Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2015 в 16:07, курс лекций
История как наука.
Основные принципы и методы исторического знания.
1. История (от греч. historia — рассказ о прошедшем, об узнанном) рассматривается в двух значениях: во-первых, как процесс развития природы и человечества, и, во-вторых, как система наук, изучающих прошлое природы и общества. Историческая наука пытается дать целостное видение исторического процесса в единстве всех его характеристик. История как единый процесс эволюции природы и общества изучается совокупностью общественных наук с привлечением данных естественных и технических наук.
С достижением во 2-й половине 20-х гг. основных целей НЭПа, начинается его постепенное свертывание и переход к форсированной индустриализации с целью обеспечения обороноспособности страны, в первую очередь развития тяжелой промышленности. Курс на индустриализацию был провозглашен в декабре 1925 г. на XIV съезде партии, осуществлялся на основе пятилетних планов (с 1928 г.). Высокие темпы их реализации, благодаря чему были построены Ростсельмаш, Турксиб, Днепрогэс и др., обеспечивались за счет максимального напряжения сил, трудового энтузиазма, идеологической пропаганды строительства «светлого будущего», «перекачки» средств из аграрного сектора в индустриальный. На это же была нацелена политика коллективизации, включавшей создание коллективных хозяйств, обобществление средств производства, ликвидацию кулацких хозяйств.
В ходе внутрипартийной борьбы 20-х гг., ликвидации идейной оппозиции происходит установление тоталитарного режима, проявлением которого уже в 30-е гг. стал режим личной власти И. Сталина, создание однопартийной системы, массовые репрессии как инструмент управления обществом, поиск «врагов народа», на происки которых списывались просчеты и ошибки руководства (Шахтинское дело 1928 г., московские процессы 1936-38 гг.).
4) Внешняя политика Советской России, а с 1922 г. – СССР, была направлена в 20-е гг. в первую очередь на преодоление политической изоляции страны. Начало дипломатическому признанию советского государства было положено на Генуэзской конференции заключением Раппальского договора с Германией в 1922 г. В 30-е гг. основная задача внешней политики – борьба за создание системы коллективной безопасности в связи с нарастанием угрозы фашизма, вступление в Лигу Наций (1934 г.), заключение договоров с Францией и Чехословакией (1935 г.). Но политика «умиротворения» западных держав в отношении Германии вынудила советское руководство пойти на сближение с Германий. Заключение договора о ненападении (пакт Молотова-Риббентропа) в августе 1939 г. позволило отсрочить неизбежную войну.
Победа в Великой Отечественной войне 1941-45 гг. была достигнута ценой колоссального напряжения сил народа, огромных жертв и невосполнимых потерь, потребовала перестройки всей социально-экономической жизни для обеспечения нужд армии.
Послевоенное восстановление хозяйства происходило по пути возврата к довоенной модели социально-экономического развития, базировавшейся на приоритетном развитии тяжелой промышленности, достижении высоких темпов индустриализации за счет сокращения производства товаров широкого потребления. В политической жизни страны наступает новый виток репрессий («Ленинградское дело», «дело врачей»).
Лекция 5.4. Попытки либерализации социализма в СССР и его крушение. 1953 - 1991 гг.
1) Основные этапы:
1) сер. 50-х – сер. 60-х гг. «Хрущевская оттепель» - попытка демократизации общественно-политической жизни. XX съезд партии (1956 г), разоблачение культа личности Сталина, начало десталинизации, укрепление международных связей (Московский кинофестиваль, с 1958 г. открывается Международный конкурс исполнителей им. Чайковского). Попытки социально-экономических реформ:
Однако непоследовательность и непродуманность реформ, противоречивая внутренняя и внешняя политика, несмотря на успехи в освоении космоса (запуск первого искусственного спутника Земли – 1957 г., полет первого человека – 1961 г.) привели к усилению недовольства политикой Н.С. Хрущева и его отстранению от власти в 1964 г.
