Лекции по "Истории Беларуси"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 13:07, курс лекций

Краткое описание

История Беларуси – это наука, изучающая исторические процессы на белорусской территории. История зародилась одной из первых наук. Она зародилась, когда человек начал говорить. История воспитывает патриота, гражданина. До 1990г. территория Беларуси входила в состав различных государств. Не зная историю этих государств, невозможно знать историю Беларуси. Курс «Истории Беларуси» охватывает историю Беларуси от древнейших времен до наших дней. Он отражает историю той части человечества, которая на протяжении тысячелетий населяло территорию современной Беларуси.

Вложенные файлы: 1 файл

История Беларуси 1 курс.doc

— 567.00 Кб (Скачать файл)

На Гомельщине выявлены две верхнепалеолитические стоянки: Юровичи на Припяти и Подлужье (Бердыж)  на Соже. Их возраст соответственно 26 и 23 тысячи лет. При раскопках Юровичской стоянки в Калинковичском р-не найдены остатки 15-20 мамонтов, преимущественно молодого возраста, первобытного быка, дикого коня, песца и 60 кремней с признаками обработки. Пятна от угля, определенная система в размещении валунов и крупных костей (черепов мамонтов) позволяют судить о существовании жилища. Выявлен очень редкий большой кремневый клинок-кинжал. Немногочисленный инвентарь памятника имеет признаки мадленской культуры, которая свойственна центральной Европе.

На стоянке Бердыж найдены остатки двух или трех жилищ верхнепалеолитической общины. Можно судить, что жилища, которые  достигали в поперечнике 5-6 метров, имели овальную форму. При раскопках  выявлены 1800 костей мамонта, остатки других животных 19 видов (песца, северного оленя, медведя, волка, зайца, коня, зубра, косматого носорога и др.). В коллекции до 640 обработанных кремней, из которых 80 – законченные и использовавшиеся орудия труда. Несколько изделий напоминают мустьерские по форме и обработке. Сохранились кости со следами от кремневых орудий.

Среди находок Бердыжской стоянки выделяются своеобразные наконечники  копий и пластинчатые ножи. Благодаря  им можно утверждать, что Бердыж является ответвлением костенковской культуры, которая существовала в бассейне Дона. Учитывая характер памятников на Волыни и Подьясеньи можно судить про два направления переселений первобытных людей – на запад в Моравию и на север из бассейна Дона в Поднепровье.

Остатки мамонтов найдены  более чем в 200 местах, в основном около берегов крупных рек Беларуси. В поисках добычи кроманьонцы осуществляли дальние кочевки, налаживали облавы. Они гнали стада в глубокие яры, к обрывам или в болота, делали засады около троп, которые спускались к водопою, копали ямы. Стоянки строились поблизости от таких мест.

В позднем палеолите  существовало уже родовое общество. Основным промышленным коллективом  была раннеродовая община, которая жила на одной или нескольких соседских стоянках. Добывать средства существования можно было в основном коллективными стараниями. Поэтому существовала общинная и родовая собственность как на охотничьи участки, места для собирательства и рыболовства, запасы еды и сырье, так и на большинство промышленных средств. Только вещи индивидуального использования – быта, вооружения и некоторые орудия труда находились в личной собственности. Потребление было коллективным. Осуществлялось уравнительное распределение продуктов охоты и рыболовства между членами общины. Первое архаическое разделение труда по полу и возрасту произошел внутри общины, которая насчитывала десятки человек. Несколько общин объединялись в род.

Род являлся объединением людей одного происхождения, которое  считалось сначала по материнской  линии. В материнский род входили все женщины и другие лица, которые происходили от одной матери – родоначальницы. В общину вместе с тем принимались другие люди из других родов, с которыми налаживались брачные связи, в составе общины осуществлялись парные, неустойчивые еще семьи. Внутри рода браки не заключались – существовал обычай экзогамии. Род был собственником определенной территории.

Первобытные люди оставались еще беспомощными перед силами природы. Они не выделяли себя из окружающего  мира. Отсюда сложились представления  о тесной связи между сородичами и тотемом – животным, мифическим родоначальником, вера в сверхъестественные силы, духов (анимизм), в необыкновенную силу определенной вещи, орудия, предмета культа – так называемые чуринги (фетишизм). Люди верили, что могут воздействовать на других людей и даже на природные явления при помощи магических действий, ритуалов и определенны слов (магия). Возникли представления о возможности жизни на том свете, которая может быть обеспечена сложным погребальным ритуалом. Вместе с тем человек накапливал полезные сведения об окружающем мире, животных и растениях, лечил болезни. Природные условия, между тем ухудшались. Когда наступили жестокие холода (20 т.лет), люди покинули территорию Беларуси почти на 10 тысяч лет. Жизнь продолжалась далеко на юге – в бассейне Десны (стоянки Елисеевичи, Мезин, Юдиново), на среднем Днепре, берегах Днестра и Горыни. Вероятнее всего из этих мест возвращались потом их потомки – по путям предков, когда наступило позднеледниковье (15-14 тысяч лет назад). Северная часть Беларуси освободилась ото льдов, восстановилось Балтийское море, тундровая растительность сменилась лесной, исчезли мамонты, шерстистые носороги.

