Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 18:18, курсовая работа
конце XV веке на политическую арену выходит новое Московское государство. После многовекового монгольского гнёта начинается бурный расцвет России во всех сферах жизни. Историки отмечают подъём экономических, политических и культурных сил страны. Владимир Соловьев писал: «Появление в XV веке на карте мира огромного государства- России – явление не только политического, историко- географического, но и культурного порядка ».
Введение…………………………………………………………………3
Глава I.Искусство Московского государства в конце XV- XVI веках:
1. Русская каменная архитектура……………………………………….5
2. Живопись………………………………………………………………9
3. Музыкальная культура…………………………………………….....12
Глава II. Книжная культура России:
1. Рукописные книги……………………………………………………16
2. Становление и развитие книгопечатания ……………………..........18
3. Литературные памятники Московского государства…………........20
Заключение……………………………………………………………..26
Список используемой литературы…………………………………...28
Курсовая работа
Культура Московского государства в конце XV- XVI веках
План .
Введение…………………………………………………………
Глава I.Искусство Московского государства в конце XV- XVI веках:
1. Русская каменная архитектура……………………………………….5
2. Живопись…………………………………………………………
3. Музыкальная культура…………………………………………….....
Глава II. Книжная культура России:
1. Рукописные книги……………………………………………………16
2. Становление и развитие книгопечатания ……………………..........18
3. Литературные памятники Московского государства…………........20
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………...28
Введение.
В конце XV веке на политическую арену выходит новое Московское государство. После многовекового монгольского гнёта начинается бурный расцвет России во всех сферах жизни. Историки отмечают подъём экономических, политических и культурных сил страны. Владимир Соловьев писал: «Появление в XV веке на карте мира огромного государства- России – явление не только политического, историко- географического, но и культурного порядка »1
Именно в XV веке начинается объединение русских земель вокруг Москвы. Этот этап характеризуется сосредоточением власти князя и превращение её в деспотическую. Уставший от многочисленных феодальных войн, народ не сопротивлялся такому виду правления. Необходимо было восстанавливать культуру Руси и формировать новую культуру Московского государства.
Отголоски победы на Куликовом поле вызвали подъём патриотических сил и становление самосознания русского народа. И в русской культуре начинается новый период, когда происходит восстановление многих видов искусства, развитие новых жанров в литературе и многих других видов духовной деятельности. Затем эта тенденция была продолжена в правление Ивана Грозного.
Многие ученые изучали период формирования Русского государства. Это такие видные деятели науки, как Д.С. Лихачев, В. Соловьёв, М.Н. Тихомиров и многие другие.
Наша задача состоит в анализе уже изученного материала по культуре Русского государства, а так же в общем обзоре культурных процессов того времени.
В этом исследовании необходимо выяснить: во-первых, особенности русской культуры в послемонгольский период. Во-вторых, проследить развитие различных жанров архитектуры, иконописи. И в- третьих, проследить, переход от рукописной книги на Руси к книгопечатанию.
Так же, следует, подробнее остановится на музыкальной культуре Московского государства, так как этот аспект затрагивался учеными в меньшей степени.
Объектом следует выделить культуру Московского государства в период становления и централизации.
Предметом исследования станет развитие культуры России в послемонгольский период.
Целью данного исследования
является процесс развития культуры
Московского государства в
Глава I.Искусство Московского государства в конце XV- XVI веках:
1) русская каменная архитектура.
После монголо-татарского нашествия долгое время летописи упоминают лишь о строительстве недошедших до нас деревянных сооружений. В период ига князья не решались строить каменные церкви и храмы, опасаясь набегов со стороны татар.
Но как только Москва сбросила гнет монголо-татарского ига, возникла необходимость в возрождении форм монументального митрополичьего жанра.
