Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 19:58, реферат
На смену гальштатской культуре в Западной и Средней Европе приходит латенская культура (далее — ЛК), названная так по поселению Ла Тен в Швейцарии. ЛК, как и ГК, может в конечном счете квалифицироваться как культурно-историческая общность, в силу разнообразия входящих в нее культур. Но при этом, в отличие от ГК, ЛК имеет явную этническую доминанту — многочисленные и разнообразные кельтские племена, близкородственные в языковом и антропологическом отношении и имеющие сходную материальную и духовную культуру.
Предметы одежды, туалета и культа
Одежда и украшения
Мужчины, как правило, носили штаны и куртки, мягкие сапожки и башлыки, женщины — длинные платья, башлыки или конические и усеченно-конические головные уборы. Одежда богатых людей украшалась множеством золотых нашивных бляшек. Украшениями служили также бусы, височные привески и булавки, гривны и браслеты.
Зеркала
бронзовые литые. Самые ранние с обратной стороны имеют вид сковородки с поднятыми бортами. Ручка находилась в центре в виде петельки или двух столбиков, увенчанных бляшкой. Затем появились зеркала «ольвийского типа» с длинной боковой бронзовой ручкой, а еще позднее распространились зеркала без бортиков, с боковыми рукоятями, похожими на рукояти скифских мечей, а также с прямоугольными костяными ручками.
Навершия
шестов погребальной повозки или погребального ложа в основном были бронзовые литые, с прорезными погремушками, либо с подвешенными колокольчиками. Они обычно увенчивались головой или фигурой животного.
Основы хозяйства и орудия труда
• Кочевое скотоводство было основой скифской экономики. Сначала практиковалась постоянная подвижность всего населения, без фиксированных зимников и летников (поэтому так много раннескифских впускных погребений в курганах эпохи бронзы) Необходимые продукты питания и ремесленного труда получались военным путем/обменом от соседей-земледельцев. Основной состав стада — лошади и мелкий рогатый скот. Затем появились постоянные зимники и летники, а рядом с ними образовались родовые кладбища, четко определились границы кочевок. Начался процесс постепенного оседания части населения, появились свои поселки и города.
• Земледелия у скифов в северопричерноморской степи сначала вовсе не было, затем оно появилось и играло подсобную роль, и лишь в позднескифской культуре в Крыму оно стало основой хозяйства. В то же время земледелие господствовало у народов, создавших культуру скифского типа в лесостепи. Здесь найдены деревянные плуги (сходные с гальштатскими) и железные серпы -некоторые с наварным стальным лезвием, с рукоятками из кости. Применялись также железные топорики-тесла и железные мотыги.
• Металлургия. Именно с развитием киммерийской и скифской культур связано начало эпохи железа в Восточной Европе. Первоначально, до возникновения Каменского городища основная масса металлических орудий, оружия и уздечных элементов производилась для киммерийцев и скифов оседлыми ремесленниками Лесостепи и Северного Кавказа: именно там в VI-V вв. до н.э. были центры добычи и обработки железа и бронзы. С появлением оседлости у скифов в северопричерноморской степи началось бурное развитие металлургии. Основные центры -Каменское и Елизаветовское поселение — вместе с лесостепными мастерскими снабжали округу всем необходимым.
В черной металлургии использовался в основном бурый железняк, добытая руда обогащалась, обжигалась в горнах ямных и шахтных; порой получали сталь за счет первичного науглероживания в сыродутном горне или в результате преднамеренной цементации. Ковка осуществлялась при высоких температурах в кузнечных горнах с воздуходувными мехами. Обнаружены остатки кузнечного дела молоты, клещи, пробойники, пуансоны, зубила.
Сырье для цветной металлургии приходило с Северного Кавказа, Южного Урала, Казахстана, с балкано-карпатских рудников. Найдены глиняные и каменные формы, тигли и льячки. Плавильные печи найдены на Бельском и др. городищах. Также производились штамповка и тиснение украшений из золота и серебра.
• В VII-V вв. до н.э. на высочайшем уровне находилась обработка кости и рога. Широко было распространено ткачество. Сырьем служили овечья шерсть, лен, конопля. Был известен вертикальный ткацкий станок с каменными грузиками.
• Торговля велась в основном с греческими колониями в Северном Причерноморье. Вывоз: хлеб (из лесостепи), рабы, шкуры. Ввоз: вино, керамические и металлические изделия (орудия труда, дорогое оружие и украшения).
