Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2015 в 16:07, курс лекций
История как наука.
Основные принципы и методы исторического знания.
1. История (от греч. historia — рассказ о прошедшем, об узнанном) рассматривается в двух значениях: во-первых, как процесс развития природы и человечества, и, во-вторых, как система наук, изучающих прошлое природы и общества. Историческая наука пытается дать целостное видение исторического процесса в единстве всех его характеристик. История как единый процесс эволюции природы и общества изучается совокупностью общественных наук с привлечением данных естественных и технических наук.
В период Античности сформировалось классическое рабство. Физический труд считался уделом невольников, и величайший мыслитель Древней Греции Аристотель теоретически обосновал необходимость этого для самих же рабов – «говорящих орудий труда». Но и рабовладельческая система обеспечила интенсивное развитие экономики региона. В Греции создавались крупные предприятия – эргастерии для изготовления, востребованных на рынке товаров. В Риме были разработаны самые передовые технологии строительства, судостроения, металлургии и т.п. Многие технологии Античности потом были утрачены, и вновь изобретались в 19-20 вв.¸ например, цемент и бетон.
Античная цивилизация активно распространяла свои достижения среди соседних народов. Делалось это не только путём мирного влияния. Греки заложили основы создания колониальных владений. Например, самое варварское торжище – Танаис снабжал метрополию зерном и рабами. А.Македонский в IY в до н.э. создал гигантскую империю на территории стран Востока, доказав многие преимущества западной цивилизации. Крупнейшую империю, включившую районы Европы, Азии и Африки, создал Рим. Однако влияние римлян основывалась не только на военной мощи, но и на умелом хозяйствовании, успешном разрешении местных межплеменных конфликтов. Не случайно один из главных храмов Рима (Пантеон) был построен в честь всех богов народов Римской империи.
Античная цивилизация тоже столкнулась с проблемами сепаратизма, народных восстаний и агрессией соседних государств. Но не только это привело к распаду и крушению государств европейской Древности. Возникали внутренние проблемы социально-психологического характера, которые ослабляли, казалось бы, мощнейшие государства. Как отмечал К.Маркс: «римляне устали от порядка».
Лекция 3.1. Средневековые цивилизации Y – ХY вв.
1) В первые века новой эры Римская цивилизация переживала серьёзный кризис. Возникло противостояние власти и общества. Жесткая регламентация всех сторон жизни, утверждение режима домината – абсолютная власть императора и лишение сената реальной власти. С другой стороны, - рост сепаратизма в провинциях, их фактическое отделение от центра. Другое проявление дезинтеграции - обособление крупных землевладельцев – магнатов. Они не видели необходимости выполнения гражданских обязанностей перед государством. Ведь государство перестало быть поставщиком дешевых рабов, а воинственные племена варваров, казалось, полностью побеждены. На виллах возник институт *колона – раба с хижиной. Таким образом, рабовладельческий строй себя исчерпал. Внутренние противоречия привели к тому, что Римское государство не смогло устоять перед неожиданно возникшей внешней угрозой - *Великим переселением народов. В IY в. гунны с Востока нанесли удар по европейским варварам – готам, славянам и др., а те – начали нападать на центральные римские провинции. В Y в. Рим три раза завоёвывали германские племена, и в 476 г. Западная Римская империя перестала существовать.
На карте Европы возникли десятки варварских королевств. Здесь был полностью преодолён рабовладельческий строй, и утверждалась феодальная формация (по материалистической концепции К.Маркса). В настоящее время историки чаще употребляют термин «Средневековье». Её основные признаки – натуральное хозяйство, приоритет аграрного сектора экономики, упадок городов, ремесел, торговли. Земля делится на феоды (наделы знати) и общинную (крестьянскую). Формируется система централизованной власти на различных уровнях, укрепляется церковная идеология, складывается корпоративная структура общества. Но, несмотря на эту пестроту, начинает формироваться единая западноевропейская цивилизация. Немалую роль в этом сыграла католическая церковь, утверждавшая единые нормы права и морали, мировоззрение, язык межнационального общения (латынь) и культуру.
Характерные преобразования на рубеже YШ – IХ вв., то есть в период расцвета Средневековья, происходил в крупнейшем государстве Европы - Франкском королевстве (империи).при Карле Великом. Он утвердил принципы абсолютизма, распространил систему государственных чиновников (графы и ревизоры), издал сотни указов (капитуляриев). Поддерживал католическую церковь в борьбе с ересями и ввел единый церковный налог, в ответ он получил поддержку церкви (принцип сакрализации). Карл Великий максимально расширил границы страны. Но в целях улучшения управляемости государством, Карл Великий вынужден был опереться на феодалов – им были предоставлены права иммунитетов (административная, судебная, фискальная и военная власть на местах), возрастало значение съездов магнатов. Сложился принцип правового регулирования отношений между феодалами – «вассал моего вассала – не мой вассал». И это, в конечном итоге, привело к ослаблению центральной власти, к возникновению феодального сепаратизма.
