Лекции по "Истории Беларуси"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 13:07, курс лекций

Краткое описание

История Беларуси – это наука, изучающая исторические процессы на белорусской территории. История зародилась одной из первых наук. Она зародилась, когда человек начал говорить. История воспитывает патриота, гражданина. До 1990г. территория Беларуси входила в состав различных государств. Не зная историю этих государств, невозможно знать историю Беларуси. Курс «Истории Беларуси» охватывает историю Беларуси от древнейших времен до наших дней. Он отражает историю той части человечества, которая на протяжении тысячелетий населяло территорию современной Беларуси.

Вложенные файлы: 1 файл

История Беларуси 1 курс.doc

— 567.00 Кб (Скачать файл)

У 1151 г. полацкае веча прагнала князя Рагвалода Барысавіча. На полацкі  трон быў пасаджаны  менскі князь  Расціслаў Глебавіч. У 1158 г. (па летапісу 1159 г., паводле так званага ультрамартаўнага летазлічэння) Рагвалод Барысавч, карыстаючыся падтрымкай іншай знаці, зноў стаў прэтэндаваць на полацкі трон. У гэты час у Друцку адбылося выступленне супраць князя Глеба Расціславіча. Княскі двор і двары дружыннікаў былі разрабаваны. Сам князь уцек да бацькі ў Полацк. Аднак у самім Полацку адбылося выступленне гараджан, пачаўся народны рух (“мяцеж”, як сказана ў летапісе). Рагвалоду Барысавічу ўдалося завалодаць полацкім тронам. Расціслаў з дружынай накіраваўся а свайго брата Валадара ў Менск, спустошваючы па дарозе Полацкую воласць. Хутка скончылася кароткатэрміновае ўзвышэнне Менска.

Рагвало асадзіў і  ўзяў Ізяслаў (Заслаўе), у якім паставіў свайго прыхільніка. У летапісах  гаворыцца пра тры паходы Рагвалода  Барысавіча на Расціслава Глебавіча  да Менска (1158, 1160, 1161 гг.). Рагвалод не змог узяць горад і быў вымушаны заключыць мір з Расціславам. Пацярпеўшы паражэнне ў 1161 г. пад Гарадцом, Рагвалод вырашыў не вяртацца ў Полацк і ўцек у свае ўладанне Друцк. У Полацку стаў княжыць Усяслаў Васіькавіч, які быў да гэтага, відаць віцебскм князем.

У ХІІ ст. у Друцку абсталяваліся  нашчадкі Усяслава – княз Барысавічы. Друцкае веча адыгрывала нямалую  ролю ў палітычным жыцці не толькі Друцка, але аказвала ўплыў на ход  падзей у Поацку. У 1180 г. у Друцку княжыў Глеб Рагвалодавіч – саюзнік смаленскіх князеў, якія варагавалі з чарнігаўскімі князямі. Супраць Друцка сумесна з чарнігаўскім войская выступілі дружыны з Полацка, Віцебска, Лагойска, што сведчыць аб міжусобнай барацьбе сярод полацкіх князеў.

У ХІІ ст. Полацкая зямля паводле адміністрацыйнай структуры складалася з удзельных княстваў Віцебскага, Менскага, Заслаўскага, Лагойскага і інш., у якіх улада, абмежаваная вечам, належала прадстаўнікам полацка-крывіцкай правячай дынастыі. Феадальная раздробленасць і бясконцыя княскія сваркі аслабдяді Полацкую зямлю.

Полацкай зямлі давялося весці цяжкую барацьбу з крыжакамі. Палачане сумесна з старажытналатышскімі і іншымі пляменамі змагаліся  супраць нямецкіх рыцараў, уварваўшыхся ў Прыбалтыку. Латгалы і лівы, якія жылі па ніжняму цячэнню Заходняй Дзвіны, даўно плацілі даніну полацкаму князю і пастаўлялі яму дапаможнае войска. У землях латгалаў размяшчаліся гарады Кукенойс і Герцыке. Імі кіравалі васалы полацкага князя, якія ў перыяд феадальнай раздробленасці карысталіся значнай самастойнасцю.

