Лекции по "Истории Беларуси"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 13:07, курс лекций

Краткое описание

История Беларуси – это наука, изучающая исторические процессы на белорусской территории. История зародилась одной из первых наук. Она зародилась, когда человек начал говорить. История воспитывает патриота, гражданина. До 1990г. территория Беларуси входила в состав различных государств. Не зная историю этих государств, невозможно знать историю Беларуси. Курс «Истории Беларуси» охватывает историю Беларуси от древнейших времен до наших дней. Он отражает историю той части человечества, которая на протяжении тысячелетий населяло территорию современной Беларуси.

Вложенные файлы: 1 файл

История Беларуси 1 курс.doc

— 567.00 Кб (Скачать файл)

Погребения (Ходосовичи Рогачевского, Сябровичи Чечерского р-нов и др.). На месте погребений обычно разжигался костер, наверное, чтобы очистить их магической силой огня. Затем выкапывали ямы очень разной ориентации, дно которых посыпали углем или пеплом, покрывали постилкой. На подстилку умершего клали в скорченном положении.. в некоторых случаях помещали и сожженные остатки. Погребальные ямы перекрывались, иногда мели ограду, затем над могилами насыпались курганы, которые обкапывали ровиками, иногда обносились оградой. Однако чаще среднеднепровцы хоронили умерших в бескурганных могильниках по обряду как кремации, так и трупоположения. Погребальный инвентарь: глиняная посуда, каменные, кремневые, металлические изделия, украшения и др. При этом посуда обычно отличалась от столовой и кухонной некоторыми технологическими, орнаментационными и мифологическими особенностями.. чаще это были горшки, амфоры, кубки. Умершим, которые при жизни занимали высокое социальное положение, клали медные и бронзовые орудия труда и оружие. Очень распространен был обычай помещать в погребения жертвенных животных или их части. Занятия – земледелие и скотоводство (коровы, овцы, свиньи, лошади. Значительная роль принадлежала охоте, рыболовству и собирательству.

Были широко распространены культы огня и солнца.

Типичный пример радикальных  этнокультурных изменений – судьба жителей Белорусского Поозерья. Этот регион в конце неолита занимали племена поздненарвенской культуры, однако в начале 2-го тыс. до н.э., а может и раньше, сюда начинают переселяться с Поднепровья группы мигрантов, которые отступали под натиском шнуровиков. Они принесли свои традиции, что в первую очередь отразилось на керамике. Вскоре сюда проникают и шнуровики как с Поднепровья, так и со стороны Прибалтики, с которыми проникают и элементы культуры. В результате получился синтез нескольких этнокультурных компонентов – местного поздненарвенского и пришлых, в результате чего сформировалась необычайно самобытная северобелорусская культура.

Северобелорусская культура представлена в основном стоянками, вероятных ее могильников пока не выявлено. Местное население селилось на песчаных побережьях озер или устьях или истоках небольших рек. Наиболее значительные поселения выявлены на Кривинском торфянике на границе Бешенковичского и Сенненского районов, это стоянки Кривино-1,2,3 и Осовец – 2,5.

Жители кривинских стоянок  стоили наземные жилища вытянутой формы  с двускатной крышей. В центре жилища размещались сильно углубленные в землю вертикальные заостренные столбы. В жилищных постройках на Осовцах-2 находились открытые очаги, основу которых составляли пласты песка. В очагах сохранились скопления пепла и углей, однако каменных обкладок не найдено.

Белорусский север беден  на кремневые запасы, поэтому это сырье поступало к местным жителям в основном с соседних территорий. Кремень берегли и использовали экономно. Местное население было знакомо с каменными  топорами, долотами и теслами. Из камня были также разные полированные плиты, некоторые грузила для рыболовных принадлежностей. Нехватка кремневого сырья успешно заменялась рогом и костью. Из них изготавливались: оружие (наконечники копий, кинжалы), рыболовные принадлежности (крючки и гарпуны), инструменты (топоры, тесла, долота, шилья и иголки, скребки, ретушеры, ложки и т.д.). Широко использовалось дерево, из которого изготавливали миски, различные бытовые вещи, а также челны. Глиняная посуда: большие горшки со сведенным верхом и острым дном. В глину добавлялись толченые ракушки. В позднее время начала использоваться плоскодонная посуда. Орнаментация – насечки, отпечатки тонкого гребня, ямочные и накольчатые элементы, линейный штамп. Был известен и шнуровой орнамент. На стоянках найдены костяные статуэтки зверей, птиц и особенно человека, музыкальные (похожие на жалейку) инструменты из трубчатых костей птиц, что свидетельствует о высоком уровне развития искусства.

Основные занятия –  охота, собирательство. Рыболовство. Около  середины 2-го тыс. (в конце существования  племен северобелорусской к-ры) местное население уже знакомо с некоторыми медными изделиями (медное шило на стоянке Осовцы-2). В это же время все больше распространяется плоскодонная гладкостенная, а также заштрихованная керамика.

