Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 18:18, курсовая работа
конце XV веке на политическую арену выходит новое Московское государство. После многовекового монгольского гнёта начинается бурный расцвет России во всех сферах жизни. Историки отмечают подъём экономических, политических и культурных сил страны. Владимир Соловьев писал: «Появление в XV веке на карте мира огромного государства- России – явление не только политического, историко- географического, но и культурного порядка ».
Введение…………………………………………………………………3
Глава I.Искусство Московского государства в конце XV- XVI веках:
1. Русская каменная архитектура……………………………………….5
2. Живопись………………………………………………………………9
3. Музыкальная культура…………………………………………….....12
Глава II. Книжная культура России:
1. Рукописные книги……………………………………………………16
2. Становление и развитие книгопечатания ……………………..........18
3. Литературные памятники Московского государства…………........20
Заключение……………………………………………………………..26
Список используемой литературы…………………………………...28
Затем, уже в следующем году Федоров и Мстиславец издают «Часовник», это тоже богослужебная книга, как и «Апостол». После издания этой книги деятельность первопечатников в Москве прекращается. Ивана Федорова обвиняют в причастности к еретикам, и он был вынужден уехать из Москвы во Львов, где и продолжил свою деятельность. Там Федоров издает «Учительское Евангелие» (1569), «Псалтырь с Часосоловом» (1570), также выпускает, специально подготовленную книгу для детей «Азбука» (1574-1578). В Москве он оставил вместо себя учеников Никифора Тарасиева и Андроника Невежу. Они в 1568 году выпускают «Псалтырь». В 1571 году сильнейший пожар в Москве уничтожил Печатный двор. Однако, в 1577 году по указу Ивана Четвертого типография была организована в Александровской слободе. Всего в XVI веке на территории Московского государства было выпущено 19 изданий тиражом 1000-1200 экземпляров.
Первые печатные книги очень напоминали своих рукописных предшественниц: внешнее и внутреннее оформление повторяло допечатные образцы. Такие книги назывались «инкунабулы»34. И первое время люди настороженно относились к печатным книгам, но постепенно к ним привыкли.
На рубеже XV- XVI веков происходит постепенное внедрение печатной книги. Замена рукописных книг печатными привела к дальнейшему распространению книги на территории Московского государства. Производство книг механическим способом ускорило и облегчило их создание, а так же увеличилось общее количество книг. Для культурного роста России введение книгопечатания имело огромное значение. Пользоваться печатной книгой, хранить её было удобнее, чем рукописную, хотя переписка книг продолжалась ещё долгое время. Введение книгопечатания сказалось и на уровне грамотности на Руси. Теперь у людей появилась возможность читать книги, так как их становилось всё больше. Тематика книг становилась все более разнообразной. Появились новые жанры в литературе.
в) литературные памятники Московского государства.
Русская литература всегда находилась на переднем крае национального, политического, культурного и художественного развития. В конце XV- XVI веках, когда происходило формирование Российского государства, литература сыграла немаловажную роль в этом процессе.
В течение XV появилось довольно много рассказов о путешествиях русских людей в чужие страны, которые, как правило, включались в летописи: Хожение Зосимы в Иерусалим в 1420, хожение во Флоренцию 1437-1440г, хожение за три моря Афанасия Никитина. Однако, рассказывая о различных странах, он постоянно сравнивал Русскую землю с увиденным. Писатели стали создавать образ новой усиливающейся, богатеющей и независимой Русской земли. По замечанию Лихачева, «характерною чертою русского культурного подъёма было особое внимание к государственным интересам страны»35.
Появляется новый жанр летописная повесть. В них рассказываются победы русского государства над татарами, тема борьбы за независимость очень часто поднимается в таких повестях. Например летописная повесть «О приходе безбожного царя Ахмата на Угру», в 1480 венчала длинный ряд летописных повестей о борьбе русских с ордынцами.
Образ освобожденной земли
русской дан в двух известнейших
произведениях посвященных
Следующим этапом литературы стал XVI век. Книжники продолжали переписывать популярные произведения. Все более укрупнялся «Хронограф». Туда вставлялись почти все новые произведения историко- географического содержания: «Хожение»купца Василия Позднякова в Царьград, Иерусалим и Египет 1558-1561., «Хожение» купца Трифона Коробейникова, и мн . др..
