Культура России в 1900-1917 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 22:33, реферат

Краткое описание

Особенностью общественно-культурной жизни России рубежа веков было развитие различных объединений деятелей культуры. Идея синтеза искусств, широко распространенная в художественном сознании этого времени, несомненно, способствовала этому, соединяя в поисках новых форм художественной деятельности представителей разных искусств. Своеобразным "опытным" полем для синтеза искусств были художественные кружки тех лет.

Содержание

Введение 3
1.Состояние народного образования и просвещения. 5
2. Успехи научной мысли. 8
3. Художественная культура. Серебряный век Русской поэзии. 11
4.Заключение……………………………………………………………………..21
5.Библиографический список…………………………………………………...22

Вложенные файлы: 1 файл

реферат история.docx

— 62.09 Кб (Скачать файл)

В русской поэзии предреволюционных  лет были яркие индивидуальности,  которые трудно отнести к определенному  литературному  течению.  Таковы  М.А.Волошин (1877-1932) и М.И. Цветаева (1892-1941).

 В  первые  десятилетия  XX  в.  активно развивалась такая   область литературы как переводы, в которой участвовали как  русские,  так  и  другие национальные поэты и писатели.

Русскую классику переводил  на  латышский  язык  поэт  и  общественный деятель Янис Райнис (1865-1929). Произведения Пушкина, Лермонтова,  Крылова, Некрасова  стали  доступны  армянскому,  грузинскому,  казахскому   читателю благодаря  переводам  армянского  поэта  Иоаннеса  Иоаннисяна   (1864-1929), крупнейшего  деятеля  грузинской  культуры,  Ильи   Чавчавадзе   (1837-1907), основоположника современной казахской письменной литературы и  литературного языка Абая Кунанбаева (1845-1904).

Русским  читателям  становились   знакомы произведения латышской, армянской, грузинской, еврейской,  украинской  литературы,  переведенные  на русский язык. Были изданы "Сборник армянской  литературы"  (1917),  "Сборник латышской литературы" (1917). Инициатором  этих  публикаций  являлся  А.  М.Горький. Антологию "Поэзия  Армении  с  древнейших  времен  до  наших  дней"(1916)  подготовил  и  издал   В.Я.Брюсов.   Над   переводами   произведений латышских, армянских поэтов работал  А.А.Блок.  Первый  перевод  на  русский язык поэмы Шота Руставели "Витязь в тигровой  шкуре"  сделал  К.Д.  Бальмонт (1914). В переводе И.А. Бунина в 1896  г.  была  издана  "Песнь о Гайавате" американского поэта Г. Лонгфелло.

 Накануне революции чрезвычайно возросла роль  театра.  Открытие  в  1898  г. Художественного  театра  в  Москве  стало  событием   большого   культурного значения. 14 октября 1898 г. на сцене  театра  "Эрмитаж"  состоялось  первое представление пьесы А.К.Толстого  "Царь  Федор  Иоаннович".  В  1902  г.  на средства  крупнейшего  российского  мецената  С.Т.Морозова  было  выстроено известное в Москве здание Художественного театра (архитектор Ф.О. Шехтель). У истоков нового театра стояли  К.С.Станиславский и В.И.  Немирович-Данченко.  В своей речи,  обращенной  к труппе   при   открытии   театра, Станиславский  особенно  подчеркивал  необходимость  демократизации  театра, сближения его с жизнью. Художественный   театр   стал   одним   из   центров   прогрессивного театрального движения, формирования новых  принципов  актерского  искусства, режиссуры, оформления спектаклей.

Подлинное  рождение  Художественного,  по-настоящему  нового   театра состоялось при осуществлении постановки чеховской  "Чайки"  в  декабре  1898 г., которая с тех пор  является  эмблемой  театра.  Современная  драматургия Чехова  и  Горького  составила  основу  его   репертуара в первые   годы существования. Принципы сценического искусства, выработанные  Художественным театром и являвшиеся частью общей борьбы за новый реализм,  оказали  большое влияние на театральную жизнь России в целом.

 Смелая, революционная   программа  театра  имела   большой  общественный резонанс,  вызвала  многочисленные   выступления   театроведов,   по-разному оценивавших  это  событие  культурной  жизни.  К  рождению   нового   театра критически отнеслись консервативные круги, выразителем которых  была  газета "Новое время".  Но  театральных новаций   не   приняли   и   представители символизма. Примерно в это время  формируется  эстетика  условного театра, связанная с экспериментами В.Э. Мейерхольда в  области  сценического искусства. Брюсов был выразителем этих исканий.

