Культура Руси в 10 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 14:56, реферат

Краткое описание

Государственность, классовые отношения, окняжение земли начались еще на уровне племенных союзов, т. е. приблизительно в полутора десятках отдельных центров. Примером может служить племенной союз Вятичей на Оке, где, по данным восточных географов, существовали князья («главы» племен) и верховный князь союза («глава глав»), соответствующий «светлому князю» договора 911 года. Ежегодный объезд подвластных племен и сбор повинностей («приношений») – это уже оформленные узаконенные отношения господства и подчинения, осуществление реальной власти «светлого князя», окруженного конной дружиной в «превосходных кольчугах».

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Языческая культура начала Х века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
2. Русская христианская культура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Список использованных источников и литературы. . . . . . . . . . . . . . .15

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 35.94 Кб (Скачать файл)

Церковь святого Ильи (сближаемого  с Перуном-громовержцем) находилась в торговой части Киева, на Подоле. Важно отметить, что церковь названа  соборной, т. е. главной, что предполагает наличие и других христианских храмов. Кроме крещеных русских, упомянуты  крещеные хазарьг и варяги.

Христианство представляло в то время значительную политическую и 

10

культурную силу в Европе и на Ближнем Востоке. Принадлежность к христианской религии облегчала  торговые связи с Византией, приобщала  к письменности и обширной литературе. К этому времени ряд славянских стран уже принял христианство.

Для наших земель наибольшее значение имела христианизация Болгарии и изобретение славянской письменности Кириллом и Мефодием (середина IX века). К середине Х века в Болгарии создалась уже значительная церковная литература, что облегчало проникновение христианства на Русь. Вполне возможно, что одним из связующих звеньев между Болгарией и Киевской Русью был «остров руссов», земля «дунайцев», нередко находившаяся в политической зависимости от Болгарского царства. Древнейшая русская кириллическая надпись 943 года обнаружена именно там. Второй точкой соприкосновения древних русов с болгарскими культурными центрами был сгусток «русских» пристаней на болгарском побережье Черного моря, между Констанцией и Варной. 

Киевская Русь, спокойно смотревшая на христианские верования, предпочитала равноправные взаимоотношения  с Византией, которые бы определялись взаимной выгодой, равновесием сил  и не налагали на Русь никаких дополнительных обязательств, связанных с неубедительной для нее божественностью императора.

Объявленное Ольгой в 955 году желание креститься в христианскую веру следует расценивать не как  эпизод ее личной жизни, а как политический поединок монархов, возглавлявших две  крупнейшие державы того времени, поединок, в котором каждая сторона стремилась обусловить свою позицию в предстоящей  ситуации. 

В 987г. княжеские дружины  осадой и штурмом взяли греческий  город Корсунь (Херсонис) в Крыму и князь Владимир принял решение, что его

11

дружины не разграбят город, если будет разрешение императора Византии на брак его сестры Анны с киевским властелином. Согласие было получено, но при условии, что князь и  дружина примут Святое крещение, так  как брачный союз между христианкой  и язычником был невозможен. Великий  князь Владимир крестился и по прибытии принцессы Анны со священниками и иконами из Корсуни отправляется домой. Вернувшись в Киев, он разрушил языческие кумирни, идолы были сброшены в Днепр, а киевляне крещены. Эти факты взяты из «Корсунской легенды», входящей в «Повесть временных лет», хотя о достоверности событий и датировке до сих пор продолжаются научные споры.

В данном случае важно то, что в 988 г. князем Владимиром было осуществлено принятие Русью христианства, это стало эпохальным событием в культурном и духовном развитии нашего народа. Последствия крещения Руси велики. Крещение положило начало новой письменной культуре, сменившей традиционную (языческую). Возникла любопытная ситуация двоемирия, заключавшееся в том, что человек получивший «книжную» систему ценностей, уже никогда не возвращался в мир культуры своих предков. Это привело к трагическому столкновению «старого» и «нового».

Последствия приобщения к  православной вере проявили себя во всех сферах культурного бытия. Киевская Русь вступила в активные политические и культурные контакты с христианскими  народами Востока и Запада. Важно  отметить, что культура, пришедшая  вместе с христианством из Византии, прошла быстрый путь от ученичества  до самостоятельного национального  своеобразия. Это будет способствовать будущему формированию исторического  самоопределения Киевской Руси и  обретению ею собственного места  в новом мировом цивилизационном процессе. 

