Культура китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:51, реферат

Краткое описание

На протяжении всего столь длительного пути развития китайская цивилизация сформировала совершенно уникальный тип культуры. В отличие от культур западных или соседней индийской, китайская цивилизация была и есть намного более рациональная и прагматичная. Для китайца на первом месте всегда была социальная этика и административная практика, а не оторванные от реальности абстракции или индивидуализм. Эталонами для подражания в Китае до сих пор считаются прежде всего те, кто учил жить достойно и в соответствии с принятыми нормами, жить ради жизни, а не во имя блаженства на том свете или спасения от страданий.

Вложенные файлы: 1 файл

culture.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

Ли Бо7

Ду Фу8

…Гора Пэнлай

Среди вод морских

Высится,

Говорят

Там в рощах

Нефритовых  и золотых

Плоды,

Как огонь, горят

Съешь один –

И не будешь седым,

А молодым 

Навек.

Хотел бы уйти я

В небесный дым,

Измученный

Человек

…Не то чтоб не хотел

Уйти  от шума,

А жить, не зная

Горя  и тревог, -

Но  с государем,

Что подобен Шуню,

Расстаться  добровольно

Я не мог….


 

В середине эпохи Тан возник новый  стихотворный жанр «цы», достигший своего максимального расцвета при династии Сун. В этом жанре поэты писали о любви, творчестве, муках расставания; позднее диапазон тем был расширен сунским поэтом Су Ши. Его лирика полна описаний природы, истории страны, думами о судьбах народа.

В эпоху Сун родились и первые образцы китайской повести, язык которых был близок к разговорному. Большинство этих повестей – своеобразные конспекты, составлявшиеся народными сказителями. Широкой популярностью пользовались такие рассказы, как «Нефритовая Гуаньинь», «Несправедливая казнь», «Муки в тюрьме»9.

В XIII в. правившая в Китае династия Сун пала. Пришедшая ей на смену  «варварская» династия Юань не дала практически  ничего нового в плане культуры. Одним из немногих культурных достижений той эпохи стало появление нового литературно-драматического жанра «цзацзюй» в результате смешения разговорно-песенного творчества северян-кочевников со стихотворным искусством ханьцев. Сохранилось свыше 345  юаньских пьес этого жанра, самые знаменитые из которых написаны Ван Шифу, Чжэнь Гуанцзу и Гуань Ханьцином. Только последний стал автором 63 драм, в том числе популярной и в наши дни пьесу «Обида Доу Э».  Как и пьеса Ван Шифу «Западный флигель», это произведение принадлежит к непревзойденным шедеврам китайской оперы.

Во времена династий Мин (1368 – 1643) и Цин (1644 – 1911) большое распространение получили романы. Написанные в эти годы 4 известнейших китайских классических романа — «Троецарствие» Ло Гуаньчжуна, «Речные заводи» Ши Найаня, «Путешествие на Запад» У Чэнъэня и «Сон в красном тереме» Цао Сюециня — оказали огромное влияние на китайскую культуру10 и позднее были переведены на многие языки мира. Среди известных произведений того времени также «Цзинь, Пин, Мэй, или Цветы сливы в золотой вазе» Ланьлинского насмешника, сатирический роман «Неофициальная история конфуцианцев» У Цзинцзы и новеллы Пу Сунлина, объединенные в сборник «Рассказы Ляо Чжая о необычайном». Именно романы, а также т.н. сяопин («маленькие зарисовки»), посвященные описанию повседневной жизни, стали наиболее характерными литературными произведениями этой эпохи. Прозаические произведения тех лет писались как на классическом литературном языке вэньянь, так и разговорном байхуа.