Строительство каменных храмовых комплексов широко развернулось именно в период складывания централизованного Московского государства. Московским князьям необходима была поддержка церкви в процессе объединения страны с центром в Москве. Именно поэтому, московские великие князья, обстраивая свою столицу, хотели, чтобы она не уступала во внешнем облике Владимиру, где даже после нашествия сохранились соборы построенные в митрополичьем жанре, и на первых порах брали оттуда мастеров для сооружения в ней церквей, монастырей и других зданий. Первые храмы возведенные в Москве и её окрестностях этими мастерами, а также призванными из Новгорода и Пскова, - Спас-на-Бору, первоначальные кремлевские соборы Успенский собор в Звенигороде, Рождественская церковь в Саввинском монастыре, там же собор Троицко-Сергиевской Лавры и прочее- были вполне владимиро- суздальского типа и строились из белого камня.Со вступлением на великокняжеский престол Ивана Третьего начинается эпоха самодержавного могущества московских князей и вместе с ним расцвет московского государства.
Присоединив к своей отчине обширные земли, перестав быть ханским данником и женившись на греческой принцессе, отпрыске византийских императоров, Иван считал необходимым окружить себя подобающим величием и украсить свою резиденцию на славу2. Значение Москвы росло, а это потребовало своего художественного воплощения в монументальных произведениях искусства. Родилась мысль о перестройке Кремля. Его заново отстроенные здания, в первую очередь Успенский собор, должны были отразить силу, могущество и величие нового государства.
Успенский собор, построенный
ещё при Иване Калите, стал слишком
тесен при увеличивавшемся
Чтобы пособить беде, приглашены были псковские зодчие, но они не решились взяться за исправления. Тогда великий князь последовал совету своей жены, воспитанной в Италии, вызвал из этой страны Аристотеля Фиораванти. Ему было поручено, если возможно, поправить и завершить работу московских мастеров3. Однако всё это было разрушено, и на месте был построен собор, подобно Успенскому собору во Владимире. Как пишет «Софийская вторая летопись»: «старую церковь он разбил таким образом: поставил три бревна и соединил их верхние концы, дубовый брус повесил на веревке посреди них поперек, а его конец оковал железным обручем и, раскачивая, разбил стены, а другие стены разобрал снизу и поставил поленья, всё поставил на поленья, зажег поленья, и стены упали. Удивительно было видеть: что три года делали, он развалил в одну неделю…В том же году [1476] Аристотель достроил Успенский собор до кивотов, идущих вокруг собора; внутри стен положил скрепы железные на стержнях и между столбами, где в наших церквях дубовые брусья, всюду заложил кованое железо…»4 Гармония внешних форм храма находит себе полное соответствие в его внутреннем облике. Ясность величественного белокаменного массива сочетается со свободным, насыщенным светом и воздухом пространством5 . По-видимому, особенности реальных форм архитектуры московского Успенского собора скорее говорят о светских чертах здания, передают государственную идею единства, силы и могущества России, нежели церковные, несколько отвлеченные представления о значении величия православия6.
М.Н. Тихомиров писал: « Русские матера, работавшие по указанию Аристотеля, создали новое поколение архитекторов, вооруженных европейскими строительными знаниями, но далеких от рабского подражания чужеземному.»7
В начале 16 века Алевизом Новым был отстроен Архангельский собор- усыпальница московских князей. Его наружное архитектурное убранство было совершенно новым. Вместо строгих величественных форм, свойственным предшествующим памятникам русского зодчества, Алевиз украсил стены своего здания пышными венецианскими деталями ордерной архитектуры. Применённое Алевизом убранство преследовало ту же цель прославления московских великих князей как деятелей и собирателей Русской земли.
В каменном зодчестве Москвы на исходе 15 века стали проявляться светские черты, отразившие значение и могущество государства. Эти черты внесли новое в русскую архитектуру. Следует отметить, что формы московских соборов сделались излюбленными – их часто применяли при постройке храмов в городах и монастырях.
