Культура России первой половины XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 13:05, контрольная работа

Краткое описание

Начало XIX века — время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Самодержавно-крепостнический строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития культуры России. Общая тенденция этого периода – растущая демократизация культуры, охват просвещением все более широких слоев народа.

Содержание

Введение
1. Факторы развития культуры в России.
2. Литература и живопись.
3. Драматургия
4. Развитие музыкальной культуры.
5. Просвещение
6. Наука
7. Архитектура
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

история 19 век.docx оконч.docx

— 3.54 Мб (Скачать файл)

Развитие русской драматургии предопределили пушкинский «Борис Годунов» и гениальная комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума», Грибоедов был первым автором, для которого условность сцены не стала препятствием при обращении к живому разговорному русскому языку. Не случайно «Горе от ума», по выражению Пушкина, разошлось на пословицы.

Реалистическая  проза и драматургия были представлены в творчестве Н. В. Гоголя, который  придал русскому реализму резко выраженную критическую направленность. В комедии  «Ревизор» он зло высмеивал порочность, невежество и продажность бюрократии. Его «Мертвые души» были и лирической поэмой, и сатирой на николаевскую Россию, он достиг совершенства в типизации  художественных образов. Поэма вызвала  большую литературную и общественную полемику, карикатурное изображение  русской действительности — отчаянную  критику. «Многие помещики считают  вас своим смертельным, личным врагом», — писал Гоголю С. Т. Аксаков.

В 1840-е гг. русская литература ответила на запросы  времени, обратившись к реалистическому  изображению жизни крепостной деревни, провозглашая гуманистические и  антикрепостнические идеи. Окончательно утвердилась натуральная школа, лучшими представителями которой  были Д. В. Григорович, И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, И. А. Гончаров. Гоголевская тема «маленького человека» получила развитие в ранних произведениях Ф. М. Достоевского.

Русская поэзия и проза первой половины XIX в. была беспредельно многообразной — от философско-романтической лирики Ф. И. Тютчева до грустных песен А. В. Кольцова. Главной тенденцией дореформенной  литературы было утверждение реализма.

В области изобразительного искусства, в начале века ведущие позиции сохраняла Императорская академия художеств, где было правильно поставлено обучение художников и создана система их профессионального совершенствования. В Академии поддерживались идеи классицизма, прогрессивные для предыдущего века с его требованиями идеальной правильности рисунка и строгой гармонии композиции. На стыке 1810—1820-х гг. академическая эстетика, достигнув вершины в библейско-мифологической тематике, абсолютизировав каноны античного искусства, вынужденно уступала веяниям нового века. Выдающуюся роль в развитии русской живописи сыграл К. П. Брюллов. Чистый представитель традиций академической живописи, автор изысканных парадных портретов, в главном своем произведении «Последний день Помпеи», над которым он работал в начале 1830-х гг., нашел не только новые выразительные средства, но и впервые в русской живописи показал трагическую судьбу не отдельной личности, но народа. Н. В. Гоголь дал творчеству художника исторически верное определение: «Он принадлежит совершенно вкусу нашего времени, который вообще выбирает сильные кризисы, чувствуемые целой массой».

Особенно  поразили современников полотна  К.П. Брюлова "Последний день Помпеи" и А.А. Иванова "Явление Христа народу". Религиозно-нравственные искания А. А. Иванова претворились в его огромном произведении «Явление Христа народу», где типичные для академической живописи евангельские мотивы обрели мощь и выразительность. Над картиной художник работал более 20 лет, ища художественные средства передачи пути личности к духовному прозрению. «Мы живем в эпоху приготовления для человечества лучшей жизни», — считал художник. Полотно попало в Россию накануне крестьянской реформы 1861 г. и было воспринято обществом как призыв к свободе. «Гениальной и самой народной русской картиной» назвал его И. Е. Репин, а И. Н. Крамской писал, что «Явление Христа народу» укажет многим из молодого поколения их назначение».

