Культура России в XIX веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 18:36, контрольная работа

Краткое описание

Конец 18 и начало 19 вв. – это эпоха классицизма в русском зодчестве, наложившая яркий отпечаток на архитектурный облик обеих столиц и других городов.
Для русского изобразительного искусства также были характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм.
Именно рассвет литературы позволил определить первую половину 19 века как «золотой век» русской культуры. Писатели, отражавшие русскую действительность, занимали разные общественно-политические позиции. Существовали различные художественные стили (методы), сторонники которых придерживались противоположных убеждений.

Содержание

1. Архитектура и живопись.
2. Музыка
3. Литература
4. Устное народное творчество.

Вложенные файлы: 1 файл

История.docx

— 62.09 Кб (Скачать файл)

Негосударственное (частное) образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Южно-Сахалинский институт экономики, права и информатики»

 

 

 

 

Кафедра Социально-гуманитарных дисциплин

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ    РАБОТА

 

 

По дисциплине:  Отечественная  история

 

На тему № 22:   Культура России в XIX веке

 

 

 

 

                                                              Выполнил: студент 1 курса,

заочного  факультета группы ЭС-20           направления «Электроэнергетика и

электротехника»

Винокуров Александр Александрович

Адрес: г. Холмск

ул. Победы 28-102    

          Проверил: к.и.н. Маленков В.В.

 

 

 

 

 

 

 

Южно-Сахалинск

                                                 2012 г.

 

РЕЦЕНЗИЯ

на  письменную  контрольную (курсовую)  работу  

 

по _____________________________________________________________________

наименование  предмета

студента________________________________________________________________

Ф.И.О.

на  тему ________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

 

Оценка _____________      __________________________________________________

                                                          рецензент 

«_____» ________________  20 __ г.

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

  1. Архитектура и живопись.
  2. Музыка
  3. Литература
  4. Устное народное творчество.

 

 

 

1. Архитектура Конец 18 и начало 19 вв. – это эпоха классицизма в русском зодчестве, наложившая яркий отпечаток на архитектурный облик обеих столиц и других городов.

Классицизм  – европейское культурно-эстетическое течение, которое ориентировалось  на античное (древнегреческое и древнеримское) искусство, на античную литературу и  мифологию. В русской литературе век классицизма был сравнительно короток и неярок, в русской  музыке почти не было классицизма, зато в живописи и особенно в архитектуре он оставил подлинные шедевры.

Постройки в  стиле классицизма отличаются ясность, уравновешенностью, четким и спокойным  ритмом, выверенностью пропорций. Главными законами архитектурной композиции были симметрия, подчеркивание центра, общая гармония частей и целого. Парадный вход в здание располагался в центре и оформлялся в виде портика (выступающей вперед части здания с колоннами и фронтом). Колонны должны были по цвету отличаться от стен. Обычно колонны были белыми, а стены – желтыми.

Еще в середине 18 в. Петербург был городом одиночных  архитектурных ансамблей, утопал в  зелени усадеб и был во многом похож  на старую Москву. Затем началась регулярная застройка города вдоль прорезавших его проспектов, лучами расходившихся от Адмиралтейства. Петербургский классицизм – это архитектура не отдельных зданий, а целых проспектов и ансамблей, поражающих своей уравновешенностью, единством, гармоничностью.

Работа по упорядочению центра Петербурга началась с возникновения здания Адмиралтейства по проекту Андрея Дмитриевича Захарова (1761-1811). В громадном здании архитектор выделил центральную башню. Ее динамичный вертикальный ритм как бы отталкивается  от массивного кубического основания, переходит в меньший куб с  легкой колоннадой, и затем стремительно взлетает золоченая игла с корабликом. Торжественно- мажорный ритм Адмиралтейства задал тон всей архитектуре города на Неве, а кораблик стал его символом.

Принципиальное  значение имело возведение в начале 19 в. здания Биржи на стрелке Васильевского острова. Именно это здание должно было объединить ансамбли, сложившиеся вокруг самого широкого участка русла Невы. Проектирование  Биржи и оформление стрелки было поручено французскому архитектору Тома де Томону. В доработке проекта участвовал А.Д.Захаров. Творческое содружество архитекторов привело к блестящему решению задачи. Зеркало Невы объединило систему Петропавловская крепость – стрелка Васильевского острова – Дворцовая набережная. Объем здания Биржи сравнительно невелик, но мощь его архитектурных форм в сочетании с ростральными колоннами позволила ему уверенно противостоять обширному пространству водной глади. Тема господства над водной стихией была развита и в дополняющий ансамбль монументальной скульптуре. Могучие фигуры, олицетворяющие главные реки России, были созданы скульпторами С.С.Пименовым, И.И.Теребеневым, В.И.Демут-Малиновским.

Невский проспект, главная магистраль Петербурга, приобрел вид цельного архитектурного ансамбля с постройкой в 1801 – 1811 гг. Казанского собора. Автор проекта Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814), сын крепостного крестьянина, взял за образец собор св. Петра в Риме, творение великого Микеланджело. Использовав его мотивы, Воронихин создал оригинальное архитектурное произведение. Площадь перед Казанским собором, с двух сторон охваченная его колоннадой, стала одним из средоточий общественной жизни города. Во второй половине 19 в. здесь проводились митинги и демонстрации. В собор перенесли прах М.И.Кутузова. Перед собором были поставлены памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли, выполненные Б.И.Орловским.

В 40 – 50-е  годы 19в. Невский проспект украсили бронзовые скульптуры Петра Карловича  Клодта (1805-1867) «Укротители коней», установленные на устоях Аничкова моста через Фонтанку. Скульптуры Клодта в аллегорической форме раскрывают тему борьбы человека со стихийными силами природы и победа над ними. Еще одна работа Клодта – памятник Николаю 1 на Исаакиевской площади в Петербурге. Император изображен верхом на лошади. Лошадь пританцовывает, император неподвижен – явный контраст с расположенным невдалеке памятником Петру 1.

