Культура Древней Руси в X – XIII вв.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 22:16, контрольная работа

Краткое описание

Росту могущества Киева способствовало его географическое положение на пересечении торговых путей из Скандинавских стран на юг, в Царь-град, с запада, из Германии, до Хорезма. При князе Владимире и его сыне Ярославе Киевская Русь стало сильным государством, неизвестном ранее восточным славянам. Русское воинство держало в страхе и византийцев, и хазар. Западные славяне искали с Русью дружбы, германские императоры заключали союзы. Русские князья выдавали своих дочерей замуж за иностранных государей. Так укрепилось международное положение Киевской Руси. 

Содержание

Введение 3
1. Зарождение культуры Руси: письменность, грамотность, школы, летописи, литература 5
2. Архитектура и искусство 13
3. Быт древнерусского народа 22
Заключение 27
Список литературы 29

Вложенные файлы: 1 файл

кр по истории.docx

— 61.86 Кб (Скачать файл)

Особый интерес, связанный со стремлением определить место Руси, всего славянства в  мировой истории, вызывали исторические сочинения. Византийская историческая литература была представлена хрониками  Георгия Амартола, Иоанна Манаты, «Летописцем вскоре» патриарха Никифора и некоторыми другими менее значительными произведениями. На основании этих сочинений была составлена обширная компиляция по всемирной истории — «Еллинский и римский летописец».

На Руси были известны и сочинения, отражавшие средневековые  представления о мироздании, о  явлениях природы, полуфантастические сведения о животном и растительном мире («Физиолог», различные «Шестодневы»). Одним из самых популярных произведений на протяжении всего средневековья была «Христианская топография» Космы (Козьмы) Индикошюва, византийского купца, совершившего в VI в. путешествие в Индию.

Переводились и  светские воинские повести, широко распространенные в мировой средневековой литературе. К их числу принадлежит одно из крупнейших произведений этого жанра  — «История Иудейской войны» Иосифа Флавия, в русском переводе получившая название «Повесть о разорении Иерусалима». Большой известностью пользовалась повесть о жизни и подвигах Александра Македонского - «Александрия», восходящая к эллинистической литературе. Это типичный приключенческий роман эпохи эллинизма, в котором много легендарного и фантастического. Русского читателя в «Александрии» привлекали образ мужественного героя-воина, описание диковинных стран с их фантастическими обитателями и многочисленных сражений. В дальнейшем, приспосабливаясь к запросам времени, «Александрия» подвергалась переработке и все меньше соответствовала оригиналу.

Другой воинской повестью, популярной вплоть до XVII в., было «Девгениево деяние». Это подвергшаяся довольно свободной переработке византийская эпическая поэма X в. о подвигах Дигениса Акрита, мужественного воина-христианина защитника границ своего государства. Сюжет произведения, отдельные эпизоды, образ героя сближают его с русским героическим эпосом, что еще более подчеркнуто в переводе использованием элементов устной народной поэзии.

Особой популярностью  на Руси пользовались также повести  сказочно-дидактического характера, сюжеты которых восходят к литературам  Древнего Востока. Особенностью их является обилие афоризмов и мудрых изречений, до которых средневековый читатель был большим охотником. Одной  из них была «Повесть об Акире Премудром», возникшая в Ассиро-Вавилонии в VII—V вв. до н. э. Это остросюжетное произведение, значительную часть которого составляют нравоучительные притчи.

“Одним из самых распространенных произведений мировой средневековой литературы является «Повесть о Варлааме и Иоаса-фе», известная в разных версиях более чем на 30 языках народов Азии, Европы и Африки. ” Повесть представляет собой христианскую версию жизнеописания Будды. 

В ней содержится большое количество нравоучительных  притч, которые на понятных каждому  бытовых примерах поясняют актуальные мировоззренческие проблемы. На Руси она была наиболее читаемым произведением  на протяжении нескольких столетий, вплоть до XVII в. Эта повесть нашла отражение  и в устном народном творчестве.