Крестовокупольная система
храма, воспринятая от Византии, подверглась
коренной переработке, а затем была
заменена в основных произведениях
эпохи новыми типами- посадскими храмами
и каменными шатровыми церквями
В 1514 году были построены
первые новые каменные посадские
храмы. они возводились под
Первое упоминание о шатровом верхе относиться к колокольне Богородице- Рождественского монастыря в Тихвине. Год её постройки совпадает с постройкой собора Василия Блаженного в Москве. Однако следует отметить, что церковь Вознесения в селе Коломенское так же относится к шатровому зодчеству. Она построена в 1532 году по указанию Василия III. «Зело чудна высотою и красотою и светлостию, таковы не бывали прежде сего на Руси,»- так отзывались современники об этой церкви.9
Таким образом, развитие монументальной шатровой каменной архитектуры вполне отвечало становлению Московского государства в 16 веке. многие из памятников шатровой архитектуры были построены в память об одержанных победах или утверждавшие силу нового государства. Следовательно, новые памятники, созданные в середине 16 века, выражали славу молодого государства, исходили в своей композиции из светской архитектурной формы каменного шатрового храма. Шатровое зодчество возникает как качественно новое явление, хотя и отталкивается от предшествующих достижений русского зодчества. Это крупнейший перелом в развитии русского зодчества, почти полный разрыв с системой крестовокупольного храма.
2) живопись.
В период формирования Московского государства огромное внимание уделялось не только архитектуре, но и живописи. Время правления Ивана III , было особым периодом в развитии иконографического искусства .В средние века иконы почитались везде и всюду.
«Домострой» наставлял:
«Каждому христианину нужно в доме своем, во всех комнатах, по старшинству развесить на стенах святые и честные образа, на иконах писанные, их украсив, и поставить светильники, в которых во время молебствия перед святыми образами зажигаются свечи, а после служения- гасятся, закрываются занавеской от грязи и пыли, строго ради порядка и для сохранности ».10
Иконописное искусство периода XV-XVI веков начинается с творчества Андрея Рублёва. Рублёв вырос в годы, озарённые великой победой нашего народа на Куликовом поле. Ореол этой победы был над Московским государством. В это время начинается подъём патриотических сил. Именно это очень сильно повлияло на работы Рублёва. Самой известной из его работ была икона «Троица». Рублёв, в отличие от византийских художников, которые передавали легенду в подробностях, сосредоточил свое внимание на главном. В чаше, вокруг которого восседают три ангела,- голова жертвенного тельца, прообраза евангельского агнца, символа жертвенности Христа во имя любви и спасения человеческого рода11. Из Стоглава:«Писати живописцем иконы с древних образов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублёв и прочии пресловущии живописцы… »12.
Следующим выдающимся иконописцем
был Дионисий. П.П. Муратов писал,
что на берегу небольшого озера Белозерского
края, в Ферапонтовом монастыре, расположенном
среди песчаных холмов и лесных просторов,
каким-то чудом «сохранился
Замечательное произведение Дионисия – роспись храма Рождества богоматери Ферапонтова монастыря. Эти фрески имеют некоторые особенности: фигуры удлинены, грациозны. В подвижниках- воинах заметны светская элегантность, утонченность особое благородство. На иконах выражается стремление к пышности, торжественности, что отвечало вкусам двора Ивана III.15
«Творчество Дионисия,- пишет
Лазарев, -сыграло огромную роль в
истории древнерусской
В конце XV века развивается жанр миниатюр. Он приобретает новые черты. В миниатюрах теперь появляется объём, с помощью белил высветляется гамма, что, конечно, утяжеляет форму рисунка. Г.В. Попов пишет: «Удлиненные, изысканные формы… их позы просты и естественны, но эти качества усиливают впечатление…»17 Самой интересной миниатюрой считается Прохор, записывающий евангельский текст под диктовку Иоанна Богослова. Архитектурный фон, пейзаж здесь передают настроение, характер героев.
Информация о работе Культура Московского государства в конце XV- XVI веках