Опираясь на поместные войска (рыцарей), феодалы начали вести беспрерывные войны за расширение своих владений, и от этого страдали простые крестьяне-общинники. Это подтолкнуло процесс феодализации- крестьяне вынуждены были заключать договоры о покровительстве (патронат или пекарий) со светским или духовным (монастырь) феодалом. За эту «услугу» крупные землевладельцы потребовали от крестьян своеобразного налога – ренты (отработочной, натуральной, денежной).Так утверждалась система крепостного права, которая в Западной Европе была не такой жестокой и продолжительной как в России.
Помимо светских институтов власти в Средневековой Европе укреплялась власть католической церкви(Римского папы и клира). Духовенство заявило о приоритете его власти перед светской – так как церковь «ближе к Богу». Нередко на этой почве возникали конфликты. В ХI в. достигли остроты отношения германского императора Генриха IY и папы Григория YП (император был вынужден покаяться в Каноссе). В ХIY в. французский король Филипп IY сумел добиться Авиньонского пленения Римского папы Бонифация YШ. Силы светской и церковной властей были примерно равны.
Ещё одной влиятельной политической и экономической силой Средневековья становились города, начиная с Х – ХI вв. Горожане стремились стать коллективными вассалами короля и избавиться от опеки более мелких феодалов. При этом они наращивали производство промышленных изделий, подрывая в итоге систему натурального хозяйства и даже крепостного права.
Таким образом, в Средневековой Западной Европе возник своеобразный баланс сил и интересов различных социально-экономических сил. Несмотря на острые столкновения с применением оружия, эти конфликты имели и важное мирное разрешение. В 1265 г. в Англии был создан Парламент, в 1302 г. – его аналог – Генеральные штаты во Франции. Это были сословно-представительные органы власти, которые защищали интересы различных социальных слоёв. В конечном итоге в Средневековой Западной Европе начали формироваться элементы гражданского общества – органы местного самоуправления, общегосударственные законодательные институты, разрабатывались законы, регулировавшие все стороны жизни общества. И хотя система деления общества на три неравноправные сословия (феодалы, духовенство и простолюдины, включая городских патрициев) сохранялось ещё несколько веков, тоталитаризм, аналогичный российскому, там не доминировал
2) Средневековье в регионе Ближнего Востока имело свои особенности – главное это преобладание государственной собственности на землю, зависимость крестьян-общинников от государства, а не от землевладельцев, использование рабского труда, централизованный политический режим и слабость общественного самоуправления. Однако в каждой стране были свои особые черты.
Византия возникла в 395 г. в результате разделения Римской империи на Западную (Рим) и Восточную (столица Константинополь). В течение 1000 лет Византия являлась крупнейшим и могущественным христианским государством на Востоке. Причины этого: развитая экономика (крупные города – центры ремесел и торговли), эволюционность социально-политических преобразований (без серьезного вмешательства варваров, с сохранением рабства и расширения числа крестьян-общинников), этнокультурное сплочение различных народов со времен Античности, сильная власть императора (но официально от избирался народом) и наличие общественного самоуправления(Димы, синклит), разработанность законов на основе римского права, единая церковная структура, искусство дипломатии во взаимоотношениях с соседними странами и народами. Например, Византия могла врагов сделать союзниками – распространение христианства на Руси, расселение на Балканах болгар т.п.
Вершины могущества Византия достигла в середине YI в. при императоре Юстиниане, это – расширение территории (Малая Азия, Палестина, Египет, Греция, Крым и др.),принятие кодексов (законов), подавление восстаний и ересей, масштабное строительство крепостей, дорог и храмов. Но в дальнейшем Византия переживала всё возрастающий натиск воинственных соседей – персов, арабов, турок. Это приводило к обострению внутренних социально-экономических конфликтов и внешнеполитическим просчётам. В ходе проведения военной реформы к. 8 века были созданы территориальные войска и земля предоставлялась стратиотам и стратигам как своеобразная оплата. Однако в дальнейшем это привело не к укреплению армии, а к возникновению византийского варианта феодально-крепостной системы, и даже к феодальному сепаратизму.