Переводная литература способствовала обогащению и развитию оригинальной древнерусской литературы. Однако это не дает оснований связывать  ее возникновение только с влиянием переводных произведений. Оно было вызвано внутренними политическими  и культурными потребностями  формирующегося раннефеодального общества. 

Переводная литература не предшествовала развитию русской  оригинальной литературы, а сопутствовала  ей. 

2. Архитектура и искусство

 

Говорят, что архитектура - это душа народа, воплощённая в  камне. К Руси это относится с  некоторой поправкой. Русь долгие годы была страной деревянной, и её языческие  молельни крепости, терема, избы строились  из дерева. В дереве русский человек, как и народы, жившие рядом с восточными славянами, выражали свое восприятие строительной красоты, чувство пропорции сияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Если деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой, архитектура каменная связана с Русью уже христианской. Подобного перехода не знала Западная Европа, издревле строившая и храмы, и жилища из камня.

“Дню русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек - клетей, переходов, сеней.” Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным деянием русских деревянных строений. Эта традиция живет и до настоящей поры.

Мир Византии, мир  христианства привнес на Русь новый  строительный опыт и традиции. Русь восприняла сооружение церквей по образу крестово-купального храма греков. Квадрат, расчлененный четырьмя столбами, составляет его основу, примыкающие  к под купольному пространству, прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. Но этот образец греческие мастера, прибывавшие на Русь, начиная со времени Владимира, а также работавшие с ними русские умельцы применяли к традициям русской деревянной архитектуры, привычной для русского глаза и милой сердцу. Если первые русские храмы, в том числе Десятинная церковь конца X в., были выстроены греческими мастерами в строгом соответствии с византийскими традициями, то Софийский собор в Киеве отразил сочетание славянских и византийских традиций. На основу крестово-купольного храма были поставлены тринадцать глав нового храма.

Эта ступенчатая  пирамида Софийского собора воскресила стиль русского деревянного зодчества.

Софийский собор, созданный  в пору утверждения и возвышения Руси при Ярославе Мудром, показал, что строительство — это тоже политика. Этим храмом Русь бросила  вызов Византии, ее признанной святыне,—  константинопольскому Софийскому собору. В XI в. выросли Софийские соборы в  других крупных центрах Руси —  Новгороде, Полоцке, и каждый из них  претендовал на свой, независимый  от Киева престол, как и Чернигов, где был сооружен монументальный Спасо Преображенский собор.

По всей Руси были построены многокупольные храмы  с толстыми стенами, маленькими оконцами — свидетельства мощи и красоты.

В XII в., по образному  выражению одного искусствоведа, по всей Руси прошагали русские однокупольные  храмы-богатыри, сменившие прежние  пирамиды. Купол возносился вверх  на мощном, массивном квадрате. Таким  стал Дмитровский собор во Владимире-на-Клязьме, собор святого Георгия в Юрьеве-Польском.

Большого расцвета архитектура достигла в годы правления  Андрея Боголюбского. С его именем связаны постройки Успенского собора во Владимире, красиво расположенного на крутом берегу Клязьмы белокаменного дворца в селе Боголюбове, Золотых ворот во Владимире - мощного белокаменного куба, увенчанного златоглавой церковью. При нем же было создано чудо русской архитектуры - речь храм Покрова на Нерли. Князь построил церковь неподалеку от своих палат после кончины любимого сына Изяслава. Эта небольшая однокупольная церковь стала поэмой из камня, в которой гармонично сочетаются скромная красота, тихая грусть, просветленная созерцательность архитектурных линий.

Брат Андрея Всеволод продолжал строительную деятельность. Его мастера оставили потомству  замечательный Дмитровский собор  во Владимире - величественный и одновременно скромный.