Начало 20 века ознаменовалось ростом национального самосознания китайцев, впоследствии способствовавшему свержению императорского строя в стране. Появившийся в эти годы журнал «Новая молодежь» резко критиковал традиционную китайскую культуру и призывал к скорейшему внедрению демократических норм в государстве по западной модели. Новая литература должна была способствовать общественным преобразованиям, и в 1917 году рядом известных китайских литераторов были опубликованы призывы к «литературной реформе» и «конструктивной литературной революции». Предлагалось, в частности, в качестве модели для подражания использовать жанровые образцы западной литературы, ее дух и мотивы. Именно в эти годы появились произведения, заставившие говорить о рождении новой китайской литературы, ушедшей от канонических образцов, но и не являющейся слепком с западного творчества.  Например, повесть Лу Синя «Дневник сумасшедшего», безусловно, была написана под влиянием творчества Н.В.Гоголя, однако содержание ее было во всех отношениях чисто китайским.

Китайская беллетристика 20 – 30-х гг. характеризуется заметной «левизной» (в результате широко распространившихся в Китае социалистических и коммунистических идей), жесткой сатирой на существующие порядки, а позднее – и призывами к революции.

Изменения претерпело и традиционное китайское стихосложение. Традиционные пяти- и семистишья, написанные на древнем литературном языке вэньянь, практически исчезли из литературной жизни. Их место заняли ритмические стихи на разговорном китайском языке, в каком-то смысле смоделированные по западному образцу. Кроме того, особенностью этих стихов стал отход от рефлексии, традиционной для китайской поэзии прежних эпох.

Среди наиболее ярких произведений этой поры – «Подлинная история  А-Кью» Лу Синя, «Рикша» Лао Шэ, «Перед рассветом» Мао Дуня и поэма «Богиня» Го Можо.

Путь китайской литературы после 1949 г. – года образования Китайской Народной Республики – не был легким. Литература первых лет КНР была посвящена таким проблемам, как перемены в деревне, раскрепощение широких масс крестьянства (Чжао Шули «Деревня Саньливань»), национально-освободительная борьба китайского народа (Ду Пэньчэн «Отстоим Яньань», Лю Цин «Несокрушимая стена»). Она буквально наполнена высоким гражданским звучанием, мажорным настроением, воспеванием ратных и трудовых подвигов своих соотечественников.  В то же время поступательное движение литературы и искусства в начале 50-х гг. неоднократно тормозилась различными идеологическими кампаниями, прежде всего по критике взглядов Ху Ши (началась как дискуссия по поводу оценки романа «Сон в красном тереме»). Некоторая корректировка в отношении КПК к культуре проявилась в провозглашении курса «пусть расцветают все цветы,  пусть соперничают все ученые», однако буквально через год кампания по критике «буржуазных элементов» привела к его ограничению и по существу упразднению. Пострадало значительное количество как творческой молодежи, так и известных литераторов, среди которых были Дин Лин, Ай Цин и многие другие.

Еще больший урон китайской литературе нанесло десятилетие т.н. «культурной  революции» (1966-1976). В эти годы полностью прекратилось издание художественной литературы и подавляющего большинства журналов, закрылись театры и музеи. Пылали костры из книг. Это именовалось «борьбой со старой феодальной и буржуазной культурой», к которой была причислена почти вся китайская и мировая классика. Главной задачей было провозглашено создание некоего «совершенно нового, пролетарского искусства», «создание героических образов рабочих, крестьян и солдат». В эти годы погибли, не вынеся страданий, такие мастера, как Лао Шэ, Чжао Шули, Тянь Хань и многие другие.

После окончания «культурной революции» произошел постепенный подъем творческой активности китайских писателей. Теперь к традиционным для современной  китайской литературы темам добавилась проблематика осмысления трагических  явлений 60 – 70-х годов, анализ их влияния на судьбы поколений. Среди наиболее ярких произведений – «Преступник Ли Туньчжун» Чжан Игуна, «Северные реки» Чжан Чэнчжи, «Девятнадцать могил среди гор» Ли Цуньбао. В 80 – 90-е годы наряду с произведениями эпического размаха популярность приобрели «мини-новеллы».

