Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 00:53, контрольная работа
О культуре и быте раннесредневекового населения Северного Кавказа наиболее полное представление дают многочисленные археологические памятники. В настоящее время в приморских районах Дагестана известие более 40 памятников, связанных с оседавшими здесь кочевниками.
Огромную роль в дальнейшем развитии русско-северокавказских контактов во всех сферах - торговоэкономической, культурной, военно-политической - сыграло образование Тмутараканского княжества.
Значительные навыки и знания требовались и при строительстве некоторых видов погребальных памятников - катакомб, гробниц, склепов. Великолепным образцом высокого мастерства художников-камнетесов того времени можно считать древний дольменообразный склеп на р. Кривой в Западной Алании. Он сооружен из девяти тщательно обработанных и точно подогнанных плит, и снаружи уже в эпоху Средневековья сплошь покрыт плоскорельефными изображениями людей, собак, оленей, птиц, крестов и т. д.
Дагестане.
Опираясь на генуэзские и венецианские
фактории, католические миссионеры проводили в XIII-XV вв. активную
деятельность по
распространению своего вероучения. В
связи с этим в XIV в. на Северном Кавказе
стало распространяться католичество.
Католичество на Северном Кавказе не в
состоянии было пустить глубокие корни,
а захват генуэзских факторий османами
в 1475 г. положил конец деятельности в этом
крае папских миссионеров.
Захват черноморских городов Османской
империей нанес большой удар и по православию
на Северном Кавказе, лишив христиан постоянной
свиязи с Византией. И все же православие
в XV в. имело большее распространение на
Северном Кавказе, чем католицизм.
В результате опустошительных нашествий
татаро-монгольских орд и связанных с
этим перемещений коренного оседлого
населения в значительной степени изменилась
и политическая карта Северного Кавказа.
Черкесия. Впервые названием "черкесы"
письменные источники стали обозначать
адыгов в 30-х годах XIII в. Монголы зафиксировали
этот этноним в форме "серкесут".
Позже, в XIV-XV вв., черкесами стали называть адыгов
восточные, европейские и кавказские источники.
Появление термина связывают с политическими
событиями XIII в., а именно с разгромом татаро-монголами
алан, оттеснением их в горы и расселением
в Предкавказье тюркоязычных народов.
Хорошо знакомый с Северо-Западным Кавказом
генуэзец Д. Интериано сообщает, что "зихи",
называаемые так на языке простонародном
(итальянском), греческом и латинском,
татарами же и турками именуемые черкесы, сами себя называют - "адыга".
Они живут (на пространстве) от реки Таны
до Азии по всему тому морскому побережью,
которое лежит по направлению к Боспору
Киммерийскому, ныне называемому Восперо.
Архиепископ Иоанн де Галонифонтибус,
посетивший Кавказ в конце XIV-начале XV
в. сообщает: "Страна, называемая Зикией
или Черкесией, расположена у подножья
гор, на побережье Черного моря. Они не
имеют царя, и у них есть только несколько
мелких феодалов, многие их села никогда
никем не управлялись, и они имеют своих собственных глав".
Массовое продвижение адыгов
на восток до р. Сунжи имело место в XV в.
после бесповоротного заката могущества
Золотой Орды. Переселившихся на восток
адыгов начали называть кабардинцами.
Исследователи считают, что
в этнониме "къэбердэй" частица "берды"
взята из тюркских языков и оформлена
окончанием "эйч", являющимся показателем
принадлежности. "Къэбердэй" - это
то, что принадлежит Кабардыю.
Балкарцы
и карачаевцы. Балкарцы и карачаевцы, как полагают
исследователи, в начале описываемого
времени были единой этнической общностью.
Процесс тюркизации доаланского населения
Северного Кавказа, начавшийся со времени
появления здесь болгар, еще более усилился
с приходом на
Северный Кавказ кыпчаков.
Северная
Осетия. Осетины, относящиеся по языку к североиранской
группе индоевропейских народов, являются
прямыми потомками северокавказских алан.
В период татаро-монгольских погромов
часть северокавказских алан была уничтожена,
часть ушла в Восточную Европу, часть же
была оттеснена в горы.
Чечено-Ингушетия. О предках чеченцев и ингушей
сведений, относящихся к XIII-XV вв., в письменных источниках
очень мало. В "Армянской географии",
древнейшая рукопись которой не восходит
далее XIII в., упоминается народ "хохчу".
Владения Дагестана. Дербент
и Южный Дагестан. В политическом устройстве
многоязычного Дагестана в XIII-XV вв. произошли
довольно существенные изменения.
Ногайцы. Ногайский этнос складывался
до прибытия ногайцев на Северный Кавказ.
Самоназвание - ногай (ногайлар). Под этим
названием они известны и соседним народам
Северного Кавказа. Название это происходит
от имени золотоордынского темника XIII
в. Ногая из рода Джучи, сына Чингисхана,
который неоднократно упоминается в письменных
источниках того времени. Известно, что
Золотая Орда не была этнически однородной.
Среди монгольских племен, воспринявших
от кыпчаков тюркский язык, были мангыты,
большая часть которых была подвластна
Ногаю. В XIV в. в связи с распадом Золотой
Орды образовалась Ногайская Орда.
Поселения
и жилища. В XIII-XV вв. на Северном Кавказе существовали
поселения разных типов. В горских районах
Восточного и Центрального Кавказа поселения
были скученными и располагались на горных
склонах и ущельях, что делало их малодоступными
для нападения. Эти поселения укреплялись
боевыми башнями, замками, иногда каменными
защитными стенами.
В раскопанном жилище на Тлюстенхабльском
селище в Адыгее обнаружена глинобитная
печка, прямоугольная в плане, вверх полукруглая.
Она была сооружена путем обмазывания
глиной каркаса и прутьев. В глину была
подмешана солома. Печка опиралась на
деревянные конструкции. По словам Интериано,
у адыгов в XV в. строили специальное помещение
для гостей кунацкую.
Прикладное
искусство. В XIII-XV вв. на Северном Кавказе дальнейшее
развитие получило прикладное искусство:
резьба по камню и дереву, художественная
керамика, художественная обработка металла
изготовление узорчатых войлоков и ковров,
золотошвейное искусств" и др.
Каменные плиты со строительными надписями, надгробные памятники, тимпаны и наличники покрывались растительным и геометрическим орнаментом. В Дагестане многие из них представляю высокохудожественные произведения камнерезного искусства Металлическая посуда, оружие и украшения, вышедшие из мастерских даргинского сел. Кубачи, принадлежат к шедеврам ювелирной искусства. Керамические изделия Дагестана, Закубанья и Центральной Предкавказья отличались изящными
формами и геометрическим врезным орнаментом или цветной раскраской.
Своеобразными памятниками архитектуры
являлись также мавзолеи и склепы.
Памятники
письменности. В начале XIII-XV в. адыги, по свидетельству
Юлиана и Интериано, имели у себя богослужебные
книги на греческом языке и отправляли
церковную службу "словами и письменами
греческими".
Наличие в Дагестане медресе
показывает, что грамотными людьми здесь
являлись не только выходцы из дальних
стран, но и местные жители. Это подтверждается
и этнографическими памятниками, содержащими
имена писцов, иногда с нибсой (т.е. указанием
на место их происхождения).
У народов Северного Кавказа
пользовались почетом улемы, т.е. знатоки
мусульманских догм, правовых норм, исторических
традиций и некоторых естественных наук.
Информация о работе Культура и быт раннесредневекового населения Северного Кавказа