К середине 16 века была предпринята попытка собрать все важнейшие произведения в единый многотомный сборник- «Великие Четьи Минеи». Работа над сборником длилась почти 20 лет под руководством митрополита Макария, но так и не была закончена.
В XVI веке появляются сочинения, в которых можно заметить обращение к государственно- русской тематике. Антибоярской направленностью отличалась «Повесть о Петре и Февронии Муромских». 37
Показательны произведения Ивана Семеновича Пересветова. Созданные им произведения – «Сказания о греческом царе Константине», «Сказание о греческих книгах», «Сказание о турецком царе Магомете - Салтане», предназначались прежде всего для царя и были написаны простым языком.
Для русской литературы
эти призведения были
Ученые выделяют несколько тем публицистики того периода. Во- первых, обличение еретиков. Иосиф Волоцкий в конце XV-XVI веков составил резкое «Сказание о новоявившейся ереси» новгородских еретиков., а затем и антиеретический сборник «Просветитель». Он призывал казнить их и осуждал их идеи об отделении от Руси. Во – вторых, был вопрос о землевладениях монастырей. Писатели разделились на два враждующих лагеря- на тех, кто защищал право церкви иметь церковное землевладение и на тех, кто это право отвергал. Их называли первых иосифлянами вторых нестяжателями. В-третьих, очень важной темой была тема крестьянства.нестяжатели описывали страдания крестьян, особенно монастырских, и бесчеловечие их хозяев. появилась серия сочинений неизвестного автора «Беседа Валаамских чудотворцев Сергия и Германа» обличавшая монахов. К тому же времени писатель Ермолай- Еразм подготовил трактат о необходимости облегчить положение крестьян. Этот трактат назывался «Благохотящим царём правительница и землемерие». Ещё одной важной темой была тема бытовая. Русский быт в XVI веке начал отражаться в поучениях на общеправославные темы. Например, яркие бытовые сцены рисовал «Домострой»- регламентировавший поведение мирянина и его домочадцев, многие другие бытовые вопросы.
В XVI век русское государство стало многонациональным и представления писателей о Руси постепенно превратились в представления о России. Широкий образ Росси отчетливо рисовался в ряде сочинений тех лет. Например? в это время развернулись в огромные произведения, вроде «Никоновской летописи», и даже перестали походить на летописи, составляя собой целые литературные повествования. К ним можно отнести «Степенную книгу» и «Историю о Казанском царстве».
В первой трети XVI века авторы высказывались о России в радостных тонах довольства, горделивости и создавали образ мощного Российского государства. В этом образе были воплощены идеи исключительного значения России как оплота и центра мирового православия. Так, например, монах Елиазарова монастыря Филофей обратился к Василию III с посланием, в котором разбирались догматические вопросы, но выводы делались политические. Филофей провозглашал: «…вся царства православныя христианския веры снидошася в твоё едино царство, един ты во всеи поднебесной христианом царь»; «…вся христьянская царства снидошася в твое едино царствие. Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не бытии»38
Эту идею подхватили другие писатели. В 1511-1521 гг. бывший киевский митрополит Спиридон –Савва, составил историческую повесть, в которой доказывал, что род русских великих князей ведет своё начало от Римского кесаря Августа и что царские регалии русских князей принесены из Византиии. Так называемое «Сказание о князьях владимирских» развило эту идею связи римских кесарей и князей русских
Писатели XVI века рисовали картины того, как враги боятся России, русского войска. В сравнении с XVвеком такие описания более решительны. В XVI веке составлялись похвалы сначала князю Василию III , а затем и Ивану Грозному.
После завоевательных походов Ивана IV, появилась и соответствующая литература. К примеру, «История о Казанском царстве», рассказывалось о взаимоотношениях татар и русских ещё до нашествия Батыя, и эпизоды борьбы с татарами при Василии III и Иване IV.
В «Истории о Казанском царстве », как в произведении, выразившем основные идеи своего времени, содержалось некое предвидение будущего социально- общественного кризиса.
Внутренний кризис получил отражение в литературе 1560-1570-х годов. Власти неохотно допускали описание такого рода явлении. Этой темы касались в основном летописные книги, причем их изложение неоднократно редактировалось.
В Александровской слободе, куда перенес свою резиденцию Иван IV после введения опричнины, создавался гигантский «Лицевой летописный свод»(1568-1576гг).
