Лекции по "Истории Казахстана"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 14:54, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Казахстан в эпоху каменного и бронзового века (2 часа)
Предмет и задачи курса.
Каменный век на территории Казахстана (периодизация, основная характеристика).
Казахстан в эпоху бронзы. Возникновение и природа кочевого общества.

Вложенные файлы: 1 файл

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ.doc

— 419.50 Кб (Скачать файл)

    6.      Материалы по истории политического  строя Казахстана. Т.1 Алма-Ата, 1960.

      7.      Бекмаханова Н.Е.  Многонациональное население Казахстана и  Киргизии в эпоху                                                                   

               капитализма. Алма-Ата, 1986.

       8.     Валиханов Ч.Ч. Собрание  сочинений. Т.2, 4. Алма-Ата, 1985. 
 

Тема 10. Казахстан в  период социальных революций и гражданского

противостояния  (1900-1920 гг.) (2 часа) 

  1. Казахстан в период кризиса  Российской империи (начало XX  в.)
  2. Победа Октябрьской революции 1917 г. и установление Советской власти в Казахстане
  3. Иностранная интервенция и гражданская война в крае (1918-1920 гг.)
 

     Цель  лекции заключается в том, чтобы рассмотреть причины  и  сущность кризиса, охватившего Российскую империю на рубеже XIX-XX веков, проявления революционных событий в Казахстане, дать анализ их особенностей и значения.

     Ключевые слова: империализм, монополия, конституционная монархия, двоевластие, кризис традиционного хозяйства, аграрная политика, революция, реакция, Государственная Дума, фракция,  национальный вопрос, Учредительное собрание, Советская власть, диктатура, политическая партия, кадеты, эсеры, меньшевики, большевики, Кирревком, гражданская война, иностранная интервенция, государственная независимость, федерация.

       1.   В начале ХХ века   с особой остротой проявляется кризис Российской империи. Весь мир уже вступил в стадию империализма, появились монополии, а в России сохранялась монархия, превращаясь в тормоз для дальнейшего развития.  В 1861 г. в России было отменено крепостное право (с сохранением крестьянской общины  и привилегий помещиков), в стране не было буржуазной революции. Поэтому в начале ХХ века за короткий срок произошло  три революции

     Революция 1905-1907 гг. в России имела буржуазно-демократический  характер. Ее целью было свержение  царизма, а высшей точкой – вооруженное  восстание в Москве (декабрь 1905 г.). В ходе революции в России была создана Государственная Дума.

     Главной предпосылкой революционных выступлений  в Казахстане была колониальная политика царизма.

     В революции 1905-1907 гг. наиболее активно участвовали железнодорожники, рабочие горнорудной промышленности. Формы борьбы – митинги солидарности с рабочими России, забастовки на предприятиях. Требования бастующих носили, в основном, экономический характер. В ходе революции  возникли профсоюзы.   Самая крупная забастовка – на Успенском руднике продолжалась 2 недели. Был создан стачечный  комитет – «Русско-киргизский союз».                                    

     Политических  партий в Казахстане не было. Но в  декабре  1905 г. представители  интеллигенции  5 областей создали филиал кадетской  партии. А Букейханов был членом  ЦК партии кадетов. Были в Казахстане и представители других российских партий, но их число было незначителььным.

     Уже в декабре  1905 г.  стало ясно, что революция потерпит поражение. Но крестьянское движение в России достигло высшей точки в 1906 г. Премьер-министр царского правительства П.Столыпин попытался «сверху» решить аграрный вопрос.

     После поражения революции начался  период реакции: репрессии против участников революционных событий, «инородцам» было запрещено создавать культурно-просветительные общества, занимать определенные должности в аппарате управления. Царизм лавирует между помещиками и буржуазией. В Ш Государственной  Думе  были  представлены, в основном, имущие классы. В царской думе были и представители Казахстана -  Б. Каратаев,  мулла Кошыгулов

       Первая мировая война, начавшаяся  в 1914 г.,  способствовала углублению  российского кризиса. Война породила  небывалую хозяйственную разруху.  Закрылось около 800 предприятий,  что привело к всеобщей безработице.  В полное расстройство пришла финансовая система. В Казахстане  был введен военный налог, происходили волнения, связанные с нарушением работы транспорта, снабжения продовольствием, инфляцией, выступления против войны. 25 июня 1916 г. был опубликован царский указ о мобилизации на тыловые работы казахов, узбеков, киргизов, что послужило поводом к началу восстанию 1916 г. Восстание охватило весь Казахстан, а в Тургайском очаге продолжалось вплоть до Февральской революции 1917 г.

