою мать, славяне чтили Дажьбога и Велеса как дедов человеческих.

Содержание

Русь на пороге крещения ………………………………………………………………….. стр. 3
Культура на Руси …………………………………………………………………………... стр. 3
Христианство на Руси до крещения князя Владимира …………………………….. стр. 7
Крещение князя Владимира ……………………………………………………………… стр. 7
Христианизация Руси ……………………………………………………………………. стр. 9
Значение принятия христианства. Влияние церкви на гражданский быт ….. стр. 10
Влияние христианства на архитектуру и искусство ………………………........ стр. 13
Заключение ………………………………………………………………………………… стр. 18
Список используемой литературы …………………………………………………... стр. 18

Вложенные файлы: 1 файл

Крещение Руси - копия.docx

— 66.36 Кб (Скачать файл)

    Литература средневековой  Руси несла в себе все содержание  философского знания, выработанного  мыслью того времени. Переводная  византийская и болгарская литература, при всем ее значении для  ранних этапов культуры Руси, не могла выразить растущее  чувство национального самосознания, необходимости единства огромного  государства, охватывающего многие  разнородные княжества. Кроме  того, культура Киевской Руси  формировалась в тесной связи  с культурами Византии, южных  и западных славян, скандинавских  и тюркских народов. Осознание  этой связи и в то же время  собственной неповторимости, своеобразия,  определяло и характер воплощения мысли в духовной культуре средневековой Руси — это были послания, моления, сказания, политическая публицистика, поучения — жанры нетрадиционные, свободные от слепого следования книжным канонам, потому связанные с народным сознанием, самосознанием, с языческими верованиями, с фольклором. Религиозная форма, обращение к религиозным сюжетам, опора на образы Ветхого и Нового Завета, характерные для сочинений мыслителей средневековой Руси, не должны скрывать для нас цельности поисков мысли, стремление понять и передать и сложные человеческие взаимоотношения, и оценку различных форм поведения, «деяния» человека, и его отношения к родной земле. На Русь со времени Владимира стали приезжать церковные грамотеи, переводчики из Византии, Болгарии, Сербии. Появились, особенно в период правления Ярослава Мудрого и его сыновей, многочисленные переводы греческих и болгарских книг как церковного, так и светского содержания. Переводятся, в частности, византийские исторические сочинения, жизнеописания христианских святых. Эти переводы становились достоянием грамотных людей: их с удовольствием читали в княжеской, боярской, купеческой среде, в монастырях, церквах, где зародилось русское летописание. Кадры первых русских грамотеев, переписчиков, переводчиков формировались в школах, которые были открыты при церквах со времени Владимира I и Ярослава Мудрого, а позднее при монастырях. Грамотности на Руси была распространена в основном лишь в городской среде, особенно в кругу богатых горожан, княжеско-боярской верхушки, купечества, зажиточных ремесленников. В сельской местности, в дальних, глухих местах население было почти сплошь неграмотным.

С XI в. в богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но и девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка, основательница женского монастыря в Киеве, создала в нем школу для обучения девочек.

   Ярким свидетельством широкого  распространения грамотности в  городах и пригородах являются  так называемые берестяные грамоты.  В Новгороде найдены сотни  берестяных грамот, говорящих о том, что в Новгороде, Пскове, Смоленске, других городах Руси люди любили и умели писать друг другу. Среди писем деловые документы, обмен информацией, приглашение в гости и  даже любовная переписка.

 

ХРИСТИАНСТВО  НА РУСИ ДО КРЕЩЕНИЯ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА

 

Не достигшее большого развития и не имевшее внутренней крепости языческое миросозерцание наших  предков должно было легко уступать посторонним религиозным влияниям. Если славяне легко примешивали к своим суевериям суеверия диких финнов и попадали влиянию финских шаманов – «волхвов» и «кудесников», - то тем более должна была влиять христианская вера на тех из славян, которые могли её узнать. Торговые отношения с Грецией облегчили для Руси знакомство с Христовою верою. Варяжские купцы и дружинники, раньше и чаще славян ходившие в Царьград, прежде славян стали там обращаться в христианство и приносили на Русь новое учение, передавая его славянам. В княжение Игоря на Киеве была дохристианская церковь св. Илии. В дружине самого князя Игоря было очень много христиан. Жена князя св. Ольга была христианкой. Христианская вера стала хорошо знакома киевлянам еще при первых варяжских князьях. Святослав был холоден к греческой вере, а при сыне его Владимире в Киеве еще стояли языческие "кумиры" (идолы) и еще бывали перед ним человеческие "требы" или жертвы. Несмотря на мучения христиан, христианство в Киеве продолжало распространяться. Князь Владимир принял новую веру, имея полную возможность познакомиться с ней и узнать её превосходство и внутреннюю силу.

 

КРЕЩЕНИЕ  КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА

 

В 988 г. при  князе Владимире в  качестве государственной религии  было принято христианство. Еще в 962 г. крестился (от Рима) польский князь  Мешко. Еще раньше христианской стала Чехия. На востоке преобладал ислам, но в остатках некогда могущественной Хазарии доминировало иудейство, последователи которого были и в Киеве: найдено письмо, происходящее из иудейской общины (кагала) Киева. К тому же, роль еврейских купцов в Восточной Европе продолжала сохраняться. Даже в Скандинавии тамошние языческие конунги все больше склонялись к христианизации, и не за горами было время, когда шведские короли крестились. Разумеется, не следует преувеличивать влияние на Руси ислама, а тем более иудаизма. Русь была обречена на христианизацию, и христианская религия пробивала себе дорогу вопреки всем препятствиям уже более ста лет. Владимир был осторожным и умным политиком, который стремился прозондировать все варианты и избрать из них лучший для своего народа. И если Владимир искал религию, способную подкрепить сильную государственную власть, то на востоке такой власти он в эти годы найти не мог — ее там, в мусульманском мире, просто не было На первых порах все черты новой христианской религии, не могли проявить себя полностью. Поначалу перед русским правительством стояли чисто практические вопросы: как использовать принятие христианства для возвышения престижа Руси и авторитета династии? А вот Византия являла пример не только внутренней стабильности. Она была могущественной державой, ведшей успешную политику как на востоке (против арабов), так и на западе, на Балканах. Власть императора была почти неограниченна, и греческая церковь ее подкрепляла. К тому же, эта церковь, в отличие от римской, была, по сути дела, включена в общегосударственную систему и полностью зависела от императора. Правда, отношения с Византией со времен Святослава оставались более чем прохладными, а по утверждению некоторых источников — и просто враждебными. Однако здесь именно в эти годы появились обстоятельства, которые должны были такие отношения улучшить. В Малой Азии то и дело происходили восстания тех или иных мятежных военачальников. В августе 987 г. один из таких мятежников, Варда Фока, провозгласил себя императором, а в начале 988 г. его отряды двинулись на Константинополь. В этой ситуации старший из двух официально правивших тогда братьев-императоров Василий II обратился за помощью к Владимиру, и последний на этот призыв откликнулся, направив 6-тысячный отряд, с помощью которого мятежники были разгромлены. Этот отряд скорее всего состоял из варягов, с помощью которых Владимир за несколько лет до этого одержал победу в борьбе с Ярополком. Русская летопись в связи с этим пишет, что Владимир отпустил этих варягов в Константинополь, одновременно сообщив об этом императору. Князю был резон отделаться от буйных искателей военных приключений, а император получил сильную военную поддержку. Византия стремилась христианизировать Русь для того, чтобы оказывать на нее политическое влияние и обезопасить себя от русских набегов. На первом этапе Владимир и его бояре принимали "послов", представлявших три крупнейшие религии: иудаизм, ислам и христианство (причем последнею религию представляли и священники римского и константинопольского направлений). На этом этапе был отсеян иудаизм как религия слабых, рассеянных по миру людей, не использующихся расположением Бога. Вызвал сомнения и ислам, резко расходящийся в своих правилах и обрядах с бытовыми традициями славян. Вторым этапом стало посольство, последовательно познакомившееся с религиозными системами в некоторых странах: с мусульманством в Волжской Болгарии, христианством по римскому обряду в Германии греческим христианством в Византии и её столице Константинополе. Основной вывод возвратившихся послов: пышность и великолепие - "веселость" христианства по греческому обряду противостоит "скучности" других культов. Третий этап был связан с выдвижением Владимиром условий Византии: принятия христианства в обмен на женитьбу Владимира на византийской принцессе Анне (что автоматически ставило его в один ряд с самыми высшими правителями мира) и борьбой за выполнение этого условия. Греки не торопились выполнять договор о браке Анны и Владимира. Владимир собрал рать и в 988 г. двинулся на центр византийских владений в Крыму - Херсонес ( Корсунь). Осада продолжалась не сколько месяце. Владимир послал в Константинополь гонцов и передал с ними, что если Анна  не прибудет к нему в Херсонес, то русская армия атакует Константинополь. Владимир подтвердил свое обещание принять крещение. Анна отказывалась ехать на Русь, но византийский император Василий II уговорил её помочь Византии. В Херсонесе Владимир принял крещение. В христианстве он взял имя Василий в честь императора Василия II, с которым Владимир становился как бы вровень. Херсонес был возвращен империи. Владимир вернулся в Киев, взяв с собой из Херсонеса иконы, церковную утварь, выведя оттуда часть священников. Четвертый этап он же последний - наступил в 988 г., уже после крещения самого Владимира и его бояр. В Киев прибыли греческие и болгарские священники: они ходили по домам и разъясняли суть христианской религии, склоняя жителей принять её добровольно. Тем же, кто еще сомневался, была наглядно продемонстрирована никчемность языческих богов: их идолы были низвергнуты, выпороты и скинуты в Днепр, после чего их "проводили" до порогов. Последним действием власти было объявление жителям Киева о едином дне крещения, "а кто не придет, - заявил Владимир, - тот мой враг". После Киева наступил черед Новгорода, крещенного Добрыней "мечом", а затем и других областей Руси. Принятие христианства по образу греческой церкви - одно из самых важных событий в жизни Древней Руси. Трудно найти сферу жизни, где бы оно ни отозвалось.

