Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 21:02, реферат
Самый известный литературный памятник домонгольской Руси - «Слово о полку Игореве» (призыв к единству Руси, против усобиц), о походе Игоря Святославовича на половцев (1185г.)
Архитектура Крестово-купольный стиль.
Памятники: Десятинная церковь в Киеве (первый каменный памятник);
Собор Святой Софии в Новгороде;
Культура Древней Руси (IX- первая треть XIII в.)
Письменность
1.Узелковая письменность;
2.Узелково – иероглифическая письменность;
3.Пиктография;
4.Славянская азбука, Кирилл и Мефодий.(Глаголица и кириллица)
Материал: 1.береста; 2.пергамент
Литература:
Жанры:
Летопись;
Житие;
Слово (поучение);
Хождения;
Исторические повести.
Летопись- «Повесть временных лет», Нестор – монах Киево-Печёрского монастыря, около 1113 года.
Житие (агиография), первое житие – житие Бориса и Глеба.
Слово:
-торжественное – «Слово о
Законе и Благодати», автор-
первый киевский митрополит
-нравоучительное – «Поучение
Владимира Мономаха» (
Хождения «Хождение игумена Даниила в Палестину».
Самый известный литературный памятник домонгольской Руси - «Слово о полку Игореве» (призыв к единству Руси, против усобиц), о походе Игоря Святославовича на половцев (1185г.)
Архитектура Крестово-купольный стиль.
Памятники: Десятинная церковь в Киеве (первый каменный памятник);
Собор Святой Софии в Новгороде;
Собор Святой Софии в Киеве, строительство началось в 1037г, воздвигнут в честь победы над половцами. Символизировал равенство Киевской Руси с Византией в политическом и религиозном отношениях.
Золотые ворота в Киеве.
Памятники Владимиро-Суздальской земли:
Церковь Покрова – на – Нерли;
Успенский собор;
Дмитровский собор (известен белокаменной резьбой)
Живопись
Фреска- техника стенной живописи, воспроизведение рисунка по сырой штукатурке красками, разведёнными на воде.
Мозаика- изображение, выполненное из набора цветных камней, мрамора, смальты.
Иконы, самая почитаемая – Богоматерь с младенцем
Миниатюра- красочная иллюстрация
Декоративно – прикладное искусство
чернь – вид ювелирной техники,
при котором изображения
Финифть (эмаль)- прочное стеклообразное покрытие, наносимое на металлический предмет и закрепляемое обжигом
скань- вид ювелирной техники, изготовление украшений из тонкой проволоки
зернь- техника изготовления ювелирных изделий, когда мелкие серебряные или золотые шарики напаиваются на орнамент
середина XIII-XV вв. Церковная культура
Литература
Жанры: Летописи; Исторические повести; Житие; Хождения.
Произведения:
«Повесть о разорении Рязани»;
«Повесть о Щелкане» (о восстании в Твери в 1327г.);
«Житие Александра Невского» (О Невской битве);
«Задонщина» (о 1380г., Софоний Рязанец);
«Сказание о Мамаевом побоище» (О Куликовской битве);
«сказание о взятии Москвы Тохтамышем» (1382г);
«Хождение за три моря», (Афанасий Никитин, XV
Архитектура:
Московский Кремль Белый камень Красный кирпич
1367-1369гг.
Д. Донской Успенский собор (1475-1479гг),
Аристотель Фиорованти;
Благовещенский собор(1484-
Церковь Ризоположения - Создатели: псковские мастера;
Грановитая палата; -начало строительства: 1487г.- Марко Фрязин,
- окончание: 1491г. – Пьетро Антонио Солари;
Троице-Сергиева Лавра, Троицкий собор, основан Сергием Радонежским.
Живопись :
Фреска- техника стенной живописи, воспроизведение рисунка по сырой штукатурке красками, разведёнными на воде.
Феофан Грек (1340-1410), использование ярких красок, часто используются контрастные цвета; лики святых полны внутренней силы, страсти, борьбы. Расписал: Благовещенский собор, Спас на Ильине в Новгороде. Иконы: Богоматерь.
Андрей Рублёв (конец 14в.- первая треть 15в.),
возвышенная одухотворённость образов, мягкость, лиризм, глубокая человечность, внутренняя сила и спокойствие. Иконы: «Спас», «Троица». Расписал: Успенский собор во Владимире, Троицкий собор, Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря.
Дионисий (1440-1505гг.), предельная отрешённость, лёгкость, использование цветных пятен, много белого цвета. Расписал Ферапонтов монастырь.
Церковь:
Течения в церкви (к.14- нач.15в)
Нестяжатели Иосифляне
Нил Сорский Иосиф Волоцкий
Нестяжатели – отказ от накопительства, церковь не вмешивается в светские дела.
