Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 19:58, реферат
На смену гальштатской культуре в Западной и Средней Европе приходит латенская культура (далее — ЛК), названная так по поселению Ла Тен в Швейцарии. ЛК, как и ГК, может в конечном счете квалифицироваться как культурно-историческая общность, в силу разнообразия входящих в нее культур. Но при этом, в отличие от ГК, ЛК имеет явную этническую доминанту — многочисленные и разнообразные кельтские племена, близкородственные в языковом и антропологическом отношении и имеющие сходную материальную и духовную культуру.
Более богатые курганы чаще имеют каменную насыпь, по которой находится большая яма. Среди этих курганов выделяются богатейшие родовые кладбища царского масштаба — Пазырыкские курганы и другие курганные группы. Это курганы высотой 2–4 м, диаметром 50 м и более. Все органические вещества в этих могилах оказались в сохранности благодаря уникальному явлению -образованию под этими насыпями линзы вечной мерзлоты. Основу погребения составляла квадратная яма, которая имела стороны до 7 м, глубину от 4 до 7 м. В южной части ямы сооружался деревянный сруб площадью от 9 до 24 кв.м и высотой от 1,2 до 1,9 м. Сруб чаще имел двойные стены, которые увешивались коврами, деревянный пол, иногда застланный войлоком, и бревенчатый потолок, перекрытый слоями проваренной бересты. В сруб ставили саркофаг-колоду, содержавшую мумии одного человека или двух (мужчины и женщины). Рядом с саркофагом помещались сосуды с погребальной пищей, ритуальные столики, орудия труда и другие вещи. В северной части ямы за пределами сруба укладывались взнузданные и оседланные кони и погребальные повозки. Толстые столбы, стоявшие по три вдоль северной и южной стен сруба, поддерживали три мощные балки, на которые опирался верхний бревенчатый настил, сооружавшийся поверх потолка сруба и поверх отсека с конями и удерживавший на себе курганную насыпь.
Курганы пазырыкской культуры содержали замечательные изделия из дерева, кости, войлока, кожи, шелка, бронзы, железа, золота и других материалов. Часть этих вещей была произведена на месте, часть — импортирована из Ирана и Китая. В целом вещевой комплекс пазырыкской культуры полностью вписывается в рамки «скифской триады».
К недавно открытым замечательным памятникам пазырыкской культуры относится погребение знатной женщины в кургане 1 могильника Ак-Алаха (раскопки 1993 г.) и мужчины в кургане 3 могильника Верх-Кальджин (раскопки 1995 г.). Эти мумии покрыты татуировкой, как и одна из мумий из пазырыкских курганов (раскопки 1948 г.).
Тагарская культура
Ареал: степи Среднего Енисея и лесостепь до Красноярска.
Дата: VIII (VII?) — начало III в. до н.э.
Хотя тагарской культуре присуща «скифская триада», у нее есть две важные особенности по сравнению с остальными культурами скифо-сибирской КИО:
1. Ее создателями являются
оседлые земледельцы с
2. Здесь по крайней мере до V в. до н.э. известно мало железных изделий. Причина тому — высокий уровень тагарского бронзолитейного дела, расцветшего в условиях обилия сырья в этих местах и как следствие богатой традиции предшествующей карасукской культуры. Известны тысячи тагарских бронзовых вещей, в том числе украшенные в зверином стиле.
Поселения
ранее были практически неизвестны в силу незначительности культурного слоя. В последние годы выявлен ряд городищ, имеющих вал и ров. В основном это городища-убежища, но были и постоянно заселенные. Были и неукрепленные поселения, размещавшиеся на естественных террасах. Жилищами служили глубокие землянки и полуземлянки, реже наземные жилища. Их стены строились из глины и камня, но были и деревянные срубные конструкции — это бревенчатые рубленые прямоугольные дома с четырехскатными крышами. На наличие последних указывают петроглифические изображения таких срубов, относящиеся к концу тагарской эпохи.
Погребения
Для тагарской культуры характерны невысокие земляные курганы, всегда окруженные прямоугольными оградками из вертикально врытых камней, с более высокими камнями по углам. На ранних стадиях курганы одиночные, позднее насчитывается до 10–20 курганов в могильнике. Более ранние могилы в основном представляют собой каменные ящики с одиночными погребениями, более поздние — срубы, ямы с бревенчатыми накатами, часто с коллективными трупоположениями (до 100 и даже до 200 человек в одной могиле).
