Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 18:36, контрольная работа
Конец 18 и начало 19 вв. – это эпоха классицизма в русском зодчестве, наложившая яркий отпечаток на архитектурный облик обеих столиц и других городов.
Для русского изобразительного искусства также были характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм.
Именно рассвет литературы позволил определить первую половину 19 века как «золотой век» русской культуры. Писатели, отражавшие русскую действительность, занимали разные общественно-политические позиции. Существовали различные художественные стили (методы), сторонники которых придерживались противоположных убеждений.
1. Архитектура и живопись.
2. Музыка
3. Литература
4. Устное народное творчество.
Рыбников Павел Николаевич – известный собиратель фольклора и краевед. Родился 24 ноября 1831 г. в Москве в обедневшей купеческой семье. В 1854 г. поступил на филологический факультет Московского университета, где слушал лекции выдающихся историков и словесников. После окончания университета в 1859 г. в качестве корреспондента журнала „Вестник промышленности“ совершил поездку в Черниговскую губернию для изучения экономики, промышленности и ремесел, а также народного быта и поэзии края. В этом же году был выслан под надзор полиции в Олонецкую губернию. В Петрозаводск Рыбников прибыл 2 марта 1859 г. Служил в канцелярии губернатора, губернском правлениии, секретарем губернского статистического комитета, в 1866 г. был переведен на службу в г.Калиш (царство Польское). Во время многочисленных командировок по уездам Олонецкой губернии занимался собиранием памятников устного народного творчества – былин, сбором материалов по статистике, истории, этнографии. Печатал в „Олонецких губернских ведомостях“ материалы краеведческого характера.
Заслуга Рыбникова состоит в том, что он открыл немало сказителей, таких как Тимофей Рябинин, Леонтий Богданов, Козьма Романов, Никифор Прохоров, Василий Щеголенок и др. Собранные былины публиковались первоначально в „Олонецких губерских ведомостях“, позднее вышел четырехтомный сборник „Песни, собранные П.Н.Рыбниковым“ (1861–1867 гг.). За этот сборник Академия наук присудила Рыбникову Демидовскую премию. Открытиям Рыбникова во многом обязаны последующие собиратели русского фольклора
Потебня Александр Афанасьевич – известный ученый, малоросс по происхождению и личным симпатиям, родился 10 сентября 1835 г., в небогатой дворянской семье Роменского уезда, Полтавской губернии, учился в радомской гимназии и в Харьковском университете по историко-филологическому факультету. В молодости Потебня также собирал народные песни. Не долго пробыв учителем русской словесности в харьковской гимназии, Потебня по защите магистерской диссертации „О некоторых символах в славянской народной поэзии“ (1860), стал читать лекции в Харьковском университете. Занимаясь вопросами лексикологии и морфологии, ввел в русскую грамматическую традицию ряд терминов и понятийных противопоставлений. Одним из первых в России Потебня́ изучал проблемы поэтического языка в связи с мышлением, ставил вопрос об искусстве как о особом способе познания мира. Изучал украинский язык (малорусское наречие) и украинский фольклор, комментировал „Слово о полку Игореве“.
Создал научную школу,
Труды: „Мысль и язык“ (1862)
„О мифическом значении некоторых поверий и обрядов“ (1865)
„Заметки о малорусском
„Из записок по русской грамматике“ (докторская диссертация, 1874)
„Из истории звуков русского языка“ (1880–1886)
„Язык и народность“ (1895, посмертно)
„Из записок по теории словесности“ (1905, посмертно).
Самым главным из
Александр Николаевич Афанасьев исследователь народного творчества. Родился в 1826 году в г.Богучар Воронежской губернии. Образование получил в воронежской гимназии и Московском университете, где учился на юридическом факультете и в то же время слушал лекции С. П. Шевырева, О. М. Бодянского и Т. Н. Грановского. Окончив курс в 1848г., 1849 г. Афанасьев поступил на службу в Московский главный архив Министертсва иностранных дел. Где и проработал до 1862 года. Это было самое спокойное и плодотворное время его деятельности. Еще будучи студентом сотрудничал с лучшими тогдашними журналами „Собременник“, “Отечественные записки“. Из этих статей упомянем только важнейшие: „Дедушка домовой“, „Ведун и ведьма“, „Языческие предания об острове Буяне", „Зооморфические божества у славян“, „Несколько слов о соотношении языка с народными поверьями“, „Русские сатирические журналы 1769–1774 г.“ В 1858–1859 гг. он издавал чрезвычайно полезный, но не нашедший достаточной поддержки, журнал: „Библиографические Записки“, где поместил ряд своих статей, а именно: „Сатиры Кантемира“, „Н. И. Новиков“, „Литературная полемика прошлого столетия“, „Русская книжная торговля“.
В 1860 г. он издал сборник „Русские народные легенды“, вскоре изятые из продажи по цензурным соображениям. В 1862 г. в жизни Афанасьева произошел крутой переворот: он оказлся причастен, по-видимому совсем незаслуженно к политическому делу и, хотя не потерпел никакого наказания, вынужден был покинуть обеспечивавшую его службу. С большим трудом ему удалось найти место секретаря сначала в Московской думе, а затем мировом съезде. Но и в эти тяжелое время Афанасьев продолжал свои иследования и труды. В „Библиотеке для чтения“ появились его статьи „М.С. Щепкин и его записки“, „Поэтические предания о светилах небесных“, в „ Филологических записках“ он поместил статьи „О радуге“ и „Сказка и миф“. В эти трудные для него годы, Афанасьев закончил и издал главные труды своей жизни. „Народные русские сказки“ – до сих пор остаются одним из самых популярных фольклорных произведений. „Поэтические воззрения славян на природу“ – фундаментальный труд, посвященный историко-филологическому анализу языка и фольклора славян в связи с языком и фольклором других индоевропейских народов. Его труд до сих пор не превзойден в мировой науке о фольклоре. Книга Афанасьева воскрешает основы русского мышления. Трудами Афанасьева по мифологии пользовались не только исследователи, писатели но и поэты – Ф. М. Достоевский ( Достоевский в своих поздних романах использует мифологический мотив «Матери Сырой земли». Например „Братья Карамазовы“, „Двойник“ и другие.), А.Н.Островский (Островский в драматической поэме „Снегурочка“ использовал материалы народных сказок и песен. Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы.), В.В.Хлебников (Хлебников на протяжении всей своей литературной деятельности использовал материал „Поэтических воззрений славян на природу“ для словотворческих экспериментов. Фантастические мотивы и образы проявились в таких произведений Хлебникова, как „Перун“, „Вила леший“, „Лесная тоска“. Поэт сравнивал славянские мифы с мифами других народов, – например, в поэме „Дети выдры“), С. Есенин ( Есенин воспользовался фольклорно-мифологическими образами в поэме „Черный человек“, „Иония“) и др.
В Поэтических воззрениях славян на природу Афанасьев предстает перед нами как крупный ученый, представляющий русскую мифологическую школу. Афанасьев обращается не только к славянским поверьям и произведениям фольклора, а использует данные индоевропейских народов (тексты индийских Вед, скандинавские эддические песни, античные и иранские мифы. В 1871 г. Александр Николаевич Афанасьев умерает от чахотки.
Литература: