Культура России первой половины XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 13:05, контрольная работа

Краткое описание

Начало XIX века — время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Самодержавно-крепостнический строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития культуры России. Общая тенденция этого периода – растущая демократизация культуры, охват просвещением все более широких слоев народа.

Содержание

Введение
1. Факторы развития культуры в России.
2. Литература и живопись.
3. Драматургия
4. Развитие музыкальной культуры.
5. Просвещение
6. Наука
7. Архитектура
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

история 19 век.docx оконч.docx

— 3.54 Мб (Скачать файл)

Дворянские  гнезда в интеллектуально-культурном отношении переживали эпоху расцвета. Для многих представителей дворянства усадьба была естественной средой обитания, деревенская жизнь располагала  к досугу, который они занимали чтением, домашними спектаклями, иногда художественным творчеством или  научными исследованиями. Установившаяся регулярность почтовых сообщений делала частные письма не только незаменимым  источником информации, но и явлением культуры. Получение и чтение письма составляло событие в провинциальной жизни, что не раз было описано  в классической русской литературе, например в гоголевском «Ревизоре».

Грамотность в крепостной России оставалась почти  исключительно уделом привилегированных  сословий — дворянства и духовенства, она была необходима чиновникам, офицерам, купцам и предпринимателям. В первой половине XIX в. в России было 3–4 % грамотных. У женщин уровень грамотности  был существенно ниже. Если в дворянских семьях девочек стало принято  учить наравне с мальчиками, то среди духовенства и особенно среди купечества грамотная женщина смотрелась «белой вороной». Постоянны были сетования на безграмотность сельского духовенства, на невозможность найти приказчиков и лавочных сидельцев, умеющих вести простые амбарные книги. С воцарением Александра I под воздействием общеевропейских политических и культурных процессов и благодаря целенаправленным усилиям правительства положение стало быстро меняться. В. Г. Белинский утверждал, что если к началу века к европейскому просвещению и образованности было причастно лишь высшее дворянство, то в первой четверти XIX в. — уже более многочисленное среднее дворянство, а в 1830—1840-е гг. «просвещение и образованность заметно распространились не только между средним сословием, но и между низшими классами; теперь не редкость образованные и даже просвещенные люди из купеческого и мещанского сословия».

 

В начале XIX в. была создана  единая система народного образования, которая предусматривала государственное  попечение над начальной, средней  и высшей школой. Возникли первые технические  учебные заведения: Петербургский  практический технологический институт, знаменитое Московское ремесленное  училище.

Высшее образование  было доступно немногим, и это обстоятельство во многом определяло общий культурный уровень эпохи. В начале века в  стране средоточием университетского образования был Московский университет. Благодаря целенаправленным усилиям Александра I и его «молодых друзей» были открыты Казанский и Харьковский, преобразованы Дерптский и Виленский университеты. В 1819 г. на базе Главного педагогического института был открыт Петербургский университет. Близкими к университетам по учебным планам были лицеи — Царскосельский, Демидовский (Ярославль), Нежинский, Ришельевский (Одесса). Воспитанниками лицеев были А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. М. Горчаков. Серьезное внимание стало обращаться на повышение уровня военного образования, которое сохраняло кастово-сословную направленность.

Университеты  были более демократичны. В 1830-е гг., по свидетельству современника, в  Московском университете не редкостью  было, что «модный изящный сюртук или полуфрак безразлично усаживался с фризовой шинелью или выцвелым демикотоновым сюртуком или казакином». Росло число выпускников университетов, а среди них — число разночинцев  с высшим образованием. Возросшая потребность в педагогах и образованных чиновниках привела к тому, что в 1840-х гг. в стране было 20 тыс. учителей, врачей и мелких служащих из разночинцев. Встречались отдельные не просто грамотные, но достаточно хорошо образованные крестьяне.

С началом XIX в. стали возникать возможности  для женского образования. Кроме  закрытых институтов благородных девиц, предназначавшихся для девочек  из дворянского и духовного сословий, открылись училища для «девиц обер-офицерского звания» в Петербурге и Москве, а также для дочерей  гвардейских солдат и матросов Черноморского  флота. Для солдатских дочерей в 1820-х гг. были открыты два училища  в Петербурге, для дочерей матросов — в Севастополе и Николаеве. Росло число частных женских  пансионов и школ, куда был широко открыт доступ для дочерей как  дворян, так и состоятельных разночинцев.

Проникновение капиталистических отношений в  экономику усилило потребность  в образованных людях. Существенное влияние на искусство оказала  Отечественная война 1812 г. Социально-экономическое развитие русского общества в первой половине XIX в. настоятельно требовало коренных изменений в области народного просвещения. В 1802 г. создано Министерство Народного просвещения, в 1804 принят Устав учебных заведений. То есть в годы царствования Александра I была создана система образования. Дети недворянского происхождения получали начальное образование в приходских училищах. Для детей дворян и чиновников создавались гимназии, они давали право поступления в университет.

В начале XIX в. уровень образованности общества был  невысок. Поэтому просвещение было признано важнейшим направлением государственной  политики.

 

 

 

6. НАУКА

 В первой  половине XIX в. русская наука достигла  значительных успехов. Успешно  изучалась русская история. Впервые  образованный читатель получил  обширную, написанную литературным  языком 12-томную "Историю государства  Российского", созданную в 1816-1829 гг. Н.М. Карамзиным. Заметный вклад  в отечественную медиевистику  внес Т.Н. Грановский, лекции которого  в Московском университете имели  большой общественный резонанс.

 Значительных  успехов добились русские филологи, А.X. Востоков стал основателем  русской палеографии, в тесном  содружестве работали русские  и чешские славяноведы. 

 В первой  половине XIX в. русские моряки  совершили около 40 кругосветных  путешествий, начало которым положили  экспедиции И.Ф. Крузенштерна  и Ю.Ф. Лисянского на парусниках "Надежда" и "Нева" (1803-1806). Предпринятая в 1819-1821 гг. Ф.Ф. Беллинсгаузеном  и М.П. Лазаревым экспедиция  к Южному полюсу на шлюпах "Восток" и "Мирный" открыла Антарктиду. Исследуется Сибирь (А.Ф. Миддендорф, 1842-45), Дальний Восток (Г.И. Невельской, 1848-55), Арктика и Аляска, Алтай  (П.А. Чихачев, 1842), Аральское и  Каспийское моря.

 Созданы  подробные карты Империи. Проведено  множество геологических исследований  – Донецкого горного кряжа,  Подмосковного угольного бассейна, Кавказа. Урала, Забайкалья. Составлены  геологические карты европейской  части России. В 1845 г. начало  работать Русское географическое  общество.

 В 1839г.  благодаря усилиям В.Я.Струве  открылась знаменитая образцовая  астрономическая обсерватория в  Пулково (под Петербургом), оборудованная  крупнейшим телескопом.

 Мировую  известность получили работы  отечественных математиков: В.Я.  Буняковского, М.В. Остроградского. Существенным вкладом в развитие  математики было создание Н.И.  Лобачевским так называемой неевклидовой  геометрии. 

 Успешно  работали в области электричества  русские физики. Работы Э.X. Ленца  были посвящены вопросам превращения  тепловой энергии в электрическую,  П.Л. Шиллинг явился создателем  электромагнитного телеграфа (1828-1832). Впоследствии в 1839 г. другой  русский физик Б.С. Якоби соединил  подземным кабелем столицу с  Царским Селом. Якоби также  много и успешно работал над  созданием электрического двигателя,  лодка с таким двигателем прошла  испытание на Неве. В мастерской  Якоби использовалось еще одно  его открытие - гальванопластика, изготавливалась  скульптура, медные барельефы, которыми, в частности, был украшен Исаакиевский  собор в Петербурге.

 Русские  медики начали использовать наркоз  при операциях (Н.И.Пирогов применил  обезболивающие средства и антисептики  в полевых условиях), работали  в области переливания крови  (А.М. Филомафитский).