Именно тогда территория Беларуси окончательно вошла в состав областей, заселенных человеком. Охотники на северного оленя, племена свидерской культуры надолго заняли ее западную часть, прилегающие районы Волыни.

11. Мезолит  территории Беларуси.

Вместе с исчезновением  ледника, восстановлением лесной зоны, 8500-8300 лет до н.э. закончилась ледниковая эпоха, наступил современный геологический период (голоцен), в истории Европы начался мезолит, время охотников на лесного зверя.

Климат изменился. Теперь уже леса разделяли одну общину от другой, а соединяли их только реки. Люди селились на берегах рек, занимая  уже не отдельные места, а довольно большие отрезки речных долин, с высокими террасами, дюноподобными песчаными холмами. В Беларуси известно до 120 мезолитических стоянок. Человека привлекали большие реки и кремневые месторождения – берега Западного Буга ниже Бреста, верховьях Припяти при устьях Стохода и Стыри, долина Ясельды, берега Немана, высокие террасы Днепра, Сожа и Беседи.

Потомки верхнепалеолитических  родовых общин жили южном западе (поздние стоянки свидерской культуры) и на востоке Беларуси (гренские памятники). Дальнейшее заселение осуществлялось по рекам, в основном в направлении на север. Часть грузов могла доставляться на деревянных челнах или волокушах. Впереди, с оружием наготове, двигались группы мужчин-охотников, их сопровождали собаки, в сзади, иногда отставая на 1-2 дня пути, - остальные. Обнаружив место с богатыми звериными и рыбными ловами, чистой водой, кремневым сырьем, люди строили небольшие конусоподобные жилища. Стоянки закладывались на расстоянии не более 10-15км друг от друга, чтобы легче было поддерживать между собой связи. В мезолите стал широко использоваться лук со стрелами, изобретенный ранее. Наконечники стрел делались из кремневых пластин. При помощи лука можно было убивать животных, «лучить» рыбу, даже добывать огонь и сверлить не только дерево и кость, но и камень.

В условиях лесной местности  человеку доводилось в большом количестве изготавливать рубящие орудия –  топоры, тесла, долота из кремня, которые  насаживались на рукоятки. Определенные достижения в производстве орудий труда  сделали общины относительно самостоятельными. С конца палеолита, и особенно в мезолите, в долинах крупных рек Беларуси жило уже самостоятельное (автохтонное) население. Бывшая относительная изолированность племен все чаще нарушалась.

Для мезолита характерно возникновение маленьких кремневых пластинок (микролитов) размером 1-2см, которые имели вид ножиков, треугольников, трапеций. Они использовались как вставки части лезвия при изготовлении составных орудий труда. Одновременно с ними в части мест изготавливались массивные каменные орудия (макролиты): грубо оббитые топоры, тесла, резцы, скребки и скобли.

Раннемезолитические поселения  размещались на террасах Днепра, Сожа, Березины. Поздние обычно лежат ниже. Поблизости от стоянок обычно присутствуют удобные походы к водоемам, а нередко и месторождения кремня.

На территории Беларуси создались три области, в которых  производство кремневых орудий имело  существенные особенности. В западной и восточной областях макролитическая технология преобладала, изготавливались грубо оббитые рубящие орудия разных типов. Третью область – между ними, которую ограничивали с запада реки Горынь и Случь, а с восхода Беседь и Друть, заселяли племена, владевшие микролитической технологией. На их стоянках встречаются в основном микролиты и обломки небольших узких пластин, детали лезвий составных орудий труда, а также мелкие острия, скребки, скобли. Для обработки дерева, вероятно, ими использовались не кремневые, а роговые и костяные топоры и тесла. Несколько таких орудий найдено около Сморгони. Для каждой области характерны определенные археологические культуры.

На западе продолжалось развитие свидерской культуры (ее поздние  этапы). Со временем она превратилась в местную микромакролитическую культуру верхней Припяти и Понемонья. На востоке Беларуси существовала гренская (12-8 тысячелетие до н.э.) и сложилась сожская (днепро-деснинская)  (7-5 тыс. до н.э.) культура макролитов. Наконец южная микролитическая культура, которая распространилась по южному востоку вплоть до центральной Беларуси, разделила две указанные культуры на несколько тысячелетий. В рамках ее ареала выделяются более мелкие культуры по аналогии с Польшей и Украиной. Вероятно, тогда случился этнический раздел Полесья, была очерчена западная область с исключительно стабильным населением.

