Культура России в XVIII веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 15:05, контрольная работа

Краткое описание

1. Общая оценка русской культуры XVIII века.
2. Просвещение и наука.
3. Итоги историко-культурного развития России XVIII века.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по истории 1.docx

— 42.28 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Российский государственный  профессионально-педагогический университет»

Институт экономики и  управления

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине «Отечественная история»

 

Тема «Культура России в XVIII веке»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

                   

Проверил:


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 

2010

 

План работы

1. Общая оценка русской культуры XVIII века.

2. Просвещение и наука.

3. Итоги историко-культурного  развития России XVIII века.

 

1. Восемнадцатый век в области культуры и быта России — век глубоких социальных контрастов, подъема просвещения и науки.  Европеизация, коснувшаяся лишь высших слоев общества, привела к возникновению глубокой культурной пропасти между дворянством и основной массой населения страны. Недоросль Митрофанушка и гениальный Ломоносов, лапти с зипунами и роскошь туалетов императрицы, курная изба и великие творения русских архитекторов — все это существовало в одно и то же время, отражая разный уровень культуры эксплуатируемых и господствующих классов.

Интенсивный рост русской культуры в XVIII веке в огромной мере был обусловлен крупными преобразованиями во всех областях жизни русского общества, осуществленными  в эпоху Петра I.

Политические и культурные достижения петровской эпохи содействовали  укреплению в народе чувства национальной гордости, сознания величия и мощи Русского государства.

В XVIII в. начинает распространяться светское музыкальное искусство. Создается Филармоническое общество, в котором исполняется старинная и классическая музыка, формируется композиторская школа, появляются русские композиторы - авторы оперной, камерной музыки. Ведущим музыкальным жанром становится опера. Ведущим оперным композитором того времени являлся Д.С. Бортнянский - автор около 200 произведений. В конце века появляется жанр камерной лирической песни - русский романс на стихи русских поэтов.

Открывались новые театры, ставились спектакли по пьесам русских  авторов - Сумарокова, Фонвизина.

Балет в России зародился  как отдельные танцевальные номера в антрактах драматических и  оперных спектаклей. В 1741 г. по указу дочери Петра Елизаветы была учреждена русская балетная труппа.  
Продолжал развиваться и крепостной театр. В историю театра вошли имена крепостных актеров Прасковьи Жемчуговой, Михаила Щепкина и др.

В XVIII веке театр приобрел огромную популярность, стал достоянием широких масс.

Введение гражданского языка  способствовало укреплению светского  языка. В это время были очень  популярными стихотворные произведения - оды, басни, эпиграммы русского поэта  и просветителя Антиоха Кантемира (1708-1744 гг.).

Поэт В.К.Тредиаковский (1703-1768 гг.) стал реформатором русского языка  и стихосложения.

Основоположником русской  драматургии стал А.П. Сумароков     (1717-1777), поэт, автор первых комедий и трагедий, директор Российского театра в Петербурге. Он писал в разных жанрах: лирические песни, оды, эпиграммы, сатиры, басни. В произведениях этих писателей нашли отражение идеи русского классицизма.

Последняя четверть XVIII века стала временем расцвета творчества крупного поэта Г.Р.Державина (1743-1816). Основным жанром его произведений была ода.

Русские нравы и обычаи выразил в своих социальных комедиях "Бригадир" и "Недоросль" Д.И. Фонвизин. Его комедии положили начало обличительно-реалистическому направлению в литературе.

Основоположником русского сентиментализма стал Н.М.Карамзин (1766-1826 гг.), автор повестей "Бедная Лиза", "Деревня" и др. Основное сочинение Карамзина - "История  государства Российского".

Значительно усилилось книгоиздательское  дело. В 1708 г. была проведена реформа шрифта, были введены светская и гражданская печать, что способствовало увеличению светских и гражданских книг, журналов. Были организованы библиотеки, открыты книжные магазины.

В Петровскую эпоху вносятся новшества в архитектуру и  строительство, обусловленные требованиями правительства выразить в архитектурных  сооружениях силу, мощь и величие  Российской империи.  
Наиболее заметными строениями того времени в Москве были Большой Каменный мост, Арсенал в Кремле и др.

В 1749 г. Ухтомский организовал в Москве первую в России Архитектурную школу, в которой под его руководством учились В.П.Баженов и М.Ф.Казаков.