     Февральская буржуазно-демократическая революция (1917 г.) началась с массовых забастовок рабочих Петрограда. Все политические силы России объединились против царизма, и царь был свергнут. Страна стала более свободной: на основе демократических свобод в Казахстане были созваны Всеказахские съезды, группа казахской интеллигенции получила доступ к управлению краем, были отозваны карательные отряды, началась работа по созданию национальной партии и автономии «Алаш-Орды».

     Все политические партии России хотели созыва Учредительного собрания, но партия большевиков видела свою цель в социалистической революции. Почему большевикам удалось прийти к власти? Временное правительство продолжало  вести войну, не решало аграрный, национальный вопрос. В августе 1917 г. была сделана попытка установления военной диктатуры (заговор Корнилова). Все это способствовало углублению кризиса. Лозунги большевиков привлекали рабочих, солдат, беднейшее крестьянство. На окраинах Российской империи преобладали  докапиталистические отношения, происходила массовая пауперизация населения. Программа большевиков по национальному вопросу, включавшая требования права наций на самоопределение, равноправия наций и языков, областной национальной автономии, находила поддержку у населения  окраин. Октябрьская революция 1917 г. провозгласила установление диктатуры пролетариата. 2 ноября  1917 г. была опубликована «Декларация прав народов России».

       2. В Казахстане Советская власть была установлена в период с октября 1917 по март 1918 г. Формы установления Советской власти – и мирные, и вооруженные, в зависимости от расстановки политических сил, преимущественно мирные. Лишь там, где антиреволюционные силы смогли консолидироваться, произошли вооруженные столкновения. В конце октября 1917 г. началось вооруженное восстание в Ташкенте – центре Сырдарьинской области. В ноябре Советы взяли власть в Чимкенте, Аулие-Ате и Перовске. В декабре – в Кустанае, Тургайском уезде и Акмолинской области. В январе 1918 г. – в Усть-Каменогорске и Павлодаре, в феврале – в Каркаралинске и Семипалатинске. В ночь со 2 на 3 марта 1918 г. произошло вооруженное восстание в г. Верном.   В Уральске, где были сосредоточены силы  казачества,  18-24 марта 1918 г. прошел  областной съезд Советов, но 25 марта Войсковому совету удалось совершить антисоветский переворот, за которым последовала расправа над руководителями Советов.  В Уральске и Оренбурге установление  Советской власти фактически произошло лишь в ходе гражданской войны.

     Создавались новые органы власти, начались экономические  преобразования, национализация крупных  предприятий. Но революционные события разворачивались преимущественно в городах или вдоль железных дорог. Города Казахстана существовали как бы вне традиционного аграрного пространства. В сознании коренного населения  город воспринимался как источник колониальной власти, и после революции мало что изменилось в этом отношении. Даже в городах большевики сталкивались с проблемой привлечения к революции коренного населения.

     Аул  и деревня Казахстана в гораздо  меньшей степени, чем город, были втянуты в революционные процессы. Основной ячейкой социальной организации в ауле оставалась община. Собственность на землю носила коллективный характер. Индивид всецело подчинялся общине, а импульсы извне воспринимались общинным сознанием как угроза устоявшимся порядкам. Община давала определенные социальные гарантии неимущим ее членам. То, что большевиками воспринималась как эксплуатация, в общинном крестьянском сознании воспринималось иначе – как помощь (зерном, инвентарем и т. д.). Эти крайне необходимые услуги оплачивались не только трудом и натурой, но и признательностью, личной зависимостью. Кроме того, в Российской империи сельское население мало зависело от рынка, и натуральное хозяйство обеспечивало крестьянину  определенную безопасность, жизнеспособность в условиях любого кризиса. 

