Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 13:07, курс лекций
История Беларуси – это наука, изучающая исторические процессы на белорусской территории. История зародилась одной из первых наук. Она зародилась, когда человек начал говорить. История воспитывает патриота, гражданина. До 1990г. территория Беларуси входила в состав различных государств. Не зная историю этих государств, невозможно знать историю Беларуси. Курс «Истории Беларуси» охватывает историю Беларуси от древнейших времен до наших дней. Он отражает историю той части человечества, которая на протяжении тысячелетий населяло территорию современной Беларуси.
До конца 12в. в Европе
сложились две большие
Соотношение разных христианских течений на Беларуси в разные исторические периоды менялись. В 11-12вв. она стала почти целиком православной. Со второй половины 13в. за духовное влияние на белорусских землях начал сражаться католической костел. Во второй половине 16в. ВКЛ оказалось перед выбором – продолжение древней византийско-восточнославянской традиции или поворот к Западу.
Кревская уния нарушила монополию православной церкви в духовной жизни Беларуси. Сближение с католической Польшей, гибель Византийской империи в 1453г. и ослабление константинопольского патриархата, конфронтация княжества с Москвой привели к укреплению связей белорусских земель с западным католическим миром. В конце 14-середине 16в., несмотря на расширение сфер влияния католицизма, тон в общественной жизни, идеологии, культуре задавала православная церковь. После Люблинской унии их противостояние достигло апогея и равновесие склоняется в пользу католического Запада.
ВКЛ с момента его
создания был свойственен национально-
Территория Беларуси входила в состав епархий, которые сложились еще в древнее время: Полоцкой, Туровской, частично Смоленской и Владимиро-Бресткой. Они управлялись епископами. После переезда митрополита сначала во Владимир, а затем в Москву великие литовские князья добиваются от Константинополя назначения отдельного митрополита для своего государства. В 1317г. с разрешения патриарха была основана Литовская митрополия. В 1415г. Витовт добился от епископов выбора митрополита без согласия патриарха.
Митрополиты и епископы назначались великим князем. К началу 16в. большая часть населения Беларуси исповедовала православие.
Попытки крестоносцев установить католичество на литовских землях в 13 – середине 14в. успехов не имели. Миндовг, что получить от них помощь согласился принять католичество, и в награду за это в 1253г. получил от Папы Римского корону. Гедимин в надежде остановить крестоносную агрессию обещал Папе крестить Литву по западному образцу. В конце 14в. под нажимом Ватикана Польша отдала Ягайло королевскую корону в обмен на окатоличивание Литвы, а в перспективе и восточнославянских земель.
Кревская уния резко изменила религиозную ситуацию в ВКЛ. Она оставила населению Беларуси свободу принадлежать к своей вере, однакоу православия появился серьезный конкурент. В 1387г. была создана Виленская епархия, власть которой охватила почти всю Беларусь. В 14-15вв. основаны 4 католические бискупства: Киевское, Луцкое, Жмудское и Виленское. Первыми бискупами были поляки, а с начала 16в. – представители высшей знати ВКЛ.
Великие литовские князья (с 1386г. католики) опекали католическую церковь. Государственные власти создавали для нее привилегированное положение. По привилею Ягайло от 22 февраля 1387г. католическая церковь получила полный иммунитет в своих поместьях в финансовых и судебных вопросах, освобождалась от государственных податей, а население поместий попадало в полную зависимость от церкви. Дискриминационные артикулы Городельского привилея 1413г. создали у феодалов заинтересованность в переходе в католичество. Таким образом, до середины 16в. католическая церковь укрепилась на современных юго-западных землях Беларуси и в Литве. Она приносила в ВКЛ элементы польской и преимущественно западноевропейской культуры. Католическое крещение литовцев не ущемило прав православного населения и церкви. однако, поскольку феодалы-католики получили дополнительные привилегии, то по сравнению с ними положение их православных братьев относительно ухудшилось. Дискриминация православных с конца 14в. начала разрывать внутреннее единство княжества и стала источником ряда конфликтов. Прокатолическая религиозная политика оказалась недальновидной и потерпела крах. Правительство вносит в нее коррективы. В 1432 и 1434гг. оно снимает экономические ограничения для православной знати, с конца 15в. начинает втягивать ее в политическую элиту государства, а с 1563г. полностью уравнивает в правах православную шляхту с католической. В противостоянии православья и католичества в первой половине 16в. складывается равновесие сил.
Значительное место в религиозной политике великокняжеской власти отводилось планам унии православной и католической церквей под эгидой римской курии. Наконец. В 1439г. на Флорентийском соборе она была объявлена. Однако поддержки со стороны православного населения не получила и была фактически провалена. В конце 15 – начале 16вв. великим князем Александром были сделаны попытки восстановить унию. Однако они оказались неудачными.
Неоднородность религиозного состава населения ВКЛ и необходимость считаться с местными феодалами обусловливали веротерпимую политику верховной власти. Преемники Александра Жигимонт I Старый и Жигимонт II Август, когда оказались в сложном внутри- и внешнеполитическом положении, пошли на создание религиозной толерантности в ВКЛ.
39. Этнические
процессы на белорусских
Ускоряется процесс этнической консолидации, создания предпосылок для возникновения белорусской народности. Как и в других странах, он был длительным, специфическим и развивался в своеобразных исторических условиях. Начало ему было положено еще в период существования союзов племен. Однако при натуральном характере производства и слабости политического объединения население отдельных территорий на долгое время сохраняло ряд особенностей в языке, обрядах, культуре и хозяйственном укладе. Возникшая угроза со стороны крестоносцев и монголо-татар. Дальнейшее социально-экономическое развитие ускорили процессы централизации и обусловили вхождение белорусских земель в состав ВКЛ, в рамках которого к 16в. завершилось формирование белорусской народности.