Своего рода вехой на пути развития русской живописи XIX в. стало  творчество П. А. Федотова. Его работы находились в прямой связи с сатирическими  произведениями Н. В. Гоголя и писателей  натуральной школы. Жанровая живопись была для художника не просто средством  передать трагикомедию городской повседневности, но давала возможность постановки больших  социальных проблем. Первая выставленная им в 1848 г. на академической выставке картина «Свежий кавалер», изображавшая чиновника, чванившегося только что  полученным орденом, который выглядел злой пародией на грязном халате, накинутом  подобно античной тоге, произвела  сильное впечатление на прославленного к тому времени Брюллова: «Поздравляю  вас, вы победили меня».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ДРАМАТУРГИЯ

Русская сцена. В начале XIX в. еще сохраняли свое значение домашние театры богатых вельмож. Только в Москве их было около 20. Наиболее известны были театры гр. Н. П. Шереметева в Кускове и Останкине, гр. С. П. Апраксина на Знаменке, кн. Н. П. Юсупова  в Харитоньевском переулке. Однако постепенно закрытые крепостные театры пришли в упадок и под влиянием растущего общественного интереса уступили место открытому общедоступному театру. В провинции получила развитие частная антреприза. К 1820-м гг. не только в столицах, но и во многих губернских городах существовали постоянные театральные коллективы. Наиболее известны были театры Г. В. Гладкова в Пензе, П. В. Есипова в Казани. В роли антрепренеров  выступали помещики, они комплектовали  труппы из собственных и приглашенных крепостных актеров. Расширение числа участников театрального действа и зрителей играло важную роль культурной жизни городского населения.

Однако театральная  культура первой половины XIX в. в первую очередь была связана с деятельностью  императорских театров. Они определяли репертуарную политику, формировали  вкусы публики. В Петербурге это  были Александрийский и Мариинский театры, где долгое время господствовали каноны классицизма. На петербургской  сцене блистали классические трагические  актеры В. А. Каратыгин и Е. С. Семенова. В Москве спектакли шли в Большом  театре и в открывшемся в 1825 г. Малом. По признанию современников, спектакли Малого театра значили  для москвичей больше, чем университетские  лекции, — они просвещали и воспитывали.

К реалистическому  исполнению стремились многие актеры начала XIX в.: блестящий С. Н. Сандунов, исполнитель роли мольеровского  Скапена; поборник «мещанской драмы» В. П. Померанцев; знаменитая трагическая  актриса Е. С. Семенова и ее партнер  А. С. Яковлев, создавший великолепного  Карла Моора из «Разбойников»  И. Ф. Шиллера.

Славой русской  сцены стали П. С. Мочалов, занятый  в романтическом репертуаре, и  М. С. Щепкин, с именем которого связано  становление реализма на русской  сцене. Романтические, сильные образы Мочалова вызывали полемические дискуссии  на страницах журналов 1830-х гг., в  ходе которых его игра сравнивалась с игрой другого выдающегося  актера начала XIX в… трагика В. А. Каратыгина, которого Белинский упрекал в  том, что у него все «подделано, придумано, изыскано и получено прилежным  изучением». Петербургская актерская  школа, представителем которой был  Каратыгин, постоянно сравнивалась с московской, которую наряду с  Мочаловым олицетворял Щепкин. Гениальный актер Малого театра, он, по выражению  Герцена, «создал правду на русской  сцене». Кредо Щепкина — идейность  театрального искусства — побуждало  его ставить перед зрителями  актуальные жизненные проблемы. Созданные  им образы Фамусова («Горе от ума») и  Городничего («Ревизор») стали шедеврами  театрального искусства.

