Культура Древней Руси (IX- первая треть XIII в.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 21:02, реферат

Краткое описание

Самый известный литературный памятник домонгольской Руси - «Слово о полку Игореве» (призыв к единству Руси, против усобиц), о походе Игоря Святославовича на половцев (1185г.)
Архитектура Крестово-купольный стиль.
Памятники: Десятинная церковь в Киеве (первый каменный памятник);
Собор Святой Софии в Новгороде;

Вложенные файлы: 1 файл

культура.docx

— 50.74 Кб (Скачать файл)

 

Значительно способствовали росту  международного авторитета СССР и успехи в освоении «мирного атома» - в 1957 г. был спущен на воду первый в мире атомный ледокол «Ленин».

В средней школе реформа проводится под лозунгом «укрепления связи  школы с жизнью». Вводится обязательное восьмилетнее образование на «политехнической»  основе. Срок обучения возрастает до 11 лет, и помимо аттестата зрелости выпускники получают свидетельство  о специальности. В середине 60-х  гг. занятия на производстве отменяются.

В то же время «оттепель» в культуре сочеталась с критикой «упаднических тенденций», «недооценки руководящей роли партии». Жесткой критике подвергались такие писатели и поэты, как А.А. Вознесенский, Д.А. Гранин, В.Д. Дудинцев, скульпторы и художники Э.Н. Неизвестный, Р.Р. Фальк, ученые-гуманитарии Р. Пименов, Б. Вайль. Арестом последних начинается первое политическое дело над рядовыми гражданами времен «оттепели». Широкий резонанс во всем мире получило исключение в 1958 г. из Союза писателей Б.Л. Пастернака за публикацию за границей романа «Доктор Живаго». По политическим соображениям он вынужден был отказаться от получения Нобелевской премии.

 

«Застой»  в духовной сфере

Развитие духовной культуры в годы «застоя» было крайне противоречивым.  С середины 70-х гг. стала активно  внедряться практика госзаказов на постановку фильмов, написание сценариев, романов  и пьес. В партийных инстанциях заранее определялись не только их количество и тематика. Такой подход очень скоро привел к застою и  в художественной культуре. Значительно  усилился идеологический контроль за средствами массовой информации, учреждениями культуры. В сентябре 1974 г. в Москве была разгромлена выставка современного искусства, проведенная прямо на улице. Художники были избиты, а картины раздавлены бульдозерами («бульдозерная выставка»). «Бульдозерную выставку» принято считать моментом окончания «оттепели» в духовной сфере. Театральные постановки (даже классического репертуара) выпускались лишь с одобрения специальных комиссий.

«Железный занавес» вновь  опустился, лишив советских людей возможности читать книги и смотреть фильмы ряда зарубежных авторов.

Деятели культуры, мнение которых  шло вразрез с установками  партии, оказывались за пределами  СССР или лишались возможности работать с полной отдачей. За пределы страны были высланы писатели В. Аксенов, А. Солженицын, В. Максимов, В. Некрасов, В. Войнович, поэт И. Бродский, кинорежиссер А. Тарковский, театральный режиссер Ю. Любимов, виолончелист М. Ростропович, оперная певица Г. Вишневская, поэт и исполнитель А. Галич.

Объективно противостояли идеологии  «застоя» представители «деревенской»  прозы (Ф. Абрамов, В, Астафьев, Ш. Белов, В. Распутин, Б. Можаев, В. Шукшин), в образной форме показывавшие последствия сплошной коллективизации для судеб российской деревни. О проблемах нравственности в сталинские и последующие годы писали Б, Васильев, Ю. Трифонов. Свой взгляд на смысл жизни и роль интеллигента в ней предлагали популярные в те годы режиссеры Г. Товстоногов, А. Эфрос, М. Захаров, О. Ефремов, Г. Волчек, Т. Абуладзе, А. Герман, А. Аскольдов и многие другие театральные и кинорежиссеры.

Специфической чертой культуры 60—70-х гг. была так называемая «магнитофонная революция». Признанными лидерами здесь  были В. Высоцкий, А. Галич, Ю. Ким, Б. Окуджава, М. Жванецкий.

Все это свидетельствовало о  наличии и противоборстве двух направлений  в отечественной культуре – официально-охранительного, выполнявшего социальный заказ властей, и демократического, готовившего  предпосылки для духовного обновления общества.

Культурное развитие 20 века. Социально-экономические изменения вызвали перемены в области образования. Наряду с государственными учебными заведениями действовали негосударственные школы, лицеи, гимназии, колледжи, институты. Сеть негосударственных вузов составила около 28 % от общего числа вузов. Разрабатывались новые программы, создавались многочисленные учебники, пособия, прежде всего по общественным наукам. Модернизация отечественного образования имела противоречивые последствия. Недостаточность финансирования, нехватка квалифицированных кадров в образовательных учреждениях приводили к падению качества учебной подготовки.

