Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:51, реферат
На протяжении всего столь длительного пути развития китайская цивилизация сформировала совершенно уникальный тип культуры. В отличие от культур западных или соседней индийской, китайская цивилизация была и есть намного более рациональная и прагматичная. Для китайца на первом месте всегда была социальная этика и административная практика, а не оторванные от реальности абстракции или индивидуализм. Эталонами для подражания в Китае до сих пор считаются прежде всего те, кто учил жить достойно и в соответствии с принятыми нормами, жить ради жизни, а не во имя блаженства на том свете или спасения от страданий.
Ли Бо7 |
Ду Фу8 |
…Гора Пэнлай Среди вод морских Высится, Говорят Там в рощах Нефритовых и золотых Плоды, Как огонь, горят Съешь один – И не будешь седым, А молодым Навек. Хотел бы уйти я В небесный дым, Измученный Человек |
…Не то чтоб не хотел Уйти от шума, А жить, не зная Горя и тревог, - Но с государем, Что подобен Шуню, Расстаться добровольно Я не мог…. |
В середине эпохи Тан возник новый стихотворный жанр «цы», достигший своего максимального расцвета при династии Сун. В этом жанре поэты писали о любви, творчестве, муках расставания; позднее диапазон тем был расширен сунским поэтом Су Ши. Его лирика полна описаний природы, истории страны, думами о судьбах народа.
В эпоху Сун родились и первые образцы китайской повести, язык которых был близок к разговорному. Большинство этих повестей – своеобразные конспекты, составлявшиеся народными сказителями. Широкой популярностью пользовались такие рассказы, как «Нефритовая Гуаньинь», «Несправедливая казнь», «Муки в тюрьме»9.
В XIII в. правившая в Китае династия Сун пала. Пришедшая ей на смену «варварская» династия Юань не дала практически ничего нового в плане культуры. Одним из немногих культурных достижений той эпохи стало появление нового литературно-драматического жанра «цзацзюй» в результате смешения разговорно-песенного творчества северян-кочевников со стихотворным искусством ханьцев. Сохранилось свыше 345 юаньских пьес этого жанра, самые знаменитые из которых написаны Ван Шифу, Чжэнь Гуанцзу и Гуань Ханьцином. Только последний стал автором 63 драм, в том числе популярной и в наши дни пьесу «Обида Доу Э». Как и пьеса Ван Шифу «Западный флигель», это произведение принадлежит к непревзойденным шедеврам китайской оперы.
Во времена династий Мин (1368 – 1643) и Цин (1644 – 1911) большое распространение получили романы. Написанные в эти годы 4 известнейших китайских классических романа — «Троецарствие» Ло Гуаньчжуна, «Речные заводи» Ши Найаня, «Путешествие на Запад» У Чэнъэня и «Сон в красном тереме» Цао Сюециня — оказали огромное влияние на китайскую культуру10 и позднее были переведены на многие языки мира. Среди известных произведений того времени также «Цзинь, Пин, Мэй, или Цветы сливы в золотой вазе» Ланьлинского насмешника, сатирический роман «Неофициальная история конфуцианцев» У Цзинцзы и новеллы Пу Сунлина, объединенные в сборник «Рассказы Ляо Чжая о необычайном». Именно романы, а также т.н. сяопин («маленькие зарисовки»), посвященные описанию повседневной жизни, стали наиболее характерными литературными произведениями этой эпохи. Прозаические произведения тех лет писались как на классическом литературном языке вэньянь, так и разговорном байхуа.
Начало 20 века ознаменовалось ростом национального самосознания китайцев, впоследствии способствовавшему свержению императорского строя в стране. Появившийся в эти годы журнал «Новая молодежь» резко критиковал традиционную китайскую культуру и призывал к скорейшему внедрению демократических норм в государстве по западной модели. Новая литература должна была способствовать общественным преобразованиям, и в 1917 году рядом известных китайских литераторов были опубликованы призывы к «литературной реформе» и «конструктивной литературной революции». Предлагалось, в частности, в качестве модели для подражания использовать жанровые образцы западной литературы, ее дух и мотивы. Именно в эти годы появились произведения, заставившие говорить о рождении новой китайской литературы, ушедшей от канонических образцов, но и не являющейся слепком с западного творчества. Например, повесть Лу Синя «Дневник сумасшедшего», безусловно, была написана под влиянием творчества Н.В.Гоголя, однако содержание ее было во всех отношениях чисто китайским.
Китайская беллетристика 20 – 30-х гг. характеризуется заметной «левизной» (в результате широко распространившихся в Китае социалистических и коммунистических идей), жесткой сатирой на существующие порядки, а позднее – и призывами к революции.