К числу лучших произведений, появившихся  после образования КНР, можно  отнести  романы «Песня молодости» Ян Мо, «Первопроходцы» Лю Цина (50—60-е  годы), а также опубликованные после 80-х гг. «Красный пояс, опоясавший планету» Вэй Вэя, «Трудная жизнь» Хао Жаня, «Похороны мусульманина» Хо Да, «Деформированный человек» Ван Мэна, «Обыкновенный мир» Лу Яо, «Император Юнчжэн» Эр Юехэ, «Война и человек» Ван Хо, «Мятежная осень» Лю Юйминя и другие произведения, удостоенные литературной премии имени Лу Синя.

 

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Традиционным жанром китайской  живописи является «гохуа». Картины пишутся черной или серой тушью с помощью кисточки на бумаге или шелке. В одних случаях мастер с помощью всего лишь нескольких мазков черной туши различной толщины создает общие очертания пейзажа и человеческих фигур, не выписывая деталей. Это направление именуется «се-и» («передачей идеи»). Другое направление, называемое «гун-би» («прилежной кистью»), требует тщательного воспроизведения мельчайших деталей: причесок изображаемых людей, оперенья птиц и т. п.

Главной темой «гохуа» были и остаются пейзажи: горы и реки, цветы и птицы. Картины в целом и их отдельные детали, как правило, имеют собственное толкование. Например, часто изображаемая на полотнах сосна символизирует стойкость и долголетие, ива – женственность, скромность и утонченность, орхидея – простоту и благородство, цветы дикой сливы – стойкость и несгибаемость и т.п.

Основные школы традиционной китайской  живописи сформировались в период династий Суй, Тан и Сун. Среди самых ранних дошедших до нас свитков живописи «гохуа» – работа художника Гу Кайчжи и пейзажный свиток Чжан Цзыцяня «Уходящая весна» (Суй). Среди знаменитых танских художников – Янь Либэнь, Юйчи Ицзэн, Ли Сысюнь, У Даоцзы и Ван Вэй.  До настоящего времени дошли картины Фань Куаня «Путешествующие вдоль горного потока» и «Горы, покрытые снегом».

Крупным современным мастером «се-и»  является Чжан Дацянь. Другой мастер «гохуа» Ци Байши, соединяя приемы «се-и» с приемами «гун-би», внес много нового в развитие этого традиционного вида китайского искусства.

Большое распространение получили в Китае и жанры западного  изобразительного искусства: масло, гравюра, акварель. В ряде художественных институтов и училищ имеются кафедры западной живописи. Некоторые современные художники, успешно сочетая приемы традиционной китайской и западной живописи, обогащают национальные художественные традиции.

Одновременно с живописью в Китае развивалась и каллиграфия, считавшаяся вершиной всех искусств. Китайцы ценят в своем письме силу, выразительность и изящество линий, композиционную стройность сочетания графических элементов. Знаменитые каллиграфы упоминаются со II в. н.э. Особого расцвета этот вид искусства достиг в IV – V вв., когда были установлены четыре высших качества каллиграфии: шэнь – стиль, полный энергии и жизненности; ци – строгость, сила ударов кисти; юнь – ритм или равновесие; вэй – эстетическое качество. В IV в. жил величайший каллиграф Китая Ван Сичжи. Его каллиграфический свиток «Беседка орхидей», созданный в 353 г., на протяжении веков пытались скопировать многие мастера, но сделать это в полной мере никому не удавалось.

 

ТЕАТР 

Китай унаследовал одну из старейших  и богатейших в мире театральных  традиций. Его театральное искусство включает в себя более 300 традиционных  жанров («китайская опера»), распространенных, как правило, в какой-либо конкретной местности, свыше 60 видов теневого и кукольного театров, новую («разговорную») драму, европейскую оперу и танцевальную драму (балет).

