Культура китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:51, реферат

Краткое описание

На протяжении всего столь длительного пути развития китайская цивилизация сформировала совершенно уникальный тип культуры. В отличие от культур западных или соседней индийской, китайская цивилизация была и есть намного более рациональная и прагматичная. Для китайца на первом месте всегда была социальная этика и административная практика, а не оторванные от реальности абстракции или индивидуализм. Эталонами для подражания в Китае до сих пор считаются прежде всего те, кто учил жить достойно и в соответствии с принятыми нормами, жить ради жизни, а не во имя блаженства на том свете или спасения от страданий.

Вложенные файлы: 1 файл

culture.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

В 50-е гг. на китайскую сцену проник европейский балет. Наряду с классическим русским и западноевропейским репертуаром  были поставлены и современные западноевропейские балетные спектакли. Под влиянием коллег из Западной Европы и США китайские балетмейстеры стали формировать собственный стиль. Начиная с 1979 г. были созданы многоактные балеты по мотивам выдающихся литературных произведений Лу Синя, Ба Цзиня, Цао Юя и Го Можо «Моление о счастье», «Семья», «Гроза», «Печень павлина», а также «Девочка со спичками» по мотивам сказки X. К. Андерсена. Сейчас уже можно говорить о появлении в Китае нового поколения артистов балета, искусно использующих в своих выступлениях как западноевропейский опыт, так собственные национальные традиции. На престижных международных конкурсах они многократно удостаивались высших наград.

 

КИНО

Кинематограф в Китае появился в 20-х годах нынешнего века. Но наиболее значительных успехов оно  достигло после 1949 г. В 50-е и 60-е гг. были сняты фильмы «Седая девушка», «Лавка господина Линя», «Ранняя весна», «Сестры на сцене», «Женский красный отряд». После 1977 г. — фильмы «Счастливая семья», «Легенда о горах Тяньюньшань», «Сорокалетний возраст», «Решающая битва», «Переговоры в Чунцине», «Майор артиллерии», «Обвиняемый дедушка».

 Китайские фильмы в последнее  время становятся все более  популярными и в мире. «История  о южном городе», «Красный гаолян»,  «Год, в каком я родился», «Провести  Новый год», «Желтая земля», «Цю  Цзюй ведет судебное дело»,  «Цитра в виде феникса» и др. получили премии на международных кинофестивалях. Среди имен китайского кинематографа, известных на мировой арене – такие режиссеры, как Чжэнь Кайгэ и Чжан Имоу. Фильм последнего «Ни одним меньше» завоевал главный приз 56 Международного кинофестиваля в Венеции.

Помимо художественных фильмов, снимаются  документальные, научно-популярные и  мультипликационные фильмы. В 1997 г. в  Китае было снято 88 новых художественных фильмов, выпущено в прокат 373 (включая  повторный показ) фильма в стране, 126 фильмов — за рубежом.

 

МУЗЫКА, ТАНЦЕВАЛЬНОЕ И ПЕСЕННО-СКАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Еще в 1 веке до н.э. в Китае было известно более 80 видов национальных музыкальных инструментов. В процессе длительного развития постепенно сформировалось пять основных видов традиционной музыки: песни, танцевальная музыка, музыка песенных сказов, музыка местных опер и инструментальная музыка. В истории Китая музыкальная культура неоднократно переживала периоды расцвета. Лучшими образцами древней классической музыки стали пьеса для циня (семиструнного щипкового инструмента) «Гуанлинсань», «Сюита из 18 частей для флейты хуцзя», пьеса для пипа (четырехструнная лютня) «Круговая засада», пьеса для духовых и струнных инструментов «Лунный свет и цветы на весенней реке» и др.

Периодом расцвета китайской музыкальной культуры были эпохи династий Суй и Тан. В это время было создано т.н. «дацюй» – музыкальное представление, в котором соединены пение, танец и инструментальная музыка. Наиболее известными образцами этого жанра являются «Циньский князь громит ряды врагов», «Ичжоу» и «Лянчжоу».

В дальнейшем «дацюй», исполнявшееся главным образом в рамках дворовых представлений, было постепенно вытеснено более простыми, но и более динамичными оперой и балладами, базировавшимися на народном фольклоре.

В начале 20 века китайская музыка оказалась под существенным влиянием европейской музыки. Значительные перемены в обществе, влиятельность левых идей способствовали появлению массы произведений в народном стиле и отражающих народные настроения. Среди произведений, созданных в 30 — 40 годы, -  сочиненный композитором Не Эром «Марш добровольцев» на слова Тянь Ханя. Сейчас он является государственным гимном Китайской Народной Республики.

Развитие исполнительского искусства  в годы после образования КНР  было тесно связано с созданием профессиональных музыкальных коллективов и широким развертыванием концертной деятельности. Практически по всей стране создавались ансамбли песни и танца, оперные труппы, симфонические оркестры и оркестры народных инструментов. Появилось много известных композиторов, дирижеров, вокалистов и исполнителей.

