Культура россии во второй половине 19века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 13:59, реферат

Краткое описание

Россия XIX века внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. В XIX веке завершился процесс складывания русского литературного языка и формирование национальной культуры. Именно в XIX веке российская художественная культура стала классической, имеющей значение бессмертного образца для всех последующих поколений людей. Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских стран, то в культурных достижениях она не только шла в уровень с ними, но во многом опережала их.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 3
1 Культура пореформенной России. Вторая половина XIX века. Культура в период буржуазных преобразований 60-70-х годов ………………………. 5
2. Народное образование …………………………………………………….. 7
3. Наука и техника …………………………………………………………… 8
4. Русская литература ……………………………………………………….. 11
5. Музыка и изобразительное искусство …………………………………... 15
6. Архитектура ………………………………………………………………. 17
Заключение ………………………………………………………………….. 18
Список литературы …………………………………………………………. 19

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 42.06 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………… 3

1 Культура пореформенной  России. Вторая половина XIX века.  Культура в      период буржуазных преобразований 60-70-х годов ……………………….  5

2. Народное образование  …………………………………………………….. 7

3. Наука и техника ……………………………………………………………  8

4. Русская литература  ……………………………………………………….. 11

5. Музыка и изобразительное  искусство …………………………………... 15

6. Архитектура ………………………………………………………………. 17

Заключение ………………………………………………………………….. 18

Список литературы …………………………………………………………. 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы контрольной  работы обусловливается тем, что  грандиозные перемены, происшедшие в экономическом и общественно-политическом укладе России в эпоху Великих реформ (Отмена крепостного права, Земская реформа, Городская реформа (в продолжение земской), Судебная реформа, Военная реформа, Финансовые реформы, Реформы в области просвещения, Реформы в области печати), мощно повлияли на культурное развитие страны. Превращение миллионов крепостных в полноправных граждан, становление местного самоуправления и местного суда, бурное развитие капитализма обострили спрос на образование, стали могучим стимулом научного и технического прогресса.

В истории культуры России XIX век занимает особое место. Это  время небывалого взлета русской  культуры, время, когда Россия выдвинула гениев во всех областях духовной культуры - в литературе, живописи, музыке, науке, философии, культуре и т.д.

Россия XIX века внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. В XIX веке завершился процесс  складывания русского литературного  языка и формирование национальной культуры. Именно в XIX веке российская художественная культура стала классической, имеющей значение бессмертного образца  для всех последующих поколений  людей. Если в экономическом и  социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских  стран, то в культурных достижениях  она не только шла в уровень  с ними, но во многом опережала их.

В мировой фонд культуры Россия внесла замечательные произведения литературы, живописи, музыки. Русские  ученые сделали выдающиеся открытия в науке и технике. Подъем русской  культуры был столь велик, что  позволяет называть эту эпоху  “Золотым веком русской культуры”.

 Отмена крепостного права и рост небывалыми темпами производительных сил самым непосредственным образом сказались на развитие культуры во второй половине XIX века. Рост промышленности, совершенствование техники производства настоятельно требовали грамотных рабочих, большого числа специалистов, что вызвало развитие просвещения и науки. Приобщение буржуазии к культуре сделало процесс ее развития более широким, чем раньше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Культура пореформенной  России. Вторая половина XIX века.  Культура в период буржуазных преобразований 60-70-х годов

 Падение крепостного права означало начало нового, капиталистического периода в истории России. Капитализм внес существенные перемены в жизнь общества: преобразовал хозяйственно-экономический строй, изменил социальный и духовный облик населения, его быт, условия жизни, способствовал росту культурных потребностей. Капитализм в целом создал условия для более высокого культурного уровня общества, расширял объективные социальные возможности для овладения культурой значительных общественных слоев.

Капиталистическая эпоха, требовавшая определенного уровня культуры в сфере материального производства, способствовала ускорению процесса демократизации культуры в целом. В пореформенное время была расширена сфера образования, фактически создана силами земства народная школа. Значительно выросла техническая высшая школа, повысился интерес к книге, увеличилась читательская среда, изменился социальный облик читателя.

Однако капиталистическая  эпоха в истории России была непродолжительной  — капитализм как социально-экономическая формация существовал немногим более полувека. Самодержавие, являясь феодальной политической надстройкой и в пореформенную эпоху, принципиально не изменило своего отношения к культуре, особенно к проблеме просвещения народа.

Развитие культуры во второй половине XIX — начале XX в. не было равномерным процессом. Его внутренние этапы определяли подъемы и спады в общественно - политической борьбе.

