Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 00:53, контрольная работа
О культуре и быте раннесредневекового населения Северного Кавказа наиболее полное представление дают многочисленные археологические памятники. В настоящее время в приморских районах Дагестана известие более 40 памятников, связанных с оседавшими здесь кочевниками.
Огромную роль в дальнейшем развитии русско-северокавказских контактов во всех сферах - торговоэкономической, культурной, военно-политической - сыграло образование Тмутараканского княжества.
Значительные навыки и знания требовались и при строительстве некоторых видов погребальных памятников - катакомб, гробниц, склепов. Великолепным образцом высокого мастерства художников-камнетесов того времени можно считать древний дольменообразный склеп на р. Кривой в Западной Алании. Он сооружен из девяти тщательно обработанных и точно подогнанных плит, и снаружи уже в эпоху Средневековья сплошь покрыт плоскорельефными изображениями людей, собак, оленей, птиц, крестов и т. д.
О культуре и быте раннесредневекового населения Северного Кавказа наиболее полное представление дают многочисленные археологические памятники. В настоящее время в приморских районах Дагестана известие более 40 памятников, связанных с оседавшими здесь кочевниками.
Своим происхождением культура многочисленных
городищ и поселений Терско-Сулакского
междуречья восходит к местному оседло
земледельческому населению, связанному
с Кавказской Албанией.
В VI-VII вв. начинается проникновение христианства
(из Византии в Грузию). Кроме монастыря Иоанна
Крестителя, находившегося в западной
части Алании, свидетельством первого
проникновения этой "мировой религии"
могут быть крест с греческой надписью
VIII в найденный на Рим-горе близ Кисловодска.
Но ни христианство, ни тем более
зороастризм не могли подавить традиционные,
освященные веками языческие культы, сохранявшие
в условиях архаического быта свое общественное
значение и доминирующую роль.
В VIII-IX вв. происходило дальнейшее распространение
христианства на Северо-Западном Кавказе.
Центром одной из христианских епархий
константинопольского патриарха на рубеже VII-VIII вв. был город Никопсия в Зихии.
Вместе с Боспорской и Херсонесской, эта
епархия называлась "Зихской". В списке
епархий, составленном перед 787 г. Никопсийская
и Себастопольская епархии названы "абхазскими",
что дает повод предполагать переход Никопсии
под власть Абхазского княжества в конце
VIII в.
Архитектура второй половины
I тысячелетия н. э. на территории Северного
Кавказа изучена слабо. Наиболее впечатляющими
являются крепостные стены Хумары, имеющие
толщину от 3 до 5 м, несомненно в древности
считавшиеся высокими и неприступными.
Внешний и внутренний панцири сложены
из больших, тщательно отесанных и подогнанных
песчаниковых блоков на извести, промежуток
между ними забутован (та же строительная
техника применялась и при сооружении
жилых и хозяйственных построек, но с применением
глины вместо извести).
Народы Северного Кавказа боролись
за независимость и против хазар, и против
Арабского халифата. Ослабление этих двух
держав способствовало постепенному освобождению
народов Северного Кавказа, возникновению
здесь своих собственных ранних государственных
образований (Аланского союза, государств
Дагестана) Эти процессы проходили неравномерно
и наиболее интенсивно в тех областях,
которые были больше связаны с древними
цивилизациями Закавказья и Передней
Азии. VI-IX века были периодом дальнейшего развития
культуры народов Северного Кавказа.
Десятый век - первая четверть
XIII в.- один из наиболее интересных периодов
в судьбах народов Северного Кавказа.
Усиливаются экономические, культурные,
военно-политические контакты
народов Северного Кавказа между собой
и с другими народами. Переживает подъем
городская и международная торговля.
Рассматриваемый период начался для
народов Северного Кавказа при благоприятных
внешнеполитических обстоятельствах.
Народы Северовосточного Кавказа еще
в IX в. освободились от гнета Арабского
халифата в конце IX - начале Х в. адыгские
и аланские земли сбросили хазарское
иго Одновременно этот период
характеризуется установлением первых
контактов между Русью и народами Северного
Кавказа - тех связей, которые впоследствии
сыграли огромную роль в истории региона.
Адыги (общее самоназвание предков
современных адыгейцев, кабардинцев, черкесов) занимали
западную часть Северного Кавказа, Прикубанье
и часть Черноморского побережья. В византийских
и русских летописях адыги были известны
под названием "касоги", а у восточных
авторов - "кашаки".
В начале Х в. возросло политическое
значение Алании. Конец продолжавшейся
в течение 200 лет политической зависимости
от хазар и приобретение самостоятельности
способствовали как успехам в области
экономической жизни, так и росту международного
престижа Алании.
История Алании - это не только
история алан - предков современных осетин.
В состав сперва племенного союза, а затем
государства алан входили (и, возможно,
иногда под этим термином скрывались)
отдельные, менее многочисленные группы
вайнахов, возможно тюрок, части адыгов.
Большое значение в истории
русско-северокавказских взаимоотношений
имел и поход 944-945 гг., когда русы овладели
крупнейшим в то время городом Закавказья
Берда (Партавом). Примечательно, что в
последнем походе в военных действиях
на стороне руссов участвовали аланы и
лезгины, что является свидетельством
союза Киевской Руси с этими народами.