     3.  Уже в конце ноября 1917 г. национально-клерикальные  движения Туркестана («Шура-Ислами», «Шура-Улема»), аппелируя к большевистскому лозунгу о праве наций на самоопределение, предприняли попытку придать краю статус автономии с дальнейшим отделением от Советской России. IV Общемусульманский съезд принял решение об образовании автономного Туркестанского правительства во главе с М.Тынышпаевым (а затем М.Чокаем). Военные силы Кокандской автономии были представлены отрядами басмаческого типа. В начале февраля 1918 г. они были разбиты отрядами  Красной гвардии.

     Партия  «Алаш» провозгласила автономию в декабре 1917 г.

       В марте 1918 г. началась иностранная  военная интервенция против Советской  республики. В мае 1918 г. поднял мятеж чехословацкий корпус, растянувшийся по сибирской железной дороге от Челябинска до Владивостока. Положение Советской республики было сложным: лишь небольшая часть территории осталась под контролем большевиков. Но они создали регулярную армию, ВЧК, в сентябре 1918 г. официально провозгласили введение «красного» террора,  в январе 1919 года ввели продразверстку, строжайшую централизацию промышленности («политика военного коммунизма») и смогли удержаться у власти. В марте 1919 г. часть партии «Алаш»  перешла на сторону Советской власти.

     Весной 1919 г. в армии Колчака насчитывалось  более 400 тысяч человек, что делало ее самой мощной угрозой Советам, а Восточный фронт – важнейшим  фронтом. Колчаковский террор, а также  боязнь крестьян  потерять землю, полученную по большевистским декретам, стали усиливать «красную» ориентацию. В тылу Колчака стало разрастаться партизанское движение, середняк пошел в Красную Армию.

     Людские потери в гражданской войне были огромны: не только прямые, но и косвенные  – вследствие эпидемий, голода, «белого» и «красного» террора. 

     Вопросы для самоконтроля:

  1. Охарактеризовать социальный состав рабочего класса в Казахстане в начале XX в.?  
  2. Какой была расстановка политических сил в Казахстане накануне событий 1917 г.?  
  3. Каковы предпосылки Октябрьской революции?  
  4. Какие цели были у большевиков? 
  5. В чем причины гражданской войны 1918-1920 гг.?

Рекомендуемая литература:

  1. Абдиров М.Ж. Завоевание Казахстана царской Россией. Астана, 2000
  2. История Казахстана: народы и культуры: учебное пособие/ Н.Э. Масанов, Ж.Б., Абылхожин, И.В. Ерофеева, А.Н. Алексеенко, Г.С. Баратова. Алматы, 2001.
  3. Алексеенко Н.В. Население дореволюционного Казахстана. Алма-Ата, 1981.    
  4. Галузо П.Г. Аграрные отношения на юге Казахстана в 1867-1914 гг. Алма-Ата, 1965.
  5. Сулейменов Б. Аграрный вопрос в Казахстане последней трети Х1Х – нач. ХХ вв. Алма-Ата, 1963.
 
 
 

    МОДУЛЬ 4

КАЗАХСТАН В СОСТАВЕ СССР (3 часа лекций)

 

Тема 11. Социально-экономические  преобразования в  Казахстане в 1920-1930-е годы (2 часа).

1.  Образование Казахской   АССР в  1920 г.

2. НЭП и аграрные преобразования 1920-х гг.

3.  Политика коллективизации  в Казахстане.

4.  Политика индустриализации  в Казахстане.

     Цель  лекции:  обеспечить освоение студентами исторических знаний о государственном строительстве и социально-экономических   процессах в Казахстане  в период становления административно-командной системы, развить способности студентов  осмысливать явления действительности, выработать навыки анализа исторического опыта применительно к современности.

     Ключевые  слова: государственное строительство,  КирЦИК,  КирСНК, земельно-водные реформы, продналог, НЭП, хозрасчет, аренда, концессия, трест, сельхозартель, коммуна, ТОЗ, кооперация, тоталитаризм, административно-командная система, однопартийная система, партийный аппарат,  коллективизация, индустриализация, плановая экономика, ударничество и стахановское движение, пятилетка, интернационализм, национализм, репрессии, «белые пятна» в истории.

Информация о работе Лекции по "Истории Казахстана"