Культура, являясь важнейшей  системой общественной жизни, аккумулировала идеи эпохи. Духовная жизнь при капитализме продолжала сохранять классовый характер. Класс выступал носителем и создателем идеалов, ценностных ориентации, этических и эстетических норм жизни. Поэтому, только будучи выразителем общественного прогресса, этот класс мог формировать общечеловеческие ценности и тем самым отражать потребности национального развития.

Именно в таком положении  в пореформенную эпоху оказалась русская буржуазия, которая при отсутствии революционности объективно была прогрессивной силой. В. И. Ленин отмечал, что в 40 — 60-е годы XIX в., когда «новые общественно - экономические отношения и их противоречия... были еще в зародышевом состоянии», «никакого своекорыстия... тогда в идеологах буржуазии не проявлялось...». Антифеодальная, буржуазно-демократическая направленность идейной борьбы того времени определяла общечеловеческую значимость создаваемых культурных ценностей, буржуазных по своей сущности.

Капитализм с его стремлением  к расширению хозяйственно-экономических связей отдельных, в том числе и национальных, регионов способствовал усилению общения народов России не только в сфере экономической, но и общественно- культурной, что лежало в основе единства историко-культурного процесса в России в эпоху капитализма. Важность взаимных контактов, идейной близости с русской культурой, прежде всего литературой, неоднократно подчеркивали многие деятели национальных культур. «Каждого из нас, — писал один из основоположников новой грузинской литературы, просветитель Илья Чавчавадзе,— вырастила русская литература».

Но не только русская культура положительно воздействовала на развитие

национальных культур. Национальные мотивы питали творчество многих русских

писателей, художников, композиторов.

Культура в  период буржуазных преобразований 60-70-х  годов

Общественный демократический  подъем периода революционной ситуации и первых лет после падения крепостного права внес много изменений в культурную жизнь России.

60-е годы воспринимались  современниками как время духовных преобразований, больших надежд и свершений, «Это было удивительное время, — писал публицист и видный деятель революционного движения Н. В. Шелгунов.

Демократическая общественность активно включилась в решение вопросов просвещения, в первую очередь народного образования.

 

2. Народное образование

Важную роль в становлении  системы народного образования  сыграли реформы в области  начальной и средней школы. Через  народные училища, земские школы, гимназии и другие учебные заведения за 30 пореформенных лет прошло несколько  сотен тысяч учеников (в предреформенное  десятилетие грамотность в России составляла примерно 5-6%, во второй половине 1890-х гг. - 18-21%).

Уровень грамотности населения  повышается, открываются всевозможные учебные заведения: воскресные школы  для взрослых, вольные крестьянские школы, земская школа, классические гимназии, высшие женские курсы. Увеличивает  выпуск продукции полиграфическая  промышленность. Значительную роль играли журналы «Современник», «Отечественная записка», «Русское слово» и др. Возрастает число библиотек. Вторая половина XIX в. – период выдающихся достижений науки и техники. Развивается химия (Менделеев, Зинин, Бутлеров), физика (Яблочков, Столетов, Попов, Можайский, Жуковский), космонавтика (Циолковский), биология (Сеченов, Павлов, Мечников, Ковалевский, Докучаев), географии (Миклухо-Маклай, Пржевальскийр).

Большое значение в деле распространения образования имела  деятельность демократически настроенных  педагогов, среди которых особое место принадлежит К.Д. Ушинскому. Перу Ушинского принадлежали лучшие школьные учебники в России, выдержавшие  десятки изданий. В 1860-е гг. получили заметное распространение воскресные школы для взрослых, открывались  женские средние учебные заведения.

Наибольший вклад в  высшее образование в России внесли университеты. Всего к началу 1860-х  гг. университеты имели С.-Петербург, Москва, Дерпт, Вильно, Харьков, Киев, Казань. Позднее были открыты университеты в Одессе, Варшаве и Томске. Росла  численность высших технических  учебных заведений. До реформы их было всего семь (пять в столице  и два в Москве), к концу века их численность приблизилась к 60. Появилось  в стране и высшее женское образование: открылись Высшие женские медицинские  курсы в С.-Петербурге, Высшие курсы  профессора В.И. Герье в Москве и  др.

3. Наука и техника

 

Произошли значительные открытия в науке и технике. В1884 г. О.Д.Хвольсон издал «Популярные лекции об электричестве  и магнетизме». А.С.Попов повторил опыты Г.Герца по получению электромагнитных волн, А.Г.Столетов создал фотоэлемент. 24 марта 1896 г. А.С.Попов продемонстрировал  передачу сигналов на расстояние, передав  первую в мире радиограмму.

