Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 13:53, курсовая работа
Цель работы заключается в выявлении места «псковского вора» в период Смуты в оценках отечественной исторической науки, особенностей фигуры Лжедмитрия III на фоне его времени, а так же отношения к нему современников.
В настоящей работе поднимаются такие проблемы, как:
- движение «псковского вора» в отечественной историографии на дореволюционном и современном этапе.
- проблема самозванческой легенды Лжедмитрия III, его несоответствие предшествующим самозванцам как по внешности, так и по личным качествам.
- сопоставление «псковского вора» с предшественниками в контексте эсхатологических представлений современников о появлении самозванцев.
Введение 2
Глава I. Движение Лжедмитрия III в оценках 5
отечественной историографии.
§ 1. Дореволюционный этап. -
§ 2. Современный этап. 7
Глава II. Лжедмитрий III в восприятии современников. 11
§ 1. Самозванческая легенда и «псковский вор». 12
§ 2. Эсхатология Лжедмитриев: «дьяволы» и «дьяволенок». 14
§ 3. Лжедмитрий III и освободительное движение: 18
политика и авантюра.
Заключение 21
Источники и литература 22
Первоначально в лице Лжедмитрия III казачество видело предводителя и возможность нового грабежа – соответственно, у легенды были все шансы на выживание, т.к. подлинность «царевича» на тот момент играла весьма малую роль. С оседанием же в Пскове, по мере того, как становилось ясно, что лидерские и полководческие таланты «псковского вора» сильно уступают его предшественникам, настроение в окружении Сидорки менялось.
На фоне освободительного подъема движение Лжедмитрия III выглядит еще более невзрачным. Как уже было упомянуто выше, к появлению Сидорки легенда о царевиче Дмитрии уже изживала себя: имя самого Дмитрия уже не вызывало прежних надежд, а напротив ассоциировалось разве что с чередой «чудесных воскрешений» и бедами Смутного времени. В это же время призывы Второго ополчения звучали намного оптимистичнее и понятней: освобождение Москвы, прекращение интервенции, созыв Земского собора. В своих грамотах Пожарский открыто заявлял: «… А на государство не похотим, ни литовского короля, ни Маринки с сыном, ни того вора, что стоит под Псковом.51"
Как воспринимали Сидорку современники, принадлежащие к разным социальным группам, и кем он являлся на самом деле – вопрос спорный до сих пор. Городскому населению северских земель приписывают представление о нем как об очень кстати пришедшемся защитнике-самозванце, казачеству, соответственно, «воровские» интересы. Позиция власти весьма трудно идентифицируется – скорее всего на фоне национального подъема и борьбы с интервенцией «вор» в Пскове оставался для Москвы всего лишь одной из насущных проблем в ходе Смуты.
В самой Псковской летописи не упоминается даже имени Лжедмитрия III; не называют его и самозванцем, лишь отмечают, что «Того же году марта въ 23 день в Великую суботу проявився последнеи воръ из Новагорода, назвався царевичемъ Димитриемъ.»52 Далее он упоминается в тексте не иначе как «вор»; более того, не осталось запечатленным в тексте недолгое правление Сидорки: «Декабря въ 4 день проиде сквозь Немецъ воръ во Псков» и «Марта… въ 18 день большои воръ выбежал изо Пскова»53. Подробнее действия «вора» в период между этими датами описывает П. Петрей, однако в настоящее время его сведения считаются весьма сомнительными. К примеру, учиненные, по его словам, непотребства и обиды псковичам от «вора» на деле могли быть сильно преувеличены, т. к. в городе, обладающем сильной посадской верхушкой и воеводством устроить подобное было очень затруднительно.
Таким образом, хотя Лжедмитрий III «продлил» своим появлением на политической арене Смуту в России начала XVII, едва ли справедливо считать тому причиной его выдающиеся личные качества или таланты. Современники таковых за «псковским вором» не замечают, поэтому мы считаем наиболее правильным соотнести его неожиданно весомую роль на завершающем этапе Смуты к выгодно сложившейся на тот момент обстановке в стране. Однако даже при всей выгоде момента для появления, «вор» Сидорка вряд ли мог придать своему выступлению серьезный размах, не обладая качествами лидера и полководца.
Заключение.
Движение Лжедмитрия III является одной из уникальных вех в истории Смутного времени в России в начале XVII века. Неожиданно «воскреснув» в третий раз «царевич Дмитрий Иванович» внес своим появлением раскол в зарождающееся земское освободительное движение, тем самым, по мнению некоторых историков, «продлив» гражданскую войну в России еще на полгода.
Во введении нами были заявлены четыре основные проблемы, подлежавшие изучению: движение «псковского вора» в оценках отечественной историографии, самозванческая легенда Лжедмитрия III, эсхатология в представлениях современников о самозванце и социальные группы, связанные с историей Лжедмитрия III и их к нему отношение.
В настоящей
работе мы провели краткий
Источники и литература.