Огромную роль в дальнейшем
развитии русско-северокавказских контактов
во всех сферах - торговоэкономической,
культурной, военно-политической - сыграло
образование Тмутараканского княжества.
Значительные навыки и знания
требовались и при строительстве некоторых
видов погребальных памятников - катакомб,
гробниц, склепов. Великолепным образцом
высокого мастерства художников-камнетесов
того времени можно считать древний дольменообразный
склеп на р. Кривой в Западной Алании. Он
сооружен из девяти тщательно обработанных
и точно подогнанных плит, и снаружи уже
в эпоху Средневековья сплошь покрыт плоскорельефными
изображениями людей, собак, оленей, птиц,
крестов и т. д. Каменные плиты с плоскорельефными
изображениями всадников, охотников с
луками, овец и прочих фигур и узоров, а
также надгробные плиты и кресты с выгравированными
на поверхности орнаментальными мотивами
и греческими надписями, относящиеся к
Х- XIII вв. и более позднему времени, найдены
и в других местах Центрального Кавказа
и Прикубанья (Гиляч, Теберда, Рим-Гора,
Малый
Зеленчук, Верхний Чегем, Безенги,
р. Баксан и др.).
Со строительством связаны также кубачинские
каменные рельефы с изображением различных бытовых или военных
сцен, покрыты эпиграфическим и растительным
орнаментом.
Некоторые сосуды покрывались темно-серым,
черным и красным лощением, иногда до зеркального
блеска. Поверхность многих из них орнаментировалась
всевозможными нарезными, желобковыми
рельефными, ногтевидными, точечными узорами
и лощеными полоскам" в виде сетки, прямых
и волнистых линии и т. д.
Вместе с проникновением тюркского этноса
в Предкавказье наблюдается распространение
монументальных каменных статуй.
Замечательными памятниками изобразительного
искусства являются половецкие "каменные бабы"
- монументальные скульптурные изображения
женщин и мужчин из камня, олицетворявшие
умерших предков.
В X-XI вв. крупным очагом христианства
на Кавказе была Тмутаракань, несомненно,
оказывавшая культурно-религиозное влияние на соседние адыгские племена.
Археологическими раскопками на Таманском
городище открыты фундаменты двух христианских
храмов крестообразного и одноапсидного
(датируемого 1023 г.).
В X-XII вв. христианство, проникшее из Византии
при посредств( Грузии, получило широкое
распространение в Алании. В начале Х в.
в связи с пропагандой этой религии Константинополь
организую Аланскую митрополию и разворачивает
в верховьях Кубани широкое церковное
строительство. В ущелье р. Большой Зеленчук
сооружается кафедрал Аланской епархии
- северный Зеленчукский храм.
Христианское влияние в Дагестане
прослеживается весьма отчетливо по многочисленным
данным. Значительное число христианских
могильников VIII-X вв. в Аварии (близ сел Урада, Тидиб, Хупзах
Галла,. Тинди, Кванада, Ругуджа) - захоронения
более двух десятков христиан - свидетельствует
о количестве христианского населения
и несомненно, об успехах политики христианизации.
В рассматриваемое время все
большую роль во всех областях жизни народов
Северного Кавказа начинает играть ислам.
Первые шаги этой религии на Кавказе относятся
к VII-VIII вв. и связаны с арабскими завоеваниями.
Процесс проникновения ислама
в Дагестан затянулся примерно на 900 лет.
В X-XII вв. территория Юго-Восточного Дагестана
постепенно входила уже в число "мусульманских
государств". Надписи повествуют о строительстве
мечетей и других культовых сооружений.
Проповедниками ислама выступали
в X-XII вв. не только арабы в многочисленные
"гази" ("воители за веру") из
разных стран, но и мусульманское население
Дербента. В укреплении позиций ислама
в XI-XII вв. в ряде районов Дагестана важную
роль играли Ширван и Гилян.
В X-XII вв. позиции арабского
языка в Дагестане значительно усилились.
Среди местного населения появились лица,
владеющие арабским, языком и писавшие
на нем. Большое число эпиграфических
памятников XI-XII вв., обнаруженных
в Дагестане, указывает, что
арабский язык имел довольно широкое распространение.
Если первоначально интерес к арабскому
языку был связан с исламом, с чтением
Корана, с мусульманским богослужением,
то вскоре это оказалось недостаточным.
В связи с проникновением богатой литературы
народов Востока на арабском языке по
самым различным отраслям наук интерес
к арабскому языку значительно усилился.
Вместе с арабским языком попадали не
только Коран и кораническая литература,
но и произведения по истории, географии,
астрономии, логике, медицине, по арабской
грамматике и лексикографии.
В X-XII вв. в Дагестан проникла также грузинская
письменность. В настоящее время обнаружено
около двадцати крестов с грузинскими
надписями, некоторые кресты несут двуязычные
надписи (на грузинском и местных языках)
.