Покойные лежат на спине, вытянуты. Инвентарь: мужчины погребены с оружием (лук и стрелы, нож, кинжал типа акинака, топоры-кельты и боевые чеканы); женщины — с ножами, зеркалами, бусами, шильями. В позднее время в могилы кладут уменьшенные модели вещей. И к мужчинам, и к женщинам в погребения клали по 2 глиняных сосуда с жидкой пищей и в качестве той же напутственной пищи — части крупного рогатого скота, реже — части лошади или овцы.
Уюкская культура в Туве
Тува — центральноазиатская территория, состоящая из чередующихся степных котловин и горных хребтов и ограниченная с севера и востока Саянами, а с юга — монгольскими степями. Продолжаются споры о том, существовала ли в Туве в предскифское и скифское время единая археологическая культура или было две последовательных культуры. Сторонники первой гипотезы именуют эту единую культуру уюкской и датируют ее VIII (VII?) — III в. до н.э. В ареал уюкской культуры, помимо Тувы, входят еще Восточный Алтай и Северо-Западная Монголия.
Основная информация о культуре Тувы этого времени связана с материалом погребений. Погребенные лежат на боку под курганами в деревянных срубах, либо в каменных ящиках, либо в простых грунтовых ямах.
Ярчайший памятник уюкской культуры и скифо-сибирской общности в целом — курган Аржан. Это массовое единовременное захоронение людей и лошадей, совершенное на горизонте под каменной насыпью, состоящей из камней весом от 20 до 50, реже до 100 кг. Насыпь первоначально имела высоту до 3,5–4 м, диаметр до 120 м.
Под насыпью было обнаружено около 100 замкнутых бревнами четырехугольных участков, причем 70 из них образовывали четки-камеры — клети из бревен, положенных друг на друга максимум в четыре венца с оставлением просветов между ними. Из 70 камер 57 было пустых, 13 — с захоронениями. Среди этих 13 камер в одной -только люди, в девяти — только лошади, в трех — и люди, и лошади. Всего людей 17, а лошадей ок. 160. В центре находилось захоронение двух человек — царя и царицы в двух гробах-колодах в срубе, помещенном в еще больший сруб, в рамках которого лежали 8 вельмож и 6 верховых коней. Остальные погребения были за пределами большего сруба.
Все клети были перекрыты деревянным накатом-потолком на высоте 2,5–3 м. Снаружи по периферии была построена наклонная бревенчатая стена-откос. Следовательно, первоначально вся деревянная конструкция представляла собой круглую платформу с наружными стенами, наклоненными под углом 30 градусов — т.е. плоский усеченный конус.
Вещевой материал Аржана укладывается в рамки скифской триады. Оружие, узда и звериный стиль здесь безусловно архаичны. Датировка этого грандиозного единовременного погребения колеблется, с учетом радиоуглеродных данных, в рамках VIII-VII вв. до н.э.
Сарматская культурно-историческая общность
Название связано с именем этнического ядра данной общности — сарматов, ираноязычных кочевников-скотоводов, родственных савроматам.
Дата: IV в. до н.э. — IV в. н.э.
Ареал сарматской культурно-исторической общности, ее истоки и финал. Историческое ядро культуры находилось в Приуралье, где ее черты проявляются уже в к. V в. до н.э. как эволюции савроматской культуры в условиях определенных импульсов из Приаралья.
Сарматы с IV в. до н.э. по IV в. н.э. населяли огромную территорию степи от Западного Казахстана и Южного Приуралья до Северо-Западного Причерноморья. Вокруг них группировались другие, в основном ираноязычные племена. При этом в IV-III вв. до н.э сарматы занимали лишь Южное Приуралье, Заволжье и Волго-Донское междуречье, тогда как с III-II вв. до н.э. они расширили свой ареал, заняв также всю территорию Северного Причерноморья откуда они вытеснили скифов (в Крым и на Нижний Днепр, где возникла позднескифская культура).
В I в. н.э. в рамках данной общности усиливаются ираноязычные аланы, которые на рубеже I-II вв. н.э. подчиняют себе остальные племена. После нашествия гуннов в к. IV в. н.э. сарматская культура как единое целое исчезла (часть сарматов была уничтожена, часть вошла в гуннский союз). При этом отдельные элементы позднесарматской культуры влились в раннесредневековую культуру евразийских кочевников.