 Значительными  были достижения и в области  техники. Ее развитие способствовало  промышленному перевороту в России. В 1834 г. на Урале, крепостные  механики отец и сын Е.А.  и М.Е.Черепановы построили одну  из первых в мире железных  дорог, а уже в 1837 г. первые  составы пошли по железной  дороге Петербург - Царское Село. Первые пароходы на Неве появились  в 1815 г., а в 1817-1821 гг. они стали  плавать по Каме и Волге.

7. АРХИТЕКТУРА

Первая половина XIX в. в архитектуре стала временем расцвета классицизма. Характерная  черта - создание крупных ансамблей. Это особенно проявилось в Петербурге. Архитектора К.И. Росси (здание Генерального штаба) и А.А. Монферран (Александровская  колонна) было завершено оформление Дворцовой площади. Здание Сената и  Синода (К.И. Росси), Исаакиевского собора (А.А. Монферран) составили ансамбль Сенатской площади. А.Н. Воронихиным  был возведен Казанский собор, А.Д. Захаровым - здание Адмиралтейства. В  Москве работали О.И. Бове (ансамбль Театральной  площади, здание Манежа), Д.И. Жилярда (перестройка  здания Московского университета). Облик городов менялся с ростом их хозяйственного или политического значения. Так, с переносом в 1817 г. Макарьевской ярмарки в Нижний Новгород там был воздвигнут огромный Гостиный двор из 60 корпусов; Троицкий собор в Симбирске и Казанский университет ни в чем не уступали столичным зданиям; бурно развивались города Предкавказья — Ставрополь, Пятигорск, Екатеринодар. Тесным образом с идеями имперского величия была связана монументальная скульптура, которая была ориентирована на традиции классицизма. В 1818 г. по проекту И. П. Мартоса на Красной площади в Москве был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому. Героизации Отечественной войны 1812 г. служили созданные Б. И. Орловским памятники Кутузову и Барклаю де Толли, поставленные перед Казанским собором.

 

Заключение

Золотой век российской культуры. Первая половина XIX в. была временем расцвета дворянской культуры, ее подлинным  золотым веком. Она продолжала традиции российской имперской культуры и  удовлетворяла потребностям всего  дворянского общества, для которого знание русского языка было непременным  условием социальной идентификации  и успешной карьеры. Вместе с тем  именно в этот период российская культура превращается в русскую, что связано  с ростом национального самосознания и начавшейся демократизацией общества. Падение крепостного права и последующие реформы открыли новую эпоху в развитии просвещения, и науки в России.

Развиваясь  в рамках единой европейской культуры, следуя ее лучшим образцам, она достигла той степени зрелости, которая  вела к рождению шедевров мирового значения, к появлению гениальных мастеров, чье творчество и поныне остается недосягаемым. Процессы, определявшие развитие дворянской культуры, были тесно  связаны с идейными исканиями  и повседневной жизнью общества дореформенного времени. Культура золотого века была элитарной, обращенной к тонкому  слою образованных людей. Творцы культуры и ее потребители находились в  постоянном и тесном духовном общении, что многократно усиливало творческое начало, лежавшее в основе культурного  процесса. Именно этим и объясняется  высочайший взлет культуры золотого века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1.      Маркова А.Н. “Культурологи.  История мировой культуры”. Москва  “Юнити” 1998г.

2.      Карпушин В., Карпушина  С. “История мировой культуры”   “NOTA BENE” 1998г.

3.      “Мир русской  культуры. Энциклопедический справочник”.  Москва 1997г. Санкт-Петербург 1997г. 

4.      “Очерки истории  русской культуры XIXв.” под редакцией  Волынкина Н.М. Москва “Просвещение”.

5.      Кондаков И.В.  “Введение в историю русской  культуры” Москва 1998г.

6.      “История России”  /В вопросах и ответах/ под  редакцией доктора исторический  наук профессора Зырянова Ф.П.  Краснодар 1995г.


Информация о работе Культура России первой половины XIX века