Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 22:33, реферат
Особенностью общественно-культурной жизни России рубежа веков было развитие различных объединений деятелей культуры. Идея синтеза искусств, широко распространенная в художественном сознании этого времени, несомненно, способствовала этому, соединяя в поисках новых форм художественной деятельности представителей разных искусств. Своеобразным "опытным" полем для синтеза искусств были художественные кружки тех лет.
Введение 3
1.Состояние народного образования и просвещения. 5
2. Успехи научной мысли. 8
3. Художественная культура. Серебряный век Русской поэзии. 11
4.Заключение……………………………………………………………………..21
5.Библиографический список…………………………………………………...22
РЕФЕРАТ
по дисциплине «История»
«Культура России в 1900-1917 гг.»
Введение 3
1.Состояние
народного образования и
2. Успехи научной мысли. 8
3. Художественная культура. Серебряный век Русской поэзии. 11
4.Заключение………………………………………………
5.Библиографический список…………
Культура - одна из важнейших областей общественной жизни, духовно-творческий потенциал общества на определенном этапе его развития. Культура (cultura) - слово латинское. Оно означает возделывание, обработка, улучшение. В русском языке слово «культура" известно с середины 30-х годов XIX века. Культура есть результат творчества человека в различных сферах его деятельности. Это - совокупность всех тех знаний, которыми располагает общество на той или иной стадии своего развития. Но в процессе культурного развития человек не только действует, создавая мир предметов и идей, но и сам изменяется, создает самого себя. Состояние общества в целом зависит от культурного уровня его представителей.
Культура первых десятилетий XX в. отразила в своем развитии сложность и противоречивость эпохи, полной острейших социальных конфликтов и политических битв, которые привнесли в общественное и художественное сознание новые черты и особенности. Вместе с тем это время русского серебряного века, атмосфера которого отмечена необыкновенным взлетом духовности и культуры. На смену настроениям известной стабильности, распространенным в обществе в 80-е годы, приходит какая-то психологическая напряженность, ожидание "великого переворота". В 1901 г. А.М.Горький писал, что "новый век воистину будет веком духовного обновления".
С середины 90-х годов XIX века в общественно-политической жизни России вновь начинается общественный подъем, особенностью которого стало широкое либеральное движение, участие рабочих в революционно-демократических выступлениях.
Особенностью общественного сознания этого времени было распространение марксизма, интерес к которому отмечали многие современники, "...Молодежь толпами уходила в марксизм именно потому,- говорил писатель В.В.Вересаев, - что он широко открывал двери личному почину и инициативе". Философ Н.А.Бердяев отмечал, что "с возникновением марксизма очень повысились умственные интересы интеллигенции, молодежь стала читать научные книги, исключительно эмоциональный народнический тип стал меняться под влиянием интеллектуальной струи". Распространение марксизма придало русскому самосознанию качественно новые интернационалистические черты. Через увлечение идеями марксизма прошли многие общественные деятели и ученые (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, С.Н. Булгаков и др.).
Значительной части научной и художественной интеллигенции были присущи религиозно-философские искания, что нашло выражение в развитии религиозной философии. Это была блестящая страница русской культуры серебряного века. Сегодня достаточно широко известны труды таких мыслителей как В.С.Соловьев (сын историка С.М.Соловьева), П.А.Флоренский, Г.П.Федотов, И. А.Ильин и др.
Понимание "рубежности", "переходности" времени, переживаемого Россией, было распространено в общественном сознании - и среди политиков, и среди художественной интеллигенции.
"Время было интересное, - вспоминала З.Н. Гиппиус. - Что-то в России ломалось, что-то оставалось позади, что-то стремилось вперёд…куда? Это никому не было известно, но уже тогда, на рубеже веков, в воздухе чувствовалось. О, не всеми. Но очень многими, в очень многих".
Революция внесла в общественное сознание гигантские просветительские изменения, во многом способствовала и политическому, и культурному просвещению народа. Манифест 17 октября 1905 г., даровавший ряд политических свобод, ликвидация цензуры и свобода печати несомненно способствовали росту оптимистических настроений в обществе.
В среде либеральной
Особенностью общественно-культурной жизни России рубежа веков было развитие различных объединений деятелей культуры. Идея синтеза искусств, широко распространенная в художественном сознании этого времени, несомненно, способствовала этому, соединяя в поисках новых форм художественной деятельности представителей разных искусств. Своеобразным "опытным" полем для синтеза искусств были художественные кружки тех лет.