На западе Беларуси археологами исследовались памятники наиболее значительной свидерской культуры – Бобровичи Ивацевичского, Валевка (Свитязь) Новогрудского, Гожа Гродненского, Заресье возле г. Березы, Зблян Лидского, Крумплева Полоцкого, Несиловичи Дятловичского, Опаль Ивановского районов. Количество таких стоянок достигает 20.

Свидерцы изготавливали  орудия из больших кремневых пластин: наконечники стрел, которые напоминали по форме лист вербы и черенковые, концевые скребки, многочисленные резцы, рубящие орудия (топоры и тесла). Особенно большое их количество их известно из Нобеля.

Гренская культура представлена небольшим количеством памятников (около 10) в сравнительно ограниченном ареале верхнего Поднепровья – Ворнавка (Гренск) Кормянского, Боровка Быховского, Хвойная Могилевского, Кистени Рогачевского районов. Наиболее определительным типом являются несимметричные наконечники стрел, изготовленные из кремневых пластин или отщепов. Вместе с ними использовались другие наконечники стрел, разнотипные резцы, концевые скребки – все довольно короткие по размеру, грубо оббитые топоры.

К наиболее исследованным  памятникам следующей по времени  сожской культуры принадлежат Глыбовка и Новые Громыки в Ветковском, Горки в Чериковском, Лудчицы, Тайманово в Быховском, Клины в Славгородском, Шыхов в Жлобинском районах. Всего известно 14 памятников.

Область между Поднепровьем и ареалом свидерской культуры занимали племена с микролитическими изделиями (Хильчицы Житковичского, Дорошевичи Петриковского, Белая Сорока Наровлянского, Красноселье Хойникского, Столбун Ветковского районов Гомельской области). Таких стоянок выявлено около 15.

Мезолитические стоянки  небольшие, составляют 50-100м в длину, но есть исключения. Обычно на стоянке  находилось несколько круглых или  овальных жилищ по 2-4м в поперечнике, которые углублялись в грунт на 0,4-0,6м. Очаги разжигались в ямке около стены или посредине жилища. Производство орудий осуществлялось в самих жилищах или в специальных углублениях, на дне которых разлаживались небольшие костры, скорее всего для освещения.

Основные мастерские мезолита встречаются редко. Так, на стоянке Глыбовка было выявлено 5 полуземлянок, 17 очагов, 14 хозяйственных ям, а вокруг них 25 тысяч кремней с признаками обработки, тысячи законченных орудий. Среди нескольких овальных жилищ стоянки Береговая Слобода есть прямоугольное длиной  4,3м. Возле них и соседних очагов округлой формы собрано 7 тысяч кремней, из которых 300 имеют ретушь, а 400 целиком обработанные орудия.

Некоторые из 6-7 очагов на стоянке Шыхов обкладывались камнями. В Клинах выявлены 4 овальных очага (0,7-1,6м).

Мезолитические культуры отличались друг от друга в основном характером производства кремневых  орудий – микролитической или  макролитической, основными типами пластинчатых наконечников стрел, мелкими  остриями, трапециями и другими деталями составных орудий. На памятниках западной Беларуси встречаются своеобразные – широкие, короткие, скошенные наконечники стрел из пластин, которые характерны для оренсбурской (13-12, а последние 8 тыс. до н.э.)  культуры. Предполагают, что она распространилась с запада раньше свидерской, а потом слилась с последней. Богат набор кремневых топоров – грубо оббитых, односторонних, трапециевидных, двухсторонних, овальных, также свидетельствует о подобии местного и северогерманского мезолита. В Ивановском районе выявлены памятники культуры лингби (по стоянке в Дании) – Опаль.

12. Неолит Беларуси.

Каменный век заканчивается  эпохой неолита. Его начало определяется по-разному – с распространения  шлифованный орудий труда, керамики, архаичного земледелия и животноводства. Более целесообразно отсчитывать начало неолита в лесной полосе Европы со времени, когда присваивающее хозяйство достигло максимального развития. Люди получали пищи больше, чем необходимо, и поэтому могли заготовить ее про запас. Свободное время, полученное человеком, использовалось для дальнейшего совершенствования хозяйства, быта и развития культуры. Он научился изготавливать и обжигать глиняную посуду. Наличие посуды – необходимое условие для сохранения пищи, а развитое рыболовство – главное средство ее добычи.

Неолит начался на Беларуси 4500-4000 лет до н.э. у племен, которые жили в соседних с Волынью  юго-западных регионах. Кроме раннего периода в неолите выделяются средний (3500-2500 лет до н.э.) и поздний (2500-1800).

Эпоха неолита на Беларуси – это в основном история племен с гребенчатой керамикой. Населения  с другой, шнуровой керамикой появилось  в конце эпохи (на западе, в Прибалтике) или открывало собой новую  эпоху – бронзовый век (Волынь, Поднепровье). На территории Беларуси в неолите существовала крупная этническая и культурная общность, в которую входили племена 4-х культур – неманской, днепро-донецкой, верхнеднепровской, нарвенской.

Информация о работе Лекции по "Истории Беларуси"