Культура и быт раннесредневекового населения Северного Кавказа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 00:53, контрольная работа

Краткое описание

О культуре и быте раннесредневекового населения Северного Кавказа наиболее полное представление дают многочисленные археологические памятники. В настоящее время в приморских районах Дагестана известие более 40 памятников, связанных с оседавшими здесь кочевниками.
Огромную роль в дальнейшем развитии русско-северокавказских контактов во всех сферах - торговоэкономической, культурной, военно-политической - сыграло образование Тмутараканского княжества.
Значительные навыки и знания требовались и при строительстве некоторых видов погребальных памятников - катакомб, гробниц, склепов. Великолепным образцом высокого мастерства художников-камнетесов того времени можно считать древний дольменообразный склеп на р. Кривой в Западной Алании. Он сооружен из девяти тщательно обработанных и точно подогнанных плит, и снаружи уже в эпоху Средневековья сплошь покрыт плоскорельефными изображениями людей, собак, оленей, птиц, крестов и т. д.

Вложенные файлы: 1 файл

О культуре и быте раннесредневекового населения Северного Кавказа наиболее полное представление дают многочисленные археологические па

— 66.00 Кб (Скачать файл)

О культуре и быте раннесредневекового населения Северного Кавказа наиболее полное представление дают многочисленные археологические памятники. В настоящее время в приморских районах Дагестана известие более 40 памятников, связанных с оседавшими здесь кочевниками.

Своим происхождением культура многочисленных городищ и поселений Терско-Сулакского междуречья восходит к местному оседло земледельческому населению, связанному с Кавказской Албанией. 
В VI-VII вв. начинается проникновение христианства (из Византии в Грузию). Кроме монастыря Иоанна Крестителя, находившегося в западной части Алании, свидетельством первого проникновения этой "мировой религии" могут быть крест с греческой надписью VIII в найденный на Рим-горе близ Кисловодска. 
Но ни христианство, ни тем более зороастризм не могли подавить традиционные, освященные веками языческие культы, сохранявшие в условиях  архаического  быта свое  общественное значение и доминирующую роль. 
В VIII-IX вв. происходило дальнейшее распространение христианства на Северо-Западном Кавказе. Центром одной из христианских епархий константинопольского патриарха на рубеже VII-VIII вв. был город Никопсия в Зихии. Вместе с Боспорской и Херсонесской, эта епархия называлась "Зихской". В списке епархий, составленном перед 787 г. Никопсийская и Себастопольская епархии названы "абхазскими", что дает повод предполагать переход Никопсии под власть Абхазского княжества в конце VIII в. 
Архитектура второй половины I тысячелетия н. э. на территории Северного Кавказа изучена слабо. Наиболее впечатляющими являются крепостные стены Хумары, имеющие толщину от 3 до 5 м, несомненно в древности считавшиеся высокими и неприступными. Внешний и внутренний панцири сложены из больших, тщательно отесанных и подогнанных песчаниковых блоков на извести, промежуток между ними забутован (та же строительная техника применялась и при сооружении жилых и хозяйственных построек, но с применением глины вместо извести). 
Народы Северного Кавказа боролись за независимость и против хазар, и против Арабского халифата. Ослабление этих двух держав способствовало постепенному освобождению народов Северного Кавказа,   возникновению   здесь   своих   собственных   ранних государственных образований (Аланского союза, государств Дагестана) Эти процессы проходили неравномерно и наиболее интенсивно в тех областях, которые были больше связаны с древними цивилизациями Закавказья и Передней Азии. VI-IX века были периодом дальнейшего развития культуры народов Северного Кавказа. 
Десятый век - первая четверть XIII в.- один из наиболее интересных периодов в судьбах народов Северного Кавказа. Усиливаются экономические, культурные,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