26. Туровская  земля в 9- начале 13вв.

Территория Туровского княжества формировалась на землях, заселенных дреговичами. Дреговичи  принадлежали к числу наиболее развитых восточнославянских племен и имели  свое племенное княжение еще до образования КР.

Название «Туровское княжество» не встречается в древних  летописях. Но это не означает, что  оно не существовало. Летописи неоднократно называют Туров волостью. В исторической литературе чаще встречается понятие «Туровская земля»  туров как центр волости известен летописцам с 980г. Пинск впервые упоминается в 1097г.  Это значит, что до этого времени Туров существовал как самостоятельное образование. Пинск после своего возникновения начал играть значительную роль в жизни княжества. Но столица Туровского княжества никогда не переносилась в Пинск.

27. Восточные  и западные земли Беларуси  в 9-начале 13вв.

 

28. Культура  населения западной Руси в  9-начале 13вв. Введение христианства

Составной частью культуры является устное народное творчество: песни, былины, легенды, сказки. В былинах повествуется о борьбе народа против иноземных захватчиков. Главный герой – богатырь. В 9-13вв. широко бытовали календарно-обрядовые песенные циклы, посвященные различным языческим праздникам (масленица, зажинки, дожинки, деды). В древней Беларуси использовались солнечный и лунный календари. Славяне Новый год начинали с 1 марта; летоисчисление велось от сотворения мира.

Огромный скачок в  развитии культуры – появление письменности. Создание славянской азбуки связывают  с именами братьев Кирилла и Мефодия. Более ранний алфавит (глаголица) был вытеснен у южных и восточных славян кириллицей. Грамотность была известной не только феодалам и духовенству, но и простому народу. Были обнаружены бытовые предметы 9-13вв. с различными надписями, а также 2 берестяные грамоты в Витебске и Мстиславле. Памятником письменности являются надписи на камнях-валунах «Борисовы» и «Рогволодов» камни. Основным жанром письменности стало летописание – ежегодные записи событий по летам, в которые включались сказания, библейские сюжеты, тексты дипломатических документов. Одним из первых памятников летописания является «ПВЛ», написанная монахом Нестором (начало 12в.). Ее продолжением явились местные летописи: Киевская, Галицко-Волынская, Новгородская, Суздальская. Имеются данные о том, что летописи составлялись в Полоцке, Турове, Новогрудке.

На Беларуси существовала религиозная и светская литература – переводная и оригинальная. Переводная литература представлена канонической (Евангелие, Библия), апокрифами, житийной и светской. Под влиянием переводной литературы возникла оригинальная: каноническая («Туровское евангелие», «Оршанское евангелие», «Полоцкие евангелия»), жития, поучения. Наиболее значительны произведения житийной литературы («Житие Ефросиньи Полоцкой», «Житие Авраамия Смоленского»). Среди произведений поучительного жанра – «Слова» Кирилла Туровского. Кирилл Туровский (1130-1182) – писатель-проповедник и церковно-политический деятель. Родился в Турове в богатой семье, получил хорошее образование, стал туровским епископом, написал много проповедей и «слов», осуждающих язычество. На склоне лет ушел в монастырь, где продолжал писать.

С развитием грамотности  создаются библиотеки. С середины 11в. до середины 16в. существовала богатая  библиотека в Софийском соборе в Полоцке. Рукописные книги писались на пергаменте уставом.

На белорусских землях существовало школьное образование. Школы  открывались при княжеских дворах и монастырях. В 12в. одна из первых школ была создана Ефросиньей Полоцкой. Е. Полоцкая (1104-1167) – дочь князя Святослава Георгия, сына Всеслава Чародея. Просветительница, игуменья монастыря в Полоцке. В конце 20-х годов 12в. основала женский монастырь, а в конце 50-х – мужской. При них она открыла скриптории – мастерские по переписыванию книг. В школах преподавали письмо, чтение, греческий и латинский языки, нотную грамоту. По заказу Е. Полоцкой построена церковь Святого Спаса.