 

 

 

 

 

 

4. РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ  КУЛЬТУРЫ

Тенденции перехода от сентиментализма к романтизму и реализму, характерные для всего  искусства первой половины XIX в., проявлялись  и в русской музыке. Недосягаемые образцы романтического балета были даны в постановках Ш. Дидло. В  императорских театрах ставились  балеты на музыку К. А. Кавоса, А. А. Алябьева, романтические оперы А. Н. Верстовского. Его опера «Аскольдова могила»  выражала характерное для романтизма обращение к историческим сюжетам  и эпосу, в котором зафиксированы  народные представления о своем  прошлом. Под влиянием сентиментализма  в начале XIX в. создавалась уникальная школа русского романса, часто корнями  уходившего в народное песенное творчество. Необычайная популярность романсов Алябьева («Соловей»), А. Е. Варламова («Красный сарафан»), А. Л. Гурилева («Матушка-голубушка») была вызвана глубокой связью с песенным народным творчеством. Традиции русского романса, заложенные Алябьевым, Варламовым и другими, были продолжены А. С. Даргомыжским. Опера Даргомыжского «Русалка»  стала музыкальной интерпретацией темы «маленького человека».

Создание  национальной русской музыки связано  с именем М. И. Глинки, опера которого «Иван Сусанин» (в последующей  редакции «Жизнь за царя») заложила основы народной музыкальной драмы и  стала событием культурной жизни  страны. Он, по словам ценителя музыки В. Ф. Одоевского, возвысил «народный  напев до трагедии». Творчество Глинки поражало современников разнообразием  музыкальных форм, им была написана сказочно-эпическая опера «Руслан  и Людмила», оркестровые сочинения, вокальные циклы. Он стал первым русским  музыкальным классиком, его творчество получило европейское признание.

 

В середине XIX в.,  наблюдается  ярчайшие взлеты музыкальной культуры России, причем музыка и литература находятся во взаимодействии, что  обогащает, тешили иные художественные образы. Если, например, Пушкин в своей  поэме «Руслан и Людмила» дал  органическое решение идеи национального  патриотизма, найдя для ее воплощения соответствующие национальные формы. То   Глинка  пошел по иному  пути — при помощи колоссального  картинного «разбухания» его опера  вырастает изнутри до многонациональной  музыкальной эпопеи. Ее герои из патриархальной Руси попадают в мир Востока, их судьбы сплетаются с магией северного мудреца Финна. Здесь пушкинский сюжет переосмысливается в сюжет драмы, опера Глинки — прекрасный пример воплощения той гармонии равнодействующих сил, которая фиксируется в сознании музыкантов как «русланово» начало, т.е. романтическое начало. Значительное влияние на развитие музыкальной культуры России прошлого века оказало творчество Гоголя, неразрывно связанное с проблемой народности. Гоголевские сюжеты легли в основу опер «Майская ночь» и «Ночь перед Рождеством» Н. Римского-Корсакова, «Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского, «Кузнец Вакула» («Черевички») П. Чайковского и т.д. Римский-Корсаков создал целый «сказочный» мир опер: от «Майской ночи», «Снегурочки» до «Садко». Расцвету русской музыкальной культуры способствовало творчество П. Чайковского, написавшего немало прекрасных произведений и внесшего новое в эту область. Так, экспериментальный характер носила его опера «Евгений Онегин», предупредительно названная им не оперой, а «лирическими сценами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. ПРОСВЯЩЕНИЕ

Дореформенная культура носила сословный характер. Крестьянство, составлявшее огромное большинство населения России, сохраняло  верность традиционной культуре, содержание которой складывалось веками и было связано с повседневным бытом  крестьянина, с его верованиями  и обрядами, с навыками хозяйственной  деятельности. Народная культура находила свое выражение в фольклоре, деревянном зодчестве, в традиционных народных промыслах, произведения которых нередко  были подлинными шедеврами.