История населения Южной  Беларуси, после которого остались памятники тшцинецко-сосницкого типа, обычно рассматривается в рамках тшцинецко-комаровско-сосницкой общности, которая в эпоху бронзы распространяется на просторах Европы. Хронология ее определяется в рамках 15-9вв. до н.э.

В этой общности выделяются восточный и западный регионы. Западный занимали племена, культуру которой выделяют как тшцинецкую или западнотшцинецкую (Польша, Западное Полесье и Западная Волынь). В восточном регионе жили племена восточнотшцинецкой культуры. Они занимали территорию на восток до Подьясенья и образовывали ряд групп, из которых сосницкая, по мнению некоторых археологов, образовывала самостоятельную культуру и охватывала территорию Среднего и Верхнего Поднепровья, заходя в Припятское Полесье и даже центральные районы.

Наибольшее количество памятников на Белорусском Полесье, в низовьях правых притоков Припяти.

Тшцинецко-сосницкое  население селилось на песчаных возвышениях  среди речных и озерных лугов  или редко на мысообразных выступах на краях речных террас. В некоторых регионах прослеживается «гнездовой» способ расположения, когда на определенных участках долины размещались до 5-6 и больше поселений. Одни из поселений были кратковременными, на других жили долгое время. При раскопках в д. Пустынка на Черниговщине выявлено 35 построек, из которых 20 являлись жильем, 2 – культовыми, а остальные – хозяйственными постройками. Жилье – наземное или углубленное в землю на 0,5-1,4м площадью от 24-40 до 72-120м2. Жилье состояло из двух помещений – жилой «светлицы» и кухни. В интерьер входили печки из камней или открытые очаги, хозяйственные ямы.

Погребения – курганные  и бескурганные могильники с трупосожжениями  и трупоположениями. Встречаются  могилы с большим количеством сожженных покойников. Погребения в ямах, ориентированных на восток-запад. Сверху они, вероятно, имели перекрытия. Существовал обычай разбивать посуду.

Наиболее распространены небольшие вытянутые вверх горшки с узким донцем, расширенным верху  и отогнутым венцем (тюльпанообразные). Использовались глубокие миски, банки. В глиняное тесто добавляли толченый камень, а иногда кремень. Орнаментация концентрировалась в верхней части горшков и на изгибе венчика. Узор из поперечных линий, от которых отходили вниз треугольники, вертикальные полоски, группы наклоненных штрихов. Как элементы украшения налепливались валики. Иногда они формировались из самой стенки.

Рабочий инвентарь –  кремневые серпы, мелкие наконечники  стрел, треугольные с вогнутой основой  или с черенками, каменные зернотерки, сверленые топоры и топоры-клинья, литейные формы и тигли (признак металлургии). Украшения – шпильки, браслеты, фибулы, кольца разных типов. Занятия – земледелие, скотоводство.

17. Ранний железный  век Южной и Юго-Восточной Беларуси.

В раннем железном веке на территории Беларуси находилось несколько больших групп племен со своими отличительными приметами материальной культуры и ритуалом погребения.

Милоградская культура принадлежала племенам раннего железного  века, которые в 7-3вв. жили в Среднем  и Верхнем Поднепровье на территории современных Гомельской, Могилевской, востоке Брестской, юге Минской областей, севере Украины. Название получила от городища около д. Милоград Речицкого района.

Население жило в городищах  и неукрепленных поселениях. Городища особенно многочисленны в восточной  части Гомельщины. Одни из них лежат на высоких береговых мысах, другие – в низинах, среди болот. Выявлена около 150 городищ милоградской культуры. Их размеры от 0,3 до 1га. Наиболее изучены городища около д. Горшков, Милограды, Лиски, Старое Село Речицкого, Осоревичи Брагинского, Мохов, Липняки Лоевского, Ясенец Мозырского районов.

При исследовании выявлены остатки около 50 жилых помещений  площадью от 10 до 50м2, для которых характерна столбовая конструкция, а также полуземлянки. Очаги на определенном расстоянии от входа иногда обкладывались камнями. Около жилья возводились хозяйственные постройки – ямы-склепы для припасов, стойловые помещения.

Милоградцы пользовались копьями и стрелами с железными  наконечниками, железными топорами, серпами, ножами и даже бритвами. Многочисенные виды украшений связаны с одеждой. В отдельных местах носили мониста из привозных стеклянных шариков.

Посуда круглодонная, верхняя часть орнаментировалась  ямками, насечками, защепами. Своеобразная черта милоградской культуры – глиняные фигурки животных (коня, коровы), вероятно, культового назначения.

Умерших хоронили на бескурганных могильниках около городищ и  поселений (исследовано 150 захоронений). На раннем этапе бытовали обряды трупоположения и трупосожжения, позже только трупосожжение. Известны погребения в курганах.

