Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 14:54, курс лекций
Тема 1. Казахстан в эпоху каменного и бронзового века (2 часа)
Предмет и задачи курса.
Каменный век на территории Казахстана (периодизация, основная характеристика).
Казахстан в эпоху бронзы. Возникновение и природа кочевого общества.
В эпоху бронзы развивались
ремесла, ткачество,
Произошли
заметные изменения в организации
общественной жизни. Материнский род
сменился отцовским. Первобытнообщинные
отношения постепенно разлагались,
усиливалась имущественная дифференциация.
Несмотря на то, что письменных памятников
эпохи бронзы не существует, носителей
андроновской культуры большинство ученых
считают индоиранцами.
Андроновцы поклонялись небу, солнцу,
священному огню, верили в загробную жизнь,
у них существовал культ предков.
Вопросы для самоконтроля:
Рекомендуемая литература:
Цель лекции: раскрыть роль тюрков в истории Евразии, показать процесс образования тюркских каганатов на территории Казахстана, остановиться на особенностях их политического и социально-экономического развития.
Ключевые слова: номадизм, каган (каганат), джабгу, «он ок будун», военно-ленная система, икта (иктадар).
1. В I тысячелетии происходит изменение этнической среды в евразийском регионе, здесь все более начинают преобладать тюркоязычные племена. Первые упоминания о тюрках появляются в 542 г. в китайских источниках, в которых описываются их набеги на Китай с северо-запада. Китайцы считали тюрков потомками хунну. В VI в. наименование «тюрк» получает широкое распространение и означает союз племен, сложившихся на Алтае. У китайцев это звучит как «туцзюе», «тукю», у согдийцев – «турк», «тюрк», у арабов, иранцев – «тюрк».
Тюркский каганат (551-603 гг.) – возник в 551 г., когда вождь тюрков Бумын принял титул кагана. Бумын – первый каган тюрков, объявивший себя повелителем всех тюрок, понимал сложность стоявших перед ним задач. Сплотить соплеменников он мог, организовав военные походы против соседних народов и пообещав тюркской знати большую добычу. Особенно преуспели на этом поприще его преемники: Кара-каган (552-553), Мукан – каган (553-572), позднее – Таспар-каган (572-581). Господствующим в ЦА это государство стало при Мукан-кагане, оно входило в систему отношений с такими государствами того времени, как Иран и Византия. Китай был данником каганата. А происходило это так: сначала Мукан-каган покорил киданей в Маньчжурии, киргизов на Енисее, подчинил себе северокитайское государство и устремился в Среднюю Азию, где на территории от Восточного Туркестана до Каспийского моря находились владения эфталитов. В 561 –563 гг. Мукан – каган заключил союз с Ираном против эфталитов, и они были разбиты. Тюркский каганат стал господствовать в Средней Азии. Затем тюрки заключили союз с Византией против персов и последние обязались платить дань. Панцирная конница тюрок в 568-589 гг. совершили успешный поход на Иран, захватив несколько богатых городов с ходу.
Важнейшим направлением тюркской экспансии было восточное, против Китая – извечного врага кочевых народов. Уже при Мукан-кагане китайцы платили дань тюркам. Особенно усилилась их зависимость от тюрок при Таспаре-кагане. Ежегодно в качестве дани китайцы отправляли кагану более 100 тыс. рулонов шелка.
Надо сказать, власть тюркских каганов держалась не только на военной силе. Стремясь упрочить столь разнородный по своему составу Тюркский каганат, его правители, ранее поклонявшиеся языческим идолам Небу (Тенгри), Земле, Воде, Умай (богине домашнего очага) и др., обратили свой взор на «великие религии». Наиболее рано из всех этих религий в среде тюркской знати стал популярен буддизм. В тюркской среде распространялись также и христианство, зороастризм, иудаизм. Красноречивым свидетельством их влияния на духовный мир наших предков являются находки археологов: зороастрийское кладбище VII в. в Таразе, руины христианских, буддийских, манихейских монастырей в городах Семиречья. Так что, начало древнетюркской эпохи характерно религиозным многообразием и веротерпимостью на просторах Великой Степи.