Русская церковь изначально (по образцу  греческой) зависела от великого князя, и церковные иерархи были самостоятельны лишь в чисто церковных делах. Показательно, что по рассказам летописи Владимир обменивался посольствами с римским папой. Принятие христианства Древней Русью стало значительным шагом в развитии восточнославянской цивилизации. Следствием его (равно как и иных факторов) стали существенные, хотя разновременные изменения в этническом, социально-экономическом, политическом и культурном развитии Руси.

В плане этническом принятие христианства ускорило консолидацию древнерусской  народности, общего предка современных  русских, украинцев и белорусов. Процесс этот начался раньше, но тормозился существованием местных политических объединений и локальных идеологических (языческих) центров. Еще для 80—90-х годов Х в. русская летопись оперирует старыми местными этнополитическими понятиями: радимичи, вятичи, хорваты и т.д. Их в ту пору меньше, нежели, скажем, для первой половины Х в., но они еще есть. Очень рано исчезают поляне, вместо древлян как этноса почти столь же рано появляется территориальное понятие «дереве», «Древлянская земля», вместо словен-ильменских — Новгородская земля. Дольше всего в представлении киевских летописцев сохраняются понятия вятичи, дреговичи, что, возможно, объясняется их относительной отсталостью, сравнительно с такими центрами, как Киев, Новгород, Полоцк. В целом же к рубежу XI в. местные этнополитические единицы почти полностью исчезают, покрываясь терминами «Русь», «Русская земля», а ее обитатели именуются русичи, русины, в иностранных источниках — русы, росы, рутены.