Она создавалась в пределах территории. На которой проживали потомки кривичей, дреговичей, радимичей, частично древлян, северян и волынян. Рядом с ними в состав белорусской народности вошли иноязычные элементы, особенно из числа литовцев, ятвягов и татар. В результате на широкой территории, расположенной между Припятью на юге и Западной Двиной на севере, Неманом на западе, Днепром и Сожем на востоке к 14в. сформировалась этническая территория белорусской народности.
В образовании народности важную роль сыграл социально-экономический фактор. Оставаясь в своей основе натуральным, хозяйство постепенно втягивалось в товарно-денежные отношения. На территории Беларуси крепли экономические связи, создавались предпосылки для образования единого внутреннего рынка. Начавшееся экономическое оживление способствовало преодолению локальной замкнутости отдельных территорий, вело к тому, что вокруг городов создавались своеобразные хозяйственные центры. По мере расширения их экономического значения, усиливалась их роль как важнейших центров политической и культурной жизни.
Процесс становления и развития белорусской народности был продолжительным. Это было связано с тем, что вхождение белорусских земель в состав ВКЛ растянулось на несколько столетий. Политическое объединение способствовало взаимному общению и слиянию различных этнических элементов, на основе которых формировался белорусский этнос. Однако ВКЛ не было централизованным государством, и многие белорусские земли пользовались в его составе определенной самостоятельностью. Первые литовские князья до определенного времени сохранили автономию за Полоцкой, Витебской и Смоленской землями. Федеративный характер государства до известной степени сохранял феодальную раздробленность и не мог не сдерживать этническую консолидацию.
Положительное влияние на него оказало развитие сословно-классовой структуры. Окончательно сложилось сословие шляхты. Основную же массу населения представляли крестьяне и ремесленники-бедняки, которые и составили основное ядро формировавшейся белорусской народности.
Усилившиеся процессы централизации, преодоление феодальной раздробленности, борьба с внешними врагами вели к ликвидации локальной замкнутости отдельных территорий. В связи с этим усиливались тенденции к взаимному общению, что расширяло культурные связи, стирало языковые особенности. Специфические черты белорусского языка возникают уже в 13в. В 14-15вв. они начинают появляться и в государственных документах. В 16в. белорусский язык становится государственным. Что же касается церковнославянского языка, то сфера его распространения сузилась, и он стал использоваться только во время церковной службы.
Важную роль сыграл и религиозный фактор. Когда религия занимала господствующее положение в общественном сознании, он имел определяющее значение в этническом развитии. Даже среди шляхты удельный вес католиков в первой половине 16в. был незначительным. Распространившиеся затем Реформация и Контрреформация, усиливающееся стремление уравняться в правах с польской шляхтой, привели белорусских феодалов в лоно католицизма. Основная же масса оставалась православной, а с 1596г. – стала униатами, что способствовало сохранению и развитию языковых, культурных традиций, формировало чувство национального самосознания.
Постепенно сложился менталитет белорусского народа, для которого были характерны национальная и религиозная терпимость, гостеприимство, мудрость, трудолюбие. Духовные качества белорусского народа нашли отражение в обрядах, фольклоре и т.д.
Развитие этнического самосознания привело к тому, что в 16в. за белорусскими землями закрепились названия «Литва» и «Русь». Последнее постепенно вытесняется названием «Белая Русь», которое охватило земли, расположенные в бассейнах Западной Двины и Днепра. При Иване III название стало обычным явлением в отношениях между Москвой и ВКЛ, хотя славянское население называло себя иначе. Считая жителей Московского княжества представителя иного государства и называя их язык «московским», себя они именовали «людьми русскими», «русинами». С конца 16-начала 17в. население этих земель определяло себя «беларусцами». За жителями центральной и западной частей Беларуси закрепилось название «литвины».
Название «Беларусь» для обозначения всех ее земель и народа стало распространяться только во второй половине 19в. Что же касается термина Литва, то он переместился на северо-запад и стал служить для обозначения соседнего балтского народа.
40. Культура населения территории Беларуси конца 13 – середины 15в.
Социально-экономические, политические и этнические процессы на белорусских землях вызвали изменения в культурно-исторических процессах.
14-15вв. являются первым
этапом становления
41. Причины Ливонской войны. Ее начало, вступление в войну ВКЛ (1558-середина 60-х годов)
После завершения в 1537г. полосы войн ВКЛ с Московским государством покой на их границах держался два десятилетия. Это была передышка перед большой бурей. Москва готовилась к новых завоеваниям. Она неоднократно давала понять, что считает восточнославянские земли ВКЛ своим историческим наследством. Теперь Виленщина и Ливония уже объявлялись «вотчиной» московских правителей. Логика развития исторических процессов в конце 50-х годов 16в. неумолимо вела к столкновению жизненных интересов княжества и Московии на прибалтийских землях.
В 1558г. Русское государство начало борьбу за территорию Ливонской конфедерации (союз пяти княжеств, образованный в 13в. немецкими крестоносцами на побережье Балтийского моря, в границах современных Латвии и Эстонии, который номинально считался под властью Папы Римского и германского императора) и выход к Балтийскому морю, чтобы наладить через эти земли торговые связи с Западной Европой и утвердить свое право могучего государства влиять на политический климат Европы. Но на пути в Европу стояли ВКЛ, Польша и Ливония. В скором времени московское войско овладело Нарвой, Дерптом, подошло к Ревелю.
Магистр Ливонского ордена
после неудвчной попытки