Культурные и исторические аспекты римской религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:19, курсовая работа

Краткое описание

Работа состоит из введения, четырех разделов, заключения и списка использованной литературы.
В первом разделе рассматриваются основные этапы и характерные черты древнеримской религии. Второй раздел посвящен зарождению римской религии и начальному её развитию. В третьем разделе описаны влияние греческой религии на развитие римской, зарождение и становление своей собственной мифологии, пантеона богов. В четвертом разделе рассматривается религиозная реформация Августа и зарождение христианства в Древнем Риме.
В заключение приведены выводы об особенностях религии Древнего Рима. Историография. Была использованы труды как отечественных, так и зарубежных авторов: А.Ф.Лосев, Е.М. Штаерман, Т. Моммзен, М. Нильссон, К. Куманецкий и другие. Основными источниками литературы стали монографии по истории Древней Греции и Древнего Рима.
Интересна книга К. Куманецкого под названием «История культуры Древней Греции и Рима». Материал построен по хронологическому принципу, по рубрикам, соответствующим тем или иным областям культуры: философии, историографии, поэзии, архитектуре, религиозным верованиям и т.д. Где это возможно, - по принципу персоналий: историков, философов и поэтов.

Содержание

Введение………………………………………………………….…..……….….3
Раздел I Основные этапы и особенности развития римской религии
Раздел II Зарождение римской религии
Раздел III Римская религия эпохи Республики…………….….……………14
§1. Основные культы
§2. Влияние греческих культов
Раздел IV Римская религия эпохи Империи ………………….....…....……19
§1. Реформация римской традиционной религии Августом
§2. Зарождение христианства
Заключение ………………………..…………………………………..……….25
Список использованной литературы………….………………………..…….27

Вложенные файлы: 1 файл

Римская религия.docx

— 73.27 Кб (Скачать файл)

Раздел  II. Зарождение римской религии. 

«В те времена, о которых можно судить уже с достаточными основаниями, на Апеннинском полуострове обитали племена япигское, этрусское и италийское, последнее делилось на две ветви: к одной принадлежали латины, к другой – умбры, марсы, вольски, самниты»1. Япиги – племя, родственное эллинам. Они, по-видимому, были древнейшим поселением на полуострове. Историки считают, что культура римлян получила свое начало от этрусков. А Штаерман так не считает. Этруски, по его мнению, были тоже индоевропейским народом, как эллины и италийцы, но стояли особняком среди других отраслей индоевропейского происхождения. Они были ближайшими соседями римлян с севера. Несмотря на то, что с римлянами этруски имели сношения по преимуществу торговые, и вообще мирные отношения, историк все равно отрицает какие-либо заимствования в римской религии из этрусской. Далее будем придерживаться несколько иной точки зрения.

«Происхождение  и язык этрусков не выяснен. Уже в 8 в. до н.э. они заявили о себе как  отважные мореходы и опытные торговцы. Религия этрусков носила мифологический характер. Но в ней большую роль играли божества смерти, загробного мира. Мрачные, злобные божества подчинились  высшим силам. Сведений о религии этрусков сохранилось мало».2

«Известно, что этруски почитали троицу высших небесных божеств: Тина – римского Юпитера, Уни – римскую Юнону, Мнерву – римскую Минерву. Им же соответствовала троица подземных божеств: Мант - римский Либер-Вакх, Мания - римская Прозерпина и третья, имени которой мы не знаем, но которую в Риме чтили как Цереру. Некоторых богов римляне позаимствуют у этрусков».3

Этрурия, «мать и родительница суеверий», создала также весьма сложную  систему гаданий, которая должна дала дать человеку возможность узнать волю богов и избежать несчастья. Правила гадания, позднее усвоенные  и в Риме, назывались там «этрусская наука».

«Воображение этрусков создало множество демонов, как злых, вредящих человеку, так и добрых, помогающих ему, покровительствующих его семье и дому. Этих добрых демонов стали называть в Риме Ларами и Пенатами»4.

О древнейшей сфере римских богов можно узнать из списка публичных и носящих особые названия праздничных дней общины. Они бесспорно представляют самый древний из всех дошедших до нас документов в римской древности. Главными были небесные божества, объединившиеся в триаду, которую составляли Юпитер (Юпатер, Иовис), Марс (Мамерес, Маморс, Мармра, Март) и Квирин (Вофион). А также о наследии отдаленного индоевропейского прошлого у италиков говорят предания о богине огня Весте, почитавшейся греками под именем Гестии. Но у этих богов не было своего Олимпа, местами их почитания были рощи.

«Хорошо известна концепция Дюмезиля, изложенная в книге «Боги индоевропейцев». Она исходит из деления индоевропейских богов на три класса: класс с функцией управления, связанный с магической царской властью, класс с военной функцией, соответственно связанный с физической силой и класс, задачей которого было производство и хранение материальных благ. Такому делению соответствовали и древнеримские божества: Юпитер (небесный бог государства), Марс (бог физической и военной мощи) и Квирин (бог плодородия). В индоевропейской мифологии боги первых двух групп ведут борьбу с богами третьей группы, которые принимались только после примирения, что означало собой становление нормального полноценного общества, объединившего все 3 класса людей. Так, у римлян Квирин вместе с другими божествами 3 функций – Флора, Диана, Луциной, ларами и другими – был принят в римский пантеон после войны и мира с сабинянами»5.