Этому, несомненно, способствовало создание и единой государственности и  единой церковной организации, заменившей разнообразные местные культы.

Нет сомнений, ускорилась и социальная дифференциация древнерусского общества, формирование господствующего слоя, группировавшегося вокруг киевского  князя и его представителей на местах. Эта консолидирующаяся древнерусская  знать отныне могла опираться  и на многосотлетние церковные каноны, пришедшие из Византии и получившие свои дубликаты на Руси (церковные  уставы Владимира, Ярослава и т.д.).

 

ХРИСТИАНИЗАЦИЯ  РУСИ

 

 Между крещением князя Владимира  и крещением всей Русской земли  прошло немало времени. Лишь  в 990 г. Владимир предпринял  первые шаги по введению христианства  на всей территории Руси. Это  было большое испытание для  народа, особенно на Севере, где  язычество было в большой силе  и языческие волхвы являлись  выразителями умонастроения людей.

Вначале крещение приняло население  Киева. В один из летних дней по приказу  Владимира были опрокинуты языческие  идолы во главе с Перуном. На следующее  утро жители города явились к реке. Там все они - мужчины, женщины, дети - вошли в воду, и священники провели  над ними обряд крещения. Тут же великий князь приказал начать строительство  церквей. Первую церковь Святого  Василия указал поставить на холме, где прежде возвышалось изображение  Перуна. Следом за этим началось крещение других русских городов и земель. Этот процесс занял несколько  лет.

Христианизация Новгорода была поручена дяде князя Добрыне. Языческий  Новгород выступил против прихода Добрыни  со священниками и крестами. Лишь после  ожесточенных стычек, в ходе которых  язычники разгромили двор Добрыни и  убили его близких, новгородскому  наместнику удалось сломить сопротивление  восставших. С таким же трудом вводилось  христианство в Ростове и других землях. В сельских, лесных районах  язычество еще долго сохраняло  свои позиции.

Одной из особенностей византийского  христианства являлось то, что оно  разрешало вести церковную службу в землях новообращенных народов  на их родном языке, в отличие от римской церкви, которая допускала  богослужение лишь на латинском языке. Это приближало новую религию  к народу, делало её частью его духовной жизни, быта и культуры.

Владимир не мог не учитывать  и еще одной особенности византийской церковной организации. Во главе  её стоял не церковно служитель, как  римский папа, а глава светской власти – император, ему подчинялся патриарх. Эта традиция тоже переносилась на Русь.

В 996 г. в Киеве было окончено строительство  огромного главного храма Руси - каменного собора Богородицы. Строилась  и укреплялась эта церковь  греческими мастерами и иконописцами. В собор Владимир передал церковную утварь и иконы, вывезенные из Херсонеса. Службу там вели херсонесские священники во главе с Анастасом. Первоначально церковь существовала за счет десятины княжеских доходов, как определил еще князь Владимир, церковная собственность на землю возникла раньше боярской и в определенной мере стимулировала появление последней. Перевод и распространение на Руси византийских сборников права должны были ускорить эти процессы. Яснее вырисовывается влияние принятия христиане на политическую структуру Древнерусского государства. именно здесь отчетливо проявились противоречия между киевскими князьями, пытавшихся с помощью но религии укрепить центральную власть, и, в конечном счете, реальным ходом социально-экономического развития, которое вело «державу Рюриковичей» к неизбежной победе раздробленности уже на новой основе. Учение христианства о едином Боге, освящающем власть единого государя, несомненно, помогло Владимиру окончательно ликвидировать местные княжения. Но затем князь еще при жизни рассадил своих двенадцать сыновей по важнейшим восточнославянским городам и землям, рассчитывая таким путем держать в повиновении недавно им же усмиренные области (вятичей, радимичей и т.д.). Однако некоторые основы местного сепаратизма сохранились, и опирал они на местную знать.