В канун первой российской революции, в 1904 г., в Петербурге  открылся театр  В.Ф.  Комиссаржевской.  Огромный  успех  на  его  сцене  имели  пьесы Горького "Дачники" и "Дети  Солнца".  Горький  вновь  ставил  перед  русской интеллигенцией вопрос о ее судьбах, о связи с народом,  показал  то  идейное размежевание, которое происходило в ней под  влиянием  накаленной  атмосферы предреволюционных лет. Власти запретили постановку "Дачников" после  событий 9 января 1905 г.

В 90-е годы в  России  появился  кинематограф,  почти  одновременно  с изобретением его во Франции братьями Люмьер. Первые видовые  и  хроникальные фильмы  демонстрировались  в  мае   1896   г.   сначала   в   Петербурге   в увеселительном саду "Аквариум", а через несколько дней - в саду "Эрмитаж"  в Москве.

 Первый русский кинопредприниматель А.А. Ханжонков (1877-1945) в 1907-1908 гг.  начал производство  отечественных игровых фильмов,  построил  в Москве  кинофабрику,  ряд  кинотеатров,  в  том  числе  "Художественный"   и "Москва"  (ныне  -  дом Ханжонкова).  Среди первых  игровых отечественных фильмов были "Пиковая дама", "Отец Сергий" (режиссер Я. А, Протазанов, 1881-1945).

 Существенные   изменения   произошли   в   музыке.   Открытие   новых консерваторий в Саратове,  Одессе,  Киеве  наряду  с  уже  действовавшими  в Москве и Петербурге свидетельствовало об успехах музыкального образования  в стране,  повышении  уровня   профессионального   мастерства   музыкантов   и композиторов. Появились  формы  "внешкольного  образования",  в  1906  г.  в Москве при содействии С.И.Танеева была  открыта  народная  консерватория,  в следующем году организован Дом песни, ставивший целью пропаганду новых  идей в музыке.

В творчестве композиторов происходил известный  пересмотр  музыкальных  традиций, все  более  повышался  интерес  к  внутреннему  миру  человека,  к философско-этическим   проблемам.   "Знамением   времени"   стало   усиление  лирического начала в музыкальных  произведениях.  Н.А.Римский-Корсаков  в это время основной хранитель творческих принципов "Могучей кучки" -  написал полную лиризма оперу "Царская невеста" (1898). Новые черты русской музыки начала XX в. нашли наибольшее выражение  творчестве С.В.Рахманинова (1873-1943) и  А.Н.Скрябина  (1871/72-1915).  Оба они были выпускниками Московской консерватории и с первых шагов в  искусстве заявили о себе как талантливые композиторы и пианисты.  Обладая ярко  выраженной  творческой  индивидуальностью,  Рахманинов вместе  с  тем  следовал  в  своей  музыке  традициям  русской   музыкальной классики. Во многом он был прямым музыкальным наследником П.И. Чайковского. Идейно-художественный мир Скрябина был более сложным. Его творчество отличалось художественным новаторством и глубоким  философским  содержанием. Лучшие  симфонические  произведения  Скрябина   созданы   вод   впечатлением революционных событий  начала  XX  в.  Гимном  революции  стала  его  Третья симфония ("Божественная поэма"),  первое  исполнение  которой  состоялось  в январе 1905 г. под управлением венгерского дирижера Артура Никита.

 В начале XX в. центрами музыкальной жизни России  был»  Мариинский  и Большой театры. Однако основные достижения оперного искусства этого  времени связаны с деятельностью частной оперы в Москве  (С.И.Мамонтова,  а  затем  - С.И.Зимина). На сцене Московской частной русской оперы  Мамонтова  в  полную силу раскрылся талант  выдающегося  русского  певца  и  актера  Ф.И.Шаляпина (1873-1938).       Русская вокальная школа дала  немало  замечательных певцов,  среди которых  звездами  первой   величины   были   Ф.И.Шаляпин,   Л.В.   Собинов, А.В.Нежданова.