Широкой популярностью  пользовался Климентий Смолятич. Был киевским митрополитом. До нас  дошло только одно его «Послание пресвитеру Фоме». Климентий стал основоположником литературной школы.

В 9-12вв. на белорусских  землях преобладало деревянное зодчество. После 988г. возводились каменные храмы  по византийскому образцу. Приглашались для работы византийские мастера, затем стали формироваться местные школы зодчества в Полоцке и Гродно. В середине 11в. в Полоцке, вслед за Киевом и Новгородом, построен Софийский собор. Полоцкая школа зодчеств получила проявление в Пятницкой и Борисо-Глебской церквях в Бельчицах, Спасо-Ефросиньевской церкви в Полоцке (сер. 12в.), Благовещенской церкви в Витебске. Известны 4 памятника гродненской архитектуры: Нижняя, Пречистинская, Борисо-Глебская церкви и княжеский терем. Борисо-Глебская церковь была построена в 80-е годы 12в. Из камня строились также и гражданские здания, различные башни (Белая Вежа и т.д.).

Храмы украшались монументальной живописью: фреской, мозаикой. Художники  строго придерживались церковного канона: плоское изображение лика святых, удлиненные лица, большие глаза, небольшой рот.

Декоративно-прикладное искусство развивалось под влиянием Византии. Изделия из дерева, кости, металла украшались резьбой, инкрустацией в виде различных орнаментов. Шедевром древнего белорусского прикладного искусства является крест, выполненный по заказу Ефросиньи Полоцкой ювелиром Лазарем Богшей 1161г. Крест длиной 51см, 6-тиконечный, деревянный, обложен золотыми и серебряными пластинами, украшен цветными эмалями с изображением святых, драгоценными камнями.

Большинство памятников культуры древней Беларуси погибло во время многочисленных нашествий и феодальных войн.

В период до введения христианства у восточных славян была распространено многобожие. Они обожествляли окружающую природу, поклонялись животному  и растительному миру. Боги представлялись в виде людей. У славян-земледельцев богом неба бал Род, от которого родилось все живое. Боги Солнца: Даждьбог, Ярило, Купала, Коляда. Бог грома и молнии – Перун, животноводства и торговли – Велес, бог холода – Зюзя, богиня весны – Лёля, бог ветра – Стрибог и т.д.

Единого славянского  язычества не было. У каждого племенного союза существовал свой пантеон  богов, культы.

Христианство родилось в Палестине во времена Римской  империи у бедного еврейского населения. Со временем в христианской церкви изменения: выдвигаются обряды, пышные богослужения, складывается церковная иерархия.

С распадом Римской империи  расширились распри между римским  патриархом (папой) и восточными (греческими) патриархами. В результате раскол на две церкви: западная – римско-католическая и восточная – византийская (греческая). Окончательно раскол христианской церкви на католическую и христианскую оформился в 1054г.

Год крещения Киевской Руси, в состав которой в то время  входили и белорусские земли, считается 988г., когда великий князь  Владимир Святославович крестил жителей Киева. Христианство было принято по византийскому обряду.

В Полоцке в 992г. была учреждена  полоцкая епархия. В 12в. около Полоцка  возникли монастыри (Борисо-Глебский и 2 монастыря, основанные Е. Полоцкой). В 1113г. жена князя Святополка основала монастырь, где в 12в. существовал и мужской Борисо-Глебский  монастырь. Однако, с принятием христианства народное язычество не только не исчезло, но и, преобразовываясь само, видоизменяло и основные обряды христианства. Язычество соотносило человека с природой, а христианство – отражало социальную сущность человека и общества, что и явилось одной из причин сохранения двоеверия.

Дохристианская обрядность продолжала жить и в деревне, и  в городе (заговоры, ворожба, языческие  праздники).

30. Борьба населения  Западной Руси против иноземных  захватчиков в 13в.