Петровская эпоха характеризуется  строительством новой столицы - Петербурга (с 1703 г.), для чего были приглашены иноземные зодчие Трезини, Растрелли. Новая столица была задумана как регулярный город, с длинными лучевыми проспектами, с городскими ансамблями кварталов и улиц, площадей. Трезини выступил как автор жилых зданий трех категорий: для "именитых" граждан - каменных, для "зажиточных" и "простых" людей - мазанковых. Общественные сооружения Трезини отличались простотой стиля – здание Двенадцати коллегий (ныне Университет). Самым значительным сооружением был Петропавловский Собор Петропавловской крепости. В числе общественных зданий выделялись Гостиный двор, Биржа, Адмиралтейство. Одновременно с Петербургом строились загородные дворцы со знаменитыми парковыми ансамблями - Петергоф и др.  
Огромным вкладом в стиль русского барокко была деятельность отца и сына Растрелли. Отец (итальянский скульптор) участвовал в декоративном оформлении Петергофа. Сын (уже русский архитектор) был автором Смольного монастыря и Зимнего дворца в Петербурге, Большого Дворца в Петергофе, Екатерининского дворца в Царском Селе и др. На смену русскому барокко в зодчестве в 60-е годы пришел русский классицизм, который достиг своего расцвета в начале XIX в. Представителями классицизма в России стали архитекторы В.П. Баженов, М.Ф.Казаков и И. Е. Старов.

Баженов и Казаков работали в Москве и Петербурге - дворцово-парковый ансамбль в Царицыно, Сенат в Московском Кремле, Дворянское Собрание с великолепным Колонным залом, Михайловский замок. Старов - автор Троицкого собора Александро-Невской  лавры Таврического дворца - памятника  победы в русско-турецкой войне. Главная  ценность классицизма - ансамбль, организация  ансамбля: строгая симметрия, прямые линии, прямые ряды колонн. Яркий пример - Дворцовая площадь архитектора  К.И.Росси. Сохранившиеся здания XVIII в. и сегодня являются не только украшением русских городов, но и шедеврами мирового значения.

В изобразительном искусстве - это время расцвета портретной живописи. Наиболее известные художники петровского времени - Андрей Матвеев (1701-1739 гг.) и Иван Никитин (1690-1742 гг.) – основоположники русской светской живописи. К концу 20-х годов наметился перелом к придворному направлению живописи. Лучшие портретисты XVIII в. – А.П. Антропов, Ф.С. Рокотов, Д.Т. Левицкий, В.Л. Боровиковский. Классическое направление в скульптуре представляли Федор Шубин, Михаил Козловский. В конце XVIII в. формируется одна из богатейших художественных коллекций мира - Эрмитаж. В его основе лежит частное собрание картин Екатерины.

В общем пути исторического развития русского искусства XVIII века выделяются три основных периода:

─ первая четверть века, связанная с реформами Петра;

─ эпоха 30-60-х годов, ознаменовавшаяся дальнейшим ростом национальной культуры, крупными достижениями в области науки, литературы, искусства и вместе с тем усилением сословного гнета;

─ последняя треть столетия (начиная с середины 60-х годов), отмеченная большими общественными сдвигами, обострением социальных противоречий, заметной демократизацией русской культуры и ростом русского просветительства.

 

2. Петровские реформы способствовали экономическому и политическому подъему государства. Намного продвинулось просвещение, что оказало большое влияние на дальнейшее развитие культуры.

С 1 января 1700 г. было введено новое летоисчисление - от Рождества Христова. В 1719 г. был создан первый естественно-исторический музей в России - Кунсткамера.

При Петре 1 образование стало государственной  политикой, поскольку для осуществления  реформ нужны были образованные люди. При Петре 1 открывались общие  и специальные школы, были подготовлены условия для основания Академии Наук.

На грани XIX века в России числилось 550 учебных заведений и 62 тысячи учащихся. Эти цифры показывают подъем грамотности в России и вместе с тем ее отставание по сравнению с Западной Европой: в Англии в конце XVIII в. насчитывалось в одних только воскресных школах более 250 тыс. учащихся, а во Франции количество начальных школ в 1794 г. доходило до 8 тыс. В России же в среднем училось лишь два человека из тысячи.

Социальный состав учащихся в общеобразовательных  школах был чрезвычайно пестрым. В народных училищах преобладали  дети мастеровых, крестьян, ремесленников, солдат, матросов и т.д. Неодинаков был  и возрастной состав учащихся —  в одних и тех же классах  обучались и малыши и 22-летние мужчины.

Общераспространенными учебниками в  училищах были азбука, книга Ф. Прокоповича  “Первое учение отрокам”, “Арифметика” Л. Ф. Магницкого и “Грамматика” М. Смотрицкого, часослов и псалтырь. Обязательных учебных программ не было, срок обучения колебался от трех до пяти лет. Прошедшие курс учения умели читать, писать, знали начальные сведения из арифметики и геометрии.