Милоградская культура существовала на рубеже нашей эры  и на позднем этапе сосуществовала с зарубинецкой культурой. По другому мнению, ее просто сменила зарубинецкая культура на 1-2 столетия раньше. В социально-историческом развитии племена милоградской культуры находились на начальной стадии распада первобытнообщинного строя.

Вопрос о генезисе милоградской культуры не имеет однозначного решения. Исследователи связывают  ее происхождение с местным населением поздней бронзы. Некоторые связывают милоградские племена с «геродотовыми» неврами и видят в них ранних славян. Однако большинство ученых считают милоградскую культуру балтской. В составе культуры много скифских элементов.

С конца 1 тысячелетия  до н.э. в Верхнем и Среднем Поднепровьи, там, где раньше находился основной ареал милоградской культуры, сложилась зарубинецкая культура, племенам которой принадлежит значительная роль в истории населения раннего железного века. Зарубинецкая культура была распространена в границах Гомельской, Могилевской, части Брестской, Минской областей. Почти на каждом городище милоградской культуры в южной Беларуси присутствуют слои зарубинецкой культуры. Зарубинецкие племена использовали укрепленные поселения, построенные их предшественниками.

В начальном периоде существования культуры основным типом поселений были городищи. Около городищ возникали селища и бескурганные могильники. Наиболее важные памятники на территории Беларуси Чаплин, Горошков, Мохов, Глыбов, Воронино на Гомельщине, Щетково на Могилевщине. Распространенными жилыми помещениями племен зарубинецкой культуры были однокамерные квадратные или прямоугольные в плане площадью от 10 до 24 м2 наземные постройки столбовой конструкции, которые имели двускатные крыши. В одном из углов или около стены внутри жилища размещалис на глиняных площадках открытые каменные очаги. В бассейне Припяти археологами исследованы поселения площадью от 1 до 10га и жилые постройки – полуземлянки, углубленные в землю на 0,4-1м, около жилищ – ямы-склепы.

Всего исследован 11 зарубинецких могильников (730 захоронений). Зарубинцы умерших сжигали, остатки ссыпали на дно ямы глубиной 0,5-0,7м, куда помещали горшки и миски. Сверху ложили орудия труда, вещи вооружения, украшения. Особенно интересны бронзовые фибулы для верхней одежды, которые играют роль надежного датировочного материала. Вещи из погребений свидетельствуют об имущественном неравенстве.

На каждом зарубинецком поселении выявляются приметы добычи и обработки железа. Украшения  из бронзы также делали на месте, что подтверждают глиняные тигли для плавки цветных металлов, формы, в которых отливали изделия.

Среди глиняной посуды выделяются три группы: кухонные горшки, миски  и небольшие кубки с ручками. Много глиняных пряслиц для веретен.

Зарубинецкие племена, которые были земледельцами и скотоводами, поддерживали связь с кельтами Западной Европы, скифами Нижнего Поднепровья. Из греческих городов к ним попадали амфоры.

Одни исследователи  считают зарубинецкие племена предками славянского населения Поднепровья, другие – племенами с отдельным диалектом, который занимает промежуточное положение между славянским языком и близкими ему западнобалтскими говорами.

18. Ранний железный  век Средней и Северной Беларуси.

Весь железный век  основным населением Средней и Северной Беларуси были племена культуры. Самые древние поселения первоначально не имели оборонительных укреплений и представляли собой открытые селища и почти не отличались от стоянок эпохи бронзы. Датируются 8-5вв. до н.э. (около д. Готовичи и Занарочь Медельского, Яселевичи Щучинского, Толкуны Дятловского р-нов). Позднее основным типом поселений становятся городища. Наиболее ранние городища (Августово Лепельского р-на) укреплялись только деревянной стеной. Позже начались возводиться хорошо укрепленные городища, а ранние – перестраиваться (насыпались валы и выкапывались рвы). Постройки – длинные дому столбовой конструкции, разделенные на 3-6 помещений. Внутри каждого помещения помещались очаги, обложенные камнями или глиняными валиками.

В ранний период носители культуры еще не были знакомы с металлургией железа и орудия труда изготавливали из камня, рога, кости, дерева (каменные топоры, тесла, жатвенные ножи, зернотерки, точильные бруски, костяные и роговые украшения). Наиболее массовой находкой являются обломки глиняной посуды, которая изготавливалась методом налепа без применения гончарного круга. Поверхность основной массы сосуда покрывалась очень характерной штриховкой, наносимой, видимо, пучком травы или соломы.

Во второй половине 1-го тыс. до н.э. овладели навыками обработки железа, которое вытесняет камень. Железные предметы разнообразны по назначению (топоры, долота, зубила, серпы и ножи для жатвы, лезвия, ножи, шилья, иголки, наконечники копий, дротиков и стрел, фибулы, поясные пряжки. Многие украшения изготавливались из бронзы. В это время появляются ребристые, украшенные на ребре защипами или ямочными углублениями. Погребальный обряд археологически не известен.

Информация о работе Лекции по "Истории Беларуси"