Соседями Полоцкой земли  издавна были прибалтийские племена  –ятвяги, литовцы, окштайты, земгалы, ливы и др. Славяне столкнулись с ними еще в 6-7 в. н.э.  Во время славянской колонизации балты отступили на север и запад, часть их была ассимилирована.

На территории латгалов в 12-13вв. существовало 2 княжества –  Кукенойс и Герцике, зависимые от Полоцка.

Издавна Русь имела связи  с многими странами Европы, в том  числе и с Германией, но в начале 13в. их отношения ухудшаются: немецкие рыцари основали на истоках Западной Двины крепость Ригу (1201г.), которая стала опорой немецкой агрессии.

С конца 11в. правители  большинства европейских стран  стремились захватить побережье  Средиземного моря, это стремление поддерживала католическая церковь., которая выступала организатором крестовых походов. В войсках крестоносцев создавались  отдельные монашеско-рыцарские организации: духовно-рыцарские ордена. Главой ордена был гроссмейстер.

Первым был создан орден тамплиеров (храмовников)  (119г.), вторым – орден госпитальеров-яниатов (от госпиталя Святого Яна). В конце 12в. создается третий орден – Тевтонский, который позднее переместился из Палестины в Пруссию. В 1202г. рижский епископ, желая обратить в христианство население Прибалтики, основал рыцарский Орден меченосцев. Потерпев тяжелое поражение в войне с арабами, немецкие князья в конце 12в. решили перенести войну в Прибалтику и Русь, завоевание которой обещало новые земли и прибыли.

Укрепление крестоносцев около истоков Двины поставило под их контроль важный для Полоцкой земли торговый путь, закрывала выход в Балтийское море. Летом 1203г. войска полоцкого князя  Владимира обложили крепости Икскюль и Гольм, в этом же году герцикский князь Всеволод обложил Ригу. Князь Кукенойся Вячко несколько раз побеждал крестоносцев. Но крестоносцам удалось подарками нейтрализовать полоцкого князя. Княжества Кукенойс и Герцике не были поддержаны Полоцком и в 1207-1214гг. их земли были присоединены к ордену. Крестоносцы также добились того, что полоцкий князь лишился права сбора дани с ливов. А полоцкий князь со своей стороны запретил немецким купцам въезжать в государство.  Между орденом и полоцким князем в 1210г. – договор, по которому Нижнее Подвинье перешло ордену, однако полоцкие могли переезжать по Западной Двине. В 1216г. полоцкий князь Владимир начал готовится в местный поход с эстами и ливами против крестоносцев, но внезапно умер. В это время по указу католической церкви начался крестовый поход. Завоевав Эстонию и значительную часть Латвии, рыцари стали угрожать России. Однако феодальная раздробленность сыграли свою роль: русские войска не смогли преодолеть разобщенность. Военная экспансия против Полоцкого княжества и Новгородской земли привела Полоцк и Новгород к политическому союзу, который был закреплен браком Александра Невского с дочкой полоцкого князя Брячислава. В битве на Неве со шведскими войсками в 1240г. новгородцам помогали полочане. Уничтожение А. Невским немецких рыцарей на Чудском озере в 1242г. остановило крестоносную агрессию.

В востока на русские  земли наступали монголо-татарские  полчища. В 1223г. на реке Калке сошлись  на первую битву татаро-монголы и  объединенные силы русских и половцев. Однако бегство половцев помогло  монголам одержать победу. На Калке Русь потерпела поражение по причине своей раздробленности. Однако и враги, не имея сил. Не рискнули идти на Киев и пошли на Восток.

Захватчики 13 лет готовились к нашествию на Европу. С 1236 по 1240г. татаро-монголы прошли все русские  земли, уничтожили Киев, галицкие и волынские города, опустошили Венгрию, Малопольшу и Силезию. В 1237г. горели Рязань, Суздаль, Владимир. Татаро-монголы пошли к Великому Новгороду, но безрезультатно.

Информация о работе Лекции по "Истории Беларуси"