Значительные  трудности переживала отечественная  наука. Возникла острая нехватка финансов, ослабла материально-техническая база научных учреждений, что заставило многих ученых покинуть страну и продолжать работу за рубежом («утечка мозгов»). Однако отечественные научные исследования не прекратились, в частности в области космоса.

С конца 1990-х гг. положение дел в науке  стало меняться к лучшему. Началась модернизация материально-технической  базы исследований, увеличились государственные  ассигнования на нужды всех отраслей науки. В начале нового столетия лауреатами Нобелевской премии по физике стали Ж. С. Алферов (2000 г. – за фундаментальные исследования в сфере информационных и коммуникационных технологий, используемых в сверхбыстрых компьютерах и оптоволоконной связи), А. А. Абрикосов и В. Л. Гинзбург (2003 г. – за работы в области квантовой физики).

В начале 1990-х гг. резко сократились государственные расходы на развитие культуры. В условиях рыночной экономики динамично развивались лишь те сферы культуры, которые пользовались коммерческим успехом за счет популярности у массовой аудитории. На экраны и в печать широким потоком хлынула продукция зарубежной массовой культуры, часто не лучшего художественного качества. Во второй половине 1990-х гг. возросло предложение массовой культурной продукции отечественного образца. Появились отечественные сериалы и коммерческие киноленты, видеоклипы, детективная литература, рекламные ролики. Частное предпринимательство занимало прочные позиции в сфере досуга, развлечений, производстве и тиражировании аудивизуальной и печатной продукции.

Ответом на коммерциализацию массовых форм досуга стал рост интереса к отечественному культурному и духовному наследию, к религиозным и светским традициям. В 1997 г. по инициативе выдающегося российского ученого Д. С. Лихачева был создан телеканал «Культура». Повысилось внимание к культуре и традициям различных религиозных конфессий. Верующим возвращались православные храмы и многие мечети.

В литературе расширилось многообразие направлений  и жанров. Продолжателями реалистических традиций оставались Б. П. Астафьев, В. И. Белов, В. Г. Распутин, Ч. Т. Айтматов, Ю. М. Поляков и др. Массовыми тиражами издавались произведения А. И. Солженицына, в 1994 г. вернувшегося в Россию. В русле постмодернизма создавали свои произведения В. Пелевин, В. Пьяцух, Вен. Ерофеев. Широкой популярностью пользовались «бытийные» романы Л. Е. Улицкой.

На современную  драматургию и классический репертуар  ориентировались известные театральные  режиссеры Г. Б. Волчек (московский театр  «Современник»), М. А. Захаров (московский театр «Ленком»), О. П. Табаков (МХТ  им. А. П. Чехова и «Табакерка»). Современные  авангардные течения получили распространение  в театральном искусстве (режиссеры  П. Н. Фоменко, Р. Г. Виктюк, Л. П. Додин, А. А. Житинкин) и в музыке (композиторы Э. В. Денисов, А. П. Шнитке, С. А. Губайдуллина). Популярностью у любителей театра пользовались постановки по пьесам Г. Горина, Н. Коляды, Е. Гришковца. Получили мировую известность музыканты Ю. А. Башмет, М. В. Плетнев, Е. Кисин, Д. Мацуев. В России и за рубежом работали лучшие отечественные дирижеры – Е. Ф. Светланов, Г. Н. Рождественский, В. А. Гергиев, Ю. Х. Темирканов, В. И. Федосеев, В. Спиваков.

На рубеже столетий динамично развивается  кинематограф. Успехом у зрителя пользуются фильмы «Остров» (режиссер П. С. Лунгин), «Утомленные солнцем» и «Сибирский цирюльник» (режиссер Н. С. Михалков), «Брат» и «Брат-2» (в главной роли – С. Бодров-мл.), «Возвращение» (режиссер – С. Звягинцев). Известность получили разные по жанрам работы режиссера А. В. Рогожкина – фильмы «Особенности национальной рыбалки», «Блокпост», «Кукушка».

В художественном творчестве широкую известность  получили произведения скульпторов  З. К. Церетели, О. К. Комова, В. М. Клыкова и др., живописцев И. С. Глазунова, А. М. Шилова.

Художественному творчеству представителей новых направлений  в искусстве (постмодернистам) присущи  особенности: смешение художественных стилей и принципов, стремление мыслить  символами, метафорами, использование  элементов мистики, ироническое  отношение к действительности.


Информация о работе Культура Древней Руси (IX- первая треть XIII в.)