Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 13:05, контрольная работа
Начало XIX века — время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Самодержавно-крепостнический строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития культуры России. Общая тенденция этого периода – растущая демократизация культуры, охват просвещением все более широких слоев народа.
Введение
1. Факторы развития культуры в России.
2. Литература и живопись.
3. Драматургия
4. Развитие музыкальной культуры.
5. Просвещение
6. Наука
7. Архитектура
Заключение
Библиографический список
Дворянские гнезда в интеллектуально-культурном отношении переживали эпоху расцвета. Для многих представителей дворянства усадьба была естественной средой обитания, деревенская жизнь располагала к досугу, который они занимали чтением, домашними спектаклями, иногда художественным творчеством или научными исследованиями. Установившаяся регулярность почтовых сообщений делала частные письма не только незаменимым источником информации, но и явлением культуры. Получение и чтение письма составляло событие в провинциальной жизни, что не раз было описано в классической русской литературе, например в гоголевском «Ревизоре».
Грамотность в крепостной России оставалась почти исключительно уделом привилегированных сословий — дворянства и духовенства, она была необходима чиновникам, офицерам, купцам и предпринимателям. В первой половине XIX в. в России было 3–4 % грамотных. У женщин уровень грамотности был существенно ниже. Если в дворянских семьях девочек стало принято учить наравне с мальчиками, то среди духовенства и особенно среди купечества грамотная женщина смотрелась «белой вороной». Постоянны были сетования на безграмотность сельского духовенства, на невозможность найти приказчиков и лавочных сидельцев, умеющих вести простые амбарные книги. С воцарением Александра I под воздействием общеевропейских политических и культурных процессов и благодаря целенаправленным усилиям правительства положение стало быстро меняться. В. Г. Белинский утверждал, что если к началу века к европейскому просвещению и образованности было причастно лишь высшее дворянство, то в первой четверти XIX в. — уже более многочисленное среднее дворянство, а в 1830—1840-е гг. «просвещение и образованность заметно распространились не только между средним сословием, но и между низшими классами; теперь не редкость образованные и даже просвещенные люди из купеческого и мещанского сословия».
В начале XIX в. была создана
единая система народного образования,
которая предусматривала
Высшее образование было доступно немногим, и это обстоятельство во многом определяло общий культурный уровень эпохи. В начале века в стране средоточием университетского образования был Московский университет. Благодаря целенаправленным усилиям Александра I и его «молодых друзей» были открыты Казанский и Харьковский, преобразованы Дерптский и Виленский университеты. В 1819 г. на базе Главного педагогического института был открыт Петербургский университет. Близкими к университетам по учебным планам были лицеи — Царскосельский, Демидовский (Ярославль), Нежинский, Ришельевский (Одесса). Воспитанниками лицеев были А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. М. Горчаков. Серьезное внимание стало обращаться на повышение уровня военного образования, которое сохраняло кастово-сословную направленность.
Университеты
были более демократичны. В 1830-е гг.,
по свидетельству современника, в
Московском университете не редкостью
было, что «модный изящный сюртук
или полуфрак безразлично усаживался
с фризовой шинелью или выцвелым
демикотоновым сюртуком или казакином».
Росло число выпускников
С началом XIX
в. стали возникать возможности
для женского образования. Кроме
закрытых институтов благородных девиц,
предназначавшихся для девочек
из дворянского и духовного
Проникновение капиталистических отношений в экономику усилило потребность в образованных людях. Существенное влияние на искусство оказала Отечественная война 1812 г. Социально-экономическое развитие русского общества в первой половине XIX в. настоятельно требовало коренных изменений в области народного просвещения. В 1802 г. создано Министерство Народного просвещения, в 1804 принят Устав учебных заведений. То есть в годы царствования Александра I была создана система образования. Дети недворянского происхождения получали начальное образование в приходских училищах. Для детей дворян и чиновников создавались гимназии, они давали право поступления в университет.
В начале XIX в. уровень образованности общества был невысок. Поэтому просвещение было признано важнейшим направлением государственной политики.
6. НАУКА
В первой
половине XIX в. русская наука достигла
значительных успехов. Успешно
изучалась русская история.
Значительных
успехов добились русские
В первой
половине XIX в. русские моряки
совершили около 40 кругосветных
путешествий, начало которым
Созданы
подробные карты Империи.
В 1839г.
благодаря усилиям В.Я.Струве
открылась знаменитая
Мировую
известность получили работы
отечественных математиков: В.
Успешно
работали в области
Русские
медики начали использовать
Значительными
были достижения и в области
техники. Ее развитие
7. АРХИТЕКТУРА
Первая половина XIX в. в архитектуре стала временем расцвета классицизма. Характерная черта - создание крупных ансамблей. Это особенно проявилось в Петербурге. Архитектора К.И. Росси (здание Генерального штаба) и А.А. Монферран (Александровская колонна) было завершено оформление Дворцовой площади. Здание Сената и Синода (К.И. Росси), Исаакиевского собора (А.А. Монферран) составили ансамбль Сенатской площади. А.Н. Воронихиным был возведен Казанский собор, А.Д. Захаровым - здание Адмиралтейства. В Москве работали О.И. Бове (ансамбль Театральной площади, здание Манежа), Д.И. Жилярда (перестройка здания Московского университета). Облик городов менялся с ростом их хозяйственного или политического значения. Так, с переносом в 1817 г. Макарьевской ярмарки в Нижний Новгород там был воздвигнут огромный Гостиный двор из 60 корпусов; Троицкий собор в Симбирске и Казанский университет ни в чем не уступали столичным зданиям; бурно развивались города Предкавказья — Ставрополь, Пятигорск, Екатеринодар. Тесным образом с идеями имперского величия была связана монументальная скульптура, которая была ориентирована на традиции классицизма. В 1818 г. по проекту И. П. Мартоса на Красной площади в Москве был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому. Героизации Отечественной войны 1812 г. служили созданные Б. И. Орловским памятники Кутузову и Барклаю де Толли, поставленные перед Казанским собором.
Заключение
Золотой век российской культуры. Первая половина XIX в. была временем расцвета дворянской культуры, ее подлинным золотым веком. Она продолжала традиции российской имперской культуры и удовлетворяла потребностям всего дворянского общества, для которого знание русского языка было непременным условием социальной идентификации и успешной карьеры. Вместе с тем именно в этот период российская культура превращается в русскую, что связано с ростом национального самосознания и начавшейся демократизацией общества. Падение крепостного права и последующие реформы открыли новую эпоху в развитии просвещения, и науки в России.
Развиваясь
в рамках единой европейской культуры,
следуя ее лучшим образцам, она достигла
той степени зрелости, которая
вела к рождению шедевров мирового
значения, к появлению гениальных
мастеров, чье творчество и поныне
остается недосягаемым. Процессы, определявшие
развитие дворянской культуры, были тесно
связаны с идейными исканиями
и повседневной жизнью общества дореформенного
времени. Культура золотого века была
элитарной, обращенной к тонкому
слою образованных людей. Творцы культуры
и ее потребители находились в
постоянном и тесном духовном общении,
что многократно усиливало
Список использованной литературы:
1. Маркова А.Н. “Культурологи.
История мировой культуры”.
2. Карпушин В., Карпушина
С. “История мировой культуры”
3. “Мир русской
культуры. Энциклопедический справочник”.
4. “Очерки истории
русской культуры XIXв.” под редакцией
Волынкина Н.М. Москва “
5. Кондаков И.В. “Введение в историю русской культуры” Москва 1998г.
6. “История России”
/В вопросах и ответах/ под
редакцией доктора
Информация о работе Культура России первой половины XIX века