Сорок лет, с 1818 по 1858 г., строился Исаакиевский собор  в Петербурге – самое большое  здание, возведенное в России в  первой половине 19в. Внутри собора одновременно могут находиться 13 тысяч человек. Проект был разработан французским  архитектором Огюстом Монферраном (17886-1858). В оформлении внешнего вида и внутреннего убранства собора принимали участие скульптор П.К.Клодт и художник К.П.Брюллов. Собор должен был олицетворять мощь и незыблемость самодержавия, его тесный союз с православленной церковью. Величественное здание собора производит сильное впечатление. И все же автора проекта и заказчиков нельзя было упрекнуть в определенной гигантомании, которая свидетельствовала о вступлении классицизма в период кризиса.

По проекту  Монферрана была возведена и 47-метровая колонна из гранитного монолита на Дворцовой площади (1829-1834) – памятник Александру 1 и одновременно – монумент в честь победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года. Фигура ангела, держащего крест, была вы полнена Б.И.Орловским.  Ему же принадлежит памятники М.И.Кутузову и М.Б.Барклаю де Толли в Петербурге. Ф.П.Толстой создал серию замечательных барельефов и медалей, посвященных Отечественной войне 1812 г.

Триумфальной  мотивы Александровской колонны  были подхвачены в скульптурном убранстве  знаменитой арки Главного штаба, охватившего  Дворцовую площадь с южной  стороны. Вместе с тем здание Главного штаба, построенное по проекту К.И.Росси, как бы вторило торжественно-мажорные мотивы Адмиралтейства, расположенного наискосок от него. Тем самым ансамбль Дворцовой площади соединился с ансамблем Адмиралтейского проспекта.

Карл Иванович Росси (1775-1849), сын итальянской балерины, родился и жил в России. С  его творчеством связаны завершающие  работы по формированию петербургских  ансамблей. По проекту Росси были построены здания Сената и Синода, Александровского театра, Михайловского  дворца (ныне – Русский музей). Не ограничиваясь возведением отдельных  зданий, знаменитый маэстро перестраивал и переоформлял прилегающие к  ним улицы и площади. Эти работы приобрели такой размах, что Росси  одно время, казалось, был близок к  осуществлению своей мечты –  сделать целый город произведением  искусства. Но в этом своем стремлении зодчий мало учитывал повседневные нужды  живущих в городе людей, и его  творения стали превращаться в грандиозные  декорации, не очень связанные с  протекающей на их фоне жизнью. В  творчестве Росси русский классицизм переступил вершину своего развития.

Старый Петербург, оставленный нам в наследство Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси, другими русскими и иностранными архитекторами, - это шедевр мирового зодчества. Бережное ее сохранение для детей и внуков – святая обязанность каждого нового поколения граждан России.

Московский  классицизм был характерен отдельными зданиями, а не ансамблями. Трудно было создать архитектурные ансамбли на изогнутых улицах с наслоением разных эпох. Даже пожар 1812 г. не переломил традиционное разностилье московских улиц, живописную хаотичность застройки.

После пожара в Москве были возведены такие  выдающиеся по красоте здания, как  Большой театр, Александровский  сад и Манеж (архитектор О.И.Бове, инженер А.А.Бетанкур), Опекунский дворец на Солянке (архитектор Д.И.Жидярди). На Красной площади был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому – произведение Ивана Петровича Мартоса (1754-1835). Следуя традициям классицизма, скульптур облачил своих героев в античные одежды.

В целом, однако, московский классицизм не отличался  такой величественной монументальностью, как петербургский. Для Москвы были характерны небольшие особняки усадебного типа. Московский классицизм более  свободен, порою трогательно наивен (когда портик приделывался к оштукатуренному  деревянному зданию) и более приближен  к человеку. Один из лучших московских особняков классического стиля  – дом Лопухиных на Пречистенке (ныне музей Л.Н.Толстого). Строил его архитектор А.Г.Григорьев, выходец из крепостных крестьян.

Провинциальный  классицизм в целом был ближе  к московскому. В провинции выдвинулся ряд крупных архитекторов. Так, например, ученик Воронихина М.П.Коринфский, уроженец Арзамаса, строил в Нижнем Новгороде, Казани, Симбирске и в своем родном городе.

В Сибири в начале 19 в. все еще возводились здания в стиле барокко. Черты его видны в Московских воротах Иркутска, в Воскресенском соборе в Томске. Но затем классицизм пришел и в Сибирь. Один из первых и лучших его памятников – « Белый дом» в Иркутске, построенный купцами Сибиряковыми и впоследствии ставший генерал-губернаторской резиденцией. В Омске по проекту известного архитектора Василия Петровича Стасова (1769-1848) был возведен Никольский казачий собор. В нем хранилось знамя Ермака.

В 30-е гг. 19 в. классицизм вступил в пору кризиса. Современников стало угнетать однообразие  зданий с колоннами. «Неужели все  то, что встречается в природе, должно быть непремерно только колонна, купол, и арка?» – спрашивал Н.В.Гоголь.

В то время  в Петербурге развернулось строительство  доходных (многоквартирных) домов. В  них требовалось несколько подъездов, но по канонам классицизма можно  было сделать только один главный  вход – в центре здания. В нижних этажах доходных домов стали разрешаться  магазины, но их широкие витрины  никак не сочетались с нормами  классицизма. И он ушел, сметенный  критиков современников и настоятельными требованиями жизни.

Информация о работе Культура России в XIX веке