 Сложные   процессы   происходили   в   изобразительном    искусстве. Товарищество  передвижников  оставалось   одной   из   основных   творческих  организаций   художников   России.   Многие   из   передвижников    испытали воздействие  революционного  движения  (Н.А.  Касаткин,  С.В.  Иванов,  И.И. Бродский и др.). Н.А.Касаткин (1859-1930) обращался к  изображению  жизни  и труда рабочих ("Углекопы. Смена", "Сбор угля на  шахте",  "Рабочий-боевик"). В  его  картинах  присутствует  новый  взгляд  на  рабочего,  свободный   от  народнического "чувства долга". Пролетариат воспринимается как деятельная  и активная, самостоятельная сила в общественно-политической жизни.

 Искания в русской  живописи, характерные для этого  времени,  связаны  с творчеством  таких  художников,  как  М.А.  Врубель,  К.А.   Коровин,   М.В. Нестеров, В.А. Серов. Поиски эти носили различный характер.  Фантастический, сказочный мир, тяготевший к  символике,  открыл  Врубель  (1856-1910).  Тема Демона,   в   течение   многих   лет   волновавшая   художника, воплощала неудовлетворенность,  тоску  и  гнев  мятущегося   человека.   Импрессионизм получил наибольшее развитие в творчестве  Коровина  (1861-1939;  "Зимой", "У балкона").  Религиозно-этические  настроения  свойственны  картинам  раннего Нестерова (1862-1942; "Видение  отроку  Варфоломею).  Поэтизацию  прекрасной человеческой личности,  "отрадное"  мы   чувствуем   в   полотнах    раннего Серова  ("Девочка  е  персиками",   "Девушка,   освещенная   солнцем").   Им ознаменован поворот  от  критического  реализма  передвижников  к  "реализму поэтическому".

 В.А. Серов (1865-1911) - крупнейший  художник  рубежа  столетий.  Жанр портрета был  основным  в  его  творчестве,  хотя  он  писал  и  пейзажи,  и исторические картины. Ученик Репина,  он  во  многом  унаследовал  и  развил присущий этому мастеру глубокий художественный психологизм. Портреты  Серова – важнейший итог развития портретного жанра,  одно  из  достижений  русского реалистического  искусства  (портреты   Ф.И.Шаляпина,   И.А.Морозова,   О.К.Орловой, Николая II).     

Значительный подъем переживала в этот период скульптура,  развитие которой было связано с именами П.П. Трубецкого (1866-1938), А.С.  Голубкиной (1864-1927). Голубкина - автор первого в скульптурного портрета К.Маркса (1905). Трубецкой широко известен своими скульптурными портретами Л. Толстого. Он  - автор памятника Александру  III  в  Петербурге  (1909).  На  смену  гармонии классического   спокойствия   пришла гармония непрерывного движения, характерная для импрессионизма.

Воплощением преемственности  традиций реализма и бурной его эволюции  в новую  эпоху  было  творчество  крупнейшего  скульптора  современности  С.Т. Коненкова (1874-1971). По сравнению с мастерами второй половины  ХIХ  в.  Он значительно обогатил и расширил принципы классической пластики. Его  раннему творчеству была присуща символика ("Самсон", "Нике").

 В изобразительном   искусстве  времени,  последовавшего  за  революцией   1905-1907 гг., творческие поиски находились в основном  в русле различных  модернистских течений.  Художники  новых  объединений,  таких  как  "Голубая роза" (1907), "Бубновый валет" (1911), "Ослиный  хвост"  (1912)  были  очень разными  по   своей   художественной   манере   (П.В.Кузнецов, М.С.Сарьян, Н.С.Гончарова, М.Ф.Ларионов, П.П. Кончаловский, И.И.Машков  и др.).  Но  их творчество несло  в  себе  в  той  или  иной  степени  черты  модернистского искусства, близость к символизму и футуризму, экспериментаторство в области цвета и формы

К 1910-м годам относится  возникновение русского авангарда,  сыгравшего огромную  роль  в  развитии  мировой  живописи.   К.С.Малевич   (1878-1935), создатель  этого  направления,  определил  его  как  супрематизм,  искусство чистых форм, беспредметности. В 1915 г. он показал на выставке в  Петрограде знаменитый "Черный квадрат на белом фоне", который рассматривал как  главное свое открытие.

В искусстве авангарда  нашли выражение творческие искания  крупных  мастеров, талантливых художников (В.Кандинский, К. Петров-Водкин,  Р.Фальк, М.Шагал, П.Филонов и др.). Они, каждый по-своему, искали в  окружающем  мире не конкретные реалии, а воплощение идеи мирового устройства.  Художественная мысль  приобщалась  к  новым  научным  открытиям. В искусстве авангарда воплощалось смелое  экспериментаторство, раздвинувшее  рамки традиционного понимания живописи.