Китайские музыканты принимают  все более активное участие в  различных международных музыкальных  конкурсах, многие из них завоевывают  первые места. Китайские исполнители  и музыкальные коллективы выступают во многих странах и районах мира. В свою очередь, перед китайской публикой выступали многие зарубежные мастера и коллективы с мировым именем.

В целях обогащения культурной жизни  народа во многих городах страны регулярно  проводятся крупные музыкальные  фестивали, такие, как «Шанхайская весна», «Фестиваль музыки и цветов г. Гуанчжоу», «Пекинский фестиваль хоровой музыки», «Неделя музыки Северо-востока Китая», «Неделя музыки Северного Китая», «Неделя музыки Северо-запада Китая», «Музыкальный фестиваль города весны» (г. Куньмин), «Харбинское лето», «Осень города источников» (г. Цзинань). Видное место в музыкальной жизни населения занимает также художественная самодеятельность. Ежегодно организуются смотры «Майские цветы» в Пекине, «Октябрьское пение» в Шанхае, «Концерты учебных заведений» в провинции Фуцзянь, «Фестиваль хоровой музыки учащейся молодежи» в Гуанчжоу и др.

Все населяющие Китай народы (и  прежде всего ханьцы) обладают богатыми песенными и танцевальными традициями. По некоторым оценкам, в стране существует около 1000 видов народных танцев, из которых наиболее известны ханьские «Танец драконов», «Танец львов», «Танец с красным шелком» и «Танец с расписными барабанами», монгольский «Аньдай», танец тибетцев под музыкальный инструмент «Сяньцзы», уйгурский танец «Сайнайму», танец «Тяоюе» народности и, дайский «Танец павлина», корейский «Танец с веерами», танец с бамбуковой свирелью «Лушэн» народности мяо, чжуанский «Танец с коромыслами» и другие.

Одним из древнейших видов китайского искусства является песенно-сказительное искусство. Его характерная особенность — изложение истории, создание образов героев, выражение мыслей и отражение общественной жизни в форме песни и жестикуляции. В настоящее время в Китае насчитывается свыше 300 разновидностей этого искусства, широко распространенных во всей стране и варьирующихся по форме и содержанию в зависимости от региона страны.

Номера песенно-сказительного искусства, как правило, исполняют на сцене 1 — 3 актера. Они используют чрезвычайно  простой реквизит и не надевают специальных костюмов. Наиболее популярные номера – это, в частности, сказы под аккомпанемент щипкового струнного инструмента, пекинские сказы под барабан, мэйхуаские сказы под барабан, сучжоуские музыкальные сказы «пин-тань», сихэские сказы под барабан, частушки (куайбань), шаньдунские частушки, сказания, юмористические диалоги «сяншэн» и другие.

Сказание или устные сказы длинны по содержанию, одна сказка рассказывается несколько месяцев подряд, а юмористические диалоги воспроизводятся в краткой  форме, самые продолжительные не превышают 10 минут, а короткие включают всего несколько слов. Некоторые жанры исполняются актерами в статичном положении, как правило, сидя на стульях.  Это, в частности, «таньцы» (один из видов народных напевов Китая), музыкальные сказы и сказания. Многие представления актеры дают стоя. Например, сказы под барабан, частушки «куайбань», музыкальные сказы «чжуйцзы» и другие.

Такие номера, как «эржэньчжуань» северо-восточного Китая и фэньянский «хуагу», актеры исполняют, танцуя. Номера, в которых главная роль принадлежит пению, исполняются под музыкальное сопровождение. Главными музыкальными инструментами для аккомпанирования являются китайская балалайка, сыху (род китайской скрипки), цимбалы, барабан и трещотка.

По существу данный вид искусства является одним из наиболее древних и распространенных. Учитывая традиционно невысокий уровень грамотности среди китайцев, именно песенно-сказительное искусство стало основной формой творческой активности низших слоев общества, способствовало распространению культуры и развитию духовного потенциала страны. Произведения в этом жанре и поныне чрезвычайно колоритны, отражая всю национальную самобытность китайской культуры. Большинство образцов песенно-сказительного искусства передаются из поколения в поколение, воплощают вековое стремление народа к справедливости, воспевают национальных героев, честных чиновников и преданность любви, сатирически изображают глупость, ложь и мздоимство. Тематика данных произведений действительно непреходяща и поэтому до сих пор живо и актуально воспринимаются слушателями и зрителями.

 

ЦИРКОВОЕ ИСКУССТВО

Глубоко народные корни имеет и  китайское цирковое искусство. Будучи также чрезвычайно древним по происхождению, свое начало оно берет  в жизни и быте людей, их религиозных и прочих обрядах. Например, основой номера «Подъем по вертикальному шесту» является карабканье по стволу дерева или бамбука. «Подбрасывание волана», «Эквилибристика на шесте» основаны на народных спортивных играх. Как и песенно-сказительное искусство, китайский цирк чрезвычайно популярен в народной среде, а различные его элементы широко применяются в разнообразных народных праздниках и шествиях.