Основные памятники сарматской культуры
Собственно сарматские поселения не выявлены. Основная информация о данной археологической культуре связана с погребениями. Это трупоположения под курганами высотой 1 м, редко до3 м, диаметром от 8 до 20 м. В редких случаях погребения сарматов лишены курганов, что обусловлено их ассимиляцией соседним оседлым населением. Покойные лежат вытянуто на спине, реже на боку, их руки и ноги чаще параллельны, иногда руки помещаются на тазовых костях или под ними, а ноги лежат ромбом или же одна нога согнута в колене. Ориентированы погребенные в ранний период в основном головой на юг (с небольшими отклонениями к западу или к востоку), позднее — большей частью на север.
Хоронили чаще в узких прямоугольных могилах, перекрытых бревнами и хворостом. Стены могил могли иметь опоры для перекрытия — «заплечики». Также типичны могилы с обширными подбоями; входной колодец такой могилы заваливали камнем, хворостом, а вход в саму погребальную камеру закрывали камнем или досками. Изредка встречаются катакомбы.
Погребенных клали на подстилку из органики, реже — на деревянные носилки или в деревянные решетчатые гробы, детали которых скреплялись с помощью шипов. Иногда погребенные лежали на ложе, оставшееся от погребальной колесницы, на которой доставляли покойного; сама колесница в процессе захоронения разламывалась и ее детали клали в погребение.
Над могилами разводили погребальные костры, а в сами могилы клали символы огня — угольки (или их заменители — мел, гипс, реальгар, красную охру).
В качестве основного погребального инвентаря следует выделить оружие, встречающееся как в мужских, так и в женских могилах. Очень часто в погребения клали переднюю ногу барана, реже обнаруживаются кости лошади или особи крупного рогатого скота.
Ведущие формы вещей
Оружие
Вначале вооружение сарматов было сходно с скифским и савроматским, но со временем их оружие стало более совершенным. Именно в сарматский период бронзовые втульчатые наконечники стрел постепенно сменяются железными черешковыми.
Копья также имеют железные наконечники, которые постепенно становятся массивными и длинными.
Кинжалы и мечи были железными, первоначально с серповидным навершием и прямым перекрестьем. Появились всаднические мечи: длинные, с перекрестьем в виде узкого дуговидного или ломаного бруска. Затем распространились мечи с кольцевидным/антенным навершием, а еще позже — с рукоятью-штырем без металлического навершия и металлического перекрестья. Использовались железные чешуйчатые панцири.
Узда
Сначала господствовали железные удила скифского типа и железные псалии — С-видные или прямые стержни с двумя отверстиями. Затем появились железные удила с дополнительными кольцами, которые вращались свободно, а к ним крепились ремни оголовья и повод.
С III в. до н.э. до рубежа эр популярны богатые наборы сбруи с серебряными круглыми или полушарными бляхами с растительными или мифологическими сюжетами.
Сосуды
Керамика, как правило, делалась без гончарного круга и была круглодонной и плоскодонной. Наиболее распространены шаровидные сосуды, позднее — миски и кувшины, среди которых встречаются и сделанные на гончарном круге.
Основные металлические сосуды у сарматов — это бронзовые котлы с яйцевидным или шаровидным туловом, с поддоном и двумя вертикальными ручками.
Украшения и предметы туалета
Одежда сарматов была близка скифской. Из украшений следует отметить браслеты (бронзовые, железные, серебряные, золотые), серьги (бронзовые — кольцевидные и спиралевидные), а также драгоценные диадемы и гривны. Известно множество бронзовых зеркал. Сначала они были большие плоские с плоскими ручками, затем с валиком по краю и штырем, на который насаживалась рукоять из дерева или кости. Позже зеркала становятся миниатюрными (d = 3–5 см) с боковой прямоугольной короткой ручкой с отверстием, с коническим выступом и широким бортиком по краю.
Искусство
Замечательна торевтика сарматской культуры, в которой присутствуют как зооморфные образы (тонкие, схематизированные, обычно сильно изогнутые звери — хищники, драконы, копытные), так и антропоморфные изображения (крылатые гении и др.), а также растительные мотивы. В сарматском искусстве господствует так называемый полихромный стиль с ярким колоритом: изделия из драгоценного металла, сделанные с использованием техники филиграни и зерни, инкрустировались камнями-самоцветами и цветной эмалью.
Информация о работе Латенская культурно-историческая общность