Искусство скифов по археологическим данным
Зооморфное искусство
Скифский звериный стиль характеризуется определенной унификацией образного репертуара на всем огромном пространстве скифо-сибирской КИО от Дуная до Южной Сибири: это четыре основных группы персонажей: копытные, хищники, птицы и фантастические (синкретические) зооморфные существа. Этим персонажам присущ строго определенный набор символических поз. Данному художественному направлению свойственны специфические приемы стилизации, в первую очередь акцентирование определенных деталей изображения в ущерб другим элементам. Скифский звериный стиль имеет декоративно-прикладной характер и украшает в первую очередь предметы вооружения и конского снаряжения.
В данном искусстве отразились культ солнца, огня, коня, а также трехчастная концепция мироздания, традиционно подробно разработанная у иранцев (как и вообще у индоевропейцев). Кроме того, в основе звериного стиля были, вероятно, заложены и более древние тотемические и магические представления, специфичные для каждого этноса в рамках скифо-сибирской КИО (что связано прежде всего со спецификой природных условий и занятий населения на той или иной территории) — отсюда разнообразие предпочтений в выборе видов животных внутри четырех названных типов персонажей. В то же время в подавляющем большинстве культур скифо-сибирского мира наиболее популярным был образ оленя.
Антропоморфное искусство
Характерной чертой классической скифской культуры, не свойственной остальным культурам скифо-сибирской КИО, является наличие монументальной антропоморфной скульптуры. Это высеченные из камня изображения мужчины-воина (возможно, первопредка), первоначально предназначенные для установки на вершине кургана. К настоящему времени известно более 160 таких изваяний.
Ранний железный век в Западной и Средней Европе (окончание)
Краткая характеристика основных культур сибирской общности за пределами Скифии
«Савроматская» культура в поволжско-приуральской степи
Термин «савроматская культура» традиционно применяют к кочевническим памятникам скифского облика в рамках следующего ареала: междуречье Нижнего Дона — Нижней Волги, Заволжье, Северный Прикаспий и степи Приуралья. Дата савроматской археологической культуры: рубеж \/II-VI — IV вв. до н.э. Данная культура постепенно уступила место в IV — н. III в. до н.э. возникшей в ее недрах сарматской культуре.
Этнический состав. Этноним «савроматы», известный по античным источникам, в применении к данной археологической культуре служит условным общим названием для всей группы ираноязычных европеоидных кочевников указанного ареала, объединенных сходной материальной культурой и родством языков При этом собственно исторические савроматы (т.е. известные по письменным источникам) — это лишь западная часть «савроматской» археологической культуры, этнически связанная с более восточными ее районами.
Основные памятники «савроматской» культуры
Хозяйство создателей культуры — кочевое скотоводство на стадии меридиональных перекочевок. Соответственно культура известна в основном по погребениям, сходство которых и стало основным критерием выделения «савроматской» культуры.
Захоронения совершались в курганах с земляной насыпью (в восточных районах в конструкции насыпи иногда использовался и камень). Хоронили в основном в ямах, в том числе с «заплечиками» (выступами-упорами для перекрытия), а в Южном Приуралье — также в катакомбных и подбойных могилах. В ямах могли сооружаться срубы, перекрытые настилом из дерева или камыша.
Господствует трупоположение, погребенные в основном лежат на спине, с параллельными или перекрещенными ногами, с ориентировкой на запад, реже — на восток или на юг.
Инвентарь мужских погребений составляли мечи, уздечный набор, изредка копья и стрелы. В инвентарь женских погребений также входили мечи, что подтверждает данные античных источников об участии савроматок в боевых действиях, а также украшения, зеркала, каменные блюда-алтарики и костяные ритуальные ложечки. Встречаются в погребениях и орудия труда: железные ножи, пряслица, костяные проколки.
Для всех погребений характерна напутственная пища — кости барана (изначально это, видимо, были туши обезглавленных баранов). Значительную роль в погребальном обряде играл культ огня в виде сожжения надмогильных сооружений, разведения кострищ над могилами или засыпания их горящими углями, вследствие чего сильно обгорали погребенные. Часто эти действия заменялись положением в могилы отдельных угольков или подсыпкой мела, охры или серы, а также оранжевых и красных кристаллов реальгара (моносульфид мышьяка).
Ведущие формы материальной культуры
Савроматское оружие очень близко скифскому. Мечи и кинжалы — тех же типов, что и у скифов, но при этом здесь были очень популярны мечи с антеннообразным навершием, причем концы этих антенн — когтевидные. Стрелы имели втульчатые и черешковые наконечники из бронзы. Интересны колчанные крючки из железа или бронзы.
В узде у савроматов также много общего со скифами. Существенным отличием была широкая распространенность уздечных привесок-амулетов из клыков кабана.