Важнейшей проблемой общественно-культурной жизни этих лет стали взаимоотношения интеллигенции и народа. Многие из деятелей культуры осознавали и глубоко переживали тот факт, расхождение, непонимание этих двух сил русского общества. Если интеллигенция выступала носителем культуры, то народ был выразителем стихийной, природной силы.
Развитие народного образования, распространение просвещения в России происходили во многом благодаря деятельности революционно-демократической и либеральной интеллигенции. Общественные деятели выступали за широкую демократизацию образования. В обстановке революционных событий 1905 г. Министерство народного просвещения было вынуждено внести во II Государственную думу проект закона "О введении всеобщего начального обучения в Российской империи". Однако силу закона этот проект не получил. Этот вопрос так и не был решен в дореволюционной России.
В 1914 г., спустя 50 лет после школьной реформы (1864), начальным обучением была охвачена едва половина детей соответствующего возраста. По имеющимся в современной литературе данным, грамотность населения в России старше 8-летнего возраста составляла в начале XX в. около 40%, т.е. больше половины населения, в основном крестьянство, оставалось неграмотным. Продолжало сохраняться различие в распространении грамотности среди городских и сельских жителей; выше среднего уровня была грамотность среди рабочих. По данным хозяйственной переписи 1918 г., в России насчитывалось около 64% грамотных рабочих, примерно 30% - крестьян. Стремление к знаниям в среде рабочих было примечательной чертой культурной жизни России тех лет. Университетское образование сохраняло значение наиболее фундаментальной формы высшего образования. Количество студентов увеличилось. Так, в середине 90-х годов университетах обучались 14 тыс. студентов, в 1905 г. - 24,5 тыс., в 1907 г.- уже 35,3 тыс. студентов. В России в 1917 г. было свыше 20 высших технических и сельскохозяйственных учебных заведений, которые находились не только в столицах, но и в губернских городах.
В начале XX в. в стране заметно расширилось высшее женское образование. К этому времени насчитывалось около 30 высших женских учебных заведений. В 1900 г. в Москве вновь были открыты Высшие женские курсы В.И.Герье, закрытые в годы политической реакции (1888).
В Москве с 1908 г. начали работать Высшие женские сельскохозяйственные курсы в Петербурге работали Бестужевские курсы. Закон 1911 г. о высшем женском образовании распространял на женщин права, которые давал диплом об окончании высшего учебного заведения. В 1912 г. состоялся первый Всероссийский съезд по женскому образованию, который, в частности, принял резолюцию о совместном обучении в высших учебных заведениях.
В годы революции возникли народные университеты и просветительские рабочие общества. В 1906 г. и последующие годы народные университеты были созданы в столицах, некоторых городах (Н.Новгород, Уфа, Воронеж, Тверь).
В развитии культурно-информационного пространства продолжали сохранять свое значение газеты, журналы, книги. Их производство наряду с книжной торговлей приобретало в России характер крупного капиталистического предпринимательства.
Совершенствовалось типографское дело, типографии оснащались новыми машинами, внедрялось электричество, почтовые сообщения заменялись телефонной связью, что значительно ускоряло поступление информации в редакции. Главные центры книжного дела по-прежнему были сосредоточены в Москве и Петербурге, где выпускалось до 2/3 всей печатной продукции. По количеству издаваемых книг Россия в первое десятилетие XX в. занимала третье место в мире после Германии и Японии.
Новым моментом в развитии периодики было возникновение нелегальной рабочей печати. Годы первой российской революции были временем наибольшего развития сатирической журналистики: печаталось около 400 сатирических и юмористических журналов ("Зритель", «Пулемет» "Жупел" и др.).