На народную культуру первой половины XIX в. накладывало  отпечаток быстро растущее отходничество, когда массы крестьян перемещались в города, перенимали новые для  сельской среды привычки, вкусы и  внешний облик и переносили их в деревню. Очень медленно, нередко  благодаря возвращавшимся на родину отставным солдатам, в деревню  стала проникать грамотность. В  деревне стали появляться фабричные  изделия, прежде всего ткани и  мелкая домашняя утварь, традиционная мебель в богатых селах менялась на городскую, изменялись прически, головные уборы — так, в предреформенное  время из обихода быстро исчезли  тяжелые кички и кокошники, сменившиеся  платками и косынками. В зажиточных крестьянских семьях мужчины стали  носить одежду, приближенную к городской: «рубашку красную навыпуск, плисовые штаны, сапоги козловые, тонкого светло-синего сукна кафтан». В сельских домах  стали появляться зеркала и лубочные картинки, женщины из зажиточных и  среднего достатка семей приобретали  привычку к покупным румянам, белилам, краскам для волос, душистому  мылу, городским тканям. В селе распространился  чай, вытеснивший традиционные напитки  — взвары, сбитни. Постепенно менялся внешний облик купцов и мещан. Если мещане продолжали носить кафтаны из цветного сукна, то купцы со второй четверти XIX в. стали предпочитать кафтанам длиннополые сюртуки. Облик купца дополняли «русские сапоги» с высокими голенищами. Смелым нововведением казались попытки молодых купцов, часто имевших богатый опыт общения с иностранными партнерами, носить галстук и стричь бороду. Городские женщины купеческого сословия решительно сменили традиционные русские головные уборы на шляпки. Внутреннее убранство городского русского жилища стало дополняться персидскими коврами разного качества, картинами, зеркалами. Перемены в купеческом и мещанском быту несколько нивелировали бытовые и сословные различия, усредняли вкусы городского обывателя, создавая тем самым предпосылки для возникновения единой городской культуры.

Рост градостроительства, оживление торговли и промышленности в первые десятилетия XIX в. стимулировали  дальнейшее развитие народного декоративного  искусства, в частности декоративную резьбу по дереву и камню. И в городах, и в деревнях получила широкое  распространение богатая и разнообразная  резная отделка фасадов жилых  домов. Благодаря внедрению в  обиход токарного станка стала более  совершенной традиционная обработка  деревянной домашней утвари, многие образцы  которой представляли собой истинные произведения искусства. Совершенствовалась роспись по дереву, прежде характерная  для северных — архангельских  и вологодских — кустарей, а  в первой половине XIX в. перешедшая к  нижегородским, костромским, ярославским  мастерам, усложнявшим орнамент. Деревянная скульптура малых форм, изображавшая, часто сатирически, представителей разных сословий общества, стала отличительным промыслом подмосковного села Богородское. Тематически близкими богородским куклам стали статуэтки из фарфора, фаянса, терракоты, наиболее известными производителями которых были подмосковные мастера из села Гжель, достигшие совершенства в тонкости отделки и многоцветной росписи тонкой майолики. Широко прославились близкие к народным промыслам чугунное литье Каслинского завода, резьба по камню уральской Екатеринбургской, алтайской Колыванской, Петергофской гранильных фабрик.

Дворянская  культура была городской и усадебной. В городах были сосредоточены  редкие учреждения культуры — театры, музеи, художественные коллекции, библиотеки; в них находились типографии, где  издавались книги, журналы и альманахи; размещались университеты, специальные  высшие учебные заведения и гимназии. Принципиально новым явлением городской жизни с начала XIX в. стала быстро расширявшаяся розничная торговля, совершенно изменившая облик городских улиц, Так, в Москве после войны с Наполеоном множились магазины на Кузнецком мосту, Петровке, Неглинной, Появлялись огромные крытые пассажи. Улицы застраивались продовольственными магазинами, ларьками, зеленными лавками, а также кофейнями и трактирами. Повседневная городская жизнь все больше приобретала характер публичности, некоторые трактиры и кофейни превращались в своеобразные клубы по интересам.

Городская «чистая» публика была главным потребителем печатной продукции, она посещала театры, и на нее были рассчитаны повсеместно  организуемые гулянья и праздничные  торжества. Явлением городской дворянской культуры были литературно-музыкальные  салоны. Наиболее известными и оставившими  яркий след в русской культуре были салоны 3. А. Волконской и А. О. Смирновой-Россет. Там в свободном общении избранная  публика обсуждала политические и светские новости, перед ней  выступали приглашенные в Россию европейские знаменитости.

Информация о работе Культура России первой половины XIX века