Русское   искусство   получает   широкое   международное   признание. Организованные С.П.Дягилевым Русские  сезоны  в  Париже  относятся  к  числу этапных  событий  в  истории  отечественной  музыки,  живописи,  оперного  и балетного искусства. В 1906 г  парижанам  была  представлена  выставка  "Два века русской живописи и скульптуры". В следующем году в концертах они  могли познакомиться  с  русской  музыкой  от  Глинки  до  Скрябина.  В  1908  г.  с исключительным успехом в Париже выступал Ф.И.  Шаляпин,  исполнивший  партию царя Бориса в опере М.П. Мусоргского "Борис Годунов". Наконец с  1909  г.  в Париже начались Русские сезоны балета, продолжавшиеся в  течение  нескольких лет (до 1912 г.). С  Русскими  сезонами  связано  творчество  композиторов,  художников, балетмейстеров и солистов балета. Одним из новаторов русского балета  начала XX в. был М.М.Фокин (1880-1942), который утверждал драматургию как идейно-художественную основу балетного спектакля; путем "содружества танца,  музыки и живописи" он стремился к  созданию  психологически  полного  и  правдивого образа. Во  многом  взгляды  Фокина  были  восприняты  эстетикой  советского балета. Хореографический этюд "Умирающий лебедь"   на   музыку французского  композитора  Сен-Санса,  созданный  им  для   Анны Павловой, запечатленный в рисунке В.А.Серова,  стал  символом  русского  классического балета.  Большой  успех  имели  балеты  И.Ф.Стравинского (1882-1971) "Жар-птица", "Петрушка", "Весна священная",  в  которых  чувствовался  интерес  к далеким историческим эпохам, к народной обрядности фольклору.

                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Заключение

В канун  революционных событий 1917 г. Россия обладала богатейшим культурным наследием, культурными ценностями мирового уровня.

 Однако в России всегда существовало  несоответствие  между  богатством культуры и возможностью причастности к нему широких слоев  народа.  Одна  из причин  такого  положения   заключалась   в   политике   правительства,   не допускавшей  излишней  демократизации  просвещения  народа. В результате образовательный  уровень   народных   масс,   прежде   всего крестьянства, мещанства, даже в начале XX в ограничивался начальной элементарной школой. Лишь участие общественности, интеллигенции привело  к  известным  сдвигам  в системе  народного  образования, некоторые   результаты   которого   стали проявляться в конце XIX в.

 "Этажность"  культуры,  отсутствие  в обществе  достаточно  широкого среднего культурного слоя, который являлся  основой  многих  цивилизационных процессов, определили одну из серьезных особенностей культурной ситуации  в России начала XX в. Она выражалась в существовавшем разрыве  между  духовным ренессансом и бушевавшей реальностью жизни, в  которую  вовлекались  широкие народные массы.

 Это  отмечали  многие  современники.  Н.А.Бердяев,   уже   будучи   в эмиграции, в известной работе "Русская идея"  писал:  "Нужна  признать,  что был  разрыв  между  интересами  высшего  культурам  го  слоя  ренессанса   и интересами  революционного  социального  движения  в  народе   и   в   левой интеллигенции ...Я вспоминаю яркий образ разрыва и раскола в  русской  жизни ...У Вячеслава Иванова на "башне" - так называлась  его квартира  в доме против Таврического дворца - по средам в течение нескольких  лет  собиралась культурная элита: поэты, романиста,  философы,  ученые,  художники,  артисты ...Присутствовал цвет  русского  ренессанса!  В  это  же  время  внизу, в Таврическом дворце и вокруг бушевала революция. Деятели революции совсем  не интересовались темами  "Ивановских  сред",  а  люди  культурного  ренессанса ...хотя и не были консерваторами и правыми...но  большинство  из  них  было асоциально и очень далеко от интересов бушевавшей революции".

 Эта   особенность   общественно-культурной   жизни   России   первых десятилетий XX в. была одной из причин, определившей  отношение к культуре пролетарской власти после Октября 1917 года.

Библиографический список

 

   1) Культура России: IX-XX вв.: Учеб. Пособие. – М: Простор, 1996.

Информация о работе Культура России в 1900-1917 гг