Наиболее яркое отражение социальный кризис в стране получил в сочинениях А. Курбского, написанных после бегства за границу.
XVI век в литературе продолжил ту линию развития, которая сформировалась ещё в XV веке. Все больше и больше начинает в литературе появляться государственная тема и светские заботы, огромную силу набирает публицистика. Значение литературы настолько возрастает, что появляется стремление в письменном виде обобщить весь предшествующий литературный опыт и все предшествующие литературные произведения: исторические в Степенной книге и Лицевом своде, ежедневное чтение в Великих Четьих- Минеях, наставления к повседневной жизни в Домострое, все церковные наставления – в Стоглаве. Тем самым литература в России постепенно растет в своём общественном значении и становится одной из самых влиятельных сил в государстве.
Очень точно подвел черту развитию литературы Д.С.Лихачев. По его словам: «Русская литература этого периода не знает любовной поэзии, интимных личных тем, обычной занимательности, сложной рассчитанной на развлечение интриги. Она сурово подчинена единой общественной и государственной заботе. Она описывает только то, что реально существовало или существует… Литературная культура высоко стояла на Руси в XV и вначале XVI в. ».39
Литература конца XV-XVI веков сильно повлияла на объединительный процесс. После выхода первой печатной книги начался новый виток в русской литературе, которая начала сильнее развиваться уже в XVII веке. Литература этого периода будет отражать развитие государства Российского в эпоху Смуты и первых Романовых.
Появление новых жанров в литературе, распространение и развитие публицистики – все эти процессы сказались на истории русского государства.
Московское государство оправилось от последствий разрушений, принесённых ей монголо-татарской ордой. Следовало восстановить все отрасли хозяйства, экономику. Помимо всего прочего российские государи уделяли огромное внимание и восстановлению культуры, а так же её дальнейшему развитию.
Перед молодым государством стояли не только политические, экономические задачи. необходимо было решить задачи культурного плана.
Многие ученые, затрагивая вопрос развития культуры в конце XV- XVI веках, утверждали, что все происходящие культурные процессы имели в основном положительные моменты для государства.
Задачи, поставленные нами решены. Мы отследили процесс развития и формирование духовной жизни Московского государства. Проследили развитие жанров музыкального искусства, каменного зодчества. Узнали, как повлияло появление книгопечатания на государственные устои.
Мы увидели, что государство
постепенно начинает подчинять себе
культурные сферы жизни. Наряду с
живописью, в которой преобладают
уже не церковные, а светские начала,
интересам государства
Анализируя данный период истории, можно подчеркнуть важность изменений происходящих в стране. Князья и цари начинают сосредотачивать в своих руках абсолютную власть. Стремление контролировать все стороны и сферы жизни можно объяснить прошлым историческим опытом. Само общество не противилось этим изменениям, происходящим в конце XV века, когда князь сосредоточил управление государством в одних руках. Феодальные войны истощили страну в моральном плане, поэтому общество не сопротивлялось таким переменам. Изучая культурную сторону можно заявить, что Московское государство стремясь возродить единство территорий, возродило и культуру, и дало новый толчок к её развитию.
Однако уже в правление Ивана Грозного в стране назревает кризис. Как некогда феодальные войны, опричнина, многочисленные войны, особенно Ливонская война, вывели на поверхность все недостатки проводимой политики.
И после смерти Ивана, все эти кризисные явления вылились в страшнейшую катастрофу. Возникла угроза не только духовной сфере, но и суверенитету самой страны.
Источники:
Список литературы:
Россия. Иллюстрированный энциклопедический словарь[Текст]/Ф.А.Брокгауз, И.А. Ефрон.- современная версия.-М.: Эксмо,2008.- 704 с.:ил.-ISBN 978-5-699-15820(ЭР); ISBN 978-5-699-20135-8(БИС).
Искусство Древней Руси[Текст]/ Г.К.Вагнер, Т.Ф. Владышевская.-М.: Искусство,1993.- 255 с.- ISBN 5-210-02544-6.
Русское искусство. Исторический очерк.[Текст]/ А.И. Зотов, О.И. Сопоцинский.-М.: из-во Академии художеств СССР, 1961.-292 с.
Каменная летопись Московской Руси. [Текст]/М.А. Ильин.- М.: из-во МГУ,1966.-272 с.
Информация о работе Культура Московского государства в конце XV- XVI веках