1860-1870-е гг. принято называть "золотым веком" русской  химии. Выдающийся вклад в мировую  науку внесли А.М. Бутлеров (работы  в области изучения химического  состава и строения органических  тел), Д.И. Менделеев (открытие  периодического закона химических  элементов, работы в самых различных  областях знания).

Вторая половина XIX в. стала  периодом новых выдающихся открытий русской науки. Труды И.М. Сеченова "Рефлексы головного мозга", "Физиология нервной системы" обобщали результаты опытов, заложили основы отечественной физиологии. И.И. Мечников совместно с Н.Ф. Гамалея создал первую в России бактериологическую станцию (1886 г.), основал школу микробиологии и сравнительной патологии. Вместе с О.О. Ковалевским он заложил основы сравнительной эмбриологии. К.А. Тимирязев своими исследованиями процесса фотосинтеза положил начало русской школе физиологии растений.

Величайшим открытием  Д.И. Менделеева стал периодический  закон химических элементов (1869 г.). А.М. Бутлеров разработал фундаментальную  теорию химического строения.

П.Л. Чебышев ввел в математическую науку новые понятия, основал  свою школу.

Среди ученых-физиков выделяется имя А.Г.Столетова, автора трудов по теории электричества и магнетизма. Ему принадлежит открытие первого  закона фотоэффекта.

Открытия в области техники принесли мировую известность русским ученым. Это изобретения П.Н. Яблочкова, А.Н. Лодыгина, М.О. Доливо- Добровольского. А.Ф. Можайский запатентовал первый в мире самолет (1881 г.). Попов изобрел радио. Астроном Бредихин исследовал кометы. Достижения географии связаны с именами Семенова-Тян-Шанского, Пржевальского, Миклухо-Маклая.

Европейской известностью пользовались русские математики: П.Л. Чебышев, заложивший начало петербургской математической школы, А.М. Ляпунов, АА. Марков, С.В. Ковалевская.

В области физики успешно  работали А.Г. Столетов (изучение фото-электрических  явлений), П.Н. Яблочков (изобретатель дуговой  лампы, "свечи Яблочкова"), А.Н. Лодыгин (создание ламп накаливания), А.С. Попов (изобретение в 1895 г. радиоприемника). Заметным явлением в науке стали  труды астронома ФА. Бредихина.

Крупный вклад в развитие биологии и физиологии внесли К.А. Тимирязев (проблемы фотосинтеза, агрономии), И.М. Сеченов (физиология и психология), И.И. Мечников (защитные свойства организма), к 1870-1880-м гг. относится начало деятельности известного русского физиолога И.П. Павлова.

Значительный вклад в  мировую науку внесли русские  географы и этнографы. Энциклопедическими знаниями в области географии, геологии, ботаники, статистики обладал П.П. Семенов, прославившийся изучением труднодоступных  районов Тянь-Шаня. Районы Центральной  Азии были изучены Н.М. Пржевальским. Много лет отдал исследованию Новой Гвинеи Н.Н. Миклухо-Маклай.

Крупных успехов добилась в эти годы русская техника. Успешно  работал в области самолетостроения А.Ф. Можайский, исследованиями в области  дирижаблестроения, аэродинамики, ракетных двигателей занимался К.Э. Циолковский. Европейскую известность получили работы Н.Н. Бернадоса и Н.С. Славянова (электросварка), М.О. Доливо-Добровольского (электродвигатели), Д.К. Чернова (металлургия), С.О. Макарова (кораблестроение) и многих других русских ученых.

Во второй половине XIX в. русская  наука добилась замечательных успехов. Крупными научными центрами являлись Академия наук, университеты, многочисленные научные общества (Русское географическое общество, Русское химическое, Русское  астрономическое, Русское техническое  и др.). Заметным явлением в научной  жизни становятся съезды специалистов (естествоиспытателей, медицинские "Пироговские" и др.). К концу века в империи  выходило около 500 специальных и  научных изданий (к началу 1850-х  гг. их было около 60).

Заметное развитие в 1860-1890-е  гг. получили общественные науки. В  работах А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева по философии, истории, политической экономии нашли  свое развитие русские материалистические традиции. Позднее, в 1880-1890-е гг. начинается период распространения марксизма  в России.

Развивалось и идеалистическое  направление в отечественной  философии, получившее новый импульс  в трудах крупнейшего представителя  русского религиозно-мистического идеализма B.C. Соловьева.

Информация о работе Культура россии во второй половине 19века