«Древнеримская  религия представляла собой в  древнейшие времена религию сельских жителей, испытывавших чувство страха перед везде присутствующими  таинственными духовными существами. По мнению Латте К. «История римской религии» - это была религия «крестьянской усадьбы». Когда такие усадьбы объединились в государство, последнее заимствовало их культ. Добавив то, что диктовалось военными потребностями. В первую очередь культ Марса. Царские жрецы строго наблюдали за правильным соблюдением обрядов, не допуская ни какой инициативы со стороны граждан. Религия усадьбы в масштабах государства теряла смысл. Чтобы не утратить контроль над религиозной жизнью граждан, государство вводило новые культы, церемонии, обряды и игры. Они должны были влиять на воображение и вводить в государственные рамки культы новых социальных групп – ремесленников, купцов, вольноотпущенников»6.

Первоначально римская религия была в отличие  от религии древних греков анимистической, причем, как и у греков, в ней  сохранялись пережитки тотемизма. На это указывает легенда о  волчице, выкормившей Ромула и Рема, братьев-основателей города. Весь мир  у римлян был полон духов, которые  обитали и в воде, и в полях  и где угодно. Важны были добрые духи жилища, таковыми считались Пенаты и Лары. Двери жилища охранял Янус, домашний очаг – богиня Веста. Даже каждый мужчина имел своего собственного духа-покровителя гения, в котором проявлялась сила личности.

Устраивали  праздники в честь земных божеств, Вакха, Прозерпины. Целью их было способствовать урожаю. Для этого общины собирались вокруг святилищ. В древнейшие времена  религиозные обряды выполняли отцы семейств, но потом эти функции  стали исполнять жрецы. 
 

Раздел III  Римская религия  эпохи Республики.

§1. Основные культы

Древнеримская религия представляет очень большой  интерес для изучения как по своему чрезвычайно самобытному характеру, так и по тому значению, какое  получили само Римское государство  и его культура в истории человечества. Религия римлян, несмотря на ряд  общих черт с греческой религией, порожденных частью сходными историческими условиями, частью прямым влиянием, отличалась, однако, совершенно своеобразным обликом.

Историческое  развитие римской религии поддается  изучению гораздо лучше, чем греческой: очень заметно, как она изменялась в связи с ростом Римского государства - от небольшой городской общины до огромной империи. Но вместе с тем  в ней до самого конца оставалось много глубоко архаических черт.

Одним из древнейших пластов религиозных  верований и обрядов римлян, сохранявшимся  очень прочно вплоть до конца существования  самого Римского государства, была, как  и у греков, родовая религия, культ  семейно-родовых духов-покровителей. Устойчивость этой формы религии  объясняется живучестью пережитков самой родовой организации, в  особенности, видимо, в патрицианских фамилиях.

Римляне верили, что души или тени умерших - manes - являются покровителями семьи и рода. Очень обычным было выражение dii manes - "боги-маны". Сокращение этих слов - буквы "D. M" ("dis manibus" - "богам-манам")- постоянно встречается на надгробных памятниках. От слова "маны" происходит, между прочим, иногда употребляющийся в науке термин "манизм" - культ умерших, культ предков, а также теория, выводящая из этого культа всю религию. Маны сближались или даже отождествлялись с пенатами, которые первоначально олицетворяли домашнюю житницу или кладовую с припасами (от penus - провизия, съестные припасы), а в последующем стали домашними духами-хранителями. 

К этим двум представлениям было близко и  третье - лары (lares), которое, однако, имело более широкое значение. Лар - это вообще дух-покровитель; помимо lares familiares (семейные духи-покровители) существовали еще lares viales (духи-покровители путей), lares compitales (духи-покровители перекрестков), lares permarini (духи мореплавания), даже lares militares (духи военные).

Культ семейно-родовых покровителей, естественно, имел частный, узкосемейный или родовой  характер. Семья под руководством главы чествовала своих предков-покровителей у домашнего очага. "Знайте, - писал  Катон, - что за весь дом приносит жертву господин". Очевидно, аналогичным образом устраивались и родовые моления. Предметом их был обычно предок - эпоним рода, может быть легендарный или даже мифический. Так, род Клавдиев почитал своего предка-родоначальника Клауса; род Цецилиев - Цекулу; род Юлиев - Иула и т. д.

По мере растворения древней родовой  организации в государственной  шел и процесс перехода от родовых  форм культа к более широким. Некоторые родовые боги превращались в объекты общегосударственного культа (сохранились следы прежнего родового или фамильного происхождения некоторых римских богов). Есть мнение, например, что культ бога-покровителя стад Фавна с его веселыми карнавальными праздниками принадлежал вначале родам Фабиев и Квинктилиев, культ Геркулеса - родам Потициев и Пинариев, а культ Минервы - роду Науциев*. Это не исключает того, что некоторые из этих культов были занесены в Рим извне, быть может, в связи с пришлым происхождением самих родов - носителей этих культов; на своей прежней родине эти боги могли иметь свою историю, но вполне возможно, что в римскую религию они вошли вначале как родовые божества.