Сосуды керамические были груболепными, сделанными без гончарного круга, в основном плоскодонными. Они имеют баночные, а также шаровидные и яйцевидные очертания. В Приуралье также изготавливались круглодонные сосуды. Бронзовые сосуды представлены двуручными котлами — рюмкообразными, с коническим поддоном.
Искусство
у савроматов представлено главным образом звериным стилем. Он имеет здесь свои особенности:
Основные предметы, декорируемые в зверином стиле — это каменные алтарики на ножках, костяные и роговые ритуальные ложки, клыки, костяные блюда, костяные пластины, бронзовые уздечные бляхи, навершия акинаков.
Излюбленный у скифов образ — олень — здесь почти не встречается. Известен лось, но наиболее популярен волкоподобный хищник с треугольными зубами. Также специфически местным, преимущественно приуральским образом является двугорбый верблюд.
Культуры сако-массагетского круга
Ранний железный век Средней Азии и Казахстана в скифское время складывается из истории двух тесно связанных групп — кочевников и полукочевников (это собственно сако-массагетский круг) и соседнего оседлого населения, история которого более обеспечена письменными источниками.
Этноним «саки» персы применяли для обозначения всех ираноязычных кочевников Евразии. Под названием «массагеты» античные авторы объединяли различные группы племен, заметно отличающиеся друг от друга по хозяйству и образу жизни. Это явно собирательный термин, но в то же время изначально это было наименование какой-то конкретной этнической группы, наиболее знакомой античным историкам. Определить в точности, какие именно памятники надо связывать с саками, какие — с массагетами, до сих пор не представляется возможным. Поэтому иногда употребляют термин «культуры сако-массагетского круга». Основными очагами этих культур являются зоны Приаралья, Центрального и Восточного Казахстана, Семиречья и Памира.
Основные памятники этих кочевнических культур — курганные могильники. Наиболее яркие погребения саков Приаралья находятся в низовьях Сырдарьи. Это могильники Уйгарак и Южный Тагискен, датируемые VII-V вв. до н.э. Курганы невысокие, не более 2 м, диаметром 10–40 м. Обряд: трупоположение в ямах или на горизонте, чаще на спине, головой на запад. Более редки случаи кремации на месте: погребение поджигалось и засыпалось землей. В ямах были шатровые деревянные каркасные постройки, переплетенные прутьями и камышом. Покойника захоранивали в одежде и головном уборе, которые могли быть расшиты бусинами и золотыми бляшками. Мужчинам клали оружие: стрелы с бронзовыми наконечниками (втульчатыми и черешковыми), кинжалы или мечи типа акинаков. В погребения женщин помещали, бронзовые зеркала, каменные алтарики, зернотерки, пряслица. И у мужчин, и у женщин в могилах были предметы узды, ножи, керамические сосуды. Оружие, узда, бляшки одежды украшались в зверином стиле.
Погребения центральноказахстанской группы именуются иначе тасмолинской культурой, датируемой VII-III вв. до н.э. Тасмолинские курганы небольшие (диаметром 10, редко до 20 м, высотой 1 м, редко до 2 м). Это так называемые курганы «с усами»: от них на восток отходят две каменные дорожки-"усы", длиной до 200 м, шириной до 2 м. Треть из этих курганов — парные, ориентированы по линии З-В (реже — по линии С-Ю), причем либо западный курган больший, а восточный меньший, либо оба одинаковые. В западном кургане находятся человеческие захоронения. Покойные лежат в овальной яме/подбое, на спине, головой на север. Ямы перекрыты каменными плитами, подбои заложены камнем. Под восточной курганной насыпью на горизонте размещается захоронение лошади. При этом керамику (это груболепные плохо обожженные сосуды простых форм) обычно помещали не в человеческое, а в конское захоронение, тогда как в основную могилу клали оружие и узду. Изделия украшались в зверином стиле.
Пазырыкская культура
Дата: VI-III вв. до н.э. Ареал: Алтай и прилегающая часть Восточного Казахстана.
Поселения не выявлены. Предположительно, жилищами на зимниках служили деревянные дома, по подобию которых сделаны срубы в могилах (следовательно, дома могли быть бревенчатыми, брусковыми и из досок), а летом люди жили в берестяных юртах, чумах, повозках и в войлочных жилищах.
Хорошо изучены погребения. Это малые и большие курганы с трупоположениями, обычно стоящие в ряд, один за другим, образуя меридиональные и широтные цепочки родовых могильников.
Курганы рядовых общинников имеют каменно-земляную насыпь. Под ней чаще находится обложенная камнем яма. Простейший мужской инвентарь — оружие, женский — нож и зеркало; и у тех, и у других встречаются сосуды и кости барана.
Информация о работе Латенская культурно-историческая общность