В конце 70-х годов XIX в. началась деятельность крупнейших книгоиздателей России - А.С.Суворина и И.Д.Сытина. А.С.Суворин (1834-1912) издавал одну из самых крупных газет «Новое время», тираж которой доходил до 60 -100 тыс. экз. В Петербурге, Москве и других городах Суворин открыл книжные магазины. Наряду с дорогими подарочными изданиями, справочниками («Вся Россия», "Весь Петербург", "Вся Москва") Суворин издавал и общедоступную по ценам литературу. Начиная с 80-х годов XIX в. выходила его "Дешевая библиотека", составившая 300 выпусков. Она включала сочинения русских писателей конца XVIII первой половины XIX в., произведения древнерусской литературы и сыграла большую роль в приобщении демократических слоев населения к произведениям отечественной классики. И.Д. Сытин (1851-1934), выходец из костромских крестьян, начал свою деятельность учеником в книжной лавке в Москве. В конце XIX - начале XX в. Сытин стал крупнейшим монополистом в издательском деле и книжной торговле. Его связывали дружеские отношения со многими деятелями русской культуры (Л.Н.Толстым, А.П.Чеховым, А.М.Горьким и др.). Под их влиянием он начал издание просветительской литературы для народа. Серия "Библиотека для самообразования" включала научно-популярные книги по истории, политической экономии, философии, географии. К началу XX в. Сытин практически сосредоточил в своих руках издание и продажу книг для народа.
В этот период изданием научно-популярной литературы для народа занимался Ф.Ф.Павленков (1839-1900). В 1899 г. его издательство выпустило "Научно-популярную библиотеку по естествознанию", серию из 40 книг.
В целом, несмотря на известное распространение просвещения в обществе, уровень образованности в России в массе народа оставался элементарным, в объеме начальной школы. Больше половины населения страны оставалось неграмотным. Решение этой проблемы было важнейшей задачей общества и государства.
2. Успехи научной мысли
В начале XX в. многие факторы внутренней социально-экономической и общественно-политической жизни, состояние мирового естествознания и философии определяли развитие русской науки. Академия наук с разветвленной системой научных институтов, университеты с многочисленными научными обществами, всероссийские съезды ученых продолжали сохранять значение основных центров консолидации научных сил страны. Издание научно-популярной литературы, довольно многочисленной периодики ("Вокруг света", "Природа", "Наука и жизнь", "Научное обозрение" и др.), публичные лекции известных русских ученых содействовали развитию науки и распространению научных знаний.
В начале века в России на базе уже имевшихся достижений математики и механики получили значительное развитие новые области науки: электротехника и воздухоплавание. Исследования Н.Е. Жуковского, создателя гидро- и аэродинамики, послужили теоретической основой, на которой возникла современная авиационная наука.
В начале столетия авиационной промышленности практически не существовало. Несмотря на то, что еще в конце XIX в. Был сконструирован русский самолет, правительство предпочитало покупать иностранные самолеты. Только в 1913 г. в Петербурге на Русско-балтийском заводе были созданы первые самолеты: («Русский витязь», «Илья Муромец»). Первые успехи в развитии авиации в России связаны с именами летчиков П.Н. Нестерова, С.Я. Уточкина в др. В 1911 г. Г.Е. Котельников создал авиационный ранцевый парашют.
Продолжалась научная деятельность К.Э.Циолковского. В 1903 г. в журнале «Научное обозрение» ученый опубликовал статью «Исследование мировых пространств реактивными приборами», в которой изложил теорию движения ракет. Последующие его труды, особенно «Реактивный прибор как средство полета в пустоте и атмосфере» (1910), работы о космических полетах (1911-1914) также разрабатывали эту проблему. Своими исследованиями он заложил теоретические основы космических полётов, открыл человеку путь в космос.
П.Н.Лебедев (1866-1912), создатель русской научной школы физиков, экспериментально доказал существования давления света, возможность измерения его величины. Его работы сыграли большую роль в разработке теории относительности, квантовой теории и астрофизики. Б.Б.Голицын (1862-1916), крупный ученый-физик, по праву считается основоположником сейсмологии как науки. В 1911 г. он был избран президентом Международной сейсмологической организации.
Трудами В.И. Вернадского (1863-1945) заложены в России основы новых наук - биохимии, биогеохимии, радиогеологии. Вернадского-ученого отличали широта интересов, постановка кардинальных научных проблем, научное предвидение.
Мировое признание получили работы другого русского ученого-физиолога И.П.Павлова. Он создал учение об условных рефлексах, дал материалистическое объяснение высшей нервной деятельности человека и животных. В 1904 г. за исследования в области физиологии пищеварения Павлову - первому из русских ученых - была присуждена Нобелевская премия. В дореволюционное время (1908) еще один русский ученый - И.И.Мечников удостоен этой высшей международной награды за исследование проблем иммунологии и инфекционных заболеваний.