Культура россии во второй половине 19века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 13:59, реферат

Краткое описание

Россия XIX века внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. В XIX веке завершился процесс складывания русского литературного языка и формирование национальной культуры. Именно в XIX веке российская художественная культура стала классической, имеющей значение бессмертного образца для всех последующих поколений людей. Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских стран, то в культурных достижениях она не только шла в уровень с ними, но во многом опережала их.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 3
1 Культура пореформенной России. Вторая половина XIX века. Культура в период буржуазных преобразований 60-70-х годов ………………………. 5
2. Народное образование …………………………………………………….. 7
3. Наука и техника …………………………………………………………… 8
4. Русская литература ……………………………………………………….. 11
5. Музыка и изобразительное искусство …………………………………... 15
6. Архитектура ………………………………………………………………. 17
Заключение ………………………………………………………………….. 18
Список литературы …………………………………………………………. 19

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 42.06 Кб (Скачать файл)

Огромным вкладом в  русскую историческую науку стал 29-томный труд С.М. Соловьева "История  России с древнейших времен". В 1880-1890-е  гг. в высших учебных заведениях читал свой "Курс русской истории" его ученик, выдающийся русский историк  В.О. Ключевский.

Интерес к народной жизни, свойственный русскому демократическому движению, отразился в работах  русских филологов. В 1861 - 1868 гг. В.И. Далем создается "Толковый словарь  живого великорусского языка", большую  известность получили работы А.Н. Афанасьева, Ф.И. Буслаева, И.И. Срезневского и др.

 

 

 

 

 

 

4. Русская литература

 

Как и в предшествующий период, огромное место в культурной и общественно-политической жизни  страны играла литература.

Представители науки, культуры и передовые государственные  деятели должны были определить свое отношение к преобразованиям, происходящим в обществе.

В Русской культуре конца 19 в. выделились три основных течения:

  • консервативное,
  • демократическое
  • либеральное.

Представители консерваторов - В.П.Боткин, А.В.Дружинин, П.В.Анненков, А.Н.Майков, А.А.Фет публиковались на страницах журналов «Русский вестник» и «Домашняя беседа».

Демократы (Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, Н.А.Некрасов), стоявшие на позициях реализма, высказывались в журналах «Русское слово» и «Отечественные записки».

Либералы - К.Д.Кавелин, Ф.И.Буслаев печатались в журналах «Русская мысль», «Вестник Европы» и «Северный вестник».

В русской литературе наиболее ярко проявили себя: Л.Н.Толстой («Воина и мир», «Анна Каренина» и др.), Ф.М. Достоевский («Преступление и  наказание», «Идиот» и др.), Н.Г.Чернышевский «Что делать», Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», И.А.Гончаров «Обломов», И.С.Тургенев «Дворянское гнездо», А.П.Чехов  «Степь», «Чайка», В.И.Даль «Толковый  словарь». А.И.Куприн «Первый дебют», М.Горький «Макар Чудра».

В пореформенные годы в  русской литературе наступает расцвет  критического реализма. Наша страна дала миру целую плеяду гениальных писателей, принесших славу национальной культуре. В это время писали Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.П. Чехов.

Литературе этого периода  присуще пристальное внимание к  человеку, глубокое проникновение в  его внутренний мир и в то же время широта анализа русской  действительности, протест против несправедливости и социального зла во всех сферах общественной жизни.

Вершинами русской поэзии в эти годы было творчество поэта-демократа  Н.А. Некрасова, тонких лириков Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова. Насыщенной была театральная жизнь страны. Целую  эпоху в истории русского театра составили пьесы А.Н. Островского. Ведущими драматическими театрами России были в это время Малый театр  в Москве и Александринский - в  С.-Петербурге, на сценах которых выступали  П.М. Садовский, М.Н. Ермолова, А.И. Южин (Сумбатов), П.А. Стрепетова, М.Г. Савина и многие другие замечательные актеры.

Поэзия 1880-1890-х гг. мало изучалась как целостный период истории русской поэзии: она распадалась на отдельные поэтические имена, которые рассматривались либо в аспекте традиционных критериев авторов «второго» ряда, укладываясь в идеологические рамки понятия «безвременье», либо как «предтечи» программных постулатов нарождающегося символизма, прежде всего в части его религиозно-философских исканий, реже - стилевых новаций.