Вместе с христианством на Русь пришла грамотность, стали создаваться  первые школы. Туда Владимир приказал забирать детей из «нарочитых», т.е. богатых, семей. Со страхом и плачем отдавали матери в учение своих детей, не ведая, для чего все это делается.

Первоначально церковь существовала за счет десятины княжеских доходов, как определил еще князь Владимир, церковная собственность на землю  возникла раньше боярской и в определенной мере стимулировала появление последней. Перевод и распространение на Руси византийских сборников права  должны были ускорить эти процессы.

Яснее вырисовывается влияние принятия христиане на политическую структуру  Древнерусского государства. именно здесь отчетливо проявились противоречия между киевскими князьями, пытавшихся с помощью но религии укрепить центральную власть, и, в конечном счете, реальным ходом социально-экономического развития, которое вело «державу Рюриковичей» к неизбежной победе раздробленности уже на новой основе.

Учение христианства о едином Боге, освящающем власть единого государя, несомненно, помогло Владимиру окончательно ликвидировать местные княжения. Но затем князь еще при жизни  рассадил своих двенадцать сыновей  по важнейшим восточнославянским городам  и землям, рассчитывая таким путем  держать в повиновении недавно  им же усмиренные области (вятичей, радимичей и т.д.). Однако некоторые основы местного сепаратизма сохранились, и опирал они на местную знать.

 

ЗНАЧЕНИЕ  ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА. ВЛИЯНИЕ ЦЕРКВИ НА ГРАЖДАНСКИЙ БЫТ

 

Принятие христианства имело большое  значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей  вечности человеческой жизни (бренная  земная жизнь предшествует вечному  пребыванию в раю или аду души человека после его смерти) утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай  открыт как богатому вельможе, так  и простолюдину в зависимости  от честного исполнения ими своих  обязанностей на земле. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. "Божий судья" - государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутригосударственных делах, и доблестным защитником границ державы. Произошло изменение статуса Руси в системе международных отношений. Русь стала цивилизованным субъектом, придерживающимся общепризнанных норм и правил поведения. Киевская Русь вошла в византийскую Эйкумену и начала усваивать древнюю иудеохристианскую культуру. Это привело к расцвету Киевского государства и распространению новой культуры, что проявилось в строительстве церквей и обретении письменности. Важную роль сыграло присутствие образованных болгар, бежавших в Киев завоевания их страны Византией. Вводя в практику кириллицу, они передали и свои знания. Старославянский язык стал языком культа и религиозной литературы. На основе синтеза этого языка и восточнославянской языковой среды сформировался древнерусский литературный язык, на котором были написаны "русская Правда", летописи, "Слово о полку Игореве". Среди монахов появились врачи и учителя. При монастырях начали открываться школы. Принятие христианства привяло к смягчению нравов: на грабеж и убийство стали смотреть как на величайшие грехи, а прежде они считались признаком доблести. Христианская мораль ограничивала алчность богатых, заставляла их видеть в простолюдинах, и даже в робах, людей. Христианство на Руси было принято в восточном, византийском варианте, позднее получившем название - православие, т.е. истинная вера. Русское православие ориентировало человека на духовном преображение и оказало огромное влияние на формирование менталитета (общественного сознания) древнерусского общества. В отличие от католичества, оно в большей мере было художественно-культурной, эстетической системой ценностей, чем политической. Православную церковь характеризовала свобода внутренней жизни, устраненность от светской власти. Распространилось православное мировоззрение стремление к пониманию смысла жизни не в мирском богатстве, а во внутреннем духовном единстве.  Традиционное сострадание русского народа получило свое утверждение в христианстве, в его внимании к нищим, больным и убогим, в требовании помогать человеку, попавшему в беду.

Информация о работе Крещение Руси