военно-политические контакты народов Северного Кавказа между собой и с другими народами. Переживает подъем городская и международная торговля. 
Рассматриваемый период начался для народов Северного Кавказа при благоприятных внешнеполитических обстоятельствах. Народы Северовосточного Кавказа еще в IX в. освободились от гнета Арабского халифата в конце IX - начале Х в. адыгские и аланские земли сбросили хазарское   иго   Одновременно   этот   период   характеризуется установлением первых контактов между Русью и народами Северного Кавказа - тех связей, которые впоследствии сыграли огромную роль в истории региона. 
Адыги (общее самоназвание предков современных адыгейцев, кабардинцев, черкесов) занимали западную часть Северного Кавказа, Прикубанье и часть Черноморского побережья. В византийских и русских летописях адыги были известны под названием "касоги", а у восточных авторов - "кашаки". 
В начале Х в. возросло политическое значение Алании. Конец продолжавшейся в течение 200 лет политической зависимости от хазар и приобретение самостоятельности способствовали как успехам в области экономической жизни, так и росту международного престижа Алании. 
История Алании - это не только история алан - предков современных осетин. В состав сперва племенного союза, а затем государства алан входили (и, возможно, иногда под этим термином скрывались) отдельные, менее многочисленные группы вайнахов, возможно тюрок, части адыгов. 
Большое    значение    в    истории    русско-северокавказских взаимоотношений имел и поход 944-945 гг., когда русы овладели крупнейшим в то время городом Закавказья Берда (Партавом). Примечательно, что в последнем походе в военных действиях на стороне руссов участвовали аланы и лезгины, что является свидетельством союза Киевской Руси с этими народами. 
Огромную роль в дальнейшем развитии русско-северокавказских контактов во всех сферах - торговоэкономической, культурной, военно-политической - сыграло образование Тмутараканского княжества. 
Значительные навыки и знания требовались и при строительстве некоторых видов погребальных памятников - катакомб, гробниц, склепов. Великолепным образцом высокого мастерства художников-камнетесов того времени можно считать древний дольменообразный склеп на р. Кривой в Западной Алании. Он сооружен из девяти тщательно обработанных и точно подогнанных плит, и снаружи уже в эпоху Средневековья сплошь покрыт плоскорельефными изображениями людей, собак, оленей, птиц, крестов и т. д.  Каменные плиты с плоскорельефными изображениями всадников, охотников с луками, овец и прочих фигур и узоров, а также надгробные плиты и кресты с выгравированными на поверхности орнаментальными мотивами и греческими надписями, относящиеся к Х- XIII вв. и более позднему времени, найдены и в других местах Центрального Кавказа и Прикубанья (Гиляч, Теберда, Рим-Гора, Малый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зеленчук, Верхний Чегем, Безенги, р. Баксан и др.). 
Со строительством связаны также кубачинские каменные рельефы с изображением различных бытовых или военных сцен, покрыты эпиграфическим и растительным орнаментом. 
Некоторые сосуды покрывались темно-серым, черным и красным лощением, иногда до зеркального блеска. Поверхность многих из них орнаментировалась   всевозможными   нарезными,   желобковыми рельефными, ногтевидными, точечными узорами и лощеными полоскам" в виде сетки, прямых и волнистых линии и т. д. 
Вместе с проникновением тюркского этноса в Предкавказье наблюдается распространение монументальных каменных статуй. 
Замечательными памятниками изобразительного искусства являются половецкие "каменные бабы" - монументальные скульптурные изображения женщин и мужчин из камня, олицетворявшие умерших предков. 
В X-XI вв. крупным очагом христианства на Кавказе была Тмутаракань, несомненно, оказывавшая культурно-религиозное влияние на соседние адыгские племена. Археологическими раскопками на  Таманском городище открыты фундаменты двух христианских храмов крестообразного и одноапсидного (датируемого 1023 г.). 
В X-XII вв. христианство, проникшее из Византии при посредств( Грузии, получило широкое распространение в Алании. В начале Х в. в связи с пропагандой этой религии Константинополь организую Аланскую митрополию и разворачивает в верховьях Кубани широкое церковное строительство. В ущелье р. Большой Зеленчук сооружается кафедрал Аланской епархии - северный Зеленчукский храм.  
Христианское влияние в Дагестане прослеживается весьма отчетливо по многочисленным данным. Значительное число христианских могильников VIII-X вв. в Аварии (близ сел Урада, Тидиб, Хупзах Галла,. Тинди, Кванада, Ругуджа) - захоронения более двух десятков христиан - свидетельствует о количестве христианского населения и несомненно, об успехах политики христианизации. 
В рассматриваемое время все большую роль во всех областях жизни народов Северного Кавказа начинает играть ислам. Первые шаги этой религии на Кавказе относятся к VII-VIII вв. и связаны с арабскими завоеваниями. 
Процесс проникновения ислама в Дагестан затянулся примерно на 900 лет. В X-XII вв. территория Юго-Восточного Дагестана постепенно входила уже в число "мусульманских государств". Надписи повествуют о строительстве мечетей и других культовых сооружений. 
Проповедниками ислама выступали в X-XII вв. не только арабы в многочисленные "гази" ("воители за веру") из разных стран, но и мусульманское население Дербента. В укреплении позиций ислама в XI-XII вв. в ряде районов Дагестана важную роль играли Ширван и Гилян. 
В X-XII вв. позиции арабского языка в Дагестане значительно усилились. Среди местного населения появились лица, владеющие арабским, языком и писавшие на нем. Большое число эпиграфических памятников XI-XII вв., обнаруженных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в Дагестане, указывает, что арабский язык имел довольно широкое распространение. Если первоначально интерес к арабскому языку был связан с исламом, с чтением Корана, с мусульманским богослужением, то вскоре это оказалось недостаточным. В связи с проникновением богатой литературы народов Востока на арабском языке по самым различным отраслям наук интерес к арабскому языку значительно усилился. Вместе с арабским языком попадали не только Коран и кораническая литература, но и произведения по истории, географии, астрономии, логике, медицине, по арабской грамматике и лексикографии. 
В X-XII вв. в Дагестан проникла также грузинская письменность. В настоящее время обнаружено около двадцати крестов с грузинскими надписями, некоторые кресты несут двуязычные надписи (на грузинском и местных языках) . 
Грузинская письменность была распространена и в горах Чечено-Ингушетии. Грузинские надписи на камнях и черепицах Тхаба-Ерды и других храмов, находки рукописных псалтырей в Тхаба-Ерды и Маги-Ерды позволяют думать, что христианское богослужение тут проходило на грузинском языке Как известно, в рассматриваемый период народы Северного Кавказа своей письменности не имели. Прямое указание об этом дает арабский автор конца Х в. Ибн Ан-Надим: "Кавказские владетели не имеют собственных письмен". 
Изучение истории народов нашей страны, в частности народов Северного Кавказа в  период татаро-монгольских завоеваний, свидетельствует об исключительно отрицательной роли этих завоеваний в судьбах народов. Источники неопровержимо показывают, что этот трагический период в истории народов Азии и Европы являлся вместе с тем периодом героической борьбы народов за свою независимость. Эта упорная, часто стихийная, неорганизованная, но никогда не прекращавшаяся многовековая борьба сыграла прогрессивную и в конечном счете решающую роль для дальнейшего развития производительных сил и освобождения завоеванных татаро-монголами территорий. 
Города Азербайджана (Ардебиль, Байлакан, Гянджу и др.) татаро-монголы предали грабежу и разрушениям. Население городов, оказывавшее сопротивление завоевателям, беспощадно истреблялось, а остававшихся в живых обращали в рабство. Армянский историк Киракос Гандзакеци, очевидец большинства этих событий, описывает печальную картину: "Страна вся была полна трупами умерших, и не было людей, чтоб похоронить их. Иссякли слезы на глазах любящих, в страхе перед нечестивцами никто не осмеливался оплакивать павших... Как будто мраком был объят весь свет, и полюбили люди ночь пуще дня. Разграблены были имущество и богатство, но жадность их (татар) к вещам не была утолена. Они рыскали по всем домам и покоям, но там ничего не осталось... И на такую горькую долю обрекли они многие народы и племена". 
Первый поход татаро-монгольских войск имел разведывательный характер и не привел к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