Иосифляне – церковь должна владеть землями и собственностью, для того, чтобы помогать нищим, иногда доходили до признания власти церковной выше светской.
Стригольничество-первая русская ересь, критика недостойного поведения духовенства.
XVI веке. Церковная культура
Литература. Общественная мысль
Жанры:
Летописи:
1.«Степенная книга» (описание правлений русских князей от Владимира Святого до);
2.«Лицевой летописный свод».
Исторические повести:
1. «Казанское взятие»;.
Публицистика:
1.«Сказание о князьях
2.И.Пересветов: «Сказание о царе Константине», «Сказание о Магомете – Салтане»: идеал государственного устройства - сильная самодержавная власть.
3.А.Курбский: «История о великом князе Московском»; идея- ограничение царской власти. Переписка с царём о путях развития Руси, об отношении монарха с подданными.
4. Сильвестр «Домострой»-
энциклопедия домашнего
5.Митрополит Макарий «Четьи – минеи» – сборник, в котором произведения располагались по дням, чтение их предписывалось церковью.
Церковь:
Феодосий Косой- лидер еретиков, критиковал догматы христианства: о божественной природе Христа, воскрешения мёртвых; монашество.
Максим Грек выступал против обогащения церкви.
Матвей Башкин - против официальной церкви, осуждал холопство.
Василий Патрикеев (Вассиан Косой)- нестяжатель, за независимость церковной власти от государственной
Архитектура:
Стиль: шатровый. Данный стиль основан
на национальных традициях деревянного
зодчества. Характеризуется
Памятники: Церковь Вознесения в селе Коломенском:1-ый памятник, построенный в шатровом стиле. Воздвигнут в честь рождения Ивана IV.
Покровский собор (Храм Василия Блаженного, Покрова на Рву); архитекторы: Барма и Постник, 1555-1556г.
Архангельский собор, Архитектор - Алевиз Новый, 1506-1508гг.
Колокольня Ивана Великого
Фёдор Конь – Белый город (3-я каменная линия укрепления)
Книгопечатание: 1564г.- начало книгопечатания, Иван Фёдоров и Петр Мстиславец;
«Апостол» – первая русская (датированная) печатная книга.
Изобретатели: А.Чохов «Царь- пушка» (1586г.)
культура XVII века.
Наука:
География:
1.1643-1646г. В. Поярков:
2.1648 г. – С. Дежнев: выход к
проливу между Азией и
3.1649г.- Е. Хабаров: карта Приамурья;
4.В. Атласов: Камчатка и
Учебные пособия:
1.Азбука Бурцева;
2.Грамматика Магницкого;
3.Букварь Истомина
Учебные заведения: 1687г. Славяно – греко- латинская академия
Литература:
1. «Житие Протопопа Аввакума, им самим написанное им самим»
Историческая повесть: 1. « Сказание Авраама Палицына» (о Смуте);
2. «Повесть об Азовском осадном сидении» ( победа над турками 1641г.)
Сатира: 1. «Повесть о Ерше Ершовиче»;
2. «Повесть о Шемякином суде»;
3. «Калязинская челобитная» (высмеивается монастырь)
Драматургия: основатель Симеон Полоцкий.
1. «О Навуходоносоре царе»;
2. «Притча о блудном сыне»
Публицистика
1.Ю. Крижанич: « Думы политичны» (идея: социальный мир и смягчение угнетения);
2. С. Полоцкий: «Политика». Идея: цель самодержавного правления – установление равноправного суда монарха над всеми подданными)
Архитектура:
Стили: 1. начало- 30-ые годы XVII века – шатровый стиль;
2.40-ые- 70-ые годы XVII века – барокко:
а) чёткость; б) симметричность; в) многоярусность;
г) сочетание красного и белого кирпича.
Архитекторы:
Т.Константинов, Т.Шарутинов, Л.Ушаков, Б.Огурцов
Архитектурные памятники:
1.Кремлёвский Теремной дворец;
2.Воздвигнут шатёр над
3. Церковь Покрова в Филях (барокко);
4.Дворец Алексея Михайловича в Коломенском (деревянный; Петров и Михайлов).
XVII в. – «русское узорочье»-
художественный приём,
Живопись:
Симон Ушаков (стремился «выписать» детали, придать объём).
Произведения: 1.«Троица»; 2.Спас Нерукотворный
3.картина «Насаждение древа
XVII век: появляются парсуны – портреты Наиболее известная – изображение М.В. Скопина – Шуйского
Театр: 1672 г. – придворный театр
первой половины XVIII века
Образование:
1. «Арифметика» Магницкого;
2. «Грамматика» Смотрицкого;
3. «Букварь» Поликарпова;
4. «Первое учение отрокам»
1708-1710 г.- реформа алфавита, гражданский шрифт.
