Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2012 в 11:20, реферат
Белорусский народ за свое многовековое прошлое (а его письменная история насчитывает более десяти столетий) создал самобытную культуру, которая вошла в славянское и общечеловеческое пространство культуры. Здесь всегда интенсивно давал о себе знать процесс взаимовлияния культур, что определяется, прежде всего, положением страны «на рубеже культур» — на пограничье Востока и Запада, если эти понятия трактовать в широком культурологическом и историческом смысле. Местные традиции, налагаясь на эти течения, обогащали традиционную культуру и содействовали развитию новых направлений.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...3
1.СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ НА БЕЛАРУСИ…………………..
2.СТАНОВЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ БАРОККО В АРХИТЕКТУРЕ БЕЛАРУСИ………………………………………….
3. МОНУМЕНТАЛЬНАЯ И СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ, ИКОНОПИСЬ XVI – XVIII ст……………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ
КАФЕДРА «ИСТОРИИ БЕЛАРУСИ»
на тему: «Культура Беларуси в период XVI—XVIII в.»
Гродно, 2010
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ НА БЕЛАРУСИ…………………..
2.СТАНОВЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ БАРОККО В АРХИТЕКТУРЕ БЕЛАРУСИ………………………………………….
3. МОНУМЕНТАЛЬНАЯ И СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ, ИКОНОПИСЬ XVI – XVIII ст……………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….
Белорусский народ за свое
многовековое прошлое (а его письменная
история насчитывает более
В XVI—XVIII столетиях в белорусской архитектуре получает мощное развитие искусство барокко, которое оставило тут особенно глубокий след. Проводниками этого стиля стали различные католические ордены. Лучшими памятниками барокко на территории Беларуси являются костелы в Несвиже, Гродно, Глубоком, Софийский собор в Полоцке, заложенный в XI веке как православная святыня и перестроенный в середине ХVIII столетия в униатский храм.
Выдающиеся белорусские мыслители, просветители, литераторы, художники, композиторы, общественные, политические, религиозные деятели в равной степени принадлежат истории и культуре нескольких народов. Таковы Сымон Будный, Мелетий Смотрицкий, Симеон Полоцкий, Георгий Конисский, Тадеуш Костюшко, Адам Мицкевич, Станислав Монюшко, Игнат Домейко, Михал Клеофас Огинский, Владислав Сырокомля, Марк Шагал и многие–многие другие.
Об этом и пойдет речь в реферате, который расскажет о развитии культуры на Беларуси в ХVI-XVIII ст
Система образования на Беларуси
В ХVI-XVIII ст. образование на Беларуси развивалось в условиях борьбы между православием, католичеством и реформаторским движением. При поддержке властей иезуиты открывали школы, которые способствовали укреплению позиций католической церкви и уничтожению реформаторского движения в ВКЛ. В 1579 г. Они основали Виленскую академию – первое в ВКЛ высшее учебное заведение. Первым ректором академии был идеолог-котрреформист Пётр Скарга. Среди её наиболее известных выпускников – Милетий Смотрицкий, Симеон Полоцкий, Альберт Каялович.
В наиболее значительных городах Беларуси (Полоцке, Несвиже, Орше, Бресте, Пинске, Гродно, Новогрудке, Витебске, Минске, Слуцке, Слониме и др.) иезуиты открыли свои коллегиумы – учебные заведения средней ступени, которые имели антипротестантский, а затем и антиправославный характер. В коллегиумах преподавались грамматика, риторика, этика, богословие, физика, математика. Кроме иезуитов, свои школы стали открывать бернардинцы, францисканцы и другие католические монашеские ордены.
Ответом православной
церкви на католическую
После заключения Брестской церковной унии 1596г. Начали открываться униатские школы. Первые такие школы возникли в Барунах, Жировичах, Минске, Новогрудке. В них учились представители разных вероисповеданий, в основном, шляхетского происхождения и дети духовенства. В годы Северной войны значительное количество униатских школ было уничтожено.
Если говорить о
культуре XVI-XVIII столетий в целом,
то можно сказать, что на
неё оказали огромное значение
идеи таких направлений
Представителем ренессансной
культуры в Беларуси был
Традиции Ф. Скорины
были развиты поэтом-
Крупным вкладом в
культуру Беларуси явилась
Взгляды С. Будного поддерживал и развивал Василий Тяпинский (год рождения неизвестен - умер около 1599 г.). Он издал на церковнославянском и белорусском языках Евангелие. В предисловии к нему он обратился к белорусской знати с просьбой о духовной и материальной поддержке белорусской культуры.
XVIII столетие – это
эпоха Просвещения.
Наиболее значительным
результатом влияние
Образовательная комиссия
осуществила реформу школ и
университетов в духе идей
Просвещения. Проведению
В 1783 г. Комиссия утвердила устав для академий и школ Речи Посполитой. Ей подчинялась Главная школа Великого Княжества Литовского (так с 1781 г. называлась Виленская иезуитская академия), которая являлась высшей ступенью и главным научным центром в княжестве. Её ректором комиссия назначила белорусского математика и астронома Мартина Почобута-Одленицкого, который занимал этот пост около 20 лет, провёл в школе реформу и придал ей почти светский характер.
Среднюю ступень образования
составляли окружные и
Нижней ступенью образования должны были стать местечковые и городские училища.
Результатом реформы
было увеличение численности
начальных и средних школ на
Беларуси, приобретением образованием
всё более светского характера.
В начале XIX века на
Беларуси существовало около
130 начальных, 33 средних и неполных
средних школы, значительное
Идеалы Просвещения
повлияли на общественные
Становление художественного стиля барокко в архитектуре Беларуси
Основной стиль белорусской
художественной культуры XVII-XVIII вв.
- барокко - раскрылся в двух
разновидностях: восточнославянской (сформировалась
на основе синтеза местной
культуры и западноевропейских
влияний) и западноевропейской, носителями
которой в Беларуси были
В последней четверти
XVI в. в монументальной
Обострение религиозно-
В период раннего
барокко (первая половина XVII в.) архитектура
фасадов культовых зданий
Православные храмы
XVII-XVIII вв. весьма разнообразны по
своей архитектуре, при этом
как каменным, так и деревянным
их образцам свойственны общие
плановые и композиционные
Большую группу культовых зданий Беларуси составляют синагоги, строившиеся преимущественно в XVII-XVIII вв. Существовали каменные синагоги в Старом Быхове (начало XVII в), Пинске (1640 г.), Слониме (1642 г.), Новогрудке (1648 г.), Столине (конец XVII в.), Клецке (конец XVIII в.), Ивье (XIX в.) и др. Особенно развито было строительство деревянных синагог (например, в Высоком Каменецкого района, Кожан-Городке Лунинецкого района Брестской области, Гродно, Волпе Волковысского района, Сопоцкине Гродненского района Гродненской области, Наровле Гомельской области и другие).
Основным строительным
материалом в застройке