 Наибольшей популярностью в  Китае пользуется т.н. традиционная  опера. К ее разновидностям, снискавшим  общенациональную популярность, относятся цзинцзюй (пекинская опера), пинцзюй (хэбэйская опера), юецзюй (шаосинская опера), юйцзюй (хэнаньская опера), юецзюй (гуандунская опера). Наиболее известной из них является пекинская опера, история которой насчитывает более 200 лет.

Пекинская опера базируется на традициях  аньхуэйской оперы и репертуаре, музыке и исполнительской технике  куньской и цинцянской опер, а также фольклоре. Персонажей пекинской оперы отличает своеобразный грим, который символизирует характер героев.

В пекинской опере существует четыре основных роли: мужская («шэн»), женская («дань»), «маска» («цзин») и «клоун» («чоу»), которые в свою очередь подразделяются на категории в зависимости от возраста и профессии персонажа. В частности, «шэн» исполняется в ипостасях молодого человека, старика и специалиста по боевым искусствам; «дань» - юной девушки, женщины средних лет и старухи; «цзин» всегда представляет собой честного и открытого персонажа с ярко раскрашенным лицом; «чоу» бывает как положительным, так и отрицательным персонажем. Его легко отличить по белой полоске на носу.

В пекинской опере все – игра, пение, грим - в значительной степени формализовано. Накладываемый на лица актеров грим, например,  берет свое начало в масках, использовавшихся актерами в операх времен династий Тан, Сун и Юань. Грим дает зрителю представление об основных чертах характера персонажа оперы.

В ходе представления используется пение, речитатив, элементы акробатики и боевых искусств. Поскольку на сцене практически отсутствует театральный реквизит, постольку для изображения таких действий, как открывание двери, скачка на коне и гребля, применяется условная жестикуляция. Действие не ограничено ни во времени, ни в пространстве; широко используются условности

Наибольшим успехом пользуются такие постановки в жанре пекинской  оперы, как «Тройная развилка», «Переполох в Небесном дворце», «Осенняя река», «Легенда о белой змее», «Пьяная красотка», «Император Цао Цао и ученый Ян Сюй».

В годы «культурной революции» театр  в значительной степени разделил судьбу литературы.  В качестве эталонов «нового искусства» официальная  пропаганда выдвинула «образцовые  революционные спектакли», практически полностью основанные на материале периода освободительной борьбы. Первоначально в их число входило пять спектаклей пекинской оперы («Красный фонарь», «Захват горы Вэйху» и др.) и два балета («Седая девушка» и «Красный женский отряд»), позднее было добавлено еще три.

С начала XX в. в Китае развивается  и современная драма. Хорошо известны спектакли «Цюй Юань», «Гроза», «Канава  Дракона», «Цай Вэньцзи» и др. В репертуаре китайских театров в последние  годы фигурируют такие пьесы, как  «Переулок Гала», «Дух эпохи Весны и Осени», «Кун Фаньсэнь», «Мужской визитер в женской роте», «А здесь сплошная зелень» и др.

Новым видом театрального искусства  стал в Китае балет, который, тем  не менее, имеет глубокие исторические корни в народном танцевальном искусстве (см. ниже). С начала 50-х до середины 60-х гг. был создан целый ряд балетных спектаклей на исторические и современные темы, а в 80-х годы было уже осуществлено свыше 100 новых постановок. Одна из наиболее известных - балет «Цветы на Шелковом пути», повествующий о дружбе китайского народа эпохи династии Тан с народами других стран. Изящная хореография и тонкий рисунок танцев в сочетании с оригинальностью костюмов тонко передают эмоциональный настрой исторических сцен путешествия по древнему «Шелковому пути». Балеты «Чан Э летит на луну», «Лян Шаньбо и Чжу Интай» и другие, поставленные по мотивам мифических преданий Китая, как правило, идут с аншлагом. Среди спектаклей последних лет -  «Заброшенная земля», «Снежинка», «Роман на реке Миньцзян», «Принцесса Елань» и другие.

Информация о работе Культура китая