Необычайная живучесть семейно-родового культа у римлян видна хотя бы из того факта, что он продержался до полной победы христианства над старой религией: один из последних императорских  указов, направленных против язычества, - указ Феодосия (392 г.) - запрещает именно отправление семейных обрядов в честь ларов и пенатов.

Семейно-родовой культ был связан у римлян с архаичным почитанием огня. Пенаты были духами домашнего очага. Но и культ огня получил также общегосударственную форму в связи с происхождением самой римской общины из родовых союзов. Неугасимый огонь, горевший в общинном святилище, олицетворялся в виде богини Весты - аналогия греческой Гестии; в обоих случаях олицетворение огня в женском образе может считаться пережитком эпохи матриархата. Веста не имела антропоморфных изображений, ее символом оставался натуральный, вещественный огонь, вечно горевший в храме. В этом еще одно доказательство глубокого архаизма культа огня у римлян.

Не совсем ясен вопрос о наличии в римской  религии элементов тотемизма. Во всяком случае, здесь его следов гораздо меньше, чем в религиях большинства других народов. Вероятно, тотемическое происхождение имело  почитание капитолийской волчицы  и сказание о волчице, которая  вскормила Ромула и Рема - близнецов, основателей римской общины; однако обычно считают, что это сказание вместе с некоторыми другими религиозными представлениями заимствовано римлянами  от этрусков. Но и самим италийским племенам, возможно, не были чужды тотемические верования. В умбро-сабельском предании, рассказывающем о переселениях племен после вторжения этрусков, говорится, что при переселении одно из племен шло под предводительством быка и на своей новой родине основало "Бычий город" - Бовиан; другое племя - предков племени пицентов - вела сорока (pica); третья группа, от которой берут начало гирпины, шла под предводительством волка (hirpus). В тотемическом происхождении этих преданий трудно сомневаться. Однако более прямые следы тотемизма в римской религии не обнаруживаются.

Хотя  обряды семейно-родовой религии  в честь предков исполнялись  римлянами неукоснительно, их представления  о загробной судьбе душ умерших были крайне смутны. Верили в подземное царство, подобное греческому Аиду, где властвует грозный Орк и куда идут все души умерших. Но существовала и вера в Элизиум - поля блаженных, куда попадают добродетельные души. Сохранялось при этом и более древнее представление, по которому тень умершего не теряет связи с телом. Интересно, что римляне старались сооружать гробницы близ дорог. На таких гробницах можно обнаружить многочисленные надписи. Судя по ним, верующие римляне были убеждены, что умерший поддерживает связь с живыми. В надписях нередки обращения к живым от имени умершего с просьбой вспомнить его добрым словом, совершить небольшое приношение и пр. Души безродных покойников, так называемые ларвы и лемуры, считались злыми, так как их некому было покормить; чтобы смягчить или отогнать их, устраивались особые обряды - лемурии, справлявшиеся в мае.

К числу  древнейших слоев римской религии  принадлежали также земледельческие  и скотоводческие обряды и верования. В отличие от родовых форм культа, преимущественно патрицианских  и городских, эти земледельческо-скотоводческие культы были сельскими и плебейскими. Однако резкой грани между теми и  другими не было, ибо самое разделение города и деревни было для Древнего Рима весьма условным.

Сельскохозяйственные  верования и обряды занимали несомненно видное место в религии римлян. Об этом свидетельствует уже один тот факт, что многие из важнейших божеств римского пантеона, получившие впоследствии разнообразные функции, были по своему происхождению связаны именно с земледельческо-скотоводческими культами. Так, например, Марс, в классическую эпоху считавшийся богом войны, вначале был божеством-покровителем земледелия и скотоводства, богом весны и оплодотворения. Ему был посвящен первый весенний месяц - март, когда в честь Марса устраивались празднества. Фавн был покровителем скота, богом пастухов, которые устраивали в честь его в конце зимы, 17 февраля, веселый оргиастический праздник - луперкалии. Богиня Венера, позже отождествленная с греческой Афродитой и ставшая богиней любви и красоты, первоначально была божеством садоводства и виноградарства*. Богом виноделия был также Либер, чисто плебейское божество. С земледелием был связан Сатурн, бог посева, чествовавшийся веселыми обрядами сатурналий в декабре, перед первым посевом, а также Церера, покровительница хлебных злаков. Бог рубежей Терминус был вначале, вероятно, охранителем полевых меж и границ; земледельцы справляли его праздник 23 февраля. В сложном образе Юпитера тоже присутствовал элемент земледельческих верований: Юпитер считался покровителем винограда и в этом своем качестве отождествлялся с Либером. Были, наконец, и разные другие божества, как Опа (Ops), Консус, богиня пастухов Палеса (Pales) и пр., представлявшие собой олицетворение отдельных сельскохозяйственных работ или связанных с ними явлений природы.

Информация о работе Культурные и исторические аспекты римской религии