Немалую роль в развитии просвещения  в России сыграли так называемые солдатские школы — общеобразовательные  училища для солдатских детей, преемники  и продолжатели цифирных школ петровского  времени. Это — наиболее рано возникшая, самая демократическая по составу  начальная школа того времени, обучавшая  не только чтению, письму, арифметике, но и геометрии, фортификации, артиллерии. Не случайно во второй половине XVIII в. отставной  солдат наряду с дьячком становится учителем грамоты и в деревне, и в городе — вспомним отставного сержанта Цыфиркина, честного и бескорыстного, тщетно пытавшегося обучить Митрофанушку “цыфирной мудрости”. Солдатские дети составляли основную массу студентов Московского и Петербургского университетов. К типу солдатских принадлежали также национальные военные школы, открытые во второй половине XVIII в. на Северном Кавказе (Кизлярская, Моздокская и Екатериноградская).

Второй тип школ в России XVIII в. — это закрытые дворянские учебные  заведения: частные пансионы, шляхетские корпуса, институты благородных  девиц и т.д., всего более 60 учебных  заведений, где обучалось около 4,5 тыс. дворянских детей. Хотя в шляхетских корпусах (Сухопутном, Морском, Артиллерийской, Инженерном) готовили главным образом  офицеров для армии и флота, они  давали широкое по тому времени общее  образование. В них учились первые русские актеры братья Волковы и  драматург Сумароков; ученики участвовали  в спектаклях придворного театра. Сословными учебными заведениями были и благородные пансионы — частные  и государственные: Смольный институт благородных девиц, Благородный  пансион при Московском университете и т.д. Из них выходили хорошо образованные дворяне, воспринявшие идеологию своего класса. Эти учебные заведения  пользовались наибольшей финансовой поддержкой правительства: на один Смольный институт отпускалось 100 тыс. руб. в год, в то время как на все народные школы  давалось по 10 тыс. руб. на губернию, да и эти деньги шли не только на народное образование, но и на нужды  “общественного призрения” — больницы, богадельни и пр.

К третьему типу учебных заведений  относятся духовные семинарии и  школы. Их насчитывалось 66, в них  обучалось 20 393 человека (имеются в  виду только православные школы). Это были также сословные школы, предназначаемые для детей духовенства; разночинцев в них, как правило, не принимали. Главной задачей этих школ была подготовка преданных церкви и царю священников, но воспитанники семинарий получали и общее образование и нередко становились проводниками грамотности в своих приходах. Небольшое количество (около двух десятков) специальных школ (горные, медицинские, штурманские, межевые, коммерческие и др.), а также основанная в 1757 г. Академия художеств, представляли четвертый тип учебных заведений. Хотя в них училось всего около 1,5 тыс. человек, они играли важную роль в подготовке специалистов, в которых Россия тогда особенно нуждалась.

Наконец, подготовка специалистов велась и через университеты — Академический, учрежденный в 1725 г. при Академии наук и существовавший до 1765 г., Московский, основанный в 1755 г. по почину Ломоносова, и Виленский, который формально  был открыт лишь в 1803 г., но фактически действовал как университет с 80-х  годов XVIII в. Студенты философского, юридического и медицинского факультетов Московского  университета, помимо наук по своей  специальности, изучали также латынь, иностранные языки и русскую  словесность.

Московский университет был  крупным культурным центром. Он издавал газету “Московские ведомости”, имел собственную типографию; при нем работали различные литературные и научные общества. Из стен университета вышли Д. И. Фонвизин, позднее А. С. Грибоедов, П. Я. Чаадаев, будущие декабристы Н. И. Тургенев, И. Д. Якушкин, А. Г. Каховский.

Необходимо трезво оценивать результаты развития просвещения в России в XVIII в. Дворянская Россия имела Академию наук, университет, гимназии и другие учебные заведения, а крестьянский и мастеровой люд страны в массе  оставался неграмотным. Школьная реформа 1786 г., так широко афишированная правительством Екатерины II, была народной только по имени, а на деле носила сугубо классовый  характер. Нельзя забывать, что идеи “Просвещения” были “девизом царизма  в Европе”. Однако гений народа смог проявиться не благодаря политике “просвещенного абсолютизма”, а вопреки ей.

Предшествовавшее развитие русского общества подготовило великие достижения XVIII в., когда русская наука, освобождаясь от пут средневековья, переживала своеобразное Возрождение. Ф. Энгельс характеризовал Возрождение как эпоху, “которая нуждалась в титанах и которая  породила титанов по силе мысли, страсти  и характеру, по многосторонности и  учености”.  Русская наука XVIII в. тоже нуждалась в таких титанах, и не случайно именно в Российской академии прославили свои имена открытиями мирового значения физик и химик  Ломоносов, математики Эйлер и Бернулли.

Информация о работе Культура России в XVIII веке