Попытки византийского руководства опереться на внешнюю помощь в борьбе с врагами привело к тому, что крестоносцы (рыцари Западной Европы) в 1202 г.захватили Константинополь и создали свою Латинскую империю. Неприязнь византийского населения к европейским «защитникам» привела к тому, что в 1453 г. многие сочли лучшим турецкое владычество. И Константинополь пал. Однако влияние рухнувшей империи остальной мир продолжалось – архитекторы, художники, писатели, ремесленники всех специальностей способствовали подъёму хозяйства и культуры многих европейских стран и России. В нашей стране не только соединились в брачном союзе две династии – Рюриковичей и Палеологов, но в качестве государственного был принят византийский герб – двуглавый орёл.
Арабы издревле проживали на Аравийском полуострове и вели не характерный для других народов Азии образ жизни. Здесь, в силу природных особенностей (пустыни и морского побережье) сложился интенсивный тип экономики, получило развитие мореходство и торговля. Однако скудность ресурсов и разорение региона войной между Эфиопией и Персией в начале YI в. привели арабов к идее расширения жизненного пространства.
Средством объединения разноплеменного населения стал ислам, проповедником которого в начале 7 в. был пророк Мухаммед. В результате возник Арабский халифат –государство с теократической формой правления. В течение нескольких десятилетий арабы мусульмане захватили обширные территории в Африке, на Ближнем и Среднем Востоке и даже юг Испании. Причина успешности экспансии – не только фанатизм воинственных арабов, но развитость их финансово-экономической системы, распространение ислама как религии справедливости и высокой нравственности.
В начале арабы создали типичную для Востока экономику –земля принадлежала государству (халифу) и передавалась в условное держание чиновникам. Но это обернулось формированием наследственного землевладения, феодальным сепаратизмом. Таким образом, арабо-мусульманская цивилизация, имевшая существенные отличия от других Средневековых стран, в конечном итоге пошла общим путём развития. Средневековье в любой точке планеты имело общие черты – обособление крупных землевладений (феодов) и создание сословного неравенства граждан.
Лекция 3.2-3. Становление Древнерусского государства в IХ – ХY вв. Формирование Российского централизованного государства в ХY – ХYП вв.
1 период - 2-я пол. IX- 30-е гг. XIII вв. Киевская Русь.
2 период - 2-я пол. XIII – XV вв. Феодальная раздробленность, монголо-татарское нашествие.
3 период - XVI-XVII вв. Московское государство.
Для 1 периода характерно: Собирание восточно-славянских земель, образование Киевского государства во 2-й половине IX в. после объединения Новгорода и Киева («норманская» теория Байера и Миллера и ее противники). Первые князья (Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир, Ярослав, Ярославичи, Владимир Мономах). Политическое устройство Киевской Руси - феодальная монархия в сочетании с вече – народным собранием, воплощающим демократическое начало. Социально-экономическое развитие: натуральное хозяйство, подсечно-огневое и переложное земледелие, промыслы, ремесленничество, большое количество городов как хозяйственных, религиозных, и культурных центров. Освоение новых земель в процессе колонизации, ее основное направление – северо-восточные земли. Большая роль государства, верховный феодал – великий князь и в его лице весь княжеский род («вотчина»). Вассалитет на основе не столько условного землевладения (за службу), сколько на основе подчинения младших князей старшим. Население - люди (отсюда - «полюдье» как вид дани, а также «повоз») различной степени зависимости: смерды, закупы, рядовичи, холопы. Первый свод законов - «Русская правда» (1-я половина XI в.), регулирующий социально-правовые отношения
2-й период характеризуется феодальной раздробленностью, ее предпосылки – господство натурального хозяйства, позволяющего вести относительно самостоятельное экономическое существование каждому княжеству, стремление князей закрепить удел. Но связующими элементами в условиях раздробленности являлись: единство правовых норм «Русской правды», язык, религия. Крупнейшие княжества: Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Киевское, Новгородская земля.
Русские земли в XIII веке - между Ордой и Литвой. Борьба с татарами и крестоносцами. 1223 – битва на Калке, первое неудачное столкновение с монголо-татарами, 1237-38 гг. – поход Батыя на Северо-Восточную Русь, 1239-1241гг. – разгром моноголо-татарами Южной Руси (Чернигов, Киев), установление зависимости русских земель от монголо-татар, проявлявшейся, прежде всего, в выплате дани и получении князьями ярлыка на княжение.
1240 г.– Невская битва со шведами, 1242 г. – победа в Ледовом побоище под предводительством Александра Невского.
Начало объединения земель вокруг Москвы (нач. XIV в.), причины возвышения – геополитическое положение, политика Московских князей (Даниила Александровича, Ивана Калиты). 1380 – Куликовская битва (Дмитрий Донской), 1480 – Стояние на Угре (Иван III) – ликвидация монголо-татарского ига. Укрепление централизации государства при Иване III закреплено принятием двуглавого орла в качестве герба, Судебника 1497 г., где введено правило «Юрьева дня», означавшего складывание крепостного права.