Грузинская письменность была распространена
и в горах Чечено-Ингушетии. Грузинские
надписи на камнях и черепицах Тхаба-Ерды
и других храмов, находки рукописных псалтырей
в Тхаба-Ерды и Маги-Ерды позволяют думать,
что христианское богослужение тут проходило
на грузинском языке Как известно, в рассматриваемый
период народы Северного Кавказа своей
письменности не имели. Прямое указание
об этом дает арабский автор конца Х в.
Ибн Ан-Надим: "Кавказские владетели
не имеют собственных письмен".
Изучение истории народов нашей страны,
в частности народов Северного Кавказа
в период татаро-монгольских завоеваний,
свидетельствует об исключительно отрицательной
роли этих завоеваний в судьбах народов.
Источники неопровержимо показывают,
что этот трагический период в истории
народов Азии и Европы являлся вместе
с тем периодом героической борьбы народов
за свою независимость. Эта упорная, часто
стихийная, неорганизованная, но никогда
не прекращавшаяся многовековая борьба
сыграла прогрессивную и в конечном счете
решающую роль для дальнейшего развития
производительных сил и освобождения
завоеванных татаро-монголами территорий.
Города Азербайджана (Ардебиль, Байлакан,
Гянджу и др.) татаро-монголы предали грабежу
и разрушениям. Население городов, оказывавшее
сопротивление завоевателям, беспощадно
истреблялось, а остававшихся в живых
обращали в рабство. Армянский историк
Киракос Гандзакеци, очевидец большинства
этих событий, описывает печальную картину:
"Страна вся была полна трупами умерших,
и не было людей, чтоб похоронить их. Иссякли
слезы на глазах любящих, в страхе перед
нечестивцами никто не осмеливался оплакивать
павших... Как будто мраком был объят весь
свет, и полюбили люди ночь пуще дня. Разграблены
были имущество и богатство, но жадность
их (татар) к вещам не была утолена. Они
рыскали по всем домам и покоям, но там
ничего не осталось... И на такую горькую
долю обрекли они многие народы и племена".
Первый поход татаро-монгольских войск
имел разведывательный характер и не привел
к
установлению господства на
Северном Кавказе.
Такой крупный город, как Дербент, также
сохранил свою независимость вплоть до
1239 г. Именно в Дербенте в 1222 г. нашли убежище
кыпчаки после поражения, нанесенного
им татаро-монголами на Северном Кавказе.
К планомерному завоеванию Северного
Кавказа татаро-монголы приступили одновременно
с завоеванием русских земель.
Лишь осенью 1238 г. возобновились военные
действия на Кавказе. На этот раз татаро-монголы
нанесли удар по аланам, обитавшим в центральной части Северного Кавказа.
Захватчиков должны были привлекать занятые
аланами подступы к оживленным перевальным
дорогам в Закавказье (нынешние Военно-Сухумская,
Военно-Осетинская и Военно-Грузинская
дороги). Кроме того, у татаро-монголов
были старые счеты с аланами, выступавшими
против них еще в 1221-1222 гг.
Четыре года понадобилось татаро-монголам
для завоеванания ключевых позиций в горной
полосе Северного Кавказа.
Проникнув на Черное море и
превратившись в первую торговую державу
в Европе, Генуя развернула энергичную
деятельность за
упрочение своего влияния в
Крыму и приморской зоне Северо-Западного
Кавказа, которые находились под контролем
Золотой Орды. В 1266 г Менгу-хан разрешил
генуэзцам основать на месте небольшого
поселка в Крыму торговую колонию Кафу
(ныне Феодосия); это явилось важной вехой
в процессе колонизации итальянцами Причерноморья.
Чем же торговали генуэзцы на
Северном Кавказе? Главным образои они
ввозили итальянские сукна, бокассины,
букаран (легкая драгоценная ткань), хлопчатобумажные
и бархатные ткани, парчу, ковры, хлопок
сырец, венецианское стекло, мыло, ладан,
клинки сабель с вытесненными на них надписями,
гербами и рисунками), соль, рис горчицу,
имбирь и некоторые утонченные пряности.
Вывозились в основном сушеная и соленая
рыба, лисьи, куньи и прочие меха, хлеб
воск, а также мед, икра, вино, фрукты, дерево
(самшит и иные сорта) кожи и др.
Религия
и религиозные верования. В XIII-XV вв. значительное распространение на
Северном Кавказе получил ислам. В укреплении
и распространении мусульманства значительную
роль сыграли как Золотая Орда, где ислам
утвердился в XIII-XIV вв., так и Тимур. "Война за веру"
против христиан и язычников Северного
Кавказа превратилась в постоянный промысел
так называемых "газиев' (воителей).
Однако господствующей религией ислам
в описываемое время стал лишь в Южном
и в Центральном Дагестане.
В Дагестане и городских центрах
Предкавказья повсеместно строились мечети.
В XIV в. соборная мечеть существовала и
в Пятигорье. Однако в описываемое время
жители ряда районов Северного Кавказа
придерживались христианской религии.
Православные храмы существовали
в Маджарах, Верхнем и Нижнем Джулате,
Матреге, в горах Карачая, Балкарии
Информация о работе Культура и быт раннесредневекового населения Северного Кавказа