В XII— начале XIII в. строились храмы в Новгороде  и Смоленске, Чернигове и Галиче, Пскове и Новгороде-Волынском. Характерной  чертой русской архитектуры стала  украшающая сооружения резьба по камню. Удивительное это искусство мы видим  на стенах соборов во Владимире-Суздальской Руси, в Новгороде, других русских городах.

Другой чертой, роднящей всю русскую архитектуру той  поры, было органическое сочетание  архитектурных сооружений с природным  ландшафтом. Посмотрите на церкви той поры, и вы поймёте, о чём идёт речь.

Во второй половине XI в. в древнерусском государстве  растут силы, разрушающие его территориальное  и политическое единство. Распад древнерусского государства явился результатом  роста крупного землевладения, политического  усиления крупных землевладельцев  – феодалов, а также экономического развития городов, ставших новыми центрами отдельных частей древнерусского государства  и стремившихся к политической самостоятельности. Усиление местных связей, при относительной  слабости связей общественных, с конца XI –начала XII в. привело к раздроблению единого государства на ряд отдельных  феодальных княжеств. В течение XII в. углубляется процесс феодального  дробления, сопровождаемый постоянными  усобицами князей. Киев теряет значение главного города страны. Пути мировой  торговли меняют свое направление и  начинают проходить мимо него. Растут и богатеют новые города – центры феодальных княжеств ( Владимир, Галич, Смоленск и д.р. ). В этих городах вырастают княжеские замки, боярские усадьбы, храмы и монастыри. Политически самостоятельные и экономически замкнутые феодальные княжества ХII века развиваются в различных условиях, при различных культурно – хозяйственных связях с другими народами. Единый процесс развития русской культуры и искусства начинает распадаться на ряд самостоятельных областных течений. Однако эпоха феодальной раздробленности не была временем упадка. Это был период нового подъема экономики и культуры в различных областях Русской земли.

В борьбе за свою независимость  каждый город стремился выразить свою силу и значение в памятниках архитектуры и живописи. Своеобразие  областных культур в эпоху  феодальной раздробленности заключается  в том, что они сочетают общую  основу – киевские художественные традиции с местными особенностями.

В ХII веке получает распространение тип небольшого храма, который приходит на смену монументальным княжеским сооружениям, изменяется строительный материал и художественные приемы. Сравнение архитектурных сооружений и произведений живописи Новгорода и Владимира ярко показывает общие черты и своеобразные особенности местных художественных школ.

Новгород, входивший  в состав Киевского государства, упорно боролся за свою независимость; с 30х годов ХII века он окончательно освободился от подчинения киевскому князю и превратился в вечевую республику аристократического типа.

В первой четверти ХII века новгородские князья переселяются из Кремля и пытаются противопоставить потерянному ими Софийскому собору новые монументальные сооружения. В начале ХII века новгородский князь Мстислав построил на Торговой стороне храм Николы на Ярославском дворище ( 1113 г.). Этот собор повторял план киевских соборов конца ХI - начала ХII веков и представлял шестиствольное сооружение с пятью главами ( сейчас он имеет одну главу ). Его внешний облик отличается простотой, строгие фасады, расчлененные лопатками, украшены плоскими двухступенчатыми нишами. Внутри Николо – Дворищенский собор имел хоры в форме буквы «П» и был выстроен из плиты и кирпича.

В 1117 – 1119 гг. был  выстроен более своеобразный собор  Антониева монастыря, сильно искаженный впоследствии пристройками и переделками (новые большие окна, увеличение размеров глав, уничтожение позакомарного покрытия и т. д.).Этот собор имел много общего с Николо – Дворищенским собором. Его особенностью является цилиндрическая лестничная башня у северо – западного угла и живописная ассиметричная группа из трех глав, из которых одна расположена в центре, вторая – башней, а третья над противоположным юго-западным углом собора.

В начале ХII века в Новгороде был основан Юрьев монастырь. В 1119 году в нем был заложен Георгиевский собор, но размером и художественным качеством занявший значительное место в Новгороде.