О мощи древних тюрок говорит тот факт, что в распространенной в Азии того времени концепции мирового правопорядка, так называемых «четырех углов света» - мировых монархий, Тюркская «империя царя коней» - на севере, занимает достойное место наряду с другими империями «царя слонов» на юге (Индии), «царя людей» на востоке (Китая), «царя драгоценностей» на западе, которого олицетворяли Иран и Византия. Тюрки, повторяя опыт других народов, не смогли избежать внутренних противоречий. Борьба военно-кочевой аристократии за власть, внешняя угроза в лице Китая и Ирана, преодолевших раздробленность к концу VI в., природные катаклизмы – джут и голод в степи, восстания покоренных народов подрывали молодую тюркскую государственность. Совокупность этих причин и привела в 603 г. к разделу Тюркского каганата на два каганата на два самостоятельных – Восточный и Западный (его самоназвание было «он ок эли» - «государство 10 стрел»), с центром последнего в городе Суябе в долине реки Чу (Семиречье). Западнотюркский каганат занимал «древние усуньские земли» - от восточных склонов Каратау до Джунгарии. Он выступил наследником всех завоеваний Тюрского каганата на западе – в оазисах Восточного Туркестана, Средней Азии, степях Казахстана. Восточнотюркский каганат охватывал восточные владения своего предшественника до границ Китая, и центр его был в долине реки Орхон в Монголии.
Оба этих каганата заметно отличались друг от друга. Если в Восточнотюркском каганате преобладала кочевая жизнь, то в Западном – значительная часть населения была оседлой – занималась хлебопашеством, ремеслами и торговлей. Только в Чуйской долине в VI-VIII вв. существовало не менее 18 крупных городов и много более мелких поселений.
Период расцвета Западнотюркского каганата относится ко времени его каганов Шеху (618-619 гг.) и Тон-ябгу (618-630 гг.), возродивших мощь своих предшественников и военной силой раздвинувших пределы своей империи до верховий Аму-Дарьи и Гиндукуша. В 627-628 гг. Тон-ябгу лично принял участие со своими воинами в походе Ираклия – императора Византии на Кавказ. Успешно дела у Тон-ябгу шли и в Средней Азии, где он усилил свою власть от Семиречья на севере до южного Афганистана и северо-западного Пакистана на юге. Укрепил Тон-ябгу личные связи с «сильными мирами сего» в Средней Азии, выдав свою дочь за правителя Самарканда. Увы, история повторялась, и Западнотюркский каганат постигла судьба его предшественника. Итогом междоусобиц было вторжение в Семиречье китайских войск империи Тан в 657 г. и развал государства западных тюрок. Управление каганатом стало осуществляться через китайского ставленника.
2. В 699 г. вождь тюргешей Уч-Элиг устранил ставленника китайского императора в Западнотюркском каганате и установил свою власть. Тюргеши – многочисленное племя, населявшее западную часть каганата Чу-Илийского междуречья и контролировавшее большую часть караванных путей Семиречья. Уч-элиг-каган основал государство Тюргешский каганат (704-756 гг.), главная ставка которого находилась в городе Суяб, а затем была перенесена в Тараз. Тюрегши вели постоянную борьбу с китайцами и арабами, которые стремились установить свое влияние в этом регионе. К этому времени арабы завоевали Иран, Ирак, Сирию, Палестину и, несмотря на сопротивление Западнотюркского каганата, им удалось захватить его южную часть и включить в состав Арабского халифата.
Тюргешский
каганат укрепился при
В середине VIII в. необычайно остро столкнулись интересы китайцев и арабов за свое влияние в этом регионе, что привело к Таласской битве в июле 751 г. на реке Талас, недалеко от Тараза. Несколько дней стояли арабская и китайская армии друг против друга, не решаясь вступить в бой. На пятый день противостояния в тыл китайцам внезапно ударили карлуки, и тогда атаку по всему фронту начали арабы. Танская армия, не выдержав натиска, дрогнула и ее отступление превратилось в паническое бегство. Это сражение имело большое значение, оно надолго положило конец попыткам Китая вмешиваться в дела этого региона, с другой стороны, это усилило влияние здесь арабов. Однако, борьба в этом регионе не затихала до IX в. Лидерство перешло к карлукам, создавшим свое государство в Семиречье в 756 г. на месте Тюргешского государства. Карлуки – это тюркские племена, населявшие территорию между Западным Алтаем и Тарбагатаем. В VIII в., теснимые уйгурами, они переселились в Семиречье. Вожди их носили титул эльтебер, верховный правитель – джабгу, а с 840 г. – каган. В карлукскую конфедерацию входили различные кочевые и полукочевые тюркоязычные племена, а также согдийцы, подвергшиеся тюркизации.
Таким
образом, Караханидская эпоха
Вопросы для самоконтроля: