Культура Беларуси в период XVI—XVIII в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2012 в 11:20, реферат

Краткое описание

Белорусский народ за свое многовековое прошлое (а его письменная история насчитывает более десяти столетий) создал самобытную культуру, которая вошла в славянское и общечеловеческое пространство культуры. Здесь всегда интенсивно давал о себе знать процесс взаимовлияния культур, что определяется, прежде всего, положением страны «на рубеже культур» — на пограничье Востока и Запада, если эти понятия трактовать в широком культурологическом и историческом смысле. Местные традиции, налагаясь на эти течения, обогащали традиционную культуру и содействовали развитию новых направлений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...3
1.СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ НА БЕЛАРУСИ…………………..
2.СТАНОВЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ БАРОККО В АРХИТЕКТУРЕ БЕЛАРУСИ………………………………………….
3. МОНУМЕНТАЛЬНАЯ И СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ, ИКОНОПИСЬ XVI – XVIII ст……………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 39.80 Кб (Скачать файл)

    Замковое (крепостное) зодчество Беларуси прошло сложный  путь развития. На белорусской  земле понятие "замок" не  всегда имело одинаковое значение. В городах замком часто называли  укрепленное место, бывшее в  древности крепостью и служившее  для защиты жителей от неприятеля. Замками также называли все  виды укреплений или резиденций  знатных людей. Для Беларуси  наиболее точным является представление  о замках как о владельческих  укреплениях феодалов XVI-XVII вв. Зачастую  это были дворцово-замковые ансамбли.

 Сочетание мощной системы  оборонительных укреплений (земляные  валы с бастионами, глубокие рвы,  крепостные стены и башни) с  дворцом, стоящим внутри, становится  типичным в замковой архитектуре  Беларуси XVI-XVII вв.

 Дворцово-замковые ансамбли XVI-XVII вв. представляют большое разнообразие  архитектурно-планировочных и объемных  композиций. Выдающимся произведением  белорусского зодчества является  замок в Мире (Гродненская обл.) Замок расположен на открытой и невысокой местности. С трех сторон он был окружен рвами и земляными валами с бастионами, с четвертой, южной стороны, прикрывался водоемом. Строительство дворцово-замкового комплекса проходило в несколько этапов. Первоначально были построены крепостные стены, башни. Позднее, в начале XVII в., при Николае Радзивилле Сиротке, вдоль восточной и северной стен строится трехэтажный дворец. Стены замка вначале имели высоту около 13 м, толщина их в основании достигает 3 м. Достопримечательностью замка являются башни. Они возвышаются над стенами и имеют богатый разнообразный декор в виде ниш и орнаментальных поясов. Ныне только главная, въездная, и юго-западная башни сохранили изначальные характерные черты готики. Другие башни, как и дворец, получили формы и декор архитектуры ренессанса. В XVII-XVIII вв. Мирский замок представлял собой роскошный дворцово-замковый комплекс, где удивительно удачно сочетались черты военно-фортификационного сооружения и мягкость, пышность и величественность дворцовой постройки. До наших дней замок сохранился в полуразрушенном состоянии, сейчас здесь ведутся реставрационные работы.

 Шедевром архитектуры  является Несвижский дворцово-замковый комплекс (Минская обл.). В его архитектуре можно обнаружить смешение разных стилей, что свидетельствует о многоэтапности строительства и использовании художественных достижений разных исторических эпох. Каменный замок на месте деревянного в Несвиже был заложен Н. Радзивиллом Сироткой в 1583 г. Его строительство на первом этапе вел итальянский архитектор Ян Мария Бернардони. Замок располагался в стороне от города, на возвышенности. Попасть сюда можно было только по разборному деревянному мосту. Вал высотой до 20 метров и другие фортификационные устройства, водные преграды превращали замок в неприступную крепость. За замковыми укреплениями стояло три отдельных каменных корпуса, образующих внутренний двор. Центральный корпус, построенный напротив въездных ворот, занимал сам Радзивилл. Это было трехэтажное здание с небольшими восьмигранными башнями по углам. Разобщенные корпуса в последующие годы перестраивались и объединялись архитектурными вставками, образовав замкнутый парадный двор. В 1706 г. замок был разрушен шведами. Восстановлен и перестроен в стиле барокко архитектором Казимиром Ждановичем после 1726 г. На протяжении XVIII в. замок достраивался и перестраивался.

Несвижский замок, резиденция местных Радзивиллов, в свое время являлся и богатым культурным центром, средоточием средневекового искусства. Здесь размещалась библиотека на 20 тысяч томов, где хранились также редкие рукописи и старопечатные издания, портретная и картинная галереи, насчитывавшие более тысячи полотен, богатая коллекция европейского, арабского, японского и китайского оружия, а также знаменитые слуцкие пояса, кореличские и несвижские шпалеры, большая коллекция монет и медалей, роскошная мебель и др.

 В начале XVII в. в  Любче (Гродненская обл.) на берегу Немана построен дворцово-замковый комплекс Радзивиллов. С трех сторон его территорию окружал оборонительный ров, с четвертой - воды реки. Согласно документам XVII в. в Любчанском замке было четыре башни (сохранились две), дворец (не сохранился). В главной башне, въездной, лишь верхний из четырех этажей был приспособлен к обороне и имел бойницы. Остальные этажи с просторными окнами использовались под жилье и вспомогательные помещения. Только через арку въезда в башне можно было попасть во внутренний двор. Такой прием замкнутой пространственной композиции был типичным для многих дворцово-замковых ансамблей XVI-XVII вв.

 В XVIII в. в Беларуси  формируется новый тип дворцового  здания в виде открытой композиции, увязанной с окружающей природой. Обычно дворец располагался между  парадным двором и большим  садом-парком. От въездных ворот  главную ось архитектурной композиции  всего дворцового комплекса продолжала  обсаженная деревьями дорога, а  со стороны парка - широкая  аллея. При создании пышных  магнатских резиденций зодчие  того времени использовали художественно-композиционные  средства архитектуры позднего  барокко или рококо. Во 2-й половине XVIII в. в дворцовом строительстве  на смену барокко приходит  классицизм, который окончательно  утвердился в конце столетия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              Монументальная и станковая живопись, иконописные школы XVI – XVIII ст.

 В станковой и монументальной  живописи конца XVI – XVIII ст. столетий  наблюдается переплетение разных  черт: готики, ренессанса, маньеризма  и барокко. 

 Для живописи начиная  с XVIIв. характерно развитие церковных монументально-декоративных росписей. Достигается большое синтетическое единство росписей с архитектурой (церковь Петропавловского монастыря в Минске, в которой, в отличие от католических костелов, живопись покрывает и стены и столбы). Особенностью стиля этих росписей является связь с традициями и приемами народного искусства. В XVIIIв. декоративная живопись становится одним из важнейших наряду со скульптурой элементов художественного оформления культовых сооружений стиля барокко. В XVIII в. создавались и чрезвычайно богатые, живописные по своему характеру резные иконостасы со скульптурными изображениями святых и растительным орнаментом. Интересна и деревянная скульптура («Распятие» из Художественного музея в Минске работы резчика Казимира Круповича).

 Иконопись в это  время также переживает значительные  изменения. Православные, чтобы отмежеваться  то униатства обращаются к  старовизантийскому письму. Одновременно проявляется стремление дать психологическую характеристику библейским персонажам («Троица старозаветная» из д.Достоево Брестской области, 1-я половина XVII века). Фоны икон этого периода богато украшались орнаментом. Многие иконы писались с местными особенностями. Зачастую иконы напоминали жанровые сцены, в них появляется пейзаж, изображения животных, интерьер. С середины XVII века в Беларуси формируется несколько иконописных школ: брестская, могилёвская, витебская, гродненская, истоки которых лежат в общественно-политическом, экономическом и конфессиональном развитии этих территорий.

 В станковой живописи XVII века важное место занимает  портрет. Сложилось несколько  типов портрета: парадный, репрезентативный, рыцарский, погребальный. Дальнейшее развитие получил сарматский (парадный) портрет. Крупные магнаты, шляхта хотели видеть всю галерею родственников. Чем древнее был род, тем почётнее. Иногда художникам заказывали портреты несуществующих знатных предков.

 В портрете XVII века  важную роль играла не только  написанная особа, но и обстановка  вокруг, которая иногда имела  символический или аллегорический  смысл. Портреты писали как  местные, так и иностранные  живописцы, которых было достаточно  в Речи Посполитой.

 

 Сарматский портрет  мало изменился, т.к. он подчинялся  строгим канонам: фигура должна  изображаться в рост, реже –  погрудно или поколенно, в парадной одежде с атрибутами власти, под изображением помещалась длинная подпись («Портрет ГризельдыСапеги», «Портрет Елизаветы Радзивилл», «Портрет Кшиштофа Веселовского»). Авторы большинства портретов нам не известны. И всё-таки несколько имён художников того времени мы знаем:БартоломейСтробель, Иоганн Шрётер.

 Высокого художественного  уровня достигает живопись XVIII в.  Преобладающим остаётся стиль  барокко, влияние рококо и классицизма  было незначительным.

 Монументальная роспись  преобладала при оформлении костёлов, униатских и православных храмов. Роспись храмовв XVIII веке не подчинялась строгим канонам, как ранее, библейский сюжет трактовался вольно, включались и исторические сцены (росписи Кармелитского костёла в Мстиславле, росписи Кармелитского костёла св. Станислава в Могилёве.По барочному символичны с многочисленным количеством символических фигур росписи иезуисткого костёла Божьего Тела в Несвиже). Эти росписи занимают почётное место в истории белорусской культуры.

 Иконопись являлась  средством борьбы за сохранение  национальной культуры православных. Поэтому иконы писались на  старинный манер: плоскостное  письмо, упрощённые фигуры ит.д., но добавляются бытовые предметы, которые превращают икону в  произведение народно-примитивного  смысла.

 Белорусский портрет  XVIII века продолжал развиваться  в рамках сарматского портрета, который к тому времени смотрелся  как архаизм. 

 Приглашённые магнатами  западноевропейские живописцы писали  заказные портреты парадного  типа. К ним относятся знаменитый  портрет Михаила Казимира Огинского  – высокообразованного человека, мецената, музыканта, знатока искусства,  основателя оперного театра в  Слониме. Огинский показан в  полный рост, в довольно театральной  позе, в ярком кафтане, выделяющемся  на тёмном фоне, при ордене  Белого орла. Это парадное изображение  представляет нам волевого и  уверенного человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Позднее Возрождение с  его реформационно-гуманистским движением, победа контрреформации и господство в искусстве стиля борокко оказали большое влияние на развитие культуры белорусских земель второй половины ХVI-XVIII в. В XVIII на белорусских землях расширяется светское образование, проводится школьная реформа. Развивалось библиотечное и архивное дело.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гісторыя Беларусі у дзвюх частках пад рэдакцыяй Я.К. Новіка і Г.С. Марцуля. Мінск, 2003.
  2. Гісторыя Беларусі у дакументах і матэрыялах. Мн., 1936. Т.1.
  3. Гісторыя Беларускага мастацтва: У 6 т. Мн., 1988. Т.2
  4. Материалы сайта www.turist.by
  5. История Беларуси. Пособие для подготовки к ЦТ. Минск, 2011

 

 

 

 

 

 

 

   


Информация о работе Культура Беларуси в период XVI—XVIII в