 В исследованиях по-разному  варьировалась одна и та же  схема литературного процесса  конца XIX в., согласно которой части  поэтов, несмотря на все «потуги»  к новому (по-своему весьма значительные), так и не удалось «перейти  Рубикон» классики (С.Я. Надсон, А.Н.  Апухтин, К.М. Фофанов, К.К. Случевский, не говоря уже о менее значительных  дарованиях С.Г. Фруга, О.Н. Чюминой,  К.Р. и т.п.). Другой же части  (Вл.С. Соловьев, Д.С. Мережковский, Н.М. Минский, М.А. Лохвицкая,  И.О. Лялечкин и т.п.) судьбой  была уготована иная, более достойная участь - быть «пионерами», «родоначальниками» новых идей и соответствующих им поэтических форм, которые найдут завершение в творчестве их последователей в разных течениях модернистской литературы начала XX в. В схематическом изложении неизбежно огрублены выводы ученых, в целом сделавших довольно много для понимания как творчества Надсона (Г.А. Бялый), Апухтина (М.В. Отрадин), Фофанова (Г.М. Цурикова), Случевского (А.В. Федоров), Соловьева (З.Г. Минц), так и поэтического периода в целом (обзорные статьи Г.А. Бялого и Е.В. Ермиловой).

 Кстати, большинство этих работ появилось в 1960-х - начале 1990-х гг. в Большой серии «Библиотеки поэта». В этом смысле можно даже говорить об определенной исследовательской «школе», тесно связанной с текстологическими установками и издательской практикой этой известной серии. Несмотря на большой разнобой в оценках продуктивности или контрпродуктивности тяготения каждого из этих поэтов-«восьмидесятников» к классике или модернизму, работы этой «школы» объединяет одна тенденция: «классики» и «модернисты», развивавшиеся в общем культурно-историческом континууме, тем не менее рассматривались изолированно друг от друга, системные связи если и устанавливались, то исключительно между поэтами сходной эстетической ориентации, как правило, внутри одной группы. Получалось, что «классики» и «модернисты», формально принадлежа к одному историческому поколению, жили как бы в разных «временах», их духовные и просто жизненные орбиты не пересекались, пролагая себе путь в параллельных плоскостях, отталкиваясь от разных философских, религиозных, художественных источников и традиций. За последнее пятилетие рядом историков литературы была сделана попытка решительно пересмотреть этот устоявшийся взгляд на эпоху как на эклектическое образование, составленное из качественно разнородного поэтического материала.

Появилось несколько серьезных  монографий и диссертаций, в которых  постижение целостности и системности поэзии 1880-1890-х гг. во всем многообразии составляющих ее поэтических индивидуальностей, «течений» и «школ», разрушение искусственно возведенных перегородок и барьеров между ними сделалось главной задачей исследователей, стремящихся «сопрячь», казалось бы, далеко разошедшиеся поэтические орбиты, найти для них общие духовные константы в рамках исследуемой эпохи, исходное мировоззренческое ядро, которое по-разному преломится в образной ткани произведений «восьмидесятников», даст разные «побеги» в их философии и поэзии. Пафос поиска целостности поэтической эпохи 1880-1890-х гг. объединяет такие разные и по материалу, и по методологии монографии, как «Константин Случевский: Портрет на пушкинском фоне» Е. Тахо-Годи (СПб., 2000), «Между золотым и серебряным веком» Е.З. Тарланова (Петрозаводск, 2001), «История русской поэзии 1880--1890-х годов как культурно-исторический феномен» Л. Щенниковой (Екатеринбург, 2002).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Музыка и изобразительное искусство

 

Русская музыкальная культура развивала национальные традиции. Новаторство  и демократизм отличали большую  группу композиторов, создавших творческое объединение ("Могучую кучку"), идейным вдохновителем которого был известный критик В.В. Стасов. В это объединение вошли М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, Ц.А. Кюи, М.А. Балакирев.

Мировую известность получили симфонии, оперы, балеты, музыкальные  пьесы крупнейшего русского композитора  П.И. Чайковского. Период расцвета переживали в эти годы русская национальная опера, балет, симфоническая музыка. Центрами музыкальной жизни страны становятся С.-Петербургская и Московская консерватории, директорами которых  были А.Г. и Н.Г. Рубинштейны.

80-е и особенно 90-е гг. появляется новое поколение композиторов - Танеев, Лядов, Глазунов. На конец века приходится расцвет творчества Рахманинова и Скрябина.

В конце 50-х гг. обозначился  поворот русского изобразительного искусства к критическому реализму. Романтичным характером отличались пейзажи Куинджи («Украинская ночь», «Ночь на Днепре»), Шишкина («Рожь», «Утро в сосновом бору»), Левитана («Вечер на Волге», «Золотая осень», «Март». Также знамениты портретист Репин, живописец Суриков («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова»), Серов («Девочка с персиками»).

В пореформенные годы в  русском изобразительном искусстве  продолжался процесс создания национальной художественной школы. В борьбе с  рутинными канонами казенного официального искусства (носителем которого была в это время Академия художеств) крепнет реалистическое направление, завоевавшее прочные позиции  в русской живописи. В 1863 г. группа выпускников Академии во главе с  И.Н. Крамским отказалась принимать  участие в конкурсе на золотую  медаль. Вне рамок Академии ими  была создана "Артель художников" - демократическое объединение, членов которого объединяли единые профессиональные и идейные взгляды.