1 Псковские летописи. Выпуск второй. / под ред. А. Н. Насонова. М., 1955
2 Житие царевича Димитрия Угличского // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 14
3 Иное сказание // Смута в Московском государстве. Россия начала XVII столетия в записках современников. М., 1989
4 Плач о пленении и конечном разорении Московского государства // Русская историческая библиотека (РИБ). Т. 13. СПб., 1891
5 Палицын Авраамий. Сказание. М.; Л., 1955
6 Катырев-Ростовский И.М., князь. Повесть книги сея от прежних лет. СПб., 1891
7 Хворостинин И.А., князь. Словеса дней и царей и святителей Московских // Памятники литературы Древней Руси. Кон. XVI – нач. XVII вв. М., 1987
8 Хронограф 2-й редакции 1617 г. // Библиотека литературы Древней Руси. Кон. XVI – нач. XVII вв. Т. 14. М., 2006
9 «Временник» Ивана Тимофеева. / Подг. текста, пер. и коммент. О.А. Держави-ной. М.; Л., 1951
10 «Извет» Варлаама // Памятники истории Смутного времени / Под ред. А.И. Яковлева. М., 1909
11 Сказание о Гришке Отрепьеве. // Исторический лексикон. XVII в. - М., 2005
12 Петрей Петр. История о великом княжестве Московском // О начале войн и смут в Московии. – М., 1997
13 Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Кн.4,Т.7–8 / Отв.ред.: Иванов Н.А. — М.: Голос, 1994
14 Костомаров Н. И. Смутное время Московского государства в начале XVII столетия. Т.2. СПб., 1868
15 Платонов С. Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв.: 2 изд. СПб., 1901
16 Любомиров П. Г. Очерк истории нижегородского ополчения. 1611-1613 гг. Петроград., 1917
17 Аракчеев В.А. Смутное время и Псковская земля (1608–1612 гг.)// Псков: Историко-краеведческий журнал. Псков, 2003. № 18
18 Сказание о Гришке Отрепьеве. // Исторический лексикон. XVII в. - М., 2005.
Скрынников Р. Г. 1612 год. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.
Скрынников Р. Г. Минин и Пожарский: хроника Смутного времени.// Жизнь замечательных людей. М., 1981.
Скрынников Р. Г. Самозванцы в России начала XVII века. Григорий Отрепьев. – Новосибирск: Наука. Спб. отд-ние, 1990.
Скрынников Р. Г. Три Лжедмитрия. М., 2003.
19 Рабинович Я. Н. Гдов в Смутное время (1604–1621 гг.). Новгород, 2011
20 Чистов К. В. Русские народные социально-утопические легенды. М., 1967
21 Успенский Б.А. Избранные труды. Т.1. Семиотика истории. Семиотика культуры. М., 1994
22 Антонов Д. И. Самосознание русского книжника в эпоху Смуты.//дисс. М., 2006
23 Седов П. В. Лжедмитрий III. // Вопросы истории Европейского Севера: сборник науч. статей. Петрозаводск., 1993
24 Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Кн.4,Т.7–8 / Отв.ред.: Иванов Н.А. — М.: Голос, 1994
25 Костомаров Н. И. Смутное время Московского государства в начале XVII столетия. Т.2. СПб., 1868
26 Платонов С. Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв.: 2 изд. СПб., 1901
27 Скрынников Р. Г. Три Лжедмитрия. М., 2003
28 Аракчеев В.А. Смутное время и Псковская земля (1608–1612 гг.)// Псков: Историко-краеведческий журнал. Псков, 2003. № 18
29 Седов П. В. Лжедмитрий III. // Вопросы истории Европейского Севера: сборник науч. статей. Петрозаводск., 1993
30 Рабинович Я. Н. Гдов в Смутное время (1604–1621 гг.). Новгород, 2011
31 Успенский Б.А. Избранные труды. Т.1. Семиотика истории. Семиотика культуры. - с. 78
32 Антонов Д. И. Самосознание русского книжника в эпоху Смуты.//дисс. – с. 104
33 «Извет» Варлаама // Памятники истории Смутного времени / Под ред. А.И. Яковлева. М., 1909
34 Житие царевича Димитрия Угличского // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 14
35 Иное сказание // Смута в Московском государстве. Россия начала XVII столетия в записках современников. М., 1989
36 «Временник» Ивана Тимофеева / Памятники литературы Древней Руси. Кон. XVI – нач. XVII вв.
37 Катырев-Ростовский И.М.,князь. Повесть книги сея от прежних лет. СПб., 1891
38 Сказание о Гришке Отрепьеве. // Исторический лексикон. XVII в. - М., 2005
39 Хворостинин И.А., князь. Словеса дней и царей и святителей Московских // Памятники литературы Древней Руси. Кон. XVI – нач. XVII вв. М., 1987
40 Хронограф 2-й редакции 1617 г. // Библиотека литературы Древней Руси. Кон. XVI – нач. XVII вв. Т. 14. М., 2006
41 Плач о пленении и конечном разорении Московского государства // Русская историческая библиотека (РИБ). Т. 13. СПб., 1891
42 «Извет» Варлаама // Памятники истории Смутного времени. - с. 40–43
43 Иное сказание // Смута в Московском государстве. Россия начала XVII столетия в записках современников. М., 1989
44 «Временник» Ивана Тимофеева / Памятники литературы Древней Руси. Кон. XVI – нач. XVII вв. - с. 84
45 Хронограф 2-й редакции. - с. 536
46 Там же.
47 Там же. – с. 354
48 «Временник» Ивана Тимофеева. - с. 86
49 Петрей Петр. История о великом княжестве Московском // О начале войн и смут в Московии. – М., 1997
50 Седов П. В. Лжедмитрий III. // Вопросы истории Европейского Севера: сборник науч. статей. Петрозаводск., 1993.
51 Скрынников Р. Г. Минин и Пожарский: хроника Смутного времени.// Жизнь замечательных людей. М., 1981
52 Псковские летописи. Выпуск второй. / под ред. А. Н. Насонова. – с. 275
53 Там же. – с. 276
Информация о работе Лжедмитрий III в восприятии современников