12

С появлением книжности и  новой культуры в Древней Руси зарождается письменность, которая  называлась кириллицей. Поэтому древнерусскими называют все шрифты от возникновения  на Руси письменности до конца XVII –  начала XVIII вв. Считается, что при  создании славянской азбуки братья-миссионеры Кирилл и Мефодий, уроженцы города Солуни (Солоники) в Македонии, использовали древнерусские письмена. Вначале, во второй половине IX в., ими был создан глаголический алфавит (глаголица), а на рубеже IX – X вв. появилась кириллица. Значимость духовного подвига Кирилла заключена в том, что он создал азбуку с четкой графикой букв, положив в основу греческое письмо. Все буквы алфавита были расставлены в определенном порядке, а это привело к их цифровому обозначению, что использовалось на протяжении многих веков. При помощи новой азбуки братья-просветители прежде всего перевели богослужебные книги. Можно привести пример, доказывающий, что новый книжный язык передавал особенности живой речи. Когда были найдены археологами новгородские берестяные грамоты, они-то и подтвердили, что письмо кириллицей было привычно для бытового общения русского средневековья.

Ученые спорят сегодня  и спорили в прошлом веке о  том, позитивно или негативно  сказалось на дальнейшей истории  России заимствование византийской культуры. Некоторые полагают, что  тем самым она навсегда отгородила себя от католического Запада и, как  следствие, отстала в экономическом  развитии. Однако не стоит забывать и о том, что именно Византия дала человечеству христианство как высший религиозный закон и систему  мировоззрения. Таким образом, выбрав православие, Древняя Русь черпала  нравственно-религиозные принципы из первоисточника. 

Византийское наследие означало для России способ приобщения к культуре эллинизма, а через нее – к  истокам культуры латинского Запада,

13

Ближнего Востока и  Древнего Египта. Контакты с Византией  продолжались и в более позднее  время. На протяжении веков культура и образование в России в значительной мере строились по византийскому  образцу. 

Единственный пока памятник русской письменности Х века –  надпись на сосуде, найденном в  Гнездове у Смоленска и относящемся  к первой половине Х века, написана кириллицей и имеет сходство с  эпиграфическими памятниками Болгарии того же времени. В русскую летопись вставлены некоторые известия болгарского  происхождения, а древнейшие месяцесловы  русских святых знают не только греческих  святых, но и Параскеву Пятницу, и Иоанна Рыльского, почитаемых в Болгарии.

Большинство исследователей древнерусской литературы прямо  говорит о переносе болгарской письменности на Русь. Есть все основания предполагать, что русская церковная обрядность Х века опиралась на болгарскую письменность. Во всяком случае, никаких намеков на какую-либо другую письменность в русской церковной практике Х века мы не имеем. 

Заключение.

Во второй половине IX в. на территории Восточной Европы сложилось Древнерусское государство. Это было раннефеодальное государство, производственную основу которого составляло земледелие. Древнерусское государство не было однородным в отношении социально-экономического строя и культуры. В одних районах – в Поднепровье, в Новгородской земле процесс феодализации шел интенсивнее, в других – пережитки патриархально-родовых отношений сохранялись дольше. Это накладывало определенный отпечаток на развитие самобытной культуры Древней Руси. Однако существовали общие тенденции в развитии ее

14

культуры. Они заключались  в тесной связи с культурными  традициями земледельческих скифских, а затем раннеславянских племен, во взаимодействии древнерусской культуры с культурой соседних народов, в  складывании в рамках древнерусского государства единой древнерусской  народности. Высокий уровень культуры, достигнутый в древнерусском  государстве, обусловлен длительным предшествующим процессом развития культуры восточных  славян. Подъем древнерусской культуры заложил прочные основы для развития в дальнейшем единства культуры русского, украинского и белорусского народов. 

Политический строй древнерусского государства сочетал в себе институты  новой феодальной формации и старой, первобытнообщинной. Во главе государства  стоял наследный князь; киевскому  князю подчинялись владетели  других княжеств. Христианство присутствует в русской культуре Х века наподобие  верхнего покрова, только припорошившего древний и многовековой пласт  культуры; основным корневым стержнем, оставалась самобытная мифологическая культура восточных славян. 

 

    Список  используемых источников и литературы:

  1. Гуревич П.С. Культурология. – М.: Знание, 1998. – 336 с. 
  2. Гуревич П. С. Человек и культура – М.: Дрофа, 1998. - С.107-109
  3. Ерасов Б.С.Социальная культурология: В 2-х ч. Ч.1 – М.: АО «Аспект Пресс», 1994. – 384 с.
  4. Рыбаков В.А. Язычество Древней Руси. – М., 1986. – С. 665-710.

 

 

 

15

 

 

 

 


Информация о работе Культура Руси в 10 веке