Осенью 1870 г. Н.И. Крамской, В.Г. Перов, Н.Н. Ге и Г.Г. Мясоедов основали "Товарищество передвижных художественных выставок", просуществовавшее до 1923 г. Картины "передвижников" регулярно  выставлялись на выставках в различных  городах России, вызывая широкий  интерес демократической общественности.

Огромный общественный резонанс имели полотна знаменитого русского художника И.Е. Репина ("Бурлаки  на Волге", "Крестный ход в Курской  губернии", "Иван Грозный и сын  его Иван" и др.), картины В.И. Сурикова, В.М. Васнецова, В.В. Верещагина. Крупнейшими русскими скульпторами в эти годы были М.М. Антокольский, А.М. Опекушин, М.О. Микешин.

Большую роль в развитии русского изобразительного искусства  сыграли известные коллекционеры  и меценаты. Так, трудами П.М. Третьякова в Москве была открыта художественная (Третьяковская) галерея, ставшая настоящей  сокровищницей национальной живописи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Архитектура

Русская архитектура рассматриваемого периода постепенно осваивала новые  строительные материалы и технологии (металлоконструкции, бетон и т.п.), что позволяло придавать зданиям  качественно новый облик.

В пореформенный период в  городах началось активное строительство  общественных зданий, фабрик и заводов, жилых домов. Архитекторы И.П. Ропет, В.О. Шервуд, А.Н. Померанцев, Д.Н. Чигаров и другие создали "национальный" стиль в духе традиционного русского зодчества (Исторический музей, Городская дума и Верхние торговые ряды в Москве). В 1883 г. закончилось сооружение храма Христа Спасителя в Москве, начатое в 1837 г. по проекту К.А. Тона. Наиболее выдающимися скульпторами были Антокольский и Опекушин (последнему принадлежит памятник Пушкину в Москве).

С развитием капитализма  в России новые требования стали  предъявляться к постройкам утилитарного назначения. При строительстве заводских  корпусов, вокзалов, доходных домов (в  которых квартиры сдавались внаем) на первое место выходит целесообразность тех или иных архитектурных решений. Для сооружений 1870-1890-х гг. характерно смешение стилей (эклектика), вместе с  тем большое внимание уделяется  национальным традициям, которые получили отражение в так называемом псевдорусском  стиле. В эти годы быстро застраиваются  целые кварталы в С.-Петербурге и  Москве, возникают рабочие окраины  в крупных промышленных городах, много внимания уделяется городской  планировке (Одесса, Рига и др. города).

Русская культура пореформенного периода была теснейшим образом  связана с теми огромными изменениями, которые произошли в экономической, политической и социальной сферах страны; опираясь на широкое демократическое  движение, она сделала громадный  шаг вперед, получила международное  призвание.

 

 

                                                       Заключение

Падение крепостного права  и последующие реформы открыли  новую эпоху в развитии просвещения  и науки в России.

Социальное и экономическое  развитие страны требовали более  высокого уровня развития системы народного  образования. Поэтому реформа народного  образования стала неотъемлемой частью социальных преобразований второй половины века.

Вторая половина века стала  периодом новых выдающихся открытий русской науки в области естествознания и математики. И.М. Сеченов являлся  основоположником отечественной физиологической  школы и естественнонаучного  направления в психологии, Д.И. Менделеев  открыл периодический закон химических элементов. Чебышев создает единую математическую школу в России, делает ряд научных открытий в различных  областях математики. П.Н. Яблочков и  А.Н. Ладыгин - электрическую лампочку.

1. Феномен взлёта русской  духовной культуры позволяет  назвать XIX в. золотым веком русской культуры.

2. Антикрепостническая, демократическая  направленность русского искусства  и вера в созидательные силы  народа определила важнейшую  его черту на протяжении всего  XIX в.

3. Развитие естественных  наук, широкие связи русских учёных  с западными свидетельствовали  о достаточном месте в России  в мировом содружестве.

4.  Русская культура  XIX в. внесла огромный вклад в сокровищницу мировой культуры.

5. В XIX в. завершается процесс складывания русского литературного языка и      формирования национальной культуры.

 

 

Список литературы

 

  1. Воскресенская В.О. Культурология. История мировой культуры. М., 2003.
  2. Дворниченко А.Ю., Ильин Е.В., Кривошеев Ю.В., Тот Ю.В. Русская история с древнейших времен до наших дней: учебное пособие, С-Пб., Издательство «Лань», 2001.
  3. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры, М., 1998
  4. Вернадский Г.В. Русская история. М., 1997
  5. Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России IX - XX вв.: учебное пособие, М., 1996.

 


Информация о работе Культура россии во второй половине 19века