1714г.- указ: уклонившиеся от службы
дворяне не имели права
Создание:
1.цифирные школы;
2.Навигацкая школа (1701г.), Я. Брюс;
3.Морская школа (1715г.);
4.Инженерная школа;
5.Медицинская школа(1707г.);
6.Артилерийская школа;
7.Указ о создании Академии наук и художеств(1724г.), первое научное заседание прошло в 1725г.
Наука:
1.Нартов создал токарно-
2.1706г.- аптекарский огород- основа ботанического сада;
3. 1707г.- первый госпиталь;
1718г. – отечественные
4.1724г.- подводная лодка (Никонов)
5.1714г. – Кунсткамера-первый естественно-научный музей.
6.В Сухаревской башне Я. Брюс открыл обсерваторию.
7.Камчатские экспедиции
Театр: 1702г. – общедоступный театр, строительство «Комедиальной хламины»
Литература:
1.Тредиаковский- первая ода4.
2.1703г.- газета «Ведомости»;
3.1714г.- библиотека;
4. «Юности честное зерцало» (правила хорошего тона).
Публицистка. Ф. Прокопович- «Правда воли монаршей», «Слово о власти и чести царской».
Идея: право монарха на неограниченную власть.
И.Посошков «Книга о скудости и богатстве»
Быт: Ассамблея – бал, устраиваемый в домах знати. 1700-новое летоисчисление
Архитектура:
Барокко: -монументальность;-пышность; изогнутость линий фасада;-обилие колонн, статуй. Памятники:
-Собор Петропавловской
-здание 12 коллегий ( проект Трезини, Земцова);
-Кунсткамера: Земцов, Кьявери Маттарнови.
-Адмиралтейство (началось строительство при Петре);
-Зимний дворец, Смольный собор (Растрелли)
Живопись: Никитин «Пётр на смертном ложе»; Матвеев «Автопортрет с женой»
второй половины XVIII века
Наука:
1.Ломоносов – развитие
молекулярной теории строения
веществ; закон сохранения
Лаптевы – исследование побережья Северного Ледовитого океана.
Татищев- «История Российская»;
Щербатов « История Российская от древнейших времён»;
Изобретения:
1.Ползунов разработал проект
универсального теплового
2.Кулибин: -зеркальный прожектор;
-семафорный телеграф; шлифовка оптических стёкол; -одноарочный неразводной мост;
-дворцовый лифт;
-суда, двигавшиеся против течения;
-протезы для инвалидов.
3.Фролов- установка для откачки воды и подачи руды из шахты.
Литература:
-Классицизм, представитель- Сумароков («Дмитрий Самозванец»).
-Реализм-Державин, Фонвизин – «Недоросль», «Бригадир».
-Сентиментализм – Карамзин «Бедная Лиза»,
Общественная мысль. -Новиков издавал журналы «Трутень» и «Живописец».
-Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву».
Образование:
1755г.- Московский Университет ( Ломоносов, Шувалов),
1757г. – академия художеств (по плану Шувалова)
1764г. – Смольный институт благородных девиц (Бецкой).
1786 г.- издание Устава народных училищ.
Живопись, скульптура:
Жанры: 1.Портреты:
-Рокотов; -Левицкий; -Боровиковский; -Аргунов; -Антропов.
2.Пейзажи (Щедрин)
3.Натюрморты (Теплов).
Скульптура.
-Шубин (бюсты Ломоносова, Екатерины II);
-Козловский (памятник Суворову);
-Фальконе «Медный всадник»
Эрмитаж.
Архитектура: Классицизм: логичность; симметричность; геометризм; чёткость линий; обращение к античной культуре.
Памятники периода: -Дом Пашкова (Баженов); Московский университет, Сенат (Казаков);
Театр: Волков- основатель театра, Жемчугова – крепостная актриса; крепостной театр Шереметевых.
первой половины XIX века
Наука и образование:
1811г.- Царскосельский лицей;
география: -1803-1806гг. Лисянский, Крузенштерн- кругосветная экспедиция(побережье Тихого океана, о. Сахалин, Камчатка);1807-1809-Головнин, Курильские острова; Головнин – глава Русского географического общества;
-1819-1821гг. Беллинсгаузен, Лазарев- открыта Антарктида;
-1821-1824гг. – Литке; Северный Ледовитый океан;
-1848-1849 Невельской- доказал, что Сахалин-остров.
Зинин- синтез анилина;
-Якоби – электромотор, гальванопластика;
Информация о работе Культура Древней Руси (IX- первая треть XIII в.)