установлению господства на Северном Кавказе. 
Такой крупный город, как Дербент, также сохранил свою независимость вплоть до 1239 г. Именно в Дербенте в 1222 г. нашли убежище кыпчаки после поражения, нанесенного им татаро-монголами на Северном Кавказе. 
К планомерному завоеванию Северного Кавказа татаро-монголы приступили одновременно с завоеванием русских земель. 
Лишь осенью 1238 г. возобновились военные действия на Кавказе. На  этот раз татаро-монголы нанесли удар по аланам, обитавшим в центральной части Северного Кавказа. Захватчиков должны были привлекать занятые аланами подступы к оживленным перевальным дорогам в Закавказье (нынешние Военно-Сухумская, Военно-Осетинская и Военно-Грузинская дороги). Кроме того, у татаро-монголов были старые счеты с аланами, выступавшими против них еще в 1221-1222 гг. 
Четыре года понадобилось татаро-монголам для завоеванания ключевых позиций в горной полосе Северного Кавказа. 
Проникнув на Черное море и превратившись в первую торговую державу в Европе, Генуя развернула энергичную деятельность за 
упрочение своего влияния в Крыму и приморской зоне Северо-Западного  Кавказа, которые находились под контролем Золотой Орды. В 1266 г Менгу-хан разрешил генуэзцам основать на месте небольшого поселка в Крыму торговую колонию Кафу (ныне Феодосия); это явилось важной вехой в процессе колонизации итальянцами Причерноморья. 
Чем же торговали генуэзцы на Северном Кавказе? Главным образои они ввозили итальянские сукна, бокассины, букаран (легкая драгоценная ткань), хлопчатобумажные и бархатные ткани, парчу, ковры, хлопок сырец, венецианское стекло, мыло, ладан, клинки сабель с вытесненными на них надписями, гербами и рисунками), соль, рис горчицу, имбирь и некоторые утонченные пряности. Вывозились в основном сушеная и соленая рыба, лисьи, куньи и прочие меха, хлеб воск, а также мед, икра, вино, фрукты, дерево (самшит и иные сорта) кожи и др. 
Религия и религиозные верования. В XIII-XV вв. значительное распространение на Северном Кавказе получил ислам. В укреплении и распространении мусульманства значительную роль сыграли как Золотая Орда, где ислам утвердился в XIII-XIV вв., так и Тимур. "Война за веру" против христиан и язычников Северного Кавказа превратилась в постоянный промысел так называемых "газиев' (воителей). Однако господствующей религией ислам в описываемое время стал лишь в Южном и в Центральном Дагестане. 
В Дагестане и городских центрах Предкавказья повсеместно строились мечети. В XIV в. соборная мечеть существовала и в Пятигорье. Однако в описываемое время жители ряда районов Северного Кавказа придерживались христианской религии. 
Православные храмы существовали в Маджарах, Верхнем и Нижнем Джулате, Матреге, в горах Карачая, Балкарии

Информация о работе Культура и быт раннесредневекового населения Северного Кавказа