2) сер. 1960-х – сер. 80-х гг. – эпоха «застоя»:
3) сер. 80-х-нач. 90-х гг. – «перестройка»: последняя попытка модернизировать социально-экономическое развитие страны, не меняя социалистической основы. В рамках политики «перестройки» были разрешены индивидуальная трудовая деятельность, создание кооперативов, широкие права предоставлялись предприятиям, развивался негосударственный сектор в экономике. Однако темпы роста производства сократились, происходил рост дефицита товаров, увеличивалась безработица. Политическая составляющая политики перестройки – гласность, демократизация страны, складывание многопартийной системы привели к ослаблению центральной власти, усилению сепаратистских настроений, «параду суверенитетов» и окончательному распаду СССР в декабре 1991 г.
Внешняя политика СССР в послевоенный период была противоречивой, в основном определялась противостоянием с США как соперничество двух систем – капиталистической и социалистической. Это противостояние получило название «холодная война», начало было положено речью У. Черчилля в 1946 г. в Фултоне о «коммунистической угрозе». Базировалось на «балансе сил» - обладании оружием, в первую очередь, ядерным. Одной из форм «холодной войны» стало создание военно-политических блоков: Североатлантического союза (НАТО, 1949 г.) и Организации Варшавского договора (ОВД, 1955 г.).
В сер.50-60-х гг. намечается либерализация внешнеполитического курса, исходящая из установки, сформулированной на XX съезде о необходимости мирного сосуществования государств с различным государственным строем и многовариантности путей построения социализма. Однако противоречия и невозможность урегулировать многие вопросы привела к обострению отношений с США в 1962 г. – «Карибский кризис».
1970-е гг. –
идеологизация внешней
В сер. 80-х гг. М. Горбачева сформулировал концепцию нового политического мышления:
Эти принципы способствовали нормализации отношений со странами Запада, разоружению, налаживанию и расширению политических, экономических, культурных связей. Однако наряду с интенсификацией международных контактов произошло ослабление влияние на страны социалистического лагеря, вследствие чего активизировалась борьба за демократизацию и свободы человека, что привело к падению социалистических режимов в странах Восточной Европы.
Таким образом, завершение советской эпохи сопровождалось перестройкой международных отношений, означавших окончание «холодной войны».
2) КУЛЬТУРА СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ
История культуры советского периода достаточно сложна, полна противоречивых тенденций и явлений. В ее развитии довольно отчетливо прослеживаются этапы, связанные с динамикой изменений общественно-политической ситуации. Следует отметить, что культура советской эпохи и советская культура – явления не тождественные. Культура советской эпохи многогранна и многопланова, она не сводится к прославлению «идеального настоящего» и «светлого будущего», к восхвалению вождей. В ней выделяется официальная, «разрешенная» и противостоящая ей «запрещенная», нелегальная культура, культура русского зарубежья и существующая «подпольно» культура «андеграунда».
Существенные перемены в сфере культуры проявились сразу после событий октября 1917 г. Характер и направление этих изменений определялись установками на создание новой, социалистической культуры, которая должна была стать важным элементом в деле построения социалистического общества. В первые послереволюционные годы одной из важнейших задач в области культуры стало преодоление культурной отсталости населения, развитие новых художественных тенденций. Наиболее радикально настроенные представители нового искусства призывали к разрушению «буржуазной» культуры, отбрасыванию всякого «старья». Известность получило движение Пролеткульта (пролетарская культура) – литературно-художественной организации, основной целью которой стало создание пролетарской культуры, противопоставляя ее всей предшествующей художественной культуре.
В годы НЭПа в развитии культуры наметились новые тенденции, связанные с некоторой либерализацией общественной жизни. Многообразие форм социально-экономического развития 20-х годов сопровождалось творческим плюрализмом, возникновением различных объединений – научных, художественных, культурно-просветительских. На эти годы падает «отблеск» «серебряного века», продолжаются творческие искания в новых условиях многих крупнейших представителей предшествующего периода, пытавшихся осмыслить в своем творчестве происшедшие события. Идея преобразования мира и человека средствами искусства нашла отражение в творчестве литературной группы ЛЕФ («Левый фронт искусства» - В. Маяковский, Д. Бурлюк, Н. Асеев), театральных постановках В. Мейерхольда, фильмах С. Эйзенштейна, Г. Козинцева и др. Изобразительное искусство представлено работами групп ОСТ (Общество художников-станковистов – А. Дейнека, Ю. Пименов), ОМХ (Общество московских художников – И. Грабарь, Р. Фальк, А. Лентулов), «Четыре искусства» (К. Петров-Водкин, П. Кузнецов, М. Сарьян, В. Мухина). Наряду с отражением современной действительности многие деятели искусства обращались к историческому прошлому России, в том числе и недавнему – тема революции и гражданской войны (роман «Белая гвардия», пьеса «Бег» М. Булгакова).
В конце 20-х – начале 30-х гг. усиливается контроль со стороны государственной власти за развитием духовной культуры общества. Это приводит к свертыванию творческого плюрализма, упразднению художественных группировок, созданию единых творческих союзов (Союз советских писателей, Союз композиторов и т.п.), с возникновением которых относительная свобода художественного творчества ликвидировалась. Главным творческим методом стал социалистический реализм, основным принципом которого являлась партийность, социалистическая идейность, что на практике вело к подчинению литературы и искусства принципам идеологии и политики. Регламентация художественного творчества сдерживала, но не остановила развитие литературы, живописи, музыки, театра, кино. Вместе с тем искусству этого периода свойственна идеализация, приукрашивание действительности в соответствии с идеологическими установками, оно выступало средством манипулирования общественным сознанием, орудием классового воспитания. Использование технических средств (радио, кино) способствовало распространению достижений культуры, делая их доступными широким слоям населения, но одновременно способствовало формированию массовой культуры.
В годы войны культура стала
средством интеграции, способствующим
сплочению общества в единое целое на
основе мощного подъема патриотических
чувств. В условиях общей борьбы с внешним
врагом противоречия внутреннего развития
отступают на второй план. Искусство стало
выражением воли к победе, созданию выдающихся
произведений художественной культуры
способствовало некоторое ослабление
административно-
Но уже в первые послевоенные годы снова происходит усиление вмешательства партийно-государственного аппарата в культурную жизнь общества. Конец 40-х гг. ознаменован рядом идеологических кампаний, направленных против тех представителей творческой и научной интеллигенции, работы которых были признаны не соответствующими отражению социалистической действительности. В пропаганде буржуазной идеологии, «преклонении перед всем западным», аполитичности, формализме были обвинены М. Зощенко, А. Ахматова, С. Эйзенштейн, Д. Шостакович, С. Прокофьев и многие другие.
Тенденции либерализации общественно-политической жизни, наметившиеся во второй половине 50-х – начале 60-х гг., дали мощный импульс для развития художественной культуры. «Оттепель» хрущевской поры стала началом духовного обновления, временем осмысления событий предшествующих лет. В искусство входит тема репрессий, начало которой положила повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Происходит реабилитация многих деятелей науки и культуры, печатаются и исполняются ранее запрещенные, находившиеся долгие годы в забвении произведения отечественных и зарубежных авторов. Активизируются международные культурные связи – в Москве проходят международные конкурсы, фестивали. Открываются новые театры («Современник»), художественные выставки, издаются журналы («Новый мир»). Однако противоречивая позиция руководства страны, стремление ограничить свободу творчества идеологическими рамками привели к конфликту между властью и интеллигенцией, проявлением которого стало диссидентское движение. Деятели культуры (А. Сахаров, П. Григоренко, Л. Чуковская) выступали с требованиями сохранения свободы слова, творчества, соблюдения прав человека. Власть отвечала усилением контроля, преследованием инакомыслия, (гонения на Б. Пастернака, процессы над писателями Ю. Даниэлем и А. Синявским, суд над поэтом И. Бродским). Особенно эти противоречия углубились в 70-х – начале 80-х гг., характеризующиеся нарастанием кризисных явлений во всех сферах общественной жизни.