Цирковая акробатика стала самостоятельным  видом искусства еще в эпохе  Весны и Осени (770 – 476 гг. до н.э.). Об этом свидетельствуют неоднократные упоминания в исторической литературе разнообразных представлений, устраивавшихся для императорской фамилии. Во время династии Тан цирковое искусство усложнилось – фрески этих времен изображают не только акробатов, но и певцов, танцоров, наездников.  Эпоха династий Мин и Цин изменила характер акробатических представлений. Особое внимание стало уделяться динамике исполнения и уровню сложности. В эти годы акробатическое искусство стало частью театрального искусства, прежде всего пекинской оперы.

В 1950 г. в Китае возникла первая государственная цирковая труппа —  Китайская цирковая труппа. Вслед  за этим аналогичные коллективы стали  создаваться и на местах. Наиболее известными являются Китайская, Шанхайская, Чунцинская, Шэньянская, Уханьская труппы и армейская труппа «Чжаньши». Они часто выступают в стране, гастролировали более чем в 100 странах и районах мира. Лучшие их номера удостоены призов на международных смотрах или конкурсах. Особо выделяются такие номера, как «Стойка с пиалами», «Номер со стаканами», «Крутящиеся тарелки», «Жонглирование ногами», «Прыжки через обручи», «Танец львов», «Езда на велосипеде», «Фокусы», «Жесткий цигун» и др.

 

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Многочисленные виды декоративно-прикладного искусства Китая делятся на следующие основные категории: резьба, работа по металлу, вышивание, рисование и изготовление искусственных цветов, производство фарфора и керамики, лакированных изделий, а также изделий из бумаги, цветных фонарей, бумажных змеев.

Наиболее известны резьба по нефриту, резьба по слоновой кости, перегородчатая эмаль, вышивание и фарфор. Изделия  из нефрита производятся главным  образом в Пекине, Шанхае, Гуанчжоу, Ляонине, Цзянсу, Синьцзяне. Резьба по слоновой кости развита в Пекине, Гуанчжоу и Шанхае.

Технология изготовления изделий  с использованием перегородчатой эмали  заключается в следующем: сначала  делают бронзовую основу, на нее  напаивают узоры из бронзовой  проволоки, затем промежутки между  проволоками заполняют эмалью разных цветов; заготовку подвергают обжигу, после чего ее отшлифовывают и золотят. На готовом изделии блеск металла и разноцвете эмали оттеняют друг друга. Методом перегородчатой эмали изготавливают как предметы декоративного характера, например, вазы, курильницы, тарелки, сосуды, так и изделия повседневного обихода: настольные лампы, подносы, конфетчицы, курительные наборы, письменные принадлежности и т. п.

Важнейшим центром производства изделий  с использованием перегородчатой эмали  является Пекин. Вышивальщицы обычно владеют несколькими десятками приемов работы, которые позволяют тонко передавать фактуру предмета, оттенки и переходы цветов, объемность изображаемого объекта, а также пространственную перспективу. Наибольшей известностью в Китае пользуются сучжоуская, хунаньская, сычуаньская и гуандунская школы вышивания.

Сучжоуская вышивка обычно изображает кошек и золотых рыб, на изделиях хунаньской вышивки преобладают  львы и тигры, сычуаньская вышивка  примечательна своими рисунками  цветов лотоса и карпов, петухов, цветков петушиного гребешка, а самым знаменитым произведением гуандунской вышивки считается картина «Все птицы стремятся к фениксу». На ней вышиты птицы, летающие вокруг феникса, а фоном являются солнце, кипарисы, бамбук, пионы, цветы сливы, при этом вся работа дышит радостью жизни, отличается необыкновенным изяществом.

Фарфор и керамика — одно из древнейших изобретений Китая. Цзиндэчжэнь  славится как «столица китайского фарфора», его фарфор известен в стране и  за рубежом тем, что он «белый как  нефрит, светлый как зеркало, тонкий как бумага и звонкий как цин (ударный музыкальный инструмент)». Уезд Исин (пров. Цзянсу) называют «столицей китайской керамики». Продукция, изготавливаемая из местной, так называемой «фиолетовой» глины, отличается тонкостью и национальным колоритом.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ФЕСТИВАЛИ

Любовь к различным  церемониям в Китае общеизвестна. В императорском Китае сложным  церемониальным ритуалом были обставлены практически все сколь-нибудь значимые события в жизни человека, семьи  и общества. Например,  дни рождения раньше праздновались преподношением имениннику чаши с «лапшей долголетия» (ассоциируемой с долгой жизнью).

Естественно, что не могли  остаться в стороне от праздники  общенационального масштаба. Среди  праздников, имеющих наиболее древнюю историю и наиболее красочных, такие, как Праздник весны, Праздник фонарей, Праздник драконовых лодок, Праздник середины осени.

Праздник весны –  Китайский Новый год (по лунному  календарю) – самый важный и значительный общенациональный праздник. Еще в эпоху династии Ся (21 – 16 вв. до н.э.) первый день первого месяца по лунному календарю отмечался как день начала года. Однако лишь при династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.) этот день сталь общенациональным праздником, отмечавшимся вплоть до установления в Китае республики. После принятия в стране григорианского календаря этот день стал именоваться Праздником весны, и в настоящее время отмечается на протяжении по крайней мере недели.

Информация о работе Культура китая