Во второй половине XII в. вместо шестиствольных соборов, в Новгороде, так же как и в других русских областях, начинают строить небольшие четырехстолпные церкви, причем круг «строителей» расширяется (бояре, новгородский архиепископ и т.д.). К сожалению, ранних памятников этого типа в Новгороде не осталось, за исключением церкви Благовещения на Аркаже 1179 г., выстроенная князем Ярославом Владимировичем. Это – маленькая, одноглавая церковь, с тремя апсидами, из которых две боковые сильно понижены по сравнению с центральным и позакомарным покрытием. Узкий щелевидный ход в толще западной стены вел на хоры в западной части храма. Углы хоров были заняты небольшими приделами. Сложенная из камня и кирпича, с толстыми и неровными стенами, расчлененными лопатками, церковь не отличалась четкостью и правильностью линий и форм. Несмотря на большие размеры, церковь Спаса – Нередицы производила впечатление монументального сооружения благодаря строгости пропорций и лаконичности архитектурного решения.

С конца XI в. растет новый город Владимир, ставший  в XII в. Политическим центром Ростово- Суздальского княжества, получившего название Владимиро-Суздальского.

Замечательным сооружением  времени Андрея Боголюбского была небольшая церковь на Нерли 1165 г. Церковь, стоящая на берегу реки, среди заливных лугов, окаймленных лесами, является замечательным памятником мирового зодчества. План ее типичен для второй половины XII в. (храм – четырехствольный, однокупольный, с тремя апсидами, покрыт по закомарам). Однако зодчие Андрея Боголюбского слегка вытянули план церкви Покрова с востока на запад и тем самым лишили его кубической массивности. А алтарные апсиды получили более облегченный характер. Вертикальные членения преобладают над горизонтальными; узкие щелевидные окна с дробной профилировкой откосов и декоративная обработка стен почти уничтожают ощущение материальной весомости камня. Особенностью этого сооружения является необычная легкость и стройность пропорций, устремленность вверх, классическое чувство меры и ясность. Аркатурно – колончатый пояс проходит выше уровня хор. Тонкие полуколонки с изящными резными капителями украшают апсиды, сложные пилястры с приставными колонками образуют мощные пучки вертикали. Центральные закомары северной, южной и западной сторон украшены белокаменными рельефами, изображающими благословляющего Давида с гуслями, львов и птиц; в боковых закомарах изображены грифоны, терзающие ягненка. Вокруг храма с трех сторон проходит фриз из женских масок, по сторонам окон лежат львы. Мастера церкви Покрова на Нерли широко использовали темы псалтырь и (прославление красоты вселенной), а также приемы народного творчества, существовавшие еще в резьбе по дереву древних славян.

Внутри храм производит впечатление изумительной легкости и высоты, благодаря низко опущенным  хорам, обилию вертикальных линий и  т.д.

Эта гармоничная  легкая и стройная церковь в древности  была частью монастыря и с южной  стороны имела двухэтажную башню  с лестницей, от резного убранства  которой сохранились изображения  барсов и грифов. Раскопки последних  лет дали возможность Н. Н. Воронину восстановить первоначальный облик  церкви. Она стаяла на глубоком белокаменном фундаменте, представляющий своеобразный постамент. С трех сторон ее окружала открытая галерея, придававшая композиции храма торжественность и величавость. Монументальная живопись владимиро-суздальских  храмов сохранились очень плохо. В Успенском соборе найдены не значительные фрагменты фресок (изображения святых времен Андрея Боголюбского и Всеволода). Наиболее значительные фрагменты сохранились в Дмитриевском соборе. Они представляют части композиции «Страшного суда»: 1)12 апостолов, восседающих на тронах, и сонмы ангелов за ними;2) изображение рая; 3) шествие праведных в рай, и т.д.

Информация о работе Культура Древней Руси в X – XIII вв.