Изменения претерпело и традиционное китайское стихосложение. Традиционные пяти- и семистишья, написанные на древнем литературном языке вэньянь, практически исчезли из литературной жизни. Их место заняли ритмические стихи на разговорном китайском языке, в каком-то смысле смоделированные по западному образцу. Кроме того, особенностью этих стихов стал отход от рефлексии, традиционной для китайской поэзии прежних эпох.
Среди наиболее ярких произведений этой поры – «Подлинная история А-Кью» Лу Синя, «Рикша» Лао Шэ, «Перед рассветом» Мао Дуня и поэма «Богиня» Го Можо.
Путь китайской литературы после 1949 г. – года образования Китайской Народной Республики – не был легким. Литература первых лет КНР была посвящена таким проблемам, как перемены в деревне, раскрепощение широких масс крестьянства (Чжао Шули «Деревня Саньливань»), национально-освободительная борьба китайского народа (Ду Пэньчэн «Отстоим Яньань», Лю Цин «Несокрушимая стена»). Она буквально наполнена высоким гражданским звучанием, мажорным настроением, воспеванием ратных и трудовых подвигов своих соотечественников. В то же время поступательное движение литературы и искусства в начале 50-х гг. неоднократно тормозилась различными идеологическими кампаниями, прежде всего по критике взглядов Ху Ши (началась как дискуссия по поводу оценки романа «Сон в красном тереме»). Некоторая корректировка в отношении КПК к культуре проявилась в провозглашении курса «пусть расцветают все цветы, пусть соперничают все ученые», однако буквально через год кампания по критике «буржуазных элементов» привела к его ограничению и по существу упразднению. Пострадало значительное количество как творческой молодежи, так и известных литераторов, среди которых были Дин Лин, Ай Цин и многие другие.
Еще больший урон китайской литературе нанесло десятилетие т.н. «культурной революции» (1966-1976). В эти годы полностью прекратилось издание художественной литературы и подавляющего большинства журналов, закрылись театры и музеи. Пылали костры из книг. Это именовалось «борьбой со старой феодальной и буржуазной культурой», к которой была причислена почти вся китайская и мировая классика. Главной задачей было провозглашено создание некоего «совершенно нового, пролетарского искусства», «создание героических образов рабочих, крестьян и солдат». В эти годы погибли, не вынеся страданий, такие мастера, как Лао Шэ, Чжао Шули, Тянь Хань и многие другие.
После окончания «культурной
К числу лучших произведений, появившихся после образования КНР, можно отнести романы «Песня молодости» Ян Мо, «Первопроходцы» Лю Цина (50—60-е годы), а также опубликованные после 80-х гг. «Красный пояс, опоясавший планету» Вэй Вэя, «Трудная жизнь» Хао Жаня, «Похороны мусульманина» Хо Да, «Деформированный человек» Ван Мэна, «Обыкновенный мир» Лу Яо, «Император Юнчжэн» Эр Юехэ, «Война и человек» Ван Хо, «Мятежная осень» Лю Юйминя и другие произведения, удостоенные литературной премии имени Лу Синя.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Традиционным жанром китайской живописи является «гохуа». Картины пишутся черной или серой тушью с помощью кисточки на бумаге или шелке. В одних случаях мастер с помощью всего лишь нескольких мазков черной туши различной толщины создает общие очертания пейзажа и человеческих фигур, не выписывая деталей. Это направление именуется «се-и» («передачей идеи»). Другое направление, называемое «гун-би» («прилежной кистью»), требует тщательного воспроизведения мельчайших деталей: причесок изображаемых людей, оперенья птиц и т. п.
Главной темой «гохуа» были и остаются пейзажи: горы и реки, цветы и птицы. Картины в целом и их отдельные детали, как правило, имеют собственное толкование. Например, часто изображаемая на полотнах сосна символизирует стойкость и долголетие, ива – женственность, скромность и утонченность, орхидея – простоту и благородство, цветы дикой сливы – стойкость и несгибаемость и т.п.
Основные школы традиционной китайской живописи сформировались в период династий Суй, Тан и Сун. Среди самых ранних дошедших до нас свитков живописи «гохуа» – работа художника Гу Кайчжи и пейзажный свиток Чжан Цзыцяня «Уходящая весна» (Суй). Среди знаменитых танских художников – Янь Либэнь, Юйчи Ицзэн, Ли Сысюнь, У Даоцзы и Ван Вэй. До настоящего времени дошли картины Фань Куаня «Путешествующие вдоль горного потока» и «Горы, покрытые снегом».
Крупным современным мастером «се-и» является Чжан Дацянь. Другой мастер «гохуа» Ци Байши, соединяя приемы «се-и» с приемами «гун-би», внес много нового в развитие этого традиционного вида китайского искусства.
Большое распространение получили в Китае и жанры западного изобразительного искусства: масло, гравюра, акварель. В ряде художественных институтов и училищ имеются кафедры западной живописи. Некоторые современные художники, успешно сочетая приемы традиционной китайской и западной живописи, обогащают национальные художественные традиции.
Одновременно с живописью в Китае развивалась и каллиграфия, считавшаяся вершиной всех искусств. Китайцы ценят в своем письме силу, выразительность и изящество линий, композиционную стройность сочетания графических элементов. Знаменитые каллиграфы упоминаются со II в. н.э. Особого расцвета этот вид искусства достиг в IV – V вв., когда были установлены четыре высших качества каллиграфии: шэнь – стиль, полный энергии и жизненности; ци – строгость, сила ударов кисти; юнь – ритм или равновесие; вэй – эстетическое качество. В IV в. жил величайший каллиграф Китая Ван Сичжи. Его каллиграфический свиток «Беседка орхидей», созданный в 353 г., на протяжении веков пытались скопировать многие мастера, но сделать это в полной мере никому не удавалось.
ТЕАТР
Китай унаследовал одну из старейших и богатейших в мире театральных традиций. Его театральное искусство включает в себя более 300 традиционных жанров («китайская опера»), распространенных, как правило, в какой-либо конкретной местности, свыше 60 видов теневого и кукольного театров, новую («разговорную») драму, европейскую оперу и танцевальную драму (балет).
Наибольшей популярностью в
Китае пользуется т.н.
Пекинская опера базируется на традициях
аньхуэйской оперы и
В пекинской опере существует четыре основных роли: мужская («шэн»), женская («дань»), «маска» («цзин») и «клоун» («чоу»), которые в свою очередь подразделяются на категории в зависимости от возраста и профессии персонажа. В частности, «шэн» исполняется в ипостасях молодого человека, старика и специалиста по боевым искусствам; «дань» - юной девушки, женщины средних лет и старухи; «цзин» всегда представляет собой честного и открытого персонажа с ярко раскрашенным лицом; «чоу» бывает как положительным, так и отрицательным персонажем. Его легко отличить по белой полоске на носу.
В пекинской опере все – игра, пение, грим - в значительной степени формализовано. Накладываемый на лица актеров грим, например, берет свое начало в масках, использовавшихся актерами в операх времен династий Тан, Сун и Юань. Грим дает зрителю представление об основных чертах характера персонажа оперы.
В ходе представления используется пение, речитатив, элементы акробатики и боевых искусств. Поскольку на сцене практически отсутствует театральный реквизит, постольку для изображения таких действий, как открывание двери, скачка на коне и гребля, применяется условная жестикуляция. Действие не ограничено ни во времени, ни в пространстве; широко используются условности
Наибольшим успехом пользуются такие постановки в жанре пекинской оперы, как «Тройная развилка», «Переполох в Небесном дворце», «Осенняя река», «Легенда о белой змее», «Пьяная красотка», «Император Цао Цао и ученый Ян Сюй».
В годы «культурной революции» театр в значительной степени разделил судьбу литературы. В качестве эталонов «нового искусства» официальная пропаганда выдвинула «образцовые революционные спектакли», практически полностью основанные на материале периода освободительной борьбы. Первоначально в их число входило пять спектаклей пекинской оперы («Красный фонарь», «Захват горы Вэйху» и др.) и два балета («Седая девушка» и «Красный женский отряд»), позднее было добавлено еще три.
С начала XX в. в Китае развивается и современная драма. Хорошо известны спектакли «Цюй Юань», «Гроза», «Канава Дракона», «Цай Вэньцзи» и др. В репертуаре китайских театров в последние годы фигурируют такие пьесы, как «Переулок Гала», «Дух эпохи Весны и Осени», «Кун Фаньсэнь», «Мужской визитер в женской роте», «А здесь сплошная зелень» и др.
Новым видом театрального искусства стал в Китае балет, который, тем не менее, имеет глубокие исторические корни в народном танцевальном искусстве (см. ниже). С начала 50-х до середины 60-х гг. был создан целый ряд балетных спектаклей на исторические и современные темы, а в 80-х годы было уже осуществлено свыше 100 новых постановок. Одна из наиболее известных - балет «Цветы на Шелковом пути», повествующий о дружбе китайского народа эпохи династии Тан с народами других стран. Изящная хореография и тонкий рисунок танцев в сочетании с оригинальностью костюмов тонко передают эмоциональный настрой исторических сцен путешествия по древнему «Шелковому пути». Балеты «Чан Э летит на луну», «Лян Шаньбо и Чжу Интай» и другие, поставленные по мотивам мифических преданий Китая, как правило, идут с аншлагом. Среди спектаклей последних лет - «Заброшенная земля», «Снежинка